Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Толкование норм права: понятие, цель элементы и необходимость



Толкованием (интерпретацией) правовых норм называют деятельность по установлению смысла и содержания норм права для их практической реализации. Результаты толкования должны содействовать выявлению воли законодателя, выраженной в словесных формулировках нормативно-правовых актов. Сама необходимость толкования объясняется несколькими обстоятельствами.

Основные причины следующие:

сложность или нечеткость юридических формулировок, скажем, излишняя их краткость, абстрактность либо, напротив, пространность;

несовершенство законодательной техники, поспешность в принятии тех или иных правовых актов, их слабая проработанность, декларативность, неконкретность;

несовпадение норм и статей правовых актов, наличие бланкетных и отсылочных норм, нетипичных предписаний;

специфика юридических терминов и понятий, интерпретация которых требует специальных познаний, высокой квалификации;

законодателю не всегда удается ясно и точно выразить свою волю в той или иной норме или акте, совместить "дух" и "букву" закона;

отдельная норма права действует не изолированно, а в системе других норм и только в этой взаимосвязи ее можно правильно истолковать.

В России толкованием права занимаются:

а) органы государственной власти;

б) органы государственного управления;

в) органы суда, прокуратуры, МВД, арбитража;

г) центральные органы общественных организаций;

д) индивидуальные лица.

Однако проблема толкования выходит за рамки реализации норм права, ибо она присутствует в оценке научного и обыденного познания права, в ходе правотворчества.

И уяснение требований норм, как внутренний интеллектуаль­ный процесс, и их разъяснение, как выражение вовне своих заключений о содержании права с целью показать, как надо понимать правовой акт, чаще всего объединяют одним поняти­ем — «толкование права».

Толкование является одним из важнейших элементов, а точнее, усло­вий успешной правотворческой и в особенности правоприменительной деятельности.

С помощью толкования создаются предпосылки не только для более глубокого и всестороннего понимания нормативно-правовых актов и содержащихся в них норм, но и для их более полного и эффективного применения.

В частности, устанавливаются основная цель принятия закона или ино­го нормативно-правового акта, содержащего рассматриваемые нормы, его роль и назначение, возможные последствия его применения. Выясняются условия применения данного акта, его место в системе законодательства и характер его взаимосвязей и взаимодействия с другими, "прилегающими" к нему актами. Определяется тот смысл рассматриваемого правового акта, который имел в виду законодатель. Достигаются его точное и единообраз­ное понимание и одинаковое на всей территории действия данного нормативно-правового акта применение.

Толкование всегда имеет социально обусловленный, а нередко и поли­тический характер. Толкование не может проводиться в отрыве от экономической и социально-политической жизни в стране, от проходящих в обществе процессов.

Толкование норм права как процесс деятельности представляет собой:

а) саму дея­тельность (процесс) по разъяснению правовой нормы;

б) результат разъяс­нения - интерпретированный нормативно-правовой акт.

Цель толкования - единообразное понимание и приме­нение законов, единство законности.

Субъектами толкования норм права являются компетентные органы государства, общественные организации и отдель­ные граждане.

Объектом толкования являются законы и подзаконные акты. Важное значение имеют не только сформулированные в них нормы, но и преамбулы актов, другие содержащиеся в них правоположения.

Предметом толкования является историческая воля законода­теля (нормодателя), выраженная в законе (в нормативном акте). Воля законодателя времени применения закона также учитыва­ется, так как в последовавших за толкуемым актах могут содер­жаться нормы, прямо или косвенно меняющие содержание предшествующих актов. История разных государств дает приме­ры такой практики, когда под видом толкования провозглаша­лись новые нормы. Режим твердой законности и нормальный правопорядок в принципе исключают смешение правотворческо­го и праворазъяснительного процессов.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.