«Каждый человек имеет право свободно участвовать в культурной жизни общества, наслаждаться искусством, участвовать в научном прогрессе и пользоваться его благами.»[1. ст.27]
Культурные права гарантируют духовное развитие человека, помогают каждому индивиду стать полезным участником политического, духовного, социального и культурного прогресса.
К ним относятся:
· право на образование,
· право на доступ к культурным ценностям,
· право свободно участвовать в культурной жизни общества,
· право на творчество,
· право на пользование результатами научного прогресса и их практического применения,
· право на развитие и др.(85)
«Эти права гарантируют каждому человеку участие в культурной жизни общества: он может заниматься научной, технической, литературной, художественной и иной деятельностью, иметь доступ к историческим, культурным, архитектурным памятникам, произведениям искусства.»[7. с.32]
«Условия полного осуществления права на образование:
· обязательное и бесплатное начальное образование для всех;
· доступность среднего, профессионально-технического и высшего образования;
· свобода родителей выбирать школы для своих детей и обеспечивать религиозное и нравственное воспитание в соответствии с собственными убеждениями.
Отдельные лица и учреждения имеют право создавать частные учебные заведения и руководить ими только при условии соответствия образования в них минимуму требований, установленных государством.
Международно-правовые нормы устанавливают также приоритетные цели образования: полное развитие человеческой личности и ее достоинства, уважение к правам и свободам человека, создание возможностей быть полезными участниками свободного общества, способствовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми нациями, этническими и религиозными группами.
Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования направлена на предоставление всем равенства возможностей в получении образования без всякого различия, исключения, ограничения или предпочтения по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, экономического положения или рождения.»[10. с.86-89]
«Для этого государства обязуются:
а) сделать начальное образование обязательным и бесплатным; среднее — общедоступным, а высшее — доступным па основе полного равенства и в зависимости от способностей каждого;
б) обеспечить во всех государственных заведениях равной ступени одинаковый уровень образования и качества обучения;
в) поощрять получение и повышение образования; обеспечить подготовку к преподавательской профессии.» [11. с.171]
г) « обеспечить подготовку к преподавательской профессии.
Международным стандартам в сфере образования соответствуют положения ст. 49 Конституции Республики Беларусь, которая гарантирует получение бесплатного основного общего среднего и профессионально-технического образования, доступность среднего специального и высшего образования.
Принципы государственной политики и государственные гарантии права граждан на образование определены также законом Республики Беларусь «Об образовании».
Важной составляющей правового статуса личности является право на участие в культурной жизни и связанная с ним свобода литературного, художественного, научного и других видов творчества. Свобода творчества включает в себя возможность защиты моральных и материальных интересов, возникающих в связи с любыми научными, литературными или художественными трудами, интеллектуальной собственностью. Статья 15 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах подчеркивает необходимость уважения свободы творчества, безусловно, необходимой для научных исследований и творческой деятельности. В основе названой статьи лежит право пользоваться достижениями культуры, участвовать в культурной жизни и пользоваться плодами научно-технического прогресса.
Огромная важность защиты соответствующих прав обусловлена и вероятной возможностью ущемления или игнорирования государствами тех или иных культурных особенностей в попытке обеспечить какой-либо одной национальной, расовой или этнической группе более предпочтительное положение по сравнению с какой-либо другой группой. Кроме того, следует отметить, что указанные права включают право на участие в жизни общества с учетом широкого толкования термина «культура».
Право на пользование результатами научного прогресса заключается в том, чтобы все члены общества, и в особенности наиболее обездоленные его группы, могли пользоваться достижениями в этой области. Это право включает в себя право каждого человека искать и получать информацию о таких достижениях, обусловленных применением новых научных концепций, и иметь доступ к любым разработкам, которые могли бы способствовать повышению уровня осуществления закрепленных в Пакте прав.
Поощрение и защита культурных прав человека непосредственно входят в круг задач международной специализированной организации - ЮНЕСКО.
Содержание и гарантии осуществления культурных прав были развиты и дополнены в ряде рекомендаций, принятых ЮНЕСКО (1968, 1980, 1982).
В них, в частности, отмечено следующее:
· развитие собственной культуры является правом и долгом народа;
· одинаковое право на сохранение и развитие традиций культуры имеют все нации, национальные меньшинства, этнические группы;
· каждому человеку должны быть обеспечены доступ к знаниям и возможность наслаждаться искусством и литературой всех народов;
· участвовать в распространении прогресса во всех частях земного шара, пользоваться его благами и содействовать обогащению культурной жизни;
· государства должны защищать свободу творчества, оказывать содействие творческим работникам.
Право на развитие является неотъемлемым правом человека, в силу которого каждый человек и все народы имеют право участвовать в таком экономическом, социальном, культурном и политическом развитии, при котором могут быть полностью осуществлены все права человека и основные свободы, а также содействовать ему и пользоваться его благами. [10. с.86-89]