Клировые ведомости церквей г. Тотьмы и Тотемского уезда. Ведомость о церкви Тотемского уезда Николаевской церкви, что на Реже за 1856 г. ГАВО, ф. 496, оп. 4, д. 707, л. 145.
«Ведомость о Николаевской церкви Тотемского уезда, что на Реже за 1856 год. Тёплая церковь построена и освящена в 1800 году тщанием прихожан, а по случаю поправки в ней иконостаса и снова освящена в 1849 году. В другом корпусе по правую её сторону холодная построена и освящена в 1761-м году тщанием иеромонаха Сергия бывшего Строителя прибывший на сие место пустыни под названием Леванидовой; с которого времени церковь восприяла первобытное своё существование в приходе неизвестно. Зданием обе церкви каменные, одноэтажная с таковою же колокольнею, которая в одной связи с церковью тёплой.
Престолов в церквах два: в настоящей тёплой во имя Николая Мирликийского Чудотворца, а в холодной во имя Преображения Господня.»
Неприметная на фоне летней церкви Преображения, тёплая зимняя однопрестольная церковь Николая Чудотворца была выстроена и освящена взамен деревянной в 1800 году .
Церковь – бесстолпный краснокирпичный оштукатуренный четверик с коробовым сводом. С восточной стороны выступает пятистенная апсида. Всё это поставлено на фундамент из природного камня.
По фасаду можно судить о первоначальной планировке храма: колокольня-притвор, трапезная, основная часть, алтарь. С западной стороны на фасаде заметны следы колокольни: остался арочный дверной проём, ведущий наверх.
Первоначально, как и сейчас, крыша имела двускатное завершение, крыта железом. По всему периметру внешних стен проходит карниз с дентикулами. По углам четверика и алтаря, по центру на фасаде располагаются прямоугольные пилястры. На северном и южном фасаде по четыре окна. Окна имеют криволинейное завершение, обрамлены прямоугольными наличниками. Сохранились рамы и кубоватые решётки на некоторых окнах. Над ними сандрики в виде прямых карнизов, поддерживаемых восемью кронштейнами.
В алтаре три окна: с восточной, южной и северной стороны. Вход с западной стороны когда-то был арочным, позже его заложили, превратив в прямоугольный дверной проём.
Внутри церкви первоначальная планировка изрядно изменена. Видны железные связи. Из первоначальных элементов неизменной осталась арка, условно отделяющая основную часть храма от трапезной. С левой стороны в ней устроен дымоход. Все остальные перегородки сделаны уже в советское время для завода. В алтаре с правой стороны над окнами среди оставшихся фресок также имеется отверстие для дыма, сейчас птицы там устроили гнездо. На крыше – кирпичная труба.
При взгляде на это невысокое здание, не сразу скажешь, что оно стоит уже третье столетие. Из-за её эксплуатации в советское время внутренняя планировка часто менялась. Даже, несмотря на это, внешний вид не претерпел больших изменений, за исключением утраты колокольни.
Так как в советское время в этом храме был маслозавод, все стены в нём закрашены побелкой, но в алтаре чудом остались части фресок. На южной стене алтаря можно различить композицию «Христос в темнице». В центре одинокая фигура Христа. Лик утрачен. Сидит на скамейке, руки его связаны. В левой руке держит длинную трость. Из одежд на нём один гиматий. Слева за его спиной колонна. По сторонам от нимба подпись: Иисус Христос. Вся композиция обрамлена в прямоугольную рамку с криволинейным навершием.
На северной стене с трудом узнаётся композиция «Несение креста». Можно различить лишь крест и верхнюю часть фигуры Иисуса. Он обращён вправо, крест несёт на левом плече, придерживая правой рукой. На голове терновый венец. Действо заключено в прямоугольную раму, имитирующую лепной карниз. На восточном своде алтаря над окном изображение Воскресения Христа. Лик утрачен. Фигура в рост, руки разведены в стороны. От Иисуса исходит яркий золотой свет. Сохранилась лишь верхняя часть фигуры.
Сравнивая зимнюю и летнюю церкви, можно сделать вывод о том, что зимняя церковь расписывалась раньше летней. Краски здесь не такие яркие, меньше декоративного обрамления, фоны прописаны слабо.