Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Тема 9. Механизм функционирования идеологии белорусского государства



Белорусский народ – носитель и субъект формирования национально-государственной идеологии. Роль белорусских мыслителей, писателей, ученых, общественных и политических деятелей, граждан и их объединений в формировании национально-государственной идеологии. Значение республиканских референдумов и Всебелорусских народных собраний в формировании государственной идеологии Республики Беларусь. Белорусское государство как выразитель национальных интересов и основной инструмент их реализации.

Роль Президента Республики Беларусь в выражении национальных интересов, формулировании идей и положений национально-государственной идеологии, ее правовом закреплении и обеспечении реализации целей и задач развития белорусского общества. Смысл избрания гражданина в качестве Президента Республики Беларусь – одобрение народом предложенной им программы развития общества. Формы и методы деятельности Президента по реализации положений национально-государственной идеологии: правовые, административные, моральные.

Парламент – Национальное собрание Республики Беларусь – важнейшее звено механизма формирования и реализации государственной идеологии. Функция Парламента как представительного органа – выявление и агрегация существующих в обществе интересов и обеспечение приемлемого для общества баланса интересов различных категорий населения. Закон как форма выражения и юридического закрепления интересов и совокупной воли граждан. Законотворчество – основная форма деятельности Парламента по формулированию и реализации положений государственной идеологии.

Правительство – Совет Министров Республики Беларусь, органы государственного управления, институты судебной власти, органы местного управления и самоуправления как инструменты практической реализации положений государственной идеологии. Смысл права законодательной инициативы – участие в формулировании интересов общества и различных категорий граждан. Основные формы их деятельности по реализации государственной идеологии: нормотворчество; принятие решений и обеспечение их исполнения; информирование граждан в трудовых коллективах и по месту жительства; работа с личным составом органов и подразделений Вооруженных Сил, Министерства внутренних дел, других силовых ведомств государства.

Специализированные научно-исследовательские и информационно-пропагандистские учреждения (институты и центры) как необходимое звено в механизме государственной идеологии. Основное их предназначение – теоретико-концептуальное обоснование и оформление идеологии государства в виде теорий, концепций и доктрин и доведение их содержания до сознания различных категорий населения страны. Основные формы их деятельности – проведение исследований по проблемам идеологии и политики государства и подготовка соответствующих литературных произведений – статей, монографий, диссертаций, справочников, аналитических документов, учебных программ, пособий и т. п. Сеть научно-исследовательских и информационно-пропагандистских учреждений социально-гуманитарного профиля в Республике Беларусь.

Роль средств массовой информации (печать, радио, телевидение) в формировании и распространении национально-государственной идеологии. Консолидация белорусского общества, защита национальных интересов, формирование положительного образа Беларуси, обеспечение благожелательного отношения к белорусскому народу в мировом сообществе – основная задача СМИ. Информационная политика Республики Беларусь.

Учреждения национальной системы образования и профессиональной подготовки как составные звенья идеологического механизма белорусского государства; их роль в распространении содержания государственной идеологии, воспроизводстве национальных идеалов и ценностей, воспитании у обучаемых гражданских качеств, формировании чувства патриотизма, национальной гордости и достоинства. Право и обязанность органов государственного управления направлять и контролировать деятельность учреждений образования. Особое значение учебников по социально-гуманитарным дисциплинам в обеспечении усвоения учащимися идей, норм и ценностей национально-государственной идеологии.

Профессиональные союзы, общественные объединения патриотической направленности и их роль в усвоении гражданами содержания идеологии белорусского государства, формировании гражданственности. Общенациональный компонент в содержании идеологии и деятельности политических партий и других общественно-политических объединений. Роль конфессиональных организаций (церкви) в поддержании авторитета идеалов и ценностей белорусского народа, в формировании у верующих гражданских качеств, чувства патриотизма.

Идеологическая работа как деятельность различных звеньев идеологического механизма государства по формированию, систематизации и теоретической интерпретации, нормативно-правовому оформлению и распространению среди населения идеологии государства. Кадровое обеспечение идеологической работы. Критерии оценки идеологической работы.

Литература

1. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). – Минск, 2006.

2. О печати и других средствах массовой информации: Закон Респ. Беларусь, 13 янв. 1995 г. // Ведамасці Вярхоўнага Савета Рэсп. Беларусь. – 1995. – № 12. – Ст. 121.

3. О Президенте Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 7 июля 1997 г. // Ведамасці Нац. сходу Рэсп. Беларусь. – 1997. – № 24. – Ст. 263.

4. О Совете Министров Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 7 июля 1998 г. // Там же. – 1998. – № 29–30. – Ст. 466.

5. О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь»: Закон Респ. Беларусь, 10 янв. 2000 г. // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2000. – № 8, 2/137.

6. О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О профессиональных союзах»: Закон Респ. Беларусь, 14 янв. 2000г. // Там же. – № 23, 2/146.

7. Об образовании: Закон Респ. Беларусь, 29 октября 1991 г. // Там же. – 2002. – № 37, 2/844.

8. О свободе совести и религиозных организациях: Закон Респ. Беларусь, 31 окт. 2002 г. // Там же. – № 123, 2/886.

9. О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О Совете Министров Республики Беларусь и подчиненных ему государственных органах»: Закон Респ. Беларусь, 31 янв. 2003 г. // Там же. – 2003. – № 17, 2/935.

10. О совершенствовании кадрового обеспечения идеологической работы в Республике Беларусь: Указ Президента Республики Беларусь от 20 февр. 2004 г. № 111 // Сов. Белоруссия. – 2004. – 24 февр.

11. О развитии гуманитарных наук в Республике Беларусь и повышении их роли в государственном строительстве: материалы совещания в НАН Беларуси с ведущими учеными и преподавателями-обществоведами республики (26 нояб. 1998 г.). – Минск, 1999.

12. О состоянии идеологической работы и мерах по ее совершенствованию: материалы постоянно действующего семинара рук. работников респ. и местн. гос. органов. – Минск, 2003.

13. Государство для народа: док. и материалы третьего Всебелорус. нар. собр. (2–3 марта 2006 г.) / редкол.: А. Н. Рубинов [и др.]. – Минск: Беларусь, 2006.

14. Дубовік, С. В. СМІ постсацыялістычнай Беларусі: пошук новай рацыянальнасці / С. В. Дубовік. – Мінск, 2003.

15. Князев, С. Н. О некоторых проблемах совершенствования идеологической работы // Инф. бюл. Администрации Президента Республики Беларусь. – 2002.

16. Лукашенко, А. Г. В процветании Родины – благополучие всех: Послание Президента Республики Беларусь А. Г. Лукашенко белорусскому народу и Парламенту // Сов. Белоруссия. – 2006. – 24 мая.

17. Матусевич, Е. В.Идеологическая работа в Республике Беларусь / Е. В. Матусевич, С. Г. Паречина. – Минск, 2006.

 





Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.