2. Право состоит из норм (правил поведения), а мораль, кроме норм включает в себя представления, чувства, т.е. более сложное явление по своей структуре;
3. В нормах права выражается и закрепляется воля народа, в морали же воля выступает в форме общественного мнения;
4. Нормы морали регулируют гораздо больший круг общественных отношений, чем право. Многие взаимоотношения людей в быту, в семье регулируются моралью, а не нормами права;
5. Нормы права характеризуются конкретностью, моральные требования дают больший простор для толкования;
6. Внутренним гарантом выполнения норм морали является совесть человека, внешним – сила общественного мнения, а нормы права могут быть подкреплены принудительной силой закона;
7. Различны исторические судьбы права и морали, право отмирает вместе с государством, а мораль остается в любом человеческом обществе, пока оно существует.
2) Право и обычай.
Обычаи имеют несколько специфических черт, отличающих их от правовых норм:
1. обычаи – это правила поведения, которые в отличие от права никем сознательно, а тем более целенаправленно не устанавливаются и не санкционируются. Они складываются стихийно, в процессе общественной практики и повседневной жизни людей.
2. обычаи возникают в результате длительного, многократного повторения одних и тех же действий несколькими поколениями одной и той же общности.
3. обычаи относятся к такому виду социальных норм, которые связаны с общественной психологией. Наряду с традициями, нравами, обрядами обычаи складываются и реализуются чаще всего импульсивно, на уровне эмоционального, психического восприятия.
4. обычаи соблюдаются в силу привычки. Привычка превращается в потребность вести себя так, как это предписывается обычаем, а не иначе.
Таким образом, обычаи – это правила поведения, сформировавшиеся в результате многократного длительного применения, вошедшие в привычку и тем самым регулирующие поведение людей. К обычаям относятся традиции, ритуалы, обряды.
Правовой обычай является одной из форм (источников) права. Обычаи, санкционированные государством, в целях придания им большей значимости и обязательности, называются правовыми. Они органически сочетают в себе моральные требования, предъявляемые обществом и государством к поведению отдельных лиц и их объединений, с правовыми. Правовым обычаем является, например, принесение присяги (президентом, судьей) при вступлении в должность.
Иногда действие тех или иных обычаев специально оговаривается в законодательстве. Например, ст.5 ГК устанавливает возможность применения обычаев делового оборота, которым признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе. Из этого определения видно, что обычаи могут не существовать в письменной форме. Однако следование обычаям со временем может вступать в противоречие с правом, и государство использует свое принуждение, чтобы действие права было восстановлено. Ст.5 ГК устанавливает, что обычаи делового оборота, противоречащие обязательным для участников соответствующего отношения положениям законодательства по договору, не применяются.
Правовые и не правовые обычаи с правом связывает в первую очередь однотипная экономическая, социально-политическая и идеологическая среда, в которой функционируют обычаи и право. Общие, в конечном счёте, цели – установление и поддержание в обществе определённого порядка и стабильности, которые осуществляются в процессе реализации и норм права, и обычаев. Это общие регулятивные и воспитательные функции. И те и другие соответствующим образом воздействуют как на отдельного человека, так и на всё общество.
3) Религиозные нормы.
Религиозные нормы – система правил поведения для верующих.
Религия издавна использовалась «власть предержащими» как средство для удержания, укрепления и возвеличивания их власти. Ее догматы приписывали государственной власти божественное происхождение, а нормы имели большое воспитательное значение. Не случайно ряд библейских заповедей («не убий», «не укради» и т.п.) позднее трансформировались в соответствующие правовые нормы. Однако значение таких религиозных норм не следует абсолютизировать, поскольку, по сути, они изначально совпадали с моральными нормами.
В то же время другие религиозные нормы накладывали на поведение людей различные необоснованные запреты и ограничения, освящали социальное неравенство, значительно застопорили распространение научных знаний и основанное на них прогрессивное развитие человечества. В современных условиях слепое следование религиозным нормам, некритичное отношение к ним, фанатичная приверженность религиозным воззрениям нередко порождают сектантство и самосуд, подавляют свободу и признанные государством права личности.
Религиозные нормы, если государство признает религию государственной, имеют большое регулятивное воздействие, особенно на верующих. Они имеют большее сходство с правовыми нормами, чем с моральными, поскольку существуют в письменной форме в различных религиозных книгах. Однако светское государство не признает общеобязательность религиозных норм.
4) Корпоративные нормы.
Иногда корпоративные нормы называют нормами общественных объединений, поскольку закрепляются письменно (как правило, в уставах), но выражают волю только членов общественных объединений. В РФ уставы общественных объединений, желающих приобрести права юридического лица, подлежат государственной регистрации.
Корпоративные нормы обязательны для общественного объединения. За их нарушение общественное объединение может быть ликвидировано государством, а отдельные его члены исключены из него решением других членов.
Однако корпоративными, по сути, являются также нормы, устанавливаемые в отдельных организациях и трудовых коллективах и распространяющиеся на их работников. Такие корпоративные нормы признаются трудовым законодательством и устанавливаются в правилах внутреннего трудового распорядка и других актах организации.
4) Технические нормы.
Технические нормы – это правила, определяющие безопасное обращение людей с техникой, орудиями и средствами производства. Технические нормы часто закрепляются в актах органов государственной власти в области стандартизации транспорта, промышленности, охраны окружающей среды, за нарушение которых установлена юридическая ответственность.