Первые представления о правовом государстве как об определенномгосударственном устройстве, осуществляющем свою деятельность на основезакона, стали формироваться еще в Древнем мире. Значительное влияние наформирование теоретических представлений, а затем и практики правовойгосударственности, оказали политико-правовые идеи и институты Древней Грециии Рима, античный опыт демократии. Идею единения силы и права в организацииАфинского государства на демократических началах проводил в своих реформахуже в VI в. до н. э. древнегреческий архонт Солон, один из знаменитых семигреческих мудрецов.Главное направление поиска таких мыслителей античности, как Сократ,Демокрит, Платон, Аристотель и др., связано со стремлением к болеесовершенным и справедливым формам общественной жизни. Античные философыпоследовательно отстаивали мысль о том, что государственность вообще возможналишь там, где господствуют справедливые законы. Они старались найти такоевзаимодействие между правом и государственной властью, которое быобеспечивало гармоничное функционирование общества и при котором законобщеобязателен как для граждан, так и для самого государства.Самое раннее из дошедших до нас определений государства как правовогосообщества принадлежит Цицерону. В своем труде «О государстве» он писал отом, что государство (res publica) есть дело народа как «соединения многихлюдей, связанных между собой согласием в вопросах права и общностьюинтересов»[1] .Таким образом, ряд идей правовой государственности появился уже в античноммире, а теоретически развитые концепции и доктрины правового государства былисформулированы уже в условиях перехода от феодализма к капитализму ивозникновения нового социально-политического строя. п.1.2. Идеи правового государства в XVIII-XIX вв.В период буржуазных революций возникают новые подходы к идее правовогогосударства. В борьбе с абсолютизмом рождается идея правовой организациигосударственной жизни, исключающей монополизацию власти в руках одного лицаили властного органа, утверждающей равенство всех перед законом,обеспечивающей индивидуальную свободу посредством права.Значительный вклад в теорию правового государства в этот период внесли Г.Гроций, Б. Спиноза, Т. Гоббс, Д. Локк, Ш. Монтескье, Д. Дидро, Вольтер, П.Гольбах, Т. Джефферсон и другие видные мыслители XVIII—XIX вв. С их именамисвязана разработка нескольких важных идей: естественных прав человека,народного суверенитета, разделения властей.Размышляя о пределах государственной власти, Д.Локк, например, срединеотчуждаемых прав особо выделяет собственность, свободу мнений. Любоепокушение на право собственности (лишение части собственности, повышениеналогов) рассматривается Локком как проявление деспотизма. Чтобы не допуститьзлоупотребления властей, он предлагает не соединять законодательную иисполнительную власть и подчинить законодателей действию ими же созданныхзаконов, осуществляемых исполнительной властью. Другим средством от произвола,по Локку, является законность. «Ни для одного человека, находящегося вгражданском обществе, не может быть сделано исключение из законов этогообщества»[2].Наконец, Локк решительно отстаивает и право народа на разрыв соглашения справительством, и право на восстание для восстановления попранной свободы.Однако восстание не должно быть актом меньшинства.С именем Монтескье связано детальное обоснование принципа разделения властейи идеи правления законов, а не людей. Согласно Монтескье, главная цельгосударства — примирять противоречия, возникающие между людьми в обществе, иразрешать споры между частными лицами правовым путем, используя силу, есликто-то не пожелает подчиняться правопорядку.Понимание права у Монтескье направлено против абсолютистских юридическихдоктрин. Он первый во Франции стал разрабатывать систему светских правовыхвзглядов, противопоставляя феодальному произволу естественное право и идеалыПросвещения.На качественно новую ступень обоснование идеала правового государства былоподнято в теории родоначальника классической немецкой философии ИммануилаКанта (1724-1804 гг.). Согласно знаменитому определению государства,сформулированному Кантом в «Метафизике нравов», оно представляет собой«объединение множества людей, подчиненных правовым законам»[3]. Хотя Кант не употреблял еще термина «правовое государство», ониспользовал такие близкие по смыслу понятия, как «правовое гражданскоеобщество», «прочное в правовом отношении государственное устройство»,«гражданско-правовое состояние». Особенность кантовского определениязаключалась в том, что конститутивным признаком государства здесь было названоверховенство правового закона. Его основополагающие идеи о роли государствабазировались на представлении о том, что, каждый человек является абсолютнойценностью; никто не может рассматриваться в качестве средства или орудия длявыполнения хотя бы и самых благороднейших планов. Все то, что ограничиваетпроизвол одного по отношению к другому на основе категорического императива, поКанту, и есть право. Государство, по Канту не должно опекать подданных,посягать на их самостоятельность в обеспечении себе средств к существованию.Попытки власти регламентировать каждый шаг подданных он рассматривал какдеспотию. Цель государства — торжество права. Оно должно руководствоватьсяправом, если не хочет потерять доверие граждан.Народу, согласно Канту, принадлежит законодательная власть. Исполнительнаявласть подчинена законодательной. Судебная власть назначаетсяисполнительной. Тем самым должно обеспечиваться равновесие властей, а непросто их разделение.Под влиянием идей Канта в Германии сформировалось представительноенаправление, сторонники которого сосредоточили свое внимание на разработкетеории правового государства. К числу наиболее видных представителей этогонаправления принадлежали Роберт фон Моль (1799-1875 гг.), Карл Теодор Велькер(1790-1869 гг.), Отто Бэр (1817-1895 гг.), Фридрих Юлиус Шталь (1802-1861гг.), Рудольф фон Гнейст (1816-1895 гг.).Термин «правовое государство» (по-немецки - Rechtstaat) ввел в научный оборотРоберт фон Моль, и таким образом он прочно утвердился в немецкой юридическойлитературе в первой трети XIX в.Иеринг, Еллинек, Дюги, Ориу, Паунд, Спенсер и другие мыслители конца XIX в.также внесли в теорию правового государства немалый вклад. Они сходились вомнении, что правовым можно считать лишь такое государство, где законодательтак же подзаконен, как и гражданин. Лишь при господстве права процветаетнациональное благосостояние, торговля и промыслы, развертываются присущиенароду «умственные и нравственные силы». п.1.3. Тема правового государства в русской политико-правовой мыслиВ русской политико-правовой мысли тема правового государства поднималасьтрудах Д.И. Писарева, А.И. Герцена, Н.Г. Чернышевского, А.И. Радищева, П.И.Пестеля, Н.М. Муравьева и других мыслителей.В завершенном виде русская концепция правового государства сложилась вработах видных правоведов и философов предоктябрьского периода: Н.М.Коркунова, С.А. Котляревского, П.И. Новгородцева, С.А. Муромцева, В.М.Гессена, Г.Ф. Шершеневича, Б.Н. Чичерина, Н.А. Бердяева и других.Большинство из них принадлежали к представителям русского либерализма.Либерализм в России во второй половине XIX в. стремился преобразоватьгосударственный строй Российской империи в соответствии с образцамиевропейского пути развития.Основными идеями либеральных доктрин были права и свободы личности, светскийхарактер общества, политический плюрализм, всеобщее избирательное право,парламент, правовое государство и режим законности.Наиболее известной фигурой либеральных мыслителей второй половины XIX в.является Б.Н. Чичерин. Он обладал необычайной широтой научных интересов, иего работы в области права не потеряли своего теоретического и практическогозначения до сегодняшнего дня. Б.Н. Чичерин исходил из необходимостиприоритета государства в осуществлении общественных преобразований, выступалза парламентский и конституционный строй, считал, что правом определяетсяобласть свободы человека. По его мнению, начала права вытекают из природычеловеческой личности и определяют взаимные отношения свободы разумныхсуществ. Но, как и нравственность, — это формальное начало. Его содержаниедается экономическими отношениями. Они, в свою очередь, только тогда покоятсяна твердой почве, когда ограждаются принудительными определениями права. Тутесть взаимодействие, в котором, однако, право является господствующимначалом, ибо оно устанавливает обязательные формы.Другой видный представитель либерального правоведения и социологическойшколы права С.А. Муромцев понимал под правом правовой порядок, которыйрассматривался как совокупность субъективных прав, защищающих системусуществующих общественных отношений. В соответствии со своей теориейсоциальной защиты С.А. Муромцев полагал, что юридическая защита составляетосновное отличительное свойство права. Она ограждает фактические отношения отслучайного произвола. Юридические нормы составляют важнейший факторправопорядка, поскольку они направляют действия органов и лиц, которыедержат в своих руках юридическую защиту отношений: административных властей,суда, субъектов гражданских прав. Однако сила власти, формулирующей нормы, неабсолютна. Она действует рядом и совместно с другими силами, которые такимобразом оказывают влияние на образование правового порядка.В специально посвященной правовому государству работе В. Гессен подробнорассмотрел сущность государственности такого типа и ее отличительные черты. Помнению этого известного ученого, государство путем своих законов связывает иобязывает ими не только подчиненных ему индивидов, но вместе с тем,посредственно или непосредственно, и самое себя. Закон налагает известныеобязанности на граждан, предоставляя соответственные права правительству; но вто же время закон налагает известные обязанности на правительство, предоставляягражданам соответственные права. «Государство, в лице своей правительственнойвласти, так же подчинено закону, как каждый, в отдельности, гражданин»,[4] - считал Гессен. По мнению Гессена, реализация этого принципа возможнатолько в условиях обособления власти, в условиях конституционногогосударственного строя.Советская государственно-правовая наука идею правового государства считалабуржуазной.В период перестройки и после краха социалистической системы в нашей странепроизошли серьезные изменения в научных взглядах на государство и право,обозначились новые подходы к оценке их роли в политической системе общества.Опираясь на научный потенциал прошлого и настоящего, практический опытпостроения и функционирования правовой государственности в современныхдемократических государствах, отечественное правоведение и политическая мысльнаметили реальные контуры будущего правового государства в нашем обществе. § 2. Основные черты правового государства. п.2.1. Какое государство называется правовымПравовое государство является одним из существенных достижений человеческойцивилизации. Как считает один из известных российских правоведов ВоротилинЕ.А., суть правового государства в том, что оно охраняет правопорядок,обеспечивающий свободу и равенство членов общества, отнюдь не навязывая имобщеобязательных представлений об общем благе и путях его достижения[5].Соответственно соотношение права и государства в гражданском обществе сточки зрения правового режима определяется не только как законопослушность(законопокорность) населения. Оно определяется еще и как законность действийгосударства, его органов и должностных лиц, охраняющих правопорядок и непереступающих ту границу, за которой граждане осуществляют свои свободы.Проф. B.C. Нерсесянц определяет правовое государство как «правовую формуорганизации и деятельности публично-политической власти и ее взаимоотношений синдивидами как субъектами права, носителями прав и свобод человека игражданина»[6].Итак, правовое государство - это такая форма организации государственнойжизни, которая строится на основе норм права. п.2.1. Признаки правового государства.В юридической литературе в качестве основных признаков правового государстваобычно выделяются следующие:- верховенство права, юридическая защищенность всех общественных субъектовот произвольных решений кого бы то ни было;- принцип разделения властей, т.е. самостоятельное и независимоефункционирование трех ветвей власти: законодательной, исполнительной,судебной; и правовая организация системы государственной власти;- приоритет прав и свобод граждан и единство их прав и обязанностей;- взаимная ответственность государства и личности.Рассмотрим вышеперечисленнные черты правового государства подробнее. 1. Верховенство права. В правовом государстве высшей юридической силойобладает только закон, которому подчиняются как граждане государства, так игосударственные органы. Основной закон такого государства - Конституция. Вседругие правовые акты должны соответствовать закону и основываться на егонормах. Соблюдение законов - это основа нормального функционированиягосударства, и защиты прав граждан. 2. Разделение власти. Разделение власти на законодательную,исполнительную и судебную необходимо для того, чтобы исключить произволвласти, создать механизм сдержек и противовесов. Оно направлено противавторитаризма в государственном строе и служит развитию демократии вгосударственном управлении. В правовом государстве существует балансзаконодательной, исполнительной и судебной властей при провозглашенномсуверенитете народа. В федеративных государствах наряду с «горизонтальным»разделением власти реализуется принцип и «вертикального» разделения: междуфедерацией и ее субъектами.В ряде стран Латинской Америки выделяются четыре ветви власти: к тремизвестным добавлена избирательная власть. И это не предел. В проектеКонституции Никарагуа 1986 г. указывались пять ветвей власти, а во второйКонституции Алжира 1976 г. шесть: политическая, законодательная,исполнительная, судебная, контрольная и учредительная.Некоторые российские специалисты полагают, что если существуетзаконодательное закрепление принципа независимости тех или иных общественныхструктур, что позволяет им быть противовесом другим, то в этом случаепредставляется возможным говорить о семи властях:• власти общественного мнения, представляемой независимой прессой и партиями;• постоянной законодательной власти;• исполнительной власти, которую осуществляют президент и правительство;• судебной власти;• материальной власти, воплощенной в так называемых материальных придаткахгосударства (армия, полиция, тюрьма);• власти федерации в целом, представляемой ее высшими органами (вфедеративных государствах), или власти органа конфедеративного сообществагосударств;• власти членов федерации, которую осуществляют ее высшие органы власти иуправления (в федеративных государствах)[7]. 3. Гарантированность прав и свобод граждан. Этот признак правовогогосударства означает, что кроме провозглашения прав и свобод личности вобществе должны существовать конкретные механизмы их реализации, т.е. реальнообеспеченная возможность гражданина получить образование, социальноеобеспечение, квалифицированную юридическую помощь, судебную защиту своих прав,эффективную работу правоохранительных органов и т.д. Личность вправе иметь назакрепленные в законах субъективные права личности и рассчитывать наположительные действия государства в его интересах. 4. Взаимная ответственность государства и личности. Провозглашаяопределенные права и обязанности гражданина, само государство имеет не толькоправа, но и обязанности перед гражданином. Оно не свободно от ограничений всвоих решениях и действиях, и государственные органы несут ответственность занарушение законов или ненадлежащее выполнение своих обязанностей. Реализациятакого подхода к взаимоотношениям личности и государства означает существованиеопределенных форм контроля общества над деятельностью государственных органов.К формам такого контроля относятся: политическая ответственность правительстваперед парламентом, парламента перед народом, юридическая ответственностьдолжностных лиц за нарушение прав и свобод граждан, регулярные перевыборывысших должностных лиц и т.д.Некоторые авторы к признакам права также добавляют верховенство закона всистеме права, прямое действие конституции, возвышение суда.Разумеется, возможность реализации этих принципов — признаков правовогогосударства зависит от наличия ряда объективных условий. Экономическая основа правового государства - это производственныеотношения, базирующиеся на равноправных и в одинаковой мере защищенныхюридически формах собственности: государственной, коллективной, частной,акционерной, кооперативной и других. Социальную основу правового государства составляет саморегулирующеесягражданское общество, которое способно защитить личность от произвола какгосударства, так и индивида. Нравственной основой правового государства являются принципы равенства исвободы личности, ее чести и достоинства, гуманизма и справедливости. Политическая природа правового государства наиболее четко проявляется всуверенитете народа, который означает, что только народ — источникгосударственной власти, именно он выбирает высшие органы государственнойвласти[8].В целом правовое государство — это одновременно и верховенствогосударственных властей, и господство права. Иначе говоря, всегосударственные институты и правовые акты (конституция, законы, подзаконныеакты) должны быть правовыми и по содержанию, и по форме, процедуре принятия идействия. § 3. Формирование правового государства в России. Путь к правовому государству в России начался не сегодня и оказалсянеобычайно противоречивым и трудным.Возникнув в России, как и на Западе, в период борьбы с произволомабсолютизма, идея правового государства встретила ожесточенное сопротивлениеи властей, и влиятельных общественных сил.Хотя подготовка конституционных проектов в России началась еще в XVIII в., нона практике в царской России конституция так и не появилась. Некоторые авторысчитают, правда, первой конституцией России в совокупности Манифест обусовершенствовании государственного порядка от 17 октября 1905 г. и Основныегосударственные законы от 23 апреля 1906 г., так как с принятием этих актовпровозглашалось дарование свободы совести, слова, собраний и союзов,привлечение к выборам широких слоев населения, обязательный порядокутверждения представительным органом всех издаваемых законов, в результатечего идеи правового государства получили новый импульс. Однакоконституционное государство - лишь первый шаг к государству правовому, и онодалеко еще не гарантирует реализацию всех принципов правового государства.После Октябрьской революции 1917 г. и окончания гражданской войны былиприняты первые советские конституции, однако и они не приблизили созданиеправового государства в нашей стране. С конца 20-х гг. в стране сталаскладываться тоталитарная политическая система, право было превращено вкарательный инструмент государства, а теория правового государства былаобъявлена буржуазной выдумкой.В 60-е гг., однако, с провозглашением общенародного государства сталисоздаваться правовые предпосылки для борьбы за установление правовогогосударства. В Основном законе провозглашался весьма широкий круг прав исвобод граждан. Во многих партийно-государственных документах содержалосьтребование строгого соблюдения принципа законности в деятельностигосударственных органов и организаций граждан.Вместе с тем ряд гарантий прав и свобод в Советском Союзе или отсутствовал,или носил декларативный характер. В частности, в СССР никогда официально непризнавался примат прав и интересов личности перед интересами общества игосударства, не признавалась теория разделения властей, не работал, хотя ибыл закреплен в ст. 5 Конституции СССР, институт непосредственного народноговолеизъявления (референдум), отсутствовали и многие другие необходимыепризнаки, присущие правовому государству.В современных условиях в России идет работа по формированию правовогогосударства. Этому способствует ряд факторов: принятие новой Конституции,приватизация собственности, становление многопартийности, реформированиесудебной системы и т.д. Принятая 12 декабря 1993 г. Конституция РоссийскойФедерации впервые в истории провозглашает Россию в качестве правового исоциального государства. Таким образом, идея правового государства безколебаний воспринята не только обществом и юридической наукой, но ироссийскими официальными структурами.Новое устройство государственной власти, закрепленное Конституцией,соответствует многим стандартам правового государства. На основе Конституцииформируется демократическая система власти.В декабре 1993 г. в России появился независимый парламент - ФедеральноеСобрание - один из важнейших признаков правового государства.Реформируется система правосудия. Все суды России по функциональномупризнаку можно подразделить на три группы: в первую входит КонституционныйСуд Российской Федерации, являющийся высшим судебным органомконституционного контроля Российской Федерации.Вторую группу составляет система общих судов во главе с Верховным СудомРоссии, осуществляющим надзор за судебной деятельностью судов РоссийскойФедерации, кроме Конституционного Суда и арбитражных судов.Третья группа — это система специальных судов, в частности арбитражные судыво главе с Высшим Арбитражным Судом, являющимся высшим экономическим судебныморганом России и осуществляющим надзор за судебной деятельностью арбитражныхсудов.Однако роль судебной системы пока еще далека от той, которую судебная властьдолжна играть в правовом государстве. В соответствии с теорией разделениявластей судебная власть в правовом государстве принадлежит только теморганам, которые по конституции призваны сдерживать и уравновешивать дведругие власти — законодательную и исполнительную. В России этимиполномочиями обладает только Конституционный Суд РФ. Другие суды Россиичасто бессильны в борьбе с произволом законодательной и особенноисполнительной власти.Конституция создала благоприятную основу для взаимодействия всех ветвейвласти, прежде всего Президента и парламента. Однако Конституция определяетлишь юридические условия совместной работы Президента и ФедеральногоСобрания. Необходим также благожелательный психологический климатвзаимоотношений. Это и есть политическая культура. Однако именно ее нехватает сейчас в России.Другая фундаментальная причина разрыва между демократическими принципами игосударственной практикой состоит в том, что, отказавшись от командногопринципа осуществления власти, государство так и не смогло в полной мереовладеть правовым принципом. Это вызвало такие угрожающие явления, как:• неконтролируемый рост управленческого персонала во всех сферах, чтоснижает эффективность власти;• расцвет бюрократизма, который заглушает рост новых экономическихотношений, искажает социальную политику государства, угнетающе действует насоциальное самочувствие людей;• коррупция, проникшая в государственный и муниципальный аппараты;• опасно низкий уровень исполнительской дисциплины;• несогласованность в работе министерств, ведомств, других государственныхорганов.Нужно открыто признать: демократические принципы организации власти всебольше и больше дискредитируются. Формируется негативный образ демократиикак слабой, аморфной власти, мало что дающей большинству людей и отстаивающейпрежде всего свои корпоративные интересы. Российское общество обрело свободу,но пока не ощутило демократию как систему сильной и в то же время целикомответственной перед народом государственной власти.Поэтому на новом этапе требуется создать и отладить практические механизмыдемократии. Решить эту проблему можно путем радикального повышенияэффективности государственной власти, обеспечив точное и неуклонноесоблюдение Конституции и законов, применяя, если надо, такой обязательныйатрибут власти, как государственное принуждение, опирающееся исключительно направо.В чем причины трудного пути России к правовому государству? Во-первых, вслабой структурированности российского общества. Гражданское общество вРоссии только формируется, его структура аморфна, сказывается отсутствиесреднего класса, не сокращается, а растет люмпенизированный слой населения,острые формы приобрела поляризация доходов социальных групп и слоевнаселения. Процедура перехода от сложившейся социальной структуры к новойболезненна и требует времени, а в результате у многих граждан в настоящеевремя отсутствует четкая социальная самоидентификация, прочная связь сактивными политическими силами и доверие к ним.Во-вторых, в господстве в российской государственной системе конфронтационнойполитической культуры, в нестабильности из-за этого российской политическойсистемы и в нереализованности в полной мере принципа разделения властей.В-третьих, в нерешенности многих чисто правовых вопросов. Противоречивостьзаконодательства, спешка при издании нормативных правовых актов и дажепринятие неправовых законов — все это затрудняет понимание и усвоение праваширокими слоями населения, формирование устойчивых правовых традиций вмассовом сознании, стимулирование правового самосознания.Рассматривая современное состояние идей правового государства, следуетизбегать преувеличения их роли и степени распространения. В настоящее времяправовое государство выступает идеалом, лозунгом, конституционным принципом ине получает своего полного воплощения в какой-либо стране. Реальнаяполитическая практика государств, провозгласивших себя правовыми, нередкорасходится с нормами конституции.В целом, однако, процесс формирования правового государства в России, какговорится, пошел. На каждом из этапов развития гражданского общества онотражает соответствующий уровень культуры и реальную правовуюдействительность. Наша страна выстрадала идею правовой государственности вмногочисленных бедствиях, конфликтах, войнах и революциях. Для Россииправовое государство — это единственная альтернатива государственномутоталитаризму, альтернатива диктатуре.В Конституции современной России поставлена задача построения правовогогосударства (ст. 1) и закреплены все основополагающие принципы правовойгосударственности. Понятно, что гражданам России и российскому государствуна этом пути придется решать много проблем. И важнейшей из них являетсяформирование зрелого гражданского общества. Глава 2. ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО И ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВОО гражданском обществе в российской политической жизни ныне говорят многие,не очень представляя себе, что это такое. Разумеется, такое состояниепорождено десятилетиями, когда само понятие гражданского общества былоисключено из отечественного теоретико-юридического знания. Но хотя сейчасгражданское общество вошло в научный и политический оборот, оно не должностать неким фетишем. Утверждения типа «демократия невозможна без развитогогражданского общества», на мой взгляд, не следует принимать на веру.Вот почему стоит обратиться к истокам появления этого понятия, егопервоначальному содержанию, и сравнить его с нынешним пониманием гражданскогообщества. § 1. Характеристика и понятие гражданского общества. Становление и развитие гражданского общества является особым периодомистории человечества, государства и права. Гражданское общество возникает впроцессе и в результате отделения государства от социальных структур,обособления его как относительно самостоятельной сферы общественной жизни иодновременно разгосударствления ряда общественных отношений.Категория "гражданское общество", отличная от понятий государства, семьи,племени, нации, религиозной и других общностей, стала предметом изучения вXVIII - XIX вв. и обстоятельно разработана в "Философии права" Гегеля,определившего гражданское общество как связь (общение) лиц через системупотребностей и разделение труда, правосудие (правовые учреждения иправопорядок), внешний порядок (полицию и корпорации)[9]. Гегель раскрывает содержание гражданского общества. Это, во-первых,определение потребностей индивида и их удовлетворения посредством труда этогоиндивида, а также удовлетворение потребностей других членов общества той жетрудовой деятельностью. Во-вторых, это сохранение свободы во «всеобщем», т.е.в обществе, защита собственности посредством правосудия.Наконец, в-третьих, предотвращение остающихся в обществе «случайностей»,внимание к личности, к ее интересам как к интересам общества с помощьюполиции и корпораций.Гражданское общество Гегеля - это хорошо известное нам первоначальноеобщество расцвета буржуазии, со всеми его характеристиками и практикой. Нонадо отдать должное Гегелю - он точно определяет политико-правовые исоциально-экономические вопросы этого общества и дает на них содержательныеответы.Теперь становится понятным, почему и для российского общества, толькотеперь, в конце XX века, вступившего на путь формирования гражданскогообщества, так важно знать исходные теоретико-правовые (впрочем, разумеется,не только правовые) положения, характеризующие это общество.Понятно теперь также, почему это понятие было исключено из лексиконаотечественной теории государства и права на предыдущем этапе. Это общество,если и интересовало теорию, то только в историческом плане и в плане критикибуржуазии, капитализма и то, по отдельным элементам: «свобода денежногомешка», «частная, эксплуататорская собственность»[10] и т.д. Действительно, в теории и практике социалистического государстваидея независимого гражданского общества была отвергнута, т.к. ограничивалаформы и способы вмешательства государства в жизнь самих граждан, прежде всегоконтроль за ними.Эта идея была заменена концепцией политической, экономической, социальнойсистем, которые якобы и составляли структуру общества. В Конституциях 1936 и1977 годов эта концепция получила и юридическое закрепление. Политическаясистема по этим теоретическим взглядам и юридическим положениям состояла изорганов власти - Советов народных депутатов и осуществления их властныхполномочий. Экономическая система - из социалистической собственности,социалистических форм трудовой деятельности. Социальная система - израбочих, крестьян, трудящейся (народной) интеллигенции.Гражданское общество в долгое семидесятилетие существования социалистическогогосударства исчезло из исследовательских работ отечественной теории права. Итолько в настоящее время, при переходе России к социально регулируемойрыночной экономике, демократическим преобразованиям, вновь обнаруживаетсябольшой гуманистический потенциал этой концепции.Создание гражданского общества становится одним из необходимых условийпродвижения России по пути крупных социально-политических, экономических иправовых реформ, одной из целей модернизации российского общества.И, наконец, теперь можно рассмотреть влияние формирующегося гражданскогообщества на дальнейшую судьбу государства и права, на будущее этих социальныхинститутов, по крайней мере, в России.Гражданское общество - это не некое абстрактное и идеализированноеколлективное образование, искусственно создаваемое. Это действительносостояние общества в определенное время, в определенной стране, ставшее напуть рыночной экономики и либерально-демократического режима. Этогражданское общество сохраняет органическую связь с государством,обеспечивающим частное право и иные атрибуты правовой государственности,главным образом -правосудие, а также возможность гражданину иметь ииспользовать собственность, искать и получать удовлетворение своих прав посуду и т. п.Разумеется, что речь не идет о сведении содержания гражданского общества кгегелевской модели. За двести лет оно обогатилось и многими другимиценностями. Среди них - открытость, глобальность, новые права и свободы, втом числе право на информацию, т. е. на доступ к информации, нараспространение массовой информации, на разъяснения информации и т. п.Сюда же входят и новые обязанности, в том числе по отношению кинтеллектуальной собственности, экологический императив и многое другое.Но гегелевская модель как одна из первых, тщательно разработанная, такжедолжна быть сохранена в современной концепции гражданского общества, покрайне мере в своей правовой форме - правосудие, право собственности, четкиефункции полиции, свобода личности и ее разумная правовая регламентация.Гражданское общество и правовое государство логически предполагают друг друга- одно немыслимо без другого. В то же время гражданское общество первично:оно является решающей социально-экономической предпосылкой правовогогосударства.Нельзя ставить знак равенства между понятиями «общество» и «гражданскоеобщество»: второе значительно уже первого и моложе на много лет. Становлениеи развитие гражданского общества является особым периодом историичеловечества, государства и права. Общество, отличное от государства,существовало всегда, но не всегда оно было гражданским обществом.Формирование и развитие гражданского общества заняло несколько веков. Этотпроцесс не завершен ни в нашей стране, ни в мировом масштабе. Реальностьсуществования гражданского общества (собственно, как и правового государства)определяется соотношением идеала и реально достигнутого состояния общества.Гражданское общество в его современном понимании и значении — это общество,способное противостоять государству, контролировать его деятельность,способное указать государству его место, держать его «в узде». Говоря другимисловами, гражданское общество - это общество, способное сделать своегосударство правовым. Между тем это не означает, что гражданскоеобщество только тем и занимается, что борется с государством. В рамкахпринципа социальности, то есть социального государства, гражданское обществопозволяет государству активно вмешиваться в социально-экономические процессы.Другое дело, что оно не позволяет государству подмять себя, сделать социальнуюсистему тоталитарной.Такая способность общества к политической самоорганизации возможна лишь приналичии определенных экономических условий, а именно - экономическойсвободы, многообразия форм собственности, рыночных отношений. В основе жегражданского общества лежит частная собственность. Именно она позволяетчленам гражданского общества сохранять экономическое достоинство.Законодательное признание юридического равенства людей на основе наделенияих правами и свободами - едва ли не главный признак и основа гражданскогообщества.Одним из устоев гражданского общества является свобода личной инициативы,самостоятельность и предприимчивость граждан в добыче средств ксуществованию. Эта свобода резко противоречит сословно-кастовым ограничениямрода и вида занятий, существовавшим в предыдущие эпохи, а также притязаниямфеодально-абсолютистских государств на выражение "общего блага",протекционизм и всеобъемлющее руководство промышленной и частнойдеятельностью.Природе гражданского общества соответствует принцип законности как строгогосоответствия закону деятельности государства и его органов.Во-первых, лишь при таком понимании обозначается проблема законности самихзаконов, издаваемых высшими органами государственной власти в смысле ихсоответствия общепризнанным и узаконенным правам и свободам граждан.Во-вторых, только при таком подходе к понятию законности гражданин в случаенарушения его прав ставится на один правовой уровень с государством и егодолжностными лицами при рассмотрении и решении спора о нарушенном праве.Гражданское общество - это общество равноправных людей, свободно проявляющихсвою личность, творческую инициативу, общество равных возможностей,освобожденное от лишних запретов и дотошной административной регламентации.Таким образом, понятие «гражданское общество» характеризует определенныйуровень развития общества, его состояние, степень социально-экономической,политической и правовой зрелости. § 2. Основные тенденции и перспективы развития государства и права в современном гражданском обществе Рубеж XIX - XX вв. можно считать началом нового этапа развития гражданскогообщества. К этому времени ведущее место в промышленности и торговле перешлоот частных предпринимателей и торговцев к индустриальным, торговым ифинансовым корпорациям. С другой стороны, организованный в профессиональныесоюзы рабочий класс сложился во внушительную силу, с которой вынужденысчитаться предприниматели и на защиту интересов которого притязает рядвлиятельных политических партий и движений. В защиту демократических исоциальных прав и свобод выступают широкие слои служащих, лиц свободныхпрофессий, деятелей науки, культуры и искусства, научная интеллигенция,студенты, молодежь.Государство выступает уже не только как "ночной сторож"[11]. Все большее место в его деятельности занимают такие позитивныефункции, как организация социального обеспечения, управление народнымобразованием, здравоохранением, и другие социальные функции. В XX в.существенно повысилась роль государства и в регулировании экономическихотношений - государственный контроль и спорадическое вмешательство в экономикусоздали возможности смягчения и изживания кризисных явлений. Большое место вправовых системах развитых стран XX в. занимает социальное законодательство. Врезультате расширения социальной деятельности государства увеличилась сферадействия публичного права.Через институты демократии, через законодательство, основанное на признании игарантиях прав и свобод человека, через общественное мнение, многопартийнуюсистему, группы давления и свободную прессу гражданское общество стремитсяподчинить себе государство. Государство же становится не только орудиемклассового господства, но и средством достижения общественного компромисса,организациисоциального партнерства, снятия или смягчения социальных противоречий,механизмом управления делами общества. Созданное и охраняемое такимгосударством право отличается от права первой половины XIX в. тем, что оно,во-первых, содержит уже не только возведенную в закон волю буржуазии, но иволю, интересы, требования других общественных классов, групп, общества вцелом; во-вторых, это уже не только формально равное для всех право, но и взначительной мере социальное право, дающее ряд льгот и преимуществобездоленным слоям общества, обеспеченное рядом материальных гарантий.Однако путь человечества никогда не был прямым и ровным. История знает нетолько рывки, скачки вперед, но и стремительные откаты назад. Гражданскоеобщество не гарантировано от разрушения, свертывания горизонтальных связейавтономных субъектов, их перестройки в вертикальные связи зависимостей отгосударства. Поэтому наряду с оптимистическими прогнозами и предположениямио перспективах развития гражданского общества нет недостатка впротивоположных по содержанию прогнозах.Во многих странах гражданское общество переживает опасный период. В однихрегионах оно существует лишь в потенции как выражение общей тенденцииразвития мировой цивилизации; в других оно находится в стадии становления.Решающая роль в замене гражданского общества тоталитаризмом принадлежитгосударству. Глава фашистского государства Бенито Муссолини саму идею Statototalitaro выражал так: "Все для государства, ничего кроме государства, ничегопротив государства"[12]. Именно спомощью государства гражданское общество заменяется тоталитарным.Разумеется, государство и общество - не враги. Но их интересы нетождественны, а иногда противоречивы. Государству, например, проще было быобеспечить борьбу с правонарушениями и охрану правопорядка, если ввестикомендантский час, поголовное дактилоскопирование населения, наделитьоперативный аппарат правоохранительных органов широкими правомочиямипроводить обыски, превентивные задержания, аресты, высыпки, а дела оправонарушениях решать в ускоренном порядке в военных и других чрезвычайныхсудах. С другой стороны, богатство и свобода в гражданском обществе будутбыстрее расти и процветать, если граждане не будут обременены налогами,будут свободны от воинских и иныхобязанностей, от акцизных сборов, таможенных пошлин и ограничений.В нормальные, относительно спокойные периоды социального развития эти идругие противоречия обсуждаются и решаются в представительных учреждениях.Не было, нет и не будет демократических государств, где не велись бынескончаемые дебаты о размере налогов, о способах борьбы с преступностью, осостоянии законности и других общественных и государственных проблемах.Однако противоречия между государством и обществом резко обостряются вкризисные периоды, особенно если к руководству государством стремится илиприходит группа лиц, пытающихся использовать государство в групповых целях.Государство способно стать орудием уничтожения гражданского общества, есливласть перейдет в руки политических деятелей, учреждающих привилегии,противоречащие всеобщему равенству перед законом, ограничивающих илиотменяющих права и свободы, заменяющих диалог и поиск компромиссных решенийпринуждением и подавлением инакомыслящих, узаконивающих отношениявласти-собственности, свойственные тоталитарным и полутоталитарным государствам[13].XX в. создал ряд серьезных угроз для дальнейшей истории человечества. Растетчисло стран, имеющих ядерное оружие, общего количества которого достаточно,чтобы уничтожить жизнь на Земле. Существует опасность перерастания локальныхконфликтов и войн в термоядерные, ведущие к глобальной катастрофе. Развитиепромышленности уже причинило невосполнимый ущерб природе; нарастаетэкологическая катастрофа, грозящая вырождением и гибелью человечества. Самочеловечество переживает еще не виданный в истории стремительный ростнародонаселения, особенно в развивающихся странах; социальные последствиядемографического взрыва дают основания крайне пессимистическим прогнозам.Порожденные всем этим, а также социальной и политической нестабильностьютревоги и опасения за будущее народов отдельных стран и человечества в целомслужат социально-психологической основой для политических движений и программавторитарного и тоталитарного толка, предлагающих экстремистскиеадминистративно-военно-казарменные средства решения острых социальных проблем.Одни из этих движений и программ продиктованы искренним стремлениемиспользовать крайние средства для спасения народов своей страны и всего мира,для других эти мотивы - лишь прикрытие своих сугубо эгоистических целей[14]. В кризисные эпохи гражданское общество не всегда способно противостоятьэкстремистским тоталитарным партиям, захватившим руководство государством.Основные институты демократии, которыми обеспечено современное государство,выглядят как его необходимые части, но не являются таковыми, посколькугосударство остается государством и без этих учреждений. Гражданское обществопо самой своей природе недостаточно организовано для борьбы с государством,если последнее находит возможность избавиться от его власти и контроля. Всоциальных спорах самым последним доводом всегда была сила, а организованнаясила государства превосходит любую другую.Решающим фактором сохранения гражданского общества, современного государстваи права или, наоборот, замены их тоталитарным строем является состояниенарода как особой социальной общности.Объединение множества людей в единый народ осуществляется через все формыобщественного сознания, особенно, на наш взгляд, через осознание общностиисторических судеб, т.е. действительное или предполагаемое единство прошлого,настоящего и будущего, в основе которого лежат преемственность традиций ипредвидение общих исторических перспектив[15]. Основными идеологическими средствами сплочения населения государства в единыйнарод являются (помимо традиций) общая цель или опасность. Опасность можетбыть реальной (агрессия, стихийные бедствия) или мнимой (несуществующие"враги народа", мнимые агрессоры, "подозрительные"). Общая цель может бытьдостижимой (сохранение или улучшение высокого уровня жизни) или утопичной(нереальные проекты социального развития, планы мирового господства). Какправило, народ настроен консервативно, если многочислен "средний класс" - тачасть общества, которая достаточно зажиточна, чтобы не испытывать нужду внеобходимом (квалифицированные рабочие, научно-техническая и инаяинтеллигенция, фермеры, лица, имеющие среднюю по размерам собственность,владельцы мелких предприятии, в том числе в сфере обслуживания и т.п.), но ненастолько богата, чтобы вызывать зависть малоимущих, стремление разделить ихсобственность.Многочисленность "среднего класса" — основа основ прочности современногогосударства и стабильного гражданского общества. В периоды нормальногоразвития гражданского общества "средний класс" и большая часть народанастроены в духесохранения и умножения основных традиций, социально-нравственных связей,скрепляющих народ. В такие периоды отношение народа к государству выражаетсяболее всего в поддержке демократических институтов и ясных социальныхперспектив развития, в скептическом отношении к социальному авантюризму,прожектерству и проявлениям диктаторства.В кризисные периоды общественного развития, когда возрастает общаянеуверенность в будущем и опасение за свои судьбы, усиливаются и противоречияв самом народе, и противоположности между государственной властью иобществом. Социальная безысходность порождает и резко обостряет разочарованиев надеждах (обычно преувеличенных), традиционно возлагавшихся на помощь состороны государства, сеет недоверие и неуважение к правительству, подрываетего авторитет. Обычная демократическая процедура деятельностипредставительных органов власти начинает казаться раздражающе неторопливой, асама власть - слабой и нерешительной. Если в периоды спокойного развитияобщества народ питает естественную неприязнь к диктаторству и авторитаризму,то в смутные времена бонапартизм начинает казаться единственным спасением.Выход правительства и государства из-под народного контроля в таких условияхоблегчается расколом самого народа, разорением и деградацией "среднегокласса", рознью наций, богатых и бедных, борьбой партий, проповедямидемагогов, зовущих к разделу имущества, выходом на политическую аренупреимущественно недовольных, критически настроенных наименее обеспеченныхслоев общества, а также ростом "охлоса" (деклассированные, экстремистские,антисоциальные элементы). Дальнейшее развитие общества и народа пристремительном росте бесконтрольной власти военного и чиновничьего аппаратаболее всего зависит в таких условиях от глубины общественного кризиса и отстепени реальности позитивной программы политиков, возглавляющих государство.Но само существование человечества - доказательство несбыточности ряда крайнепессимистических прогнозов о конце истории, которым нет числа. До сих порчеловечество существовало как саморегулирующаяся система с сильныминстинктом самосохранения. Гражданское общество, права и свободы человека,правовое и социальное государство - основные ориентиры в этомсаморегулировании.