Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Темы лабораторных, семинарских занятий и коллоквиумов



Правовое воспитание личности

 

Программа дисциплины

(Стандарт СД)

 

 

Екатеринбург


I. Введение

1. Цель:

Целью курса «Правовое воспитание личности» является повышение знаний в области изучения особенностей правового воспитания, усвоения законов и норм общественной жизни.

 

2. Задачи:

К основным задачам курса можно отнести следующие:

– усвоение содержание и соотношения понятий воспитание, социализация, правовая социализация, правовое воспитание и обучение;

– изучение институтов правового воспитания молодежи;

– построение целостной системы развития правового сознания личности в условиях образовательного учреждения;

– приобретение навыков оценки уровней развития правового сознания и правовой социализации;

– анализ основных направлений совершенствования правового воспитнаия личности.

3. Курс «Правовое воспитание личности» относится к блоку общепрофессиональных дисциплин. Для его изучения необходимы базовые знания в области психологии. В свою очередь, знания и навыки, полученные студентами в результате изучения «Правовое воспитание личности», могут быть использованы в других психологических и педагогических курсах.

4. В результате изучения данного курса студенты должны:

– знать психологические особенности процессов правового воспитания личности;

– освоить понятия правовой социализации, правового воспитания, правового развития, правового обучения, правового сознания, структуру и содержание этих понятий;

– знать основные направления совершенствования правового воспитания личности в системе образования (вуз, школа и др.);

– уметь диагностировать уровни развития правового сознания и правовой социализации.

 

 


II. Cодержание курса

2.1. Темы, их краткое содержание

Тема 1. Сущность, содержание и основные факторы правового воспитания личности

Актуальность изучения правовой социализации личности в современном мире. Степень разработанности проблемы. Цель и задачи спецкурса. Определение понятия «социализация». Соотношение понятий социализация с понятиями инкультурация, развитие, формирование, воспитание и самовоспитание. Сущность «правового воспитания». Две формы правовой социализации. Содержательная и функциональная стороны правовой социализации. Основные компоненты правовой социализации. Основные факторы правовой социализации. Правовой статус личности. Основные положения Конституции РФ, определяющие правовой статус личности. Детерминация правонарушений в современной России.

 

Тема 2. Роль семьи в правовом воспитании.

Сущность семьи, ее функции. Воспитательный потенциал семьи и эффективность его реализации. Благополучная и неблагополучная семья. Основные типы неблагополучных семей. Тенденции развития современной семьи. Морально-психологический климат семьи, как фактор правовой социализации. Задачи семьи по правовой социализации личности.

 

Тема 3. Образование как институт правового воспитания.

Сущность и функции образования. Образование как важнейший фактор правовой социализации. Связь уровня образования и преступности. Правовое обеспечение успешного решения насущных проблем в образовательном пространстве. Конфликты в образовательном учреждении. Социометрический статус «трудных учеников». Проблемы правового образования. Роль учителя в правовой социализации подрастающего поколения. Система профилактики правонарушений в учебном учреждении.

 

Тема 4. Средства массовой информации в системе правового воспитания.

Понятие и виды СМИ. Функции средств массовой информации. Массовая культура в СМИ. Основные каналы влияния СМИ на личность. Отношение несовершеннолетних к СМИ (по результатам анкетирования). Катарсис. Правовая защита молодежи в сфере информации.

 

Тема 5. Влияние неформальных группировок на правовое воспитание подрастающего поколения.

Группа, как важнейшее условие формирования правовой культуры личности. Классификация групп. Причины, заставляющие подростков объединяться в неформальные группы. Влияние неформальной группы на поведение подростка. Классификация подростковых неформальных групп. Понятие «субкультура». Функции субкультуры. Влияние антисоциальных неформальных групп на поведение несовершеннолетних. Механизм перерождения уличных групп в криминогенные. Влияние криминальной субкультуры на правовую социализацию подрастающего поколения. Мотивы приобщения молодежи к наркотизму (алкоголизм, наркомания, токсикомания)

 

Тема 6. Природа, структура и основные критерии развития индивидуального правосознания

Психологическая природа правового сознания личности. Особенности, характерные черты и признаки правового сознания личности. Функции правосознания. Структура правосознания. Развитие индивидуального правосознания, его уровни.

 

Тема 7. Модель развития правового сознания личности в образовательном учреждении.

Источники развития правосознания личности. Развитие правосознание личности в образовательном учреждении, как управляемый процесс. Основные принципы модели психолого-педагогических условий развития правосознания личности в образовательном учреждении. Психолого-правовой климат педагогического коллектива. Правовое обучение. Правовое воспитание. Социальная и психологическая поддержка учащихся и студентов. Профилактика правонарушений молодежи. Педагогические факторы оказывающие деформирующее влияние на правовую социализацию молодежи. Психологические механизмы развития правосознания личности.

 

Тема 8. Правовое воспитание.

Сущность правового воспитания. Цель и задачи правового воспитания личности. Взаимосвязь правового воспитания с другими направлениями воспитания личности. Осуществление функций правового воспитания. Роль различных агентов, институтов и средств в правовой социализации личности.

 

Тема 9. Основные направления совершенствования правовой социализации личности.

Профилактика правонарушений. Классификация мер профилактики правонарушений. Основные принципы и формы осуществления социальной политики. Специализированная деятельность по устранению непосредственных криминогенных факторов. Борьба с социальными отклонениями (преступность, пьянство, наркомания, проституция). Структура индивидуальной профилактики правонарушений. Перевоспитание личности. Социальный контроль в сфере правовых отношений. Совершенствование правового воспитания. Наказание и ресоциализация.

 

Темы лабораторных, семинарских занятий и коллоквиумов




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.