МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
По учебной дисциплине «Основы локомотивной тяги»
Специальность 190304 «Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог»
Разработано преподавателем Ф.В.Тихоновым
Практическая работа №1
Тема: Построение тяговой характеристики электровоза
Цель работы: изучение тяговой характеристики электровоза и получение практических навыков в её построении.
Порядок выполнения:
1. В соответствии с номером варианта выбрать серию электровоза.
2. Согласно Правилам тяговых расчётов по соответствующей серии локомотива формуле вычислить значения расчётного коэффициента сцепления ψк для диапазона скоростей (v) 0 – 60км/ч. Результаты расчёта внести в таблицу 1.2.
- для электровозов ВЛ10, ВЛ10у, ВЛ11, ВЛ82
- для электровозов ВЛ23, ВЛ8
- для электровозов ВЛ60, ВЛ80
- для электровозов ВЛ85
3. Рассчитать значения касательной силы тяги силы Fк сц. При расчёте массы локомотива mл принимать значения приходящейся на ось массы, указанные в таблице 1.1.
Таблица 1.1. Значения осевой нагрузки
ВЛ8
ВЛ10
ВЛ10у
ВЛ11
ВЛ23
ВЛ60
ВЛ80
ВЛ82
ВЛ85
23т
23т
25т
23т
23т
23т
23т
24т
24т
Результаты расчёта внести в таблицу 1.2.
Таблица 1.2. Результаты расчёта
V, км/ч
ψк
Fк сц, кН
4. Выбрать из приведенных в приложении скоростных и электротяговых характеристик тяговых электродвигателей (ТЭД) соответствующую заданной серии локомотива.
Таблица 1.3. Серии тяговых электродвигателей электровозов
Серия
ВЛ8
ВЛ10
ВЛ10у
ВЛ11
ВЛ23
ТЭД
НБ-406
ТЛ-2К1
ТЛ-2К1
ТЛ-2К1
НБ-406
Серия
ВЛ60
ВЛ80
ВЛ82
ВЛ85
ТЭД
НБ-412К
НБ-418К
НБ-407Б
НБ-407Б
5. Используя кривые Fк=f(I) и V=f(I) определить значения касательной силы тяги и скорости движения для принимаемых значений силы тока. Значения силы тока при этом принимаются с интервалом 20 А. В рассмотрение принимаются:
- для электровозов постоянного тока кривые для соединений «С» и «СП» при полном возбуждении и для соединения «П» для полного возбуждения и ступеней ослабления возбуждения ОВ1, ОВ2, ОВ3.
- для электровозов переменного тока кривые, соответствующие 33 позиции при нормальном возбуждении НВ и ступеням ослабления возбуждения ОВ1, ОВ2.
Полученные значения внести в таблицу 1.4 или таблицу 1.5.
Таблица 1.4. Расчётные данные для построения тяговой характеристики электровоза постоянного тока
Ток I, А
C
СП
П
V, км/ч
Fк,
кН
V, км/ч
Fк,
кН
ПП
ОП1
ОП2
ОП3
V,
км/ч
Fк, кН
V, км/ч
Fк, кН
V, км/ч
Fк, кН
V, км/ч
Fк, кН
Таблица 1.5. Расчётные данные для построения тяговой характеристики электровоза переменного тока
Ток I, А
33 позиция
ПП
ОВ1
ОВ2
V,
км/ч
Fк, кН
V, км/ч
Fк, кН
V, км/ч
Fк, кН
При заполнении таблицы следует учесть, что в прилагаемых характеристиках приведены кривые для одного тягового электродвигателя, кроме того, необходимо перевести единицы измерения в систему СИ.
6. По полученным значениям на масштабно-координатной бумаге построить тяговую характеристику электровоза для вышеупомянутых режимов работы. При этом касательная сила тяги электровоза определяется по формуле:
,
где n – количество тяговых электродвигателей
7. Построить ограничивающую линию Fк сц .
8. Сделать выводы.
Контрольные вопросы для оценки уровня знаний студента:
1. От чего зависит значение коэффициента сцепления колёс с рельсами?
2. Что называется тяговой характеристикой?
3. Из каких участков состоит тяговая характеристика?