Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

КУЛЬТУРНЫЕ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА.



«Каждый человек имеет право свободно участвовать в культурной жизни общества, наслаждаться искусством, участвовать в научном прогрессе и пользоваться его благами.»[1. ст.27]

Культурные права гарантируют духовное разви­тие человека, помогают каждому индивиду стать полезным участником политического, духовного, со­циального и культурного прогресса.

К ним относятся:

· право на образование,

· право на доступ к культурным ценностям,

· право свободно участвовать в культурной жиз­ни общества,

· право на творчество,

· право на пользование результатами научного прогресса и их практического применения,

· право на развитие и др.(85)

 

«Эти права гарантируют каждому человеку участие в культурной жизни общества: он может заниматься научной, технической, ли­тературной, художественной и иной деятельностью, иметь доступ к историческим, культурным, архитектурным памятникам, про­изведениям искусства.»[7. с.32]

«Условия полного осуществления права на образование:

· обязательное и бесплатное начальное образование для всех;

· доступность среднего, профессионально-техничес­кого и высшего образования;

· свобода родителей выбирать школы для своих детей и обеспечивать религиозное и нравственное воспитание в соответствии с собственными убеж­дениями.

Отдельные лица и учреждения имеют право со­здавать частные учебные заведения и руководить ими только при условии соответствия образования в них минимуму требований, установленных государ­ством.

Международно-правовые нормы устанавливают также приоритетные цели образования: полное разви­тие человеческой личности и ее достоинства, уважение к правам и свободам человека, создание возможностей быть полезными участниками свободного общества, способствовать взаимопониманию, терпимости и друж­бе между всеми нациями, этническими и религиоз­ными группами.

Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования направлена на предоставление всем ра­венства возможностей в получении образования без всякого различия, исключения, ограничения или предпочтения по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убежде­ний, национального или социального происхождения, экономического положения или рождения.»[10. с.86-89]

 

«Для этого государства обязуются:

а) сделать начальное образование обязательным и бесплатным; среднее — общедоступным, а высшее — доступ­ным па основе полного равенства и в зависимости от способ­ностей каждого;

б) обеспечить во всех государственных заве­дениях равной ступени одинаковый уровень образования и качества обучения;

в) поощрять получение и повышение обра­зования; обеспечить подготовку к преподавательской профес­сии.» [11. с.171]

г) « обеспечить подготовку к преподавательской профессии.

Международным стандартам в сфере образования соответствуют положения ст. 49 Конституции Рес­публики Беларусь, которая гарантирует получение бесплатного основного общего среднего и профессио­нально-технического образования, доступность сред­него специального и высшего образования.

Принципы государственной политики и государ­ственные гарантии права граждан на образование оп­ределены также законом Республики Беларусь «Об образовании».

 

Важной составляющей правового статуса личнос­ти является право на участие в культурной жизни и связанная с ним свобода литературного, художе­ственного, научного и других видов творчества. Свобода творчества включает в себя возможность защиты моральных и материальных интересов, возни­кающих в связи с любыми научными, литературными или художественными трудами, интеллектуальной собственностью. Статья 15 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах подчеркивает необходимость уважения свободы твор­чества, безусловно, необходимой для научных ис­следований и творческой деятельности. В основе названой статьи лежит право пользоваться достиже­ниями культуры, участвовать в культурной жизни и пользоваться плодами научно-технического прогресса.

Огромная важность защиты соответствующих прав обусловлена и вероятной возможностью ущемления или игнорирования государствами тех или иных культурных особенностей в попытке обеспечить ка­кой-либо одной национальной, расовой или этничес­кой группе более предпочтительное положение по сравнению с какой-либо другой группой. Кроме того, следует отметить, что указанные права вклю­чают право на участие в жизни общества с учетом широкого толкования термина «культура».

Право на пользование результатами научного прогресса заключается в том, чтобы все члены обще­ства, и в особенности наиболее обездоленные его группы, могли пользоваться достижениями в этой области. Это право включает в себя право каждого человека искать и получать информацию о таких достижениях, обусловленных применением новых научных концепций, и иметь доступ к любым раз­работкам, которые могли бы способствовать повыше­нию уровня осуществления закрепленных в Пакте прав.

Поощрение и защита культурных прав человека непосредственно входят в круг задач международной специализированной организации - ЮНЕСКО.

Содержание и гарантии осуществления культур­ных прав были развиты и дополнены в ряде реко­мендаций, принятых ЮНЕСКО (1968, 1980, 1982).

В них, в частности, отмечено следующее:

· развитие собственной культуры является пра­вом и долгом народа;

· одинаковое право на сохранение и развитие традиций культуры имеют все нации, нацио­нальные меньшинства, этнические группы;

· каждому человеку должны быть обеспечены доступ к знаниям и возможность наслаждаться искусством и литературой всех народов;

· участвовать в распространении прогресса во всех частях земного шара, пользоваться его благами и содействовать обогащению культурной жизни;

· государства должны защищать свободу творче­ства, оказывать содействие творческим работ­никам.

Право на развитие является неотъемлемым пра­вом человека, в силу которого каждый человек и все народы имеют право участвовать в таком эконо­мическом, социальном, культурном и политическом развитии, при котором могут быть полностью осуще­ствлены все права человека и основные свободы, а также содействовать ему и пользоваться его благами. [10. с.86-89]

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.