Поднимаясь по деревянной лестнице паперти, через большую тяжёлую обитую железом дверь попадаем внутрь восьмерика храма. Высокий купол и безстолпное пространство его впечатляет и придаёт интерьеру лёгкость и величие. Деревянный пол позволяет безопасно передвигаться по церкви. Каждая стена оформлена высокими арками, разделёнными в свою очередь вертикально на узкие арочные ниши, в которых располагаются оконные проёмы. Многочисленные арочные пролёты делают архитектуру храма стройной и облегчённой по массам. Железные кованые связи стягивают стены. В центре купола барабанное отверстие заложено досками. В восточной части заметны следы большого иконостаса, к сожалению, разобранного в советское время.
В 1904 году храм расписали. Об этом свидетельствует надпись в арочном проёме, ведущем в алтарь. На стенах же арочного проёма, ведущего в основную часть храма, по обе стороны сделаны подписи красками: «не курить!» и «не сорить!».
Пожалуй, это самая хорошо сохранившаяся церковь в Сямженском районе. Летом много людей приходит и приезжает в церковь, чтобы полюбоваться её красотой. Она поражает посетителей своей масштабностью и величием. Внешний вид за эти годы практически не изменился, только утрачен юго-восточный барабан с главкой. Одной из особенностей данного храма является его безстолпное перекрытие, за счёт чего он кажется таким просторным.
Отлично сохранившаяся до наших дней Преображенская церковь хранит в себе так же хорошо сохранившиеся фрески. Частично они остались в притворе, частично утрачены в наосе и алтаре. Но роспись в притворе так плохо читается, что с трудом можно определить сюжет изображения.
На северной стене притвора, справа от окна в углу расположена композиция «Возвращение блудного сына». Сохранность у неё неудовлетворительная. Слева стоит пожилой мужчина с бородой, прижимая к себе раскаявшегося сына. На заднем плане человеческая фигура в голубых одеждах. Композиция обрамлена в нарисованный прямоугольный карниз.
На южной стене притвора справа в углу, у окна, композиция «Исцеление иерихонского слепца» в прямоугольной рисованной раме. Справа показан сидящий старец в белых одеждах, руки его сложены в молитвенном жесте. Слева в центре композиции Христос и его ученики. Иисус поднял руку в благословляющем жесте. На переднем плане человек, тянущий руки к слепому. На заднем плане пейзаж – горы, деревья.
В своде притвора было четыре композиции в прямоугольной рамке, имитирующей карнизы и лепнину. Слева изображён сидящий Иисус, рядом справа сидит пожилой мужчина, перекрещивающиеся руки которого сложены на коленях. Христос в традиционных для иконографии одеждах – белом хитоне и синем гиматии, его правая рука поднята в благословляющем жесте. На заднем плане колонны, поддерживающие потолок, имеется перспектива. Вероятно, здесь были росписи чудес Христовых. А эта композиция изображает исцеление сухорукого.
Вход в храм из притвора «охраняют» расположенные по бокам в арке ангелы. Все ангелы, изображённые в этом храме, представлены в образе прекрасных юношей с крыльями, как символ совершенства. В своде арки изображение ангела в круглом медальоне. В руках у него свиток со словами: «Возлюбихъ благолепие дому Твоего». Он одет в зелёный хитон и розовый гиматий. На правом плече золотой лор. От медальона расходится витиеватый симметричный узор жёлтого, синего, зелёного и красного цветов.
При входе в храм в глаза бросается главная его фреска – Троица новозаветная (сопрестолие) в окружении ангелов и архангелов, написанная в своде. Здесь в окружении ангелов на облаке представлены Господь Саваоф, по правую руку от него восседает Иисус Христос, над ними голубь – святой дух. Все существа и силы, изображённые здесь и окружающие Бога, служат ему, благословляют и восхваляют его. Центральная композиция в восточной части свода – Троица новозаветная. Саваоф изображён седовласым старцем с бородой. Над головой треугольный нимб. Взгляд направлен вверх. Правую руку он поднял в благословении, левая рука покоится на синем шаре как символе мира, в ней он держит скипетр, завершающийся крестом. Одет в голубой хитон и зелёный гиматий. Иисус одет в розовый хитон и голубой гиматий. Над его головой круглый нимб. Взгляд направлен на зрителя. В правой руке он держит большой деревянный крест, как символ мученичества. В левой у него раскрытое евангелие со словами: «вся Мне предана суть Отцем Моим, и никтоже знает Сына, токмо Отец. ни Отца кто знает, то». Фигуры Бога-отца и Бога-сына отличаются. Саваоф прописан более тщательно, ярко. Одежды, складки, лицо – всё указывает на то, что прописано это рукой мастера. Фигура Христа же более прозрачная, бледная.
Над ними изображён белый голубь в золотом круге, с расходящимися в стороны восемью лучами. Вокруг Троицы пятнадцать херувимов, представленных здесь в виде головок младенцев с крыльями. Также они расположены в два ряда поверху у отверстия барабана. Серафимы осеняют Божие присутствие и его престол в небесах. Они – непременные присутствующие его окружения. Под восседающими отцом и сыном изображения трёх шестикрылых разлетающихся красных серафимов. Такая же композиция находится в плафоне купола главного храма Христа Спасителя в Москве. С тех пор как Иван Крамской в 1865 году написал её, эти образы разошлись по всей России.
Предстоящие Троице шесть ангелов, непосредственно повёрнуты к ним. Верхний левый ангел одет в жёлтый хитон и лиловый гиматий. Руки его сложены перед собой, он с благоговением смотрит на Христа. У ангела справа красный хитон и синий гиматий. Руки крестообразно сложены на груди. Взгляд спокойный. Ангелы во втором ряду держат в руках свитки. У ангела слева сиреневый хитон и жёлтый гиматий. На свитке надпись: «Свят, свят, свят, Господь Бог Саваоф!». Ангел справа держит свиток, на котором написано «Слава в вышних Богу!». Его одежды зелёные и красные. Ангелы нижнего ряда в коленопреклоненной позе, взгляд опущен. Только у них и ещё одного ангела рядом с архангелами в волосах мы видим слухи – ленты. Это символ постоянного слушания Бога. Одежды ангела слева – бело-зелёные, руки разведены в стороны. Ангел справа одет в белый хитон и жёлтый гиматий, руки сложены на груди крест-накрест.
Следующие две симметричные композиции, расположенные от Троицы, изображают ангелов с символами власти.
Рассмотрим ангелов слева. В первом ряду три ангела. Первый ангел одет в фиолетовый хитон, жёлтый с голубой окантовкой стихарь, его грудь крестообразно перехватывает белый лор с синими крестами. В правой руке он держит жезл со змеевидными рогами и белым платом. Правую прижимает к груди. Центральный ангел одет в белый хитон и красный гиматий. Его лор золотой. На голубой с золотом подушке он держит золотую митру с вставленными иконами, и панагию. Ангел справа одет в бордовый хитон, зелёный с синей окантовкой стихарь, на груди золотой с синей окантовкой лор. Перед собой на подушке он держит золотисто-белый омофор. За тремя ангелами стоят ещё два, молитвенно сложив ладони. Левый ангел одет в зелёный хитон и лиловый гиматий. Лор его белый с золотой окантовкой. Одежды ангела справа красно-голубые. Между ними лик шестикрылого серафима.
Первый ангел в группе ангелов справа одет в красный хитон и синий гиматий. На красной подушке он держит скипетр и державу. Средний ангел на подушке подносит золотую корону с венчающим крестом. Его одежды белые и лиловые. Взгляд левого ангела опущен, он держит красную царскую мантию и меч в ножнах. Одежды его жёлто-зелёные.
Над двумя ангелами, стоящих позади них, лик херувима. Ангел слева одет в розово-лиловые одежды, взгляд опущен, левая рука прижата к груди, правая на том же уровне. Правый ангел сложил руки крест-накрест на груди. Его одежды – это розовый хитон и зелёный гиматий. Все эти атрибуты, которые держат ангелы, символизируют духовную и светскую власть Господа.
Напротив троицы в западной части свода изображены семь архангелов. В центре помещены три архангела – Гавриил, Михаил и Рафаил. Они пользуются наибольшим почитанием в христианстве. Гавриил, потому что возвестил Деве Марии о будущем рождении Иисуса Христа, Михаил - как глава небесного воинства, и как целитель особо почитается Рафаил.
Архангела Михаила можно отличить среди других по его одеждам и атрибутике. Облачён в воинские доспехи, держит в руках пламенный меч и щит, на котором изображён золотой греческий крест. Его одежды повторяют доспехи римского полководца: короткая синяя туника, поверх неё одет рельефный металлический панцирь с наплечниками и алый офицерский плащ. Волосы его короткие, глава обращены к небу.
Слева от Михаила архангел Гавриил. Его мы узнаем по белой лилии в левой руке, правую он прижимает к груди. Одет в светлые одежды: белый хитон и голубой гиматий. Золотистые волосы раскинулись по плечам. Кроткий взгляд его обращён к предстоящим. Справа же от Михаила – Рафаил. Он как целитель изображён с чашей в левой руке, наполненной лечебными средствами. Облачён в синий хитон и зелёный гиматий. Над этими тремя архангелами витают два ангела с поднятыми крыльями. У правого в волосах голубая лента – слухи.
Справа от центральной группы трёх архангелов Уриил и Селафиил. Уриил с большой свечой в правой руке – как просветитель и наставник усомнившихся и невежд. Красный хитон и синий гиматий – одежды этого архангела. Рядом с ним Селафиил – молящийся архангел с дымящим кадилом. Всегда молится Богу о людях и побуждает их к молитве. Лик его спокоен, одухотворён. Одет в жёлтый хитон и лиловый гиматий. Над ними изображён парящий трубящий ангел.
Слева от центральной группы архангелов расположены архангелы Иегудиил и Варахиил. Справа Варахиил – как архангел божьих благословлений правой рукой благословляет, а в левой держит копьё с белой хоругвью с греческим крестом на ней. Он облачён в белый хитон и сиреневый гиматий, его волосы спадают на плечи. Крайний в композиции всех архангелов – архангел Иегудиил. Это покровитель подвизающихся и монашествующих, славитель Бога, наставник в работе, заступник в пути, помощник нуждающимся в чём-либо. Поэтому изображается с мечом в правой руке, левую прижимает к груди.
Рассмотрев лики ангелов, можно понять, что писали их четыре или пять мастеров. Разные овалы лица, надбровные дуги, глаза, волосы, крылья. Даже краски положены по-разному. Кто-то писал густо, а кто-то прозрачно.
В основании свода проходит гризайльный карниз, имитирующий консоли, они нарисованы с перспективой. Между консолями объёмные цветы.
Начнём рассмотрение росписей стен храма слева от входа. В угловой арке в простенках между окнами нижние фигуры сохранились очень плохо. Справа от окна утеряна вовсе. Слева изображён мужчина в синем гиматии. По центру между окнами нижнего и верхнего света в медальоне изображён старец в капюшоне, над головой нимб. Правой рукой он благословляет. Слева от окна верхнего света в арочной раме изображён молодой человек, держащий в правой руке перед собой крест, левую прижимающий к груди. Одежды его – жёлтый хитон и зелёный гиматий. Справа изображение мужчины с бородой, опять же в правой руке перед собой он держит крест, левую приложил к груди. Одет в синий гиматий. Завершает этот простенок круглый медальон евангелиста Марка над окном верхнего света. Он изображён за работой, поясно. Фон золотой. В правой руке держит стило, в левой – табличку со свитком. Глаза опущены. Над головой нимб. Одет в розовый хитон и синий гиматий.
На северной стене в простенках между окнами верхнего света слева изображён седовласый великомученик с бородой. В руках он держит книгу. Одет в красный саккос и синий омофор. Справа изображение седого старца в жёлтых епископских одеждах с митрой на голове и жезлом в левой руке. Правой он благословляет. Над этими изображениями, в своде арки расположен серафим с шестью крылами. Между центральными окнами верхнего и нижнего света изображена женщина в медальоне. Над головой нимб, взгляд направлен на зрителя. Одета в жёлтый омофор. В правой руке она держит крест, в левой раскрытый свиток со словами: «Верую во единого Бога Отца Всед». Нижние изображения не сохранились.
На северо-восточной стене в нижнем ярусе изображён в рост Григорий Пельшемский – основатель монастыря на реке Пельшме. Взор спокойный. Правой рукой он благословляет, в левой держит раскрытый свиток. В нём надпись: «Да имате нелецимерию любовь друг ко другу». Между окнами верхнего и нижнего света помещён медальон с поясным изображением царицы Тамары с нимбом, в короне и жёлтом омофоре. В правой руке перед собой она держит крест, левая прижата к груди. Слева от окна верхнего света изображён в рост святой, в светлых одеждах. Его руки сложены на груди. В углу под сводом в круглом медальоне поясное изображение евангелиста Матфея. Он представлен седовласым старцем с бородой. Над его головой белый обод нимба, в руках раскрытый свиток, который читает евангелист. Фон золотой, одежды Матфея – жёлтый хитон и красный гиматий.
Юго-восточная стена венчается медальоном с поясным изображением евангелиста Иоанна. Бородатый старец поднял правую руку в благословляющем жесте, в левой он держит табличку с письменами. Одет в зелёный хитон и красный гиматий. Над головой нимб. Справа от окна верхнего света изображён монах. В руке он держит раскрытый свиток, в нём написано «Свидения твоя поучение мое есть, и совети мои оправдания твоя». Под ним в арочном обрамлении помещён монах с жезлом в левой руке, правую он прижал к груди. Между окнами верхнего и нижнего света медальон с поясным изображением царя. На его голове корона, вокруг головы нимб. Одет в царские золотые одежды. На лице небольшая борода и усы. Взгляд устремлён на зрителя, двумя руками перед собой держит восьмиконечный крест.
Два изображения в простенках окон верхнего света южной стены сохранились не полностью. Лики отсутствуют. Над ними, вероятно, как и на северной стене, было изображение серафима. Сейчас оно утрачено. Зато сохранилось центральное изображение в этой стене – круглый медальон. Здесь изображён великомученик, в правой руке он держит кубок, левая прижата к груди. Нижние фрески смыты.
Юго-западная стена завершается медальоном с поясным изображением евангелиста Луки. У него имеется небольшая борода, над головой нимб. В правой руке он держит раскрытый свиток, но взгляд направлен в сторону куда-то поверх написанного. Одет в белый хитон и зелёный гиматий. Слева от окна верхнего света изображён, как гласит подпись, «Св. Безсеребрен. Косма». Правую руку Косма прижимает к груди, в левой держит ковчег для врачебных инструментов. Справа от окна изображён брат его – Дамиан. В правой руке он держит ложку, в левой – шкатулку. Нижние изображения сохранились не полностью. У фигуры слева остались лишь глаза и часть головы. О фигуре, изображённой справа также сказать можно не многое. Читается только верхняя часть изображения. Это седовласый старец в синем хитоне, правая рука его прижата к груди.
Над аркой, связывающей храм и притвор, находится композиция Успения Богородицы. Центральное место в ней занимает лежащая на смертном ложе фигура Богоматери в голубых одеждах. Над головой её свечение. Руки сложены на груди. На переднем плане слева лежит её пурпурный омофор. Над ней стоит, раскинув руки, Иисус. Вокруг фигуры предстоящих апостолов. Несколько человек в коленопреклонённой позе, руки сложены в молитве. В арке, отделяющей пространство храма от алтаря, слева во весь рост изображён Серафим Саровский. Он повёрнут к зрителю полубоком, взгляд опущен, руки сложены на груди. Одет в синий саккос и белый с золотыми крестами омофор. Вся фигура показывает усердность моления этого святого.
Слева есть надпись о том когда создавался этот храм: «Стенная живопись исполнена по благословению Преосвящ. Алексия Еп. Вологодского и Тот. Иждивением приходских людей.» С правой стороны в арке изображение Сергия Радонежского. Он также повёрнут к алтарю. Правую руку прижимает к груди, в левой держит чётки. Облачён в тёмно-синие одежды. Над головой сияющий нимб. Взгляд полон одухотворённости. Справа от изображения преподобного имеется надпись о том кто и когда расписывал храм. «Живопись исполнена живописец Александр Рубцов и церк. [cтароста] Михаил Игнашев, … маст. живоп. … Татчаковым 1904 г.»
В своде арки в медальоне помещён ангел, держащий в руках развёрнутый свиток «Аллилуйа!».
Центральная композиция алтаря – Воскресение Иисуса Христа. Он стоит в центре, правую руку поднял в благословении, в левой держит белую хоругвь с золотым крестом. Над головой светящийся нимб. Пред ним по сторонам на первом плане два ангела на коленях, руки сложены на груди, они с благоговением смотрят на воскресшего. На заднем плане слева показана скала и открытая дверь в гробницу. Справа вдалеке гора Голгофа с тремя возвышающимися крестами.
Слева в своде потолка изображено Вознесение Господне. Центральная фигура – возносящийся Иисус. Взгляд его спокоен, обращён на зрителя. Рядом в окружении
апостолы. Левая часть композиции утрачена.
Справа в своде – Сошествие святого духа. В центре восседает Богоматерь, над ней – голубь в золотом сиянии. Руки её подняты перед собой на уровне груди. Вокруг двенадцать апостолов. Над головой каждого белый огненный язык.
На северной стене алтаря две композиции по сторонам от арочной ниши. Слева – рождество Иисуса Христа. В центре изображения младенец на руках у Марии, она с нежностью смотрит на ребёнка. За её спиной и справа изображены три волхва, пришедшие поклониться Мессии. Фон тёмный, красочный слой частично смыт. Композиция справа на северной стене «Распятие» (См. илл. 70). В центре на кресте распятый Иисус. Нижняя часть утрачена вместе со штукатуркой. Слева от креста фигура Богоматери. Руки сложены в молитвенном жесте, голова опущена. Справа стоит Иоанн Богослов. Руки сложены на груди крест-накрест. На заднем фоне синее небо, внизу полоса гор.
На южной стене алтаря слева от окна композиция «Снятие со креста». Три человека несут тело Иисуса, двое под руки, один за ноги. Часть изображения утрачена. Справа от окна изображено Сретение. В левой части композиции Мария и Иосиф, Богоматерь передаёт на руки Симеону Богоприимцу. Справа за ним фигура Анны Пророчицы. Событие происходит в храме – на заднем плане в центре изображена ниша.
Все сюжетные композиции в этом храме обрамлены в рисованные рамы, чередуются с орнаментами, фризами и архитектурными гризайльными элементами. На имитации лепнины имеются розовые вкрапления – художники добивались сходства с мрамором. Имитация лепных фризов здесь превосходная: завивающиеся листья аканта, розетки, венки, колонны при определённом свете смотрелись потрясающе реалистично.
К сожалению, состояние настенной росписи ухудшается с каждым годом. Всё больше отваливается штукатурки от стен, живопись смывается потоками воды, и есть вероятность, что со временем краски потускнеют, а где-то красочный слой и вовсе исчезнет.