Целью курса «Правовое воспитание личности» является повышение знаний в области изучения особенностей правового воспитания, усвоения законов и норм общественной жизни.
2. Задачи:
К основным задачам курса можно отнести следующие:
– усвоение содержание и соотношения понятий воспитание, социализация, правовая социализация, правовое воспитание и обучение;
– изучение институтов правового воспитания молодежи;
– построение целостной системы развития правового сознания личности в условиях образовательного учреждения;
– приобретение навыков оценки уровней развития правового сознания и правовой социализации;
– анализ основных направлений совершенствования правового воспитнаия личности.
3. Курс «Правовое воспитание личности» относится к блоку общепрофессиональных дисциплин. Для его изучения необходимы базовые знания в области психологии. В свою очередь, знания и навыки, полученные студентами в результате изучения «Правовое воспитание личности», могут быть использованы в других психологических и педагогических курсах.
4. В результате изучения данного курса студенты должны:
– знать психологические особенности процессов правового воспитания личности;
– освоить понятия правовой социализации, правового воспитания, правового развития, правового обучения, правового сознания, структуру и содержание этих понятий;
– знать основные направления совершенствования правового воспитания личности в системе образования (вуз, школа и др.);
– уметь диагностировать уровни развития правового сознания и правовой социализации.
II. Cодержание курса
2.1. Темы, их краткое содержание
Тема 1. Сущность, содержание и основные факторы правового воспитания личности
Актуальность изучения правовой социализации личности в современном мире. Степень разработанности проблемы. Цель и задачи спецкурса. Определение понятия «социализация». Соотношение понятий социализация с понятиями инкультурация, развитие, формирование, воспитание и самовоспитание. Сущность «правового воспитания». Две формы правовой социализации. Содержательная и функциональная стороны правовой социализации. Основные компоненты правовой социализации. Основные факторы правовой социализации. Правовой статус личности. Основные положения Конституции РФ, определяющие правовой статус личности. Детерминация правонарушений в современной России.
Тема 2. Роль семьи в правовом воспитании.
Сущность семьи, ее функции. Воспитательный потенциал семьи и эффективность его реализации. Благополучная и неблагополучная семья. Основные типы неблагополучных семей. Тенденции развития современной семьи. Морально-психологический климат семьи, как фактор правовой социализации. Задачи семьи по правовой социализации личности.
Тема 3. Образование как институт правового воспитания.
Сущность и функции образования. Образование как важнейший фактор правовой социализации. Связь уровня образования и преступности. Правовое обеспечение успешного решения насущных проблем в образовательном пространстве. Конфликты в образовательном учреждении. Социометрический статус «трудных учеников». Проблемы правового образования. Роль учителя в правовой социализации подрастающего поколения. Система профилактики правонарушений в учебном учреждении.
Тема 4. Средства массовой информации в системе правового воспитания.
Понятие и виды СМИ. Функции средств массовой информации. Массовая культура в СМИ. Основные каналы влияния СМИ на личность. Отношение несовершеннолетних к СМИ (по результатам анкетирования). Катарсис. Правовая защита молодежи в сфере информации.
Тема 5. Влияние неформальных группировок на правовое воспитание подрастающего поколения.
Группа, как важнейшее условие формирования правовой культуры личности. Классификация групп. Причины, заставляющие подростков объединяться в неформальные группы. Влияние неформальной группы на поведение подростка. Классификация подростковых неформальных групп. Понятие «субкультура». Функции субкультуры. Влияние антисоциальных неформальных групп на поведение несовершеннолетних. Механизм перерождения уличных групп в криминогенные. Влияние криминальной субкультуры на правовую социализацию подрастающего поколения. Мотивы приобщения молодежи к наркотизму (алкоголизм, наркомания, токсикомания)
Тема 6. Природа, структура и основные критерии развития индивидуального правосознания
Психологическая природа правового сознания личности. Особенности, характерные черты и признаки правового сознания личности. Функции правосознания. Структура правосознания. Развитие индивидуального правосознания, его уровни.
Тема 7. Модель развития правового сознания личности в образовательном учреждении.
Источники развития правосознания личности. Развитие правосознание личности в образовательном учреждении, как управляемый процесс. Основные принципы модели психолого-педагогических условий развития правосознания личности в образовательном учреждении. Психолого-правовой климат педагогического коллектива. Правовое обучение. Правовое воспитание. Социальная и психологическая поддержка учащихся и студентов. Профилактика правонарушений молодежи. Педагогические факторы оказывающие деформирующее влияние на правовую социализацию молодежи. Психологические механизмы развития правосознания личности.
Тема 8. Правовое воспитание.
Сущность правового воспитания. Цель и задачи правового воспитания личности. Взаимосвязь правового воспитания с другими направлениями воспитания личности. Осуществление функций правового воспитания. Роль различных агентов, институтов и средств в правовой социализации личности.
Тема 9. Основные направления совершенствования правовой социализации личности.
Профилактика правонарушений. Классификация мер профилактики правонарушений. Основные принципы и формы осуществления социальной политики. Специализированная деятельность по устранению непосредственных криминогенных факторов. Борьба с социальными отклонениями (преступность, пьянство, наркомания, проституция). Структура индивидуальной профилактики правонарушений. Перевоспитание личности. Социальный контроль в сфере правовых отношений. Совершенствование правового воспитания. Наказание и ресоциализация.
Темы лабораторных, семинарских занятий и коллоквиумов