Толкованием (интерпретацией) правовых норм называют деятельность по установлению смысла и содержания норм права для их практической реализации. Результаты толкования должны содействовать выявлению воли законодателя, выраженной в словесных формулировках нормативно-правовых актов. Сама необходимость толкования объясняется несколькими обстоятельствами.
Основные причины следующие:
сложность или нечеткость юридических формулировок, скажем, излишняя их краткость, абстрактность либо, напротив, пространность;
несовершенство законодательной техники, поспешность в принятии тех или иных правовых актов, их слабая проработанность, декларативность, неконкретность;
несовпадение норм и статей правовых актов, наличие бланкетных и отсылочных норм, нетипичных предписаний;
специфика юридических терминов и понятий, интерпретация которых требует специальных познаний, высокой квалификации;
законодателю не всегда удается ясно и точно выразить свою волю в той или иной норме или акте, совместить "дух" и "букву" закона;
отдельная норма права действует не изолированно, а в системе других норм и только в этой взаимосвязи ее можно правильно истолковать.
В России толкованием права занимаются:
а) органы государственной власти;
б) органы государственного управления;
в) органы суда, прокуратуры, МВД, арбитража;
г) центральные органы общественных организаций;
д) индивидуальные лица.
Однако проблема толкования выходит за рамки реализации норм права, ибо она присутствует в оценке научного и обыденного познания права, в ходе правотворчества.
И уяснение требований норм, как внутренний интеллектуальный процесс, и их разъяснение, как выражение вовне своих заключений о содержании права с целью показать, как надо понимать правовой акт, чаще всего объединяют одним понятием — «толкование права».
Толкование является одним из важнейших элементов, а точнее, условий успешной правотворческой и в особенности правоприменительной деятельности.
С помощью толкования создаются предпосылки не только для более глубокого и всестороннего понимания нормативно-правовых актов и содержащихся в них норм, но и для их более полного и эффективного применения.
В частности, устанавливаются основная цель принятия закона или иного нормативно-правового акта, содержащего рассматриваемые нормы, его роль и назначение, возможные последствия его применения. Выясняются условия применения данного акта, его место в системе законодательства и характер его взаимосвязей и взаимодействия с другими, "прилегающими" к нему актами. Определяется тот смысл рассматриваемого правового акта, который имел в виду законодатель. Достигаются его точное и единообразное понимание и одинаковое на всей территории действия данного нормативно-правового акта применение.
Толкование всегда имеет социально обусловленный, а нередко и политический характер. Толкование не может проводиться в отрыве от экономической и социально-политической жизни в стране, от проходящих в обществе процессов.
Толкование норм права как процесс деятельности представляет собой:
а) саму деятельность (процесс) по разъяснению правовой нормы;
б) результат разъяснения - интерпретированный нормативно-правовой акт.
Цель толкования - единообразное понимание и применение законов, единство законности.
Субъектами толкования норм права являются компетентные органы государства, общественные организации и отдельные граждане.
Объектом толкования являются законы и подзаконные акты. Важное значение имеют не только сформулированные в них нормы, но и преамбулы актов, другие содержащиеся в них правоположения.
Предметом толкования является историческая воля законодателя (нормодателя), выраженная в законе (в нормативном акте). Воля законодателя времени применения закона также учитывается, так как в последовавших за толкуемым актах могут содержаться нормы, прямо или косвенно меняющие содержание предшествующих актов. История разных государств дает примеры такой практики, когда под видом толкования провозглашались новые нормы. Режим твердой законности и нормальный правопорядок в принципе исключают смешение правотворческого и праворазъяснительного процессов.