1. Отдельные случаи продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг лицом, не зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя:
1. Не образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.1 КоАП РФ.
2. Не образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.1 КоАП РФ, при условии, если количество товара, его ассортимент, объемы выполненных работ, оказанных услуг и другие обстоятельства не свидетельствуют о том, что данная деятельность была направлена на систематическое получение прибыли.
3. Всегда квалифицируются как административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 14.1 КоАП РФ.
2. В качестве субъектов административной ответственности положения главы 14 КоАП РФ предусматривают:
1. Граждан, должностных и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.
2. Должностных и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.
3. Юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
3. Лица, не наделенные организационно-распорядительными или административно-хозяйственными функциями, работающие в организации или у индивидуального предпринимателя (например, продавцы, кассиры):
1. Могут быть привлечены к административной ответственности как граждане в связи с совершением ими правонарушений, предусмотренных статьями 14.2, 14.4, 14.7, 14.15 КоАП РФ.
2. Не могут быть привлечены к административной ответственности как граждане в связи с совершением ими правонарушений, предусмотренных статьями 14.2, 14.4, 14.7, 14.15 КоАП РФ.
3. Могут быть привлечены к административной ответственности как должностные лица в связи с совершением ими правонарушений, предусмотренных статьями 14.2, 14.4, 14.7, 14.15 КоАП РФ.
4. В случаях, когда в процессе осуществления предпринимательской деятельности без регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или юридического лица допускаются нарушения иных правил и норм, ответственность за которые предусмотрена другими нормами КоАП РФ, в том числе главы 14, или законом субъекта Российской Федерации, действия лица надлежит квалифицировать:
1. по части 1 статьи 14.1 КоАП РФ и той норме КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации, которая устанавливает административную ответственность за иное правонарушение;
2. Только по части 1 статьи 14.1 КоАП РФ;
3. Только по той норме КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации, которая устанавливает административную ответственность за иное правонарушение.
5. Если в процессе осуществления предпринимательской деятельности без регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или юридического лица осуществляется хранение, перевозка либо приобретение немаркированных товаров и продукции в целях сбыта, действия лица следует квалифицировать:
1. Только по части 1 статьи 14.1 КоАП РФ;
2. По части 1 статьи 14.1 КоАП РФ и части 2 статьи 15.12 КоАП РФ;
3. По части 2 статьи 15.12 КоАП РФ.
6. Если в процессе осуществления предпринимательской деятельности без регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или юридического лица производится продажа товаров, выполнение работ или оказание услуг ненадлежащего качества либо с нарушением санитарных правил, то действия лица надлежит квалифицировать:
1. По статье 14.4 КоАП РФ;
2. По части 1 статьи 14.1 КоАП РФ;
3. По части 1 статьи 14.1 КоАП РФ и статье 14.4 КоАП РФ.
7. В тех случаях, когда административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) или с нарушением предусмотренных в нем условий помимо общих норм, содержащихся в частях 2 и 3 статьи 14.1 КоАП РФ, установлена другими статьями КоАП РФ, действия лица подлежат квалификации:
1. По общей и специальной норме;
2. По специальной норме, предусмотренной КоАП РФ;
3. По общей и специальной норме по усмотрению судьи.
8. Занятие частной медицинской практикой или частной фармацевтической деятельностью лицом, не имеющим лицензию на данный вид деятельности, надлежит квалифицировать:
1. По части 2 статьи 14.1 КоАП РФ,
2. По части 1 статьи 6.2 КоАП РФ;
3. По части 2 статьи 14.1 КоАП РФ и части 1 статьи 6.2 КоАП РФ.
9. При совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ, дополнительная квалификации по статье 14.15 КоАП РФ (нарушение установленных правил продажи отдельных видов товаров):
1. Не требуется, поскольку часть 3 статьи 14.16 КоАП РФ является специальной нормой по отношению к статье 14.15 КоАП РФ.
2. Требуется;
3. Требуется по другой статье.
10. Продажа алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей маркировки образует состав административного правонарушения, предусмотренного:
1. Частью статьи 14.16 КоАП РФ;
2. Частью 2 статьи 15.12 КоАП РФ,
3. Частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ.
11. Такое ОРМ, как проверочная закупка может производиться:
Должностными лицами ОВД;
Должностными лицами Роспотребнадзора;
Должностными лицами ОВД и Роспотребнадзора.
12. Статья 14.7 КоАП РФ под обманом потребителей понимает:
Обмеривание, обвешивание, обсчет, введение в заблуждение относительно потребительских свойств, качества товара (работы, услуги) или иной обман потребителей;
Обмеривание, обвешивание, обсчет потребителей;
Обмеривание, обвешивание, обсчет, введение в заблуждение относительно потребительских свойств, качества товара (работы, услуги).
13. Обман потребителей может повлечь:
1. Наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда.
2. Наложение административного штрафа на граждан и должностных лиц в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда.
3. Наложение административного штрафа на граждан и должностных лиц в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности.
14. Обман потребителей является:
Кражей чужого имущества;
Мошенничеством;
Присвоением чужого имущества.
15. Хищение чужого имущества признается мелким, если стоимость похищенного имущества не превышает:
Десять минимальных размеров оплаты труда;
Один минимальный размер оплаты труда;
Пять минимальных размеров оплаты труда.
16. Стоимость похищенного имущества исчисляется исходя из размера минимального размера оплаты труда:
1100 рублей;
100 рублей;
900 рублей.
17. Обман потребителей при причинении ущерба свыше 2500 рублей необходимо квалифицировать:
По статье 14.7 КоАП;
По ч. 1 ст. 159 УК;
По ч. 2 ст. 159 УК.
18. Поскольку "контрольная покупка" не предусмотрена ст. 27.1 КоАП РФ в качестве возможной меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении каждый факт ее осуществления должностными лицами Роспотребнадзора должен рассматриваться:
Как противоправный акт со стороны должностных лиц Роспотребнадзора;
Как ОРМ;
Как предупредительная мера.
19. Постановление по делу об административных правонарушениях, выразившиеся в нарушении законодательства о защите прав потребителей, не может быть вынесено по истечении:
Двух месяцев со дня их совершения;
Одного года со дня их совершения;
Шести месяцев со дня их совершения.
Правовое регулирование ВЭД
Внешнеэкономическая деятельность - это:
внешнеторговая, инвестиционная и иная деятельность
внешнеторговая, инвестиционная и иная деятельность, включая производственную кооперацию, в области международного обмена товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными правами на них (интеллектуальная собственность)*
внешнеторговая, инвестиционная и иная деятельность в области международного обмена товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными правами на них (интеллектуальная собственность).
все ответы правильные
Внешнеэкономическая операция - это:
договор между двумя и более фирмами по поставке товаров или услуг в соответствии с согласованными условиями
комплекс экономических валютно-финансовых, организационно-правовых и технических действий по подготовке, заключению и исполнению внешнеэкономических сделок в целом *
деятельность в области международного обмена товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности
все ответы правильные
Внешнеэкономическая сделка - это:
договор между фирмами по поставке товаров или услуг в соответствии с согласованными условиями
договор между двумяи более фирмами, находящимися в разных странах, по поставке установленного количества товаров и (или) услуг в соответствии с согласованными условиями*
соглашение между фирмами в области обмена товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности
Система органов, участвующих в государственном регулировании внешнеторговой деятельности может быть представлена как совокупность: 1) Федеральных органов государственной власти; 2) Таможенных органов; 3) Минэкономразвития; 4) Органов государственной власти субъектов РФ; 5) Правительства РФ; 6) Органов местного самоуправления. Верными утверждениями являются только:
под внешнеэкономической деятельностью понимаются действия, которые предполагается осуществлять систематически*
внешнеэкономическая деятельность – это, как правило, предпринимательская деятельность, хотя иногда может и не быть таковой (деятельность фонда в случае предоставления иностранным лицам беспроцентных займов под реализацию определенных программ)*
субъекты ВЭД совершают фактические и юридические действия (переговоры, сделки и т.д.)*
совершение внешнеэкономических сделок предполагает наличие иностранного элемента*
Структура внешнеэкономической деятельности состоит из следующих элементов:
Предмет, объект, способ действия субъектов
Предмет, субъект, объект
Субъект, объект, форма действия субъектов*
Полномочия федеральных органов государственной власти во внешнеторговой сфере объединены в следующие основные группы: 1) Общеполитические вопросы; 2) Общеэкономические вопросы; 3) Вопросы связанные с участием РФ в международных экономических отношениях; 4) Вопросы, непосредственно касающиеся государственного регулирования внешнеторговой деятельности; 5) Вопросы, непосредственно касающиеся таможенного регулирования внешнеторговой деятельности. Верными утверждениями являются только:
1, 3, 4.*
2, 4, 5.
1, 4, 5.
1, 2, 3.
Внешнеэкономическая деятельность предприятия может осуществляться в различных видах. Выбрать правильные:
Внешняя торговля*
Международное инвестиционное сотрудничество*
Экспорт
Международное производственно-техническое сотрудничество *
Международная производственная кооперация
Международное научно-техническое сотрудничество *
Международное валютно-финансовые и кредитные отношения*
Внешнеэкономическая деятельность предприятия может осуществляться в различных формах. Выбрать формы ВЭД при осуществлении внешней торговли:
Купля-продажа патентов
Бартерные сделки*
Экспорт*
Компенсационные сделки*
Франчайзинг
Импорт*
Кредитные соглашения
Внешнеэкономическая деятельность предприятия может осуществляться в различных формах. Выбрать формы ВЭД при осуществлении валютно-финансовых и кредитных отношений:
Купля-продажа валюты*
Бартерные сделки
Предоставление кредитов и займов*
Компенсационные сделки
Купля-продажа ценных бумаг*
Проведение международных расчетов*
Кредитные соглашения
Внешнеэкономическая деятельность предприятия может осуществляться в различных формах. Выбрать формы ВЭД при осуществлении международного научно-технического сотрудничества:
Купля-продажа патентов*
Бартерные сделки
Совместные научные исследования*
Оказание технической помощи*
Франчайзинг*
Импорт
Обучение персонала*
Данное определение: "совокупность нормативных актов, в рамках и на основе которых осуществляется деятельность ее участников — как равноправных партнеров по бизнесу, связанных гражданско-правовыми отношениями, так и государственных органов, устанавливающих административно-правовые отношения" относится к понятию
Правовое регулирование ВЭД*
Правовая система
Правовой обычай
Система законодательства
К числу основных норм регулирования ВЭД относятся следующие материально-правовые нормы: 1) Императивные; 2) Диспозитивные; 3) Поощрительные; 4) Рекомендательные. Верными утверждениями являются только:
1, 2.*
1, 3.
2, 4.
1, 2, 3, 4
Совокупность нормативных актов правового регулирования внешнеэкономической деятельности включает в себя следующие составляющие: 1) Международные акты; 2) Деловые обычаи; 3) Судебную практику; 4) Внутреннее законодательство; 5) Труды ученых-юристов; 6) Референдум. Верными утверждениями являются только:
1,2,3,4,5
1,2,3,4*
1,2,3,4,5,6
2, 3, 4
1,4,5
Основными принципами государственного регулирования внешнеторговой деятельности в РФ являются:
защита государством прав и законных интересов участников внешнеторговой деятельности
равенство и недискриминация участников внешнеторговой деятельности
единство таможенной территории Российской Федерации
единство системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности и применения методов регулирования на всей территории страны
принцип гласности в разработке, принятии и применении мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности
взаимность в отношении других государств или групп государств, т.е. обусловленность торгового режима, предоставляемого Россией другой стране, теми условиями торговли, какие действуют в данном государстве в отношении России
обеспечение обороны страны и безопасности государства
все ответы правильные
Деятельность уполномоченных органов государственной власти, заключающуюся в установлении и реализации правил перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ (а также осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности по оказанию таможенных услуг), обеспечении соблюдения этих правил и привлечении к ответственности правонарушителей - это
таможенный брокер
таможенное регулирование ВЭД*
таможенный перевозчик
международное сотрудничество
Субъекты, осуществляющие таможенное регулирование
органы законодательной власти
органы исполнительной власти
органы судебной власти
специальные органы исполнительной власти - таможенные органы
все ответы правильные*
Меры (способы) таможенного регулирования:
Тарифные
Нетарифные
таможенное оформление
таможенный контроль
таможенные режимы
таможенные платежи
все ответы правильные*
Источники правового регулирования ВЭД
Законодательство республики Беларусь
Внутреннее (национальное) законодательство РФ о ВЭД*
Международно-правовые источники*
Все ответы правильные
Тарифные меры характеризуются введением, изменением, отменой таможенных пошлин, а также предоставлением льгот по соответствующему виду платежей. Выберите правильно виды ставок таможенных пошлин применяемых к товарам перемещаемым через границу
Система таможенных органов включает: 1) Государственный таможенный комитет Российской Федерации (ГТК РФ); 2) Региональные таможенные управления; 3) Таможенный брокер; 4) Таможни; 5) Таможенные посты; 6) Таможенный перевозчик. Верными утверждениями являются только:
1, 2, 3, 4, 5, 6.
1, 3, 4.
1, 2, 4, 5.*
1, 2, 3, 4
Таможенные режимы классифицируют как:
Режим выпуска*
Режим наибольшего благоприятствования
Режим условного выпуска*
Режим исключения*
Данное определение «совокупность мер, осуществляемых таможенными органами РФ в целях обеспечения соблюдения российского законодательства в таможенном деле, а также законодательства и международных договоров РФ, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы Российской Федерации» относится к понятию:
Таможенный режим
Таможенный контроль*
Таможенное оформление
Таможенный платеж
Данное определение «платеж, взимаемый таможенными органами при ввозе товара на таможенную территорию РФ или вывозе товара с этой территории и являющийся неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза» относится к понятию:
Таможенная пошлина*
Налог
Таможенный сбор
Сбор за выдачу лицензии
К субъектам предпринимательства, имеющим право оказывать услуги на рынке таможенных услуг относятся:
владелец склада временного хранения*
таможенные органы
владелец таможенного склада*
таможенный брокер*
таможенный перевозчик*
владелец магазина беспошлинной торговли*
Составляющей правовой системы государства являются международные торговые обычаи, к которым относятся:
Договор о сотрудничестве между г. Саранск Республики Мордовия и г. Аньшань Китайской Народной Республики 2000 г.
Международный свод толкования условий торговли ИНКОТЕРМС-2000*
Соглашение Правительства Москвы и Правительства Казахстана о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном строительстве 1996 г.
Принципы международных коммерческих договоров Международного института унификации частного права УНИДРУА-1994*
Субъектами внешнеэкономической деятельности являются
российские физические лица; юридические лица; иные правоспособные организации и публичные образования, в том числе государства; международные организации
физические лица; юридические лица; иные правоспособные организации и публичные образования, в том числе государства; международные организации*
иностранные физические лица; российские юридические лица; иные правоспособные организации и публичные образования, в том числе государства; международные организации
Объектами внешнеэкономической деятельности могут являться товары, работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности др.
товары, работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности и др.*
внешнеторговая деятельность
лизинговая деятельность
научно-производственная деятельность
Гражданская дееспособность иностранных граждан и лиц без гражданства определяется правом РФ
Если иностранный гражданин и лицо без гражданства имеют место жительства в РФ, то их личным законом считается право РФ*
Если иностранный гражданин является гражданином нескольких государств, в том числе и РФ, а имеет место жительства в Англии, то его личным законом считается право РФ
Если беженцу из России предоставлено убежище в Литве, то личным законом беженца считается право РФ
Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности осуществляется следующими методами:
Данное определение «система типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями в целях поддержания внешнеэкономического равновесия, стимулирования прогрессивных сдвигов в структуре экспорта и импорта, поощрения притока иностранного капитала» - относится к понятию
внешнеэкономическая политика государства
государственное регулирование внешнеэкономической деятельности
таможенное регулирование внешнеэкономической деятельности
Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации осуществляют:
Президент РФ, Правительство РФ, Министерство экономического развития и торговли РФ, Комиссия по экспортному контролю РФ и иные специальные органы
Президент РФ, Правительство РФ, Министерство экономического развития и торговли РФ, Государственный таможенный комитет РФ, иные специально созданные органы*
Министерство экономического развития и торговли РФ, Государственный таможенный комитет РФ, иные специально созданные органы
Количественные ограничения экспорта и импорта осуществляются через квотирование. Установлены следующие виды квот:
квоты для государственных нужд; квоты предприятий; региональные квоты для аукционной продажи*.
квоты разовые
квоты генеральные
Данное определение «выдача компетентным государственным органом разрешения на ввоз или вывоз какого-то товара, т.е. на оборот товара» - относится к понятию
квота
сертификат
лицензия*
Разовые лицензии на экспорт и импорт товара могут выдаваться
на срок не более 1 месяца
на срок до 12 месяцев (не больше)*
на 1 календарный год
Генеральные лицензии на экспорт и импорт товара могут выдаваться
на срок не более 1 месяца
на срок до 12 месяцев (не больше)
на 1 календарный год*
Лицензии на экспорт и импорт товара могут быть
временные
разовые*
генеральные*
комбинированные
Различают следующие правовые режимы осуществления внешнеэкономической деятельности:
национальный режим; режим наибольшего благоприятствования; преференциальный; специальный режим*
режим выпуска; режим условного выпуска; режим исключения
таможенный режим; режим наибольшего благоприятствования; преференциальный; специальный режим
«Каждая из договаривающихся сторон предоставляет гражданам и юридическим лицам другой договаривающейся стороны тот же режим, что и собственным гражданам и юридическим лицам, осуществляющим внешнеэкономическую деятельность» – относится к понятию
национального режима*
режима наибольшего благоприятствования
преференциальный режим
специальный режим
ТРУДОВОЕ ПРАВО
3. Стороны трудовых отношений-это:
а) работник и работодатель;
б) работник, работодатель и посредник (например, биржа труда);
в) работодатель и посредник (например, биржа труда).
4. Коллективный договор - это:
а) правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей;
б) правовой акт, устанавливающий общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений, заключаемых между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, региональном и территориальном уровнях.
5. Коллективный договор заключается на срок не более:
А) 1 года; .
б) Злет;
в) Злет.
6. Трудовой договор - это:
1. Основные принципы трудового права нашли свое закрепление:
а) в Трудовом кодексе РФ;
б) в Гражданском кодексе РФ;
в) в Конституции РФ.
7. Трудовые договоры могут заключаться:
а) только на неопределенный срок;
б) на определенный либо на неопределенный срок;
в) сроком до 10 лет.
8. Трудовой договор вступает в силу:
а) с оговоренной в нем даты;
б) с момента его подписания;
в) с момента фактического допущения работника к работе.
9. Заключение трудового договора допускается с лицами,достигшими возраста:
а) 10 лет;
б) 12 лет;
в) 16 лет.
10. Основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже является:
а) трудовой договор;
б) личное дело;
в) трудовая книжка.
11. Трудовой договор заключается:
а) всегда в письменной форме;
б) как в письменной, так и в устной форме по усмотрению сторон.
12. При приеме на работу испытательный срок не может превышать:
а) 12 месяцев;
б) 14 месяцев;
в) 6 месяцев.
13. Перевод на другую постоянную работу и перемещениеосуществляется:
а) с письменного согласия работника;
б) с устного согласия работника;
в) согласие работника не требуется.
14. Работник имеет право расторгнуть трудовой договор,предупредив об этом работодателя в письменной форме:
а) за 30 дней;
б) за 7 дней;
в) за 2 недели;
г) предварительного уведомления вообще не требуется.
15. Нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать:
а) 36 часов в неделю;
б) 48 часов в неделю;
в) 40 часов в неделю.
16. По трудовому законодательству понятие «ночное время» трактуется как:
а) время с 21 часа до 5 часов;
б) время с 22 часов до 6 часов;
в) время с 23 часов до 7 часов.
17. Работа за пределами нормальной продолжительности рабочего времени не может превышать:
а) 2 часов в день и 8 часов в неделю;
б) 3 часов в день и 12 часов в неделю;
в) 4 часов в день и 16 часов в неделю.
18. Привлечение к сверхурочным работам производится:
а) с устного согласия работника;
б) с письменного согласия;
в) по приказу работодателя.
19. Перерыв включается в рабочее время:
а) да;
б) нет;
в) да, если это оговорено в трудовом договоре.
20. Продолжительность перерыва в течение рабочего дня может быть:
а) от 10 минут до 30 минут;
б) от 30 минут до 1 часа;
в) от 30 минут до 2 часов;
г) от 30 минут до 3 часов.
21. Ежегодный основной оплачиваемый отпуск предоставляется работникам продолжительностью:
а) 24 календарных дня;
б) 26 календарных дней;
в) 28 календарных дней;
г) 30 календарных дней.
22. Право на использование отпуска за первый год работы возникает у работника по истечении:
а) И месяцев непрерывной работы;
б) 6 месяцев непрерывной работы;
в) 2 месяца непрерывной работы.
23. Общий размер всех удержаний при каждой выплате заработной платы не может превышать:
а) 20%;
б) 50%;
в) 25%;
г) 33%.
24. К дисциплинарным взысканиям по Трудовому кодексу РФ не относятся:
а) замечание;
б) предупреждение;
в) выговор;
г) строгий выговор;
д) понижение в должности;
е) увольнение.
25. Материальная ответственность сторон закрепляется:
а) устным соглашением;
б) трудовым договором;
в) письменным соглашением.
26. С согласия работодателя работник может передать ему для возмещения причиненного ущерба:
а) только деньги;
б) как деньги, так и равноценное имущество;
в) может исправить поврежденное имущество.
27. Женщинам по их заявлению и в соответствии с медицинским заключением предоставляются отпуска по беременностииродам продолжительностью:
а) 70 календарных дней до родов и 70 - после родов;
б) 60 календарных дней до родов и 60 - после родов;
в) 50 календарных дней до родов и 50 - после родов.
28. По заявлению женщины ей предоставляется отпуск поуходу за ребенком до достижении им возраста (с сохранением стажа):
а) 2 года;
б) 3 года;
в) 6 лет.
29. Кроме самой женщины отпуск по уходу за ребенком может быть использован:
а) отцом ребенка;
б) бабушкой ребенка;
в) бабушкой либо дедушкой ребенка;
г) кроме самой женщины - больше никем.
30. Ежегодный основной оплачиваемый отпуск работника ввозрасте до 18 лет предоставляется продолжительностью:
а) 25 календарных дня;
б) 28 календарных дней;
в) 29 календарных дней;
г) 30 календарных дней;
д) 31 календарный день.
Глоссарий
А
Абсолютизм — абсолютная, неограниченная, самодержавная власть, при которой верховная власть принадлежит неограниченно одному лицу — монарху .
Абсолютная монархия — форма правления, при которой верховная государственная власть по закону всецело принадлежит одному лицу — царю, королю, императору.
Абсолютно-определенная санкция — санкция, которая точно указывает размер неблагоприятных последствий .
Абсолютное правоотношение — правоотношение, в котором поименно определена лишь одна сторона — носитель субъективного права .
Абсолютно-определенные нормы — нормы, которые с исчерпывающей конкретностью и полнотой устанавливают условия своего действия, права и обязанности адресатов и не предусматривают возможность конкретизированного индивидуального регулирования общественных отношений с помощью правоприменительных актов .
Абсолютные события — 1) юридические факты, которые объективно не зависят от воли и сознания людей 2) факты, происхождение которых не связано с волей участников правоотношения .
Абстрактность— один из приемов обобщения конкретных показателей, прием формулирования юридических норм, при котором фактические данные охватываются обобщающей формулировкой, т.е. родовыми признаками.
Абстрактное изложение— такой прием формулирования юридических норм, при котором фактические данные обхватываются обобщающей формулировкой, т.е. родовыми признаками .
Автократия— система управления, при которой одному лицу принадлежит неограниченная верховная власть.
Автономия— 1) самоуправление, право самостоятельного решения внутренних вопросов какой-либо частью государства 2) право самостоятельного осуществления государственной власти или управления, представленное конституцией какой-либо части государства.
Авторитаризм— 1) форма антидемократического политического режима, при котором власть осуществляется ограниченным кругом лиц и не контролируется народом. 2) антидемократическая система власти, политический режим, основанный на самовластии, диктатуре единоличного правителя или правящей группировки, грубо попирающих правовые и нравственные нормы жизни общества.
Административно-территориальная федерация — вид федерации, в основу которой положены экономические, географические, транспортные факторы, исторические, языковые и иные культурные традиции
Акт-директива — индивидуальные по содержанию властные веления, направленные на регламентацию вида общественных отношений путем обязывания субъектов к совершению комплекса точно определенных действий
Акт применения норм права— 1) правовой акт компетентного органа или должностного лица, изданный на основе юридических фактов и норм права, определяющий права, обязанности или меры юридической ответственности конкретных лиц 2) разновидность юридического факта или элемент сложного фактического состава, имеющий назначением внести организованность, упорядоченность в конкретные общественные отношения. 3) акт-документ, в котором формально закрепляется решение компетентного органа по юридическому делу
Акт толкования норм права— 1) официальный, юридически значимый документ, направленный на установление действительного смысла и содержания нормы права 2) акт-документ, который содержит конкретизирующие нормативные предписания, выражающие разъяснения юридических норм
Альтернативная гипотеза — 1) связывает действие нормы права с наличием или отсутствием одного из нескольких обстоятельств 2) включает в себя два и более обстоятельств, но для введения в действие диспозиции нормы права достаточно одного из них
Альтернативная санкция— предоставляет суду или иному компетентному органу возможность выбора одной из мер воздействия, зафиксированных в содержании санкции
Аналогия— 1) форма умозаключения, когда на основании сходства двух предметов, явлений в каком-либо отношении делается вывод об их сходстве в других отношениях 2) сходство предметов (явлений, процессов) в каких-либо свойствах
Аналогия закона— решение конкретного юридического дела происходит на основе правовой нормы, содержащейся в законодательстве и регулирующей сходные с рассматриваемыми отношения
Аналогия права— решение конкретного юридического дела на основе общих принципов права
Аппарат государства — 1) система государственных органов, взаимосвязанных общими принципами, единством конечной цели и взаимодействием, наделенных властными полномочиями, а также располагающих материально-техническими возможностями для осуществления своих функций 2) часть механизма государства, представляющая собой совокупность государственных органов, наделенных властными полномочиями для реализации государственной власти
Асимметричная федерация— вид федерации, субъекты которой имеют разный правовой статус Ассоциация— объединение государств по вопросам, относящимся к разряду глобальных мировых проблем Аутентичное толкование— разъяснение смысла юридической нормы, которое дается тем же органом, который принял данную норму
Б
Бездействие преступное — разновидность преступного деяния, представляющая собой общественно опасное, противоправное, пассивное поведение, выражающееся в несовершении общественно полезного действия, которое лицо могло и должно было совершить в силу возложенных на него юридических обязанностей
Бланкетная диспозиция — диспозиция, котораяне содержит точного описания правила поведения, а отсылает к другим нормативно-правовым актам.
Буквальное толкование — содержание нормы права полностью соответствует ее текстуальному выражению
В
Вариантные нормы— нормативные предписания, рассчитанные на регулирование в соответствии с генеральной нормой в специфических ситуациях, в особых условиях, при своеобразных вариантах конкретных обстоятельств
Ведомственные нормы— нормы, действующие в отношении лиц только в том случае, если последние входят в состав данного ведомства (организации)
Ведомственный акт— подзаконный нормативный акт, который издается органами специальной компетенции (ведомствами) и распространяется на организации и лиц, входящих в данное ведомство
Ветвь государственной власти— элемент властных структур, определенное звено законодательной, исполнительной и судебной властей или даже взятые в отдельности собственно сами эти власти, оцениваемые в общегосударственном масштабе (
Вето— 1) запрет, налагаемый одним органом государственной власти на решения другого государственного органа 2) отказ главы государства подписать законопроект, принятый
Вина— психическое отношение лица к совершенному им деянию
Властные полномочия — юридически закрепленные возможности осуществлять государственную власть, принимать от имени государства юридически значимые решения и обеспечивать их реализацию
Властные решения — правовые акты, принимаемые государственными органами или должностными лицами в пределах их компетенции для достижения определенных целей и влекущие юридические последствия
Власть— способность и возможность оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью каких-либо средств — воли, авторитета, права, насилия
Вменяемость— состояние, при котором человек способен осознавать фактический характер своих действий (бездействия) либо руководить ими
Внутриорганизационные акты — см. локальные акты.
Внутриорганизационные нормы — см. корпоративные нормы.
Вотум— 1) мнение, выраженное голосованием); 2) решение, принятое большинством голосов избирательного корпуса или представительного учреждения по определенному вопросу (например, вотум недоверия правительству).
Временные нормы — нормы, установленные только на определенный срок
Временные функции государства— функции, прекращающие свое действие с решением определенной задачи, имеющей, как правило, чрезвычайный характер (например, ликвидация стихийного бедствия)
Г
Гарантии законности и правопорядка — 1) совокупность условий и способов, позволяющих беспрепятственно реализовывать правовые нормы, пользоваться субъективными правами исполнять юридические обязанности 2) объективные условия и субъективные факторы, а также специальные средства, обеспечивающие режим законности 3) средства, при помощи которых обеспечиваются законность и правопорядок в обществе
Генезис права — объективированное выражение действия процессов изменения, развития, характеризующее динамику и рост правовых явлений).
Гипотеза— 1) это указание конкретных фактических жизненных обстоятельств (события, действия людей, совокупность действий), при наличии или отсутствии которых данная норма вступает в действие 2) часть правовой нормы, в которой содержится описание условий действия данной правовой нормы 3) элемент правовой нормы, содержащий указания на субъект правоотношения; любая оговорка «если иное не предусмотрено законом или договором»; перечень случаев, когда допускаются те или иные действия (например, сверхурочные работы) условия места и момента возникновения правоотношений
Глава государства— высшее должностное лицо в государстве, являющееся носителем его исполнительной власти и одновременно верховным, официальным представителем всего данного общества в сфере внешних сношений
Государственная власть — 1) это разновидность общественной власти, которая или осуществляется непосредственно самим государством, или делегирована, или санкционирована им, т.е. проводится от его имени, по его уполномочию и при его поддержке 2) публично-политическое отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на государственное принуждение
Государственная граница — линия и проходящая по ней вертикальная поверхность, определяющая пределы территории суши, недр, вод, воздушного пространства государства
Государственное принуждение — осуществляемое на основе закона государственными органами, иными уполномоченными на то организациями, должностными лицами физическое, психическое, имущественное или организационное принуждение в целях защиты личных, государственных или общественных интересов
Государственность— 1) возникновение и развитие государства, его различные типы, формы и функции на различных этапах истории государства, преемственность и обновление политической, структурной и территориальной организации общества, т.е государственно-правовые процессы, происходящие в течение длительного периода жизнедеятельности соответствующего этноса 2) сложный комплекс элементов, структур, институтов публичной власти, обусловленных самобытностью (спецификой) экономических, политических, духовно-нравственных условий жизнедеятельности народа или объединения народов на определенном этапе развития общества
Государственный аппарат — см. аппарат государства.
Государственный орган — 1) организация или учреждение, выполняющее государственные задачи и наделенное соответствующими полномочиями 2) самостоятельное подразделение государственного аппарата, создаваемое в установленном законом порядке, обладающее установленной законом структурой и наделенное определенной компетенцией
Государственный режим — совокупность способов и приемов (методов) осуществления государственной власти
Государство— 1) единая организация политической суверенной власти в масштабе всей страны, которая располагает специальным аппаратом (механизмом) управления обществом 2) политическая организация общества, обеспечивающая его единство и целостность, осуществляющая посредством государственного механизма управление делами общества, суверенная публичная власть, придающая праву обязательное значение, гарантирующая права, свободы граждан, законность и правопорядок 3) организация публичной власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных интересов (классовых, общечеловеческих, религиозных, националистических, расовых и т.п.) в пределах определенной территории
Гражданство— устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности
Гражданское общество— 1) сумма нравственных, религиозных, национальных, социально-экономических, семейных отношений и институтов, с помощью которых удовлетворяются интересы индивидов и их групп); 2) свободное, демократическое, правовое общество, ориентированное на конкретного человека, создающее атмосферу уважения к правовым традициям и законам, общегуманистическим идеалам, обеспечивающее свободу творческой и предпринимательской деятельности, создающее возможность достижения благополучия и реализации прав человека и гражданина, органично вырабатывающее механизм ограничения и контроля за деятельностью государства
Граница государственная— см. государственная граница.
Групповое правосознание — отражает специфику правосознания соответствующей социальной группы
Д
Дееспособность— способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять субъективные права, создавать для себя юридические обязанности и исполнять их, возникающая в полном объеме с наступления совершеннолетия, т.е. по достижении восемнадцатилетнего возраста
Действие— юридический факт, наступление которого зависит от сознания и воли участника правового отношения
Действие акта— это реальное функционирование выраженных в акте юридических норм, фактическое проявление юридической энергии
Действие права — претворение права в жизнь, в реальное поведение людей
Действительный пробел — отсутствие нормы права (или ее части), регулирующей конкретное общественное отношение, в том случае, когда такое отношение входит в сферу правового регулирования
Декларативные нормы — предписания, в которых сформулированы правовые принципы, а также задачи данной совокупности юридических норм
Делегированное толкование — толкование, основывающееся на законе, который наделяет соответствующий орган правом и обязанностью давать толкование актам, изданным другими органами; является обязательными для правоприменителей
Деликтоспособность — возможность (способность) лица отвечать за свои собственные деяния, посягающие на установленный правопорядок, существующие общественные отношения
Деловое обыкновение— правило поведения, сложившееся в той или иной области хозяйственной деятельности и носящее в значительной степени технический характер
Детализирующие нормы — нормативные предписания, которые дают конкретизированное решение той или иной детали регулирования
Дефинитивные нормы — предписания, направленные на закрепление в обобщенном виде признаков данной правовой категории; в них содержатся научно сформулированные определения многих юридических понятий, например, преступления, юридического лица
Деяние— акт человеческого поведения, выраженный в активном действии или пассивном бездействии
Джентльменские соглашения — правила поведения, установленные «под честное слово» в устной форме, выступающие в качестве источника права
Дипломатический иммунитет— совокупность особых личных прав и привилегий, предоставляемых дипломатическим представителям иностранных государств и их сотрудникам: неприкосновенность личности, служебных помещений, жилища и собственности, неподсудность судам государства пребывания, освобождение от налогов, таможенного досмотра и др.
Диспозитивное регулирование — правовое регулирование, которое зависит от воли участников правовых отношений; на его ход и процесс оказывают влияние активность участников правоотношений, их правомерные действия
Диспозитивные нормы— нормы, предоставляющие субъектам возможность самим определять конкретное содержание своих прав и обязанностей
Диспозиция— часть нормы права, содержащая само правило поведения, которому субъекты права могут или должны следовать, если они оказываются в условиях, предусмотренных в
Договор— двухстороннее или многостороннее соглашение между людьми или организациями по урегулированию какой-либо жизненной ситуации
Договоры нормативного содержания— совместные юридические акты, выражающие взаимное волеизъявление правотворческих органов, встречное принятие на себя каждым из них юридических обязанностей (например, коллективные договоры в трудовом праве, международные договоры в международном праве)
Дозволительно-обязывающий тип правового регулирования— общая направленность юридического регулирования, основанная на принципе «дозволено только то, что предписано законом»
Доказывание— логическая деятельность по установлению и предоставлению доказательств, участие в их исследовании и оценке (
Доктринальное толкование — толкование, которое осуществляется специалистами в области права, имеет научный характер и излагается в научных статьях, монографиях, комментариях к законам, устных выступлениях перед населением ученых-правоведов
Е
Единовластие— концентрация властных функций в руках одного лица, нередко делающая его неограниченным правителем, полновластным диктатором
Естественное право — 1) понятие политической и правовой мысли, обозначающее совокупность исходных ценностей, принципов, правил, прав, продиктованных естественной природой человека и не зависимых от конкретных социальных условий и государства 2) совокупность прав и свобод, обусловленных природой человека и не зависящих тем самым от воли конкретного законодателя.
Ж
Желательное правомерное поведение— см. социально полезное поведение.
З
Закон— нормативный правовой акт, принятый в особом порядке, регулирующий важнейшие общественные отношения и обладающий высшей юридической силой
Законность— 1) это строгое и неуклонное соблюдение законов всеми государственными органами, общественными и хозяйственными организациями, должностными лицами и гражданами 2) это основанное на законодательстве требование общества и государства, заключающееся в точной и неуклонной реализации правовых норм всеми и повсеместно 3) это принцип (требование), метод и режим строгого и неуклонного соблюдения и исполнения всеми участниками общественных отношений норм права, установленных законами и основанными на них другими источниками права
Законодательная власть— 1) система органов государства, имеющих право принимать законы 2) делегированная народом своим представителям государственная власть, реализуемая коллегиально путем издания законодательных актов, а также наблюдения и контроля за аппаратом исполнительной власти, главным образом в финансовой сфере
Законодательная оговорка— социально обусловленное, имеющее специально нормативно-лексическую форму условие (заявление, положение), которое частично изменяет содержание или объем действия нормы закона, создает новый правовой режим, выступает формой согласования интересов и порождает определенные юридические последствия
Законодательная инициатива — 1) установленное в законодательстве право внесения законопроектов в законодательные органы, влекущее обязанность этих органов обсудить законопроект и принять по нему решение в соответствии с установленной процедурой 2) одна из разновидностей правотворческой инициативы, реализуемая в сфере законотворчества и являющаяся первоначальным этапом законодательного процесса
Законодательная техника — 1) система правил и приемов подготовки наиболее совершенных по форме и структуре проектов нормативных актов, обеспечивающих максимально полное и точное соответствие формы нормативных предписаний их содержанию, доступность, простоту и обозримость нормативного материала, исчерпывающий охват регулируемых вопросов 2) совокупность средств, правил и приемов разработки, оформления, опубликования и систематизации нормативно-правовых актов
Законодательная процедура — установленный порядок прохождения проектов законов и других нормативно-правовых актов, вплоть до их принятия и вступления в силу
Законодательный процесс— 1) составная часть правотворческого процесса, определяющая порядок деятельности законодательного органа государства по выработке, принятию и изданию законов 2) это особая процедура юридического оформления воли народа
Законодательство— совокупность нормативно-правовых актов, действующих в данном государстве (например, российское законодательство) или регулирующих одну сферу однородных общественных отношений (например, уголовное законодательство, гражданское законодательство и т.д
Закономерность правовая — существенная, объективная, необходимая, общая, устойчивая и повторяющаяся внутренняя связь элементов права, выражающая его качественное своеобразие, его сущность
Запрет— 1) способ правового регулирования, который требует воздержаться от совершения определенных социально вредных противоправных действий 2) возложенная на граждан и иных лиц обязанность воздержаться от запрещенных нормой права действий
Запрещающие нормы — нормы, устанавливающие обязанность лица воздержаться от действий известного рода (запреты
И
Идеализм правовой — слепая вера в торжество закона при полном отказе борьбы за право
Иммунитет дипломатический — см. дипломатический иммунитет.
Императивное регулирование — регулирование сверху донизу; осуществляется на властно-императивных началах, характеризующихся отношениями субординации, прямого подчинения
Императивные нормы— нормы, содержащие категорические предписания, которые не могут быть заменены по усмотрению лиц другими актами их поведения
Индивидуальное правосознание. Складывается под влиянием многообразных отношений, в которые вступает индивид под воздействием присущих ему психофизиологических особенностей).
Индивидуальные предписания— объективные результаты властных действий судов и иных компетентных органов, которые обеспечивают реализацию требований юридических норм
Индивидуальное регулирование— упорядочение поведения людей при помощи разовых персональных регулирующих акций; решение данного вопроса относится только к строго определенному случаю, к конкретным лицам
Индивидуальный акт (как документ)— акт, содержащий индивидуальные предписания, иные разовые веления, решения отдельных лиц
Индукция— 1) умозаключение от фактов к некоторой гипотезе (общему утверждению); 2) метод, заключающийся в изначальном познании отдельных (или первичных) сторон или свойств государственно-правовых явлений, на основе которых затем даются обобщения различного уровня
Инкорпорация— 1) систематизация нормативных актов путем их помещения (объединения) по определенной системе (алфавитной, хронологической, предметной) в единых сборниках или иных; 2) объединение в систематизированном виде действующих нормативных актов без изменения их содержания Инкорпорация неофициальная — внешняя обработка законодательства, которая проводится организациями или отдельными гражданами (учебными заведениями, ведомствами, учеными и практиками) без специальных на то полномочий правотворческих органов
Инкорпорация официальная — упорядочение правовых норм путем издания компетентными органами сборников действующих нормативно-правовых актов
Инструкция— нормативно-правовой акт, устанавливающий порядок исполнения других нормативно-правовых актов или осуществления функций определенными органами, структурными подразделениями и должностными лицами
Интерпретация— см. толкование.
Интерпретационный акт— см. акт толкования норм права.
Исполнение обязанностей — 1) форма реализации, которая выражается в действиях субъектов по осуществлению обязывающего правового предписания 2) форма реализации норм права, связанная с выполнением активных обязанностей, строго определенных в законе действий в интересах управомоченной стороны
Исполнимость— принцип правотворчества, выраженный в необходимости при подготовке законопроекта, принятии закона учитывать весь набор финансовых, кадровых, организационных, юридических условий, наличие которых позволит закону действовать, быть реализованным
Исполнительная власть— назначаемые либо выбираемые исполнительно-распорядительные органы власти, призванные реализовывать принятые законы и осуществлять оперативно-хозяйственную деятельность
Использование прав— форма реализации, которая выражается в осуществлении возможностей, вытекающих из дозволений
Исторический тип государства — совокупность наиболее существенных признаков, свойственных государствам (или правовым системам) единой общественно-экономической формации или цивилизации (5, с.108).
Исторический тип права— категория, призванная выразить в обобщенных характеристиках единые социальные черты всех национальных правовых систем, соответствующих определенной общественно-экономической формации
Источник права— 1) см. форма права; 2) объективированный в документальном виде акт правотворчества
Источник права в идеологическом смысле — причины возникновения правовых норм, связанные с различными правовыми идеями, представлениями, мнениями, учениями, доктринами, правосознанием
Источник права в материальном смысле — причины возникновения правовых норм, связанные с материальными условиями жизни общества, формами собственности, интересами и потребностями людей
Источник права в формально-юридическом смысле— совокупность различных форм (способов) выражения, объективации норм права
К
Казуальное толкование— разъяснение нормативного акта, обязательное только для данного конкретного случая
Казуистичное изложение — такой прием формулирования юридических норм, когда фактические данные указываются и при помощи индивидуальных признаков, и при помощи конкретных, индивидуальных фактов, обстоятельств
Казус— 1) факт, который возникает не в связи с волей и желанием лица 2) случайное действие, которое (в отличие от умышленного или неосторожного) имеет внешние признаки правонарушения, но лишено элемента вины и, следовательно, не влечет юридической ответственности
Категории— общие, фундаментальные понятия, отражающие наиболее существенные, закономерные связи и отношения реальной действительности и познания
Категория правосознания— наиболее общее понятие, с помощью которого общество оценивает поведение людей, определяет желательный правовой порядок
Квази... (от лат.quasi якобы, как будто) — часть сложных слов, соответствующая по значению словам «мнимый», «ненастоящий»
Кодификация— 1) форма систематизации путем объединения нормативного материала (одной области общественных отношений) в единый, логически цельный, внутренне согласованный акт с изменением его внутреннего содержания 2) деятельность правотворческих органов государства по созданию нового, сводного, систематизированного нормативно-правового акта, которая осуществляется путем глубокой и всесторонней переработки действующего законодательства и внесения в него новых существенных изменений
Коллизия— столкновение противоположных сил, стремлений и взглядов
Коллизия правовых норм— различия или противоречия между правовыми нормами, регулирующими одно и то же фактическое отношение
Коллизионные нормы— предписания, указывающие на нормы (закон, правовую систему), которые должны быть применены в данном случае, т.е. предписания, регулирующие выбор между нормами
Компетенция— совокупность законодательно закрепленных полномочий (прав и обязанностей), предоставленных конкретному органу или должностному лицу в целях надлежащего выполнения им определенного круга государственных или общественно значимых задач и осуществления соответствующих функций
Комплексная отрасль законодательства— отрасль, включающая нормы нескольких отраслей права, которые регулируют различные по своему видовому содержанию отношения, составляющие относительно самостоятельную сферу общественной жизни
Конклюдентные акты— правоприменительные акты-действия, которые совершаются посредством сочетания определенных жестов, движений и тому подобных действий, ясно и наглядно выражающих решение субъекта применения права (например, жесты милиционера, регулирующего движение транспорта и пешеходов) (
Конкретное правоотношение— правовые связи, субъекты которых определены путем поименной индивидуализации
Консолидация— форма систематизации, при которой происходит объединение нескольких нормативно-правовых актов, действующих в одной и той же области общественных отношений, в единый сводный нормативно-правовой акт без изменения их содержания
Конституционный статус личности— основы правового статуса личности, закрепленные в Конституции и выступающие частью всего правового статуса
Конституция— основной закон государства, обладающий высшей юридической силой, закрепляющий его политическую и экономическую систему, устанавливающий систему, принципы организации и деятельности органов государственной власти, основные права, свободы и обязанности граждан
Континентальный шельф — выровненная часть подводной окраины материков, прилегающая к берегам суши и характеризующаяся общим с ней геологическим строением
Конфедерация— 1) объединение или союз государств, при котором государства, образующие конфедерацию, полностью сохраняют свою самостоятельность, имеют свои собственные органы власти и управления и правосудия); 2) временный союз государств, образуемый для достижения политических, военных, экономических и прочих целей
Конформистское поведение — разновидность правомерного поведения, характеризующееся определенного рода пассивностью в правовой и общественной жизни, приспособлением личности к внешним обстоятельствам и окружающим).
Корпоративные нормы— правила поведения, вырабатываемые в организациях корпоративного типа (церковных, партийных, профсоюзных и т.д.), поддерживаемых властью общественного объединения и закрепленных в уставах соответствующих организаций).
Л
Легализация государственной власти — юридическое обоснование власти, соответствие действий государственных органов существующему в стране законодательству
Легальное толкование— разновидность официального толкования, при котором толкование правовой нормы осуществляется не органом, издавшим акт, а другим, уполномоченным разъяснить его содержание
Легитимация— признание или подтверждение законности какого-либо права, полномочия).
Легитимность государственной власти — формирование ее на основе закона и с учетом общественного волеизъявления).
Личность— 1) устойчивая система социальнозначимых черт, характеризующих индивида как члена общества или общности); 2) индивидуально-определенная совокупность социально значимых свойств человека, проявляющихся в отношениях между людьми; 3) социальная характеристика человека на определенном этапе общественного развития: это член общества, наделенный правовым статусом, правосубъектностью, адресат правового воздействия, участник различных общественных отношений, совокупность и содержание которых определяет его положение и социальную роль, поведение и духовную жизнь; 4) человек, который имеет в обществе автономное положение (статус) и в соответствии с этим обладает комплексом прав, свобод, обязанностей 5) человек, включенный в систему социальных (общественных) связей
Логическая норма — выявляемое логическим путем общее правило, которое воплощает органические связи между нормативными предписаниями и обладает полным набором свойств, раскрывающих их государственно-властную, регулятивную природу
Логическое толкование— исследование логического построения нормативных предписаний, основанное на непосредственном использовании законов и правил формальной логики
Логический метод— метод, определяющий порядок и последовательность выработки определений, составляющих содержание теории государства и права, на основе выявления объективной и необходимой связи понятий и категорий, в которых нашла свое отражение данная действительность
Локальные акты — нормативные подзаконные акты, издаваемые организацией только для решения своих внутренних вопросов и действующие лишь в ее пределах