Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Понятие государственного регулирования экономики



Содержание

Введение 3

1.Понятие государственного регулирования экономики 4

2.Понятие правого регулирования экономики 9

3. Правовое регулирование экономики в Российской Федерации

Федерации 12

Заключение 15

Список использованной литературы 16

 


Введение

 

К числу проблем, практически никогда не утрачивающих своей исследовательской актуальности в различных отраслях научных знаний, справедливо относятся процессы и тенденции экономического развития общества, проблемы повышения эффективности государственного правого воздействия на экономику.

Именно поэтому в последние годы в российской науке исследовательский интерес к вопросам, связанным с правовым регулированием экономики, заметно возрос, актуализировав тем самым соответствующую проблематику.

Сказанное свидетельствует об актуальности темы.

Степень разработанности данной работы:теоретическую базу настоящей работы составили работы Мамедова О.Ю., Булатова А.С., Борисова Е.Ф. и др.

Цельработы – изучить правовое регулирование экономики.

В соответствии с целью курсовой работы необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть понятие правого регулирования экономики;

- охарактеризовать экономическую роль правового государства;

- раскрыть основы правового регулирования экономики в Российской Федерации;

- изучить правовое регулирование различных сфер экономики в Российской Федерации

Предметом исследования, являются теоретические суждения о правовом регулировании экономики.

Объект исследования – государственное регулирование экономики.

Методологическую основу исследования составили метод системного анализа, формальной логики.

 

Понятие государственного регулирования экономики

 

Государственное регулирование - одна из основных форм участия государства в экономической жизни, состоящая в его прямом или косвенном воздействии на распределение ресурсов и формирование пропорций. Является составным элементом системы экономического регулирования современного хозяйства наряду с корпоративным и рыночным регулированием. Усложнением системы экономического регулирования в целом и государственного регулирования в частности ссопровождается мировой трансформационный процесс. В странах со смешанной экономикой осуществляется диверсификация форм и методов государственного регулирования. В их современном арсенале можно выделить административное и правовое регулирование, прямое и косвенное экономическое регулирование.

Как минимум, тремя причинами обусловлено активное участие государства в экономической жизни.

Во-первых, этого требует основная движущая сила рыночного механизма конкуренция. Монополизирование экономики является прямым следствием развития этой рыночной категории. В свою очередь, развитие монополий подрывает конкурентное начало рыночной экономики, ведет к снижению эффективности общественного производства, отрицательно сказывается на решении макроэкономических проблем. На определенном этапе развития капитализма монополистический капитал начинает сращиваться с государственной системой управления с целью реализации своих экономических интересов. Поэтому задача по пресечению всесилия монополий перерастает в общенациональную и даже общечеловеческую. Законодательная и иная антимонополистическая деятельность государства должна быть противопоставлена монополизации рынка.

Антимонополистическое законодательство направлено на поддержание такой структуры производства, которая позволяла бы ему оставаться конкурентоспособной. Расчеты показали, что одна компания не должна производить более 40% того или иного вида продукции. Предусмотрены ограничения на долю акций других компаний, которыми может владеть крупная корпорация. Законодательство должно запрещать всякий сговор по искусственному поддержанию цен, не соответствующему реальному соотношению между спросом и предложением.

Правовая защита производителей и потребителей является другим аспектом антимонопольной политики государства и поддержания работоспособности рыночного механизма. Прежде всего, должно быть обеспечено право собственности и экономической самостоятельности. Собственник, не уверенный в неприкосновенности своей собственности, будет опасаться ее отчуждения и не сможет в полную силу использовать материальный и творческий потенциал.

Во-вторых. Всегда существовали такие виды производства, развитие которых невозможно в рамках рыночного механизма. Это убыточные производства или производства с длительным сроком окупаемости капитала, высокой степенью стандартизации, высокой степенью риска, функционирующие в интересах всех членов общества. Без этих производств общество не может обойтись, а их результаты нельзя оценивать с позиции немедленного экономического эффекта: фундаментальная наука, охрана правопорядка, поддержание обороноспособности страны, организация образования, содержание нетрудоспособных, создание и поддержание нормального функционирования общеэкономической структуры (денежное обращение, таможенный контроль и др.), здравоохранение.

В-третьих. Есть причины, вытекающие из ограниченных возможностей рыночных саморегуляторов: поддержание занятости населения на необходимом уровне, обеспечение равновесия в экономической системе, разработка теории общественного выбора и принципов рационального экономического поведения, правовое обеспечение функционирования рыночного механизма.

Изначально государственное воздействие на экономику в условиях рынка может быть представлено целенаправленной системой мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, реализуемой соответствующими государственными органами в целях обеспечения наилучших результатов экономического и социального развития общества и предотвращения (снижения риска) негативных последствий деятельности отдельных экономических субъектов или блоков экономической системы.

Присутствие государственного вмешательства желательно и даже обязательно для обеспечения экономической и социальной стабильности в обществе и адаптации существующей социально-экономической системы к постоянно меняющимся условиям ее функционирования.

Невозможно решение каждой из проблем развития социально-экономической системы без участия региональных, местных органов власти, общегосударственных. Отсюда следует, что существует объективная необходимость в применении системы целенаправленных государственных мер для их решения.

По мере социального и экономического развития появляется объективная возможность осуществления мер государственного регулирования экономики. Прежде всего, вертикальная и горизонтальная интеграция в экономике, все возрастающая концентрация производства и капитала, делает возможным это регулирование.

Формы воздействия на рынок, экономические объекты государственного вмешательства, его масштаб и глубина диктуются степенью экономического и общественно-политического развития страны, региона, остротой противоречий социального и экономического характера, которые наблюдаются в данный период времени.

Поэтому и степень регулирования рынка и развитости системы государственного участия различается в отдельных странах. Традиционно сильны, к примеру, позиции государства в экономике некоторых странах западной Европы (Франция, Испания, Германия, Нидерланды), в Японии; роль государства в экономическом росте многих стран Азии и Латинской Америки усиливается. Особенности государственного устройства и место в общемировой экономической интеграции, национальные традиции, исторические условия развития сделали государство в этих странах главным регулятором рынка и последствий изменений на нем и важнейшим участником экономических отношений. При этом менее заметна роль государства в регулировании экономики в США, Канаде, политические и социально-экономические условия развития которых традиционно и объективно отличались от ранее перечисленных стран Латинской Америки, Азии, Европы.

Принципиально важна роль государственного регулирования в странах с неразвитой рыночной структурой, к ним можно отнести страны с исторически обусловленным низким уровнем и односторонностью экономического развития, а также страны, осуществлявшие переход от директивной экономики на базе всеобъемлющего характера государственной собственности к рыночной экономике, основанной на разнообразии и равноправности всех форм собственности, многоукладности хозяйства.

По способу воздействия государства на интересы участников экономических отношений все инструменты государственного вмешательства в рыночное хозяйство можно разделить на административные и экономические.

 

Соотношение этих принципиально различающихся по способу воздействия инструментов регулирования так же, как и сама по себе степень государственного регулирования экономики, существенно различается по отдельным странам и в различные периоды экономического развития.

Там, где уровень экономического развития высок, необходимая степень регулирования рынка может быть достигнута только экономическими средствами, прежде всего косвенными формами регулирования. И наоборот, там, где существуют искажения в рыночной системе, где степень развитости экономической системы невысока, без административного вмешательства государства в рыночные отношения не обойтись.

Общий перечень возможных направлений государственного вмешательства в экономику может выглядеть следующим образом: создание государственного сектора и управление им; разработка «правил игры» для субъектов рыночной экономики; перераспределение доходов; борьба с искусственной монополией и регулирование естественных монополий; разработка и реализация программ развития экономики; регулирование налогов; контроль над ценами и заработной платой; регулирование учетной ставки; установление сроков, методов и норм амортизации; эмиссионная деятельность; защита интересов национального капитала (таможенная политика, льготы, гарантии); стимулирование внешнеэкономической деятельности фирм и компаний.

Таким образом, государство, являясь важнейшим экономическим субъектом рыночных отношений, играет еще и основополагающую роль регулятора функционирования экономической системы, позволяя всей системе своевременно реагировать на возникающие противоречия в социально-экономическом развитии. Это придает рыночной системе дополнительную устойчивость, делает ее социально более безопасной, а зачастую более эффективной.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.