Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Экзистенциализм-философия существования (антисциентизм).



Особенности современной немарксистской западноевропейской философии.

Современная западная философия, в отличие от "классического" этапа, имеет ряд своих особенностей:

Для нее прежде всего характерен СЦИЕНТИЗМ (от лат. сциентиа - наука) - представление о научном, особенно естественнонаучном знании как о наивысшей культурной ценности и до­статочном условии ориентации человека в мире, проведение двух непересекающихся линий человеческого знания - научной и философской. Научная линия своим конечным продуктом имеет "науч­ную истину", философская - "философскую правду". На этой поч­ве в конце XIX-XX в. возникли т.н. "философия науки". (сциентизм) и ее антипод - прежде всего экзистенциализм - философия су­ществования (антисциентизм).

Вторая особенность современной западной философии -АНТРОПОЛОГИЗМ, т.н. "НОВЫЙ ГУМАНИЗМ", который осознал отста­вание культурного развития человека от энергетических и тех­нических возможностей общества и выход увидел в формировании новых человеческих качеств: глобальность мышления, любовь к справедливости, отвращение к насилию. Не случайно современные мыслители в центр истории поставили человека, а не безличные силы. Причем с середины 50-х годов проблемы антропологии они разрабатывают в мировом масштабе (Римский клуб). Это позволило им выдвинуть ряд новых смелых идей:

* идея главенства изучения жизни индивида над исследованием человеческих общностей (классов, народов, наций, этно­сов и др.);

* движение от идеи разумного и свободного человека к идее человека, имеющего не только разум и сознание, но и под­сознание, которое вместе с интуицией становится центром сов­ременной антропологии;

* разум и сознание отдельного человека и (что важнее) общественное сознание не понимаются теперь как независимые структуры. Напротив, объявляется, что ими манипулируют раз- личные силы государства, партии, авторитеты и даже иррацио­нальные силы - масоны, маги, тайные ордена и др.

И, наконец, третья особенность современной западной философии - ШИРОКОЕ РАСПРОСТРАНЕНИЕ МОДЕРНИЗИРОВАННЫХ ИРРА­ЦИОНАЛЬНО-МИСТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О МИРЕ, возврат к осно­вам мистико-религиозной философии. Это связано с возрожде­нием магии, астрологии, изучением "паранормальных" явлений в психике человека и в природе (ясновидение, духовидение, те­лепатия, телекинез, полтергейст и проблемы НЛО).

Новое видение мира основано на мистических переживаниях, особых состояниях сознания (вне обыденности и рациональности), особом языке, описывающем реальную "загробную" жизнь в специ­альных понятиях. Другой важный момент нового взгляда обнару­живается в принципиальной "приграничности" его с наукой и практикой. Там, где практика не достигла уверенной регуляр­ности, повторяемости, а наука не представляет достоверного объяснения, всегда находится место для магии, "паранормальных") явлений и т.п. Поскольку природа неисчерпаема, то наука и практика всегда ограничены. И, следовательно, мы всегда будем сталкиваться с иррационально-мистическим, магическим представлением о мире.

Известный вклад в иррационально-мистическую картину мира внесло ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ в философии. Оно воз­никло как вполне рациональное учение об особенностях психики человека, объясняющее глубины его подсознания, влияние эмоций, чувств, впечатлений на поведение человека и его культуру. Од­нако учение основателей психоанализа З. Фрейда, К. Юнга, А. Арпера их последователи (В. Рейх, Карен Хорни и др.) истолковали в иррационально-мистической плоскости. Взяв за точку отсчета идеи психоаналитиков о врожденности и наследственности "пер­вичных влечений" человека, сексуальных комплексов, они загово­рили о принципиальной необъяснимости человеческой деятельнос­ти, мистической сущности сексуальной свободы и негативном ра­зуме человечества, исключающем рациональность.

От общей характеристики переходим к основным философским течениям и школам современной западной философии.

"Философия науки" как течение современной философской мысли.

Проблема познания является сквозной в истории философии. Однако в различные эпохи она имела свою специфику, рассматривалась философами по-разному. В современную эпоху эта проблема органически связана с процессом развития научно-технической цивилизации.

Само название цивилизации говорит о ведущей роли науки в ее возникновении и становлении. Бесспорные успехи естест­венных и общественных наук привели к неоправданно завышенным оценкам их возможностей, к культу научного познания. Многим людям нашего времени вера в науку в значительной мере замени­ла веру в Бога. В ней, а не в религии, искали и ищут они око­нчательные ответы на все коренные вопросы устройства мира и человеческого бытия.

На волне преклонения перед новым божеством в философии сформировалось течение под названием "философия науки", в рамках которого можно выделить ряд крупных школ: неокантиан­ство, позитивизм, неопозитивизм и др.

НЕОКАНТИАСТВО зародилось в 60-х гг. XIX в. в Германии. Пик его популярности приходится на конец XIX - начало XX вв. Однако и по сей день оно довольно сильно влияет на всю евро­пейскую философию.

В неокантианстве отчетливо выделились две философские школы: Марбургская и Баденская (Фрейбургская). Так назывались университетские центры, где работали их представители.

Марбургская школа - Герман Коген (1842-1918), Эрнст Кассирер (1974-1945), Пауль Наторп (1854-1924) - в основном разрабатывала ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЙ МЕТОД познания. Ее представи­тели "трансцендентально-логически" истолковывали учение Кан­та. Всеобщность и необходимость научного знания, по их мнению, объясняются саморазвертыванием разума и не зависят от ощуще­ний и "вещи в себе".

Отказ от "вещи в себе" как источника чувственного знания означал чрезмерное преувеличение активности мышления, вел к субъективизму. Чтобы преодолеть его, Марбургская школа прибегла к объективно-идеалистическим допущениям: в качестве объективной ос­новы бытия, мышления и нравственности объявляла Бога (Коген) или Логоса (Наторп).

БАДЕНСКАЯ ШКОЛА - Вильгельм Виндельбанд (1848-1915), Ген­рих Риккерт (1863-1936) - рассматривала познание как психиче­ский процесс, учение Канта истолковывала ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИ. Мыслители этой школы в основном разрабатывали методологию научного познания и соответственно этому переос­мысливали роль философии. Они утверждали, что ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ (наука о природе) и ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ (наука о культуре или о "духе") принципиально различаются. Первые - суть науки о за­конах, вторые - науки о событиях, первые учат тому, что име­ет место всегда, последние тому, что однажды было. Научное мышление в первом случае есть законополагающее, во втором - описывающее, особенное. Исходным моментом для подобного де­ления наук служит убеждение, что ни одна наука не может аде­кватно отобразить действительность. Науки только по-разному преобразуют ее.

Возможность науки об индивидуальном Риккерт видел в его соотнесении с ценностями, которые трансцендентальны, априорны, общезначимы, т.е. представляют независимую от субъекта реальность.

Исходя из кантовского различения теоретического и прак­тического разума, баденцы отделили науки от философии. Науки, по их мнению, опираются на теоретические суждения и эмпириче­ские данные о сущем. Философия же изучает отношение субъекта к ценностям, образующим, как указано выше, самостоятельное царство, т.н. "мир трансцендентального смысла". Так, Баденская школа положила начало разработке новой отрасли философского знания - АКСИОЛОГИИ.

Важное место в разработке методологии научного познания принадлежит ПОЗИТИВИЗМУ. Понятие "позитивизм" - от лат. позитивус - положительный - означает призыв к философам отказать­ся от метафизических абстракций и обратиться к исследованию позитивного знания.

Позитивизм признает существование некой реальности, ко­торая непосредственно дана человеку. Понятия "позитивное" и "данное" тождественны. Данное - это то, что поддается провер­ке эмпирическими или логико-математическими средствами. По­добная проверка должна носить общезначимый характер.

Позитивизм возник в 30-40-х гг. XIX в. во Франции. Его родоначальником был Огюст Конт (1798-1857), идеи которого в Англии заимствовали и развивали Герберт Спенсер (1820-1903) и Джон Стюарт Милль (1806-1873).

Позитивизм видит свое предназначение в критике ненауч­ного знания, основное острие которой направлено против фило­софии. История "тяжбы" философии с наукой, считал Конт, пока­зала, что всякие попытки приспособить философскую проблемати­ку к духу научности заведомо обречены на провал. Поэтому сле­дует отказаться от метафизики. Наука больше не нуждается в стоящей над ней философией. Она должна опираться сама на себя.

Отрицая прежнюю "метафизическую" философию, Конт не от­казывался от философии как таковой. Он полагал, что для адек­ватного познания действительности отдельных частных наук не­достаточно. существует объективная потребность разработки об­щенаучных методов познания, а также раскрытия связи между от­дельными науками, создания системы научного знания. Решение этих задач и является прерогативой "новой" философии. А для этого "старая" философия должна быть коренным образом переос­мыслена, "очищена от всех метафизических пережитков". Таким образом, позитивизм претендует на роль "философии науки".

Научная картина мира, созданная Контом, Спенсером, Миллем, опиралась на принцип механистического истолкования дей­ствительности. Прогресс естественнонаучного знания на рубеже XIX-XX вв., связанный с развитием квантовой физики, разрушил эту картину. В ходе исследований выявилась зависимость резуль­татов научных опытов от приборов и органов чувств человека. Под вопросом оказалась эмпирическая методология научного поз­нания. Это способствовало появлению второй стадии в развитии позитивизма - ЭМПИРИОКРИТИЦИЗМА (критика опыта) Эрнста Маха (1838-1916) и Рихарда Авенариуса (1843-1896).

Его представители, в отличие от своих предшественников, отказались от построения всеобъемлющей системы научного зна­ния. Они предлагали изъять из науки такие "метафизические" понятия, как "субстанция", "причинность", "материальное", "идеальное" и др. Основную задачу философии эмпириокритики видели в создании теории научного знания. На практике разра­ботка такой теории означала возврат философии к традиционной гносеологической проблематике в духе субъективного идеализма Джорджа Беркли и Дэйвида Юма.

Третий этап в развитии позитивизма - НЕОПОЗИТИВИЗМ - на­чался в 20-х гг. XX в. Его родоначальниками были австрийцы физик-теоретик Мориц Шлик (1882-1930), философ, логик и мате­матик Людвиг Видгенштейн (1889-1970), а также немецкий фило­соф и логик Рудольф Карнап (1891-1970), английский философ, логик и математик Бертран Рассел (1872-1970) и др.

Неопозитивисты, как и их предшественники, борьбу за "подлинную философию" начали с критики метафизики. Они упре­кали традиционную философию в неясности суждений, в излишней усложненности языка, в оперировании полумистическими понятия­ми типа "чистый разум", "абсолютная идея" и т.д. К философии, по их мнению, необходимо предъявить те же строгие требования, что и к современным естествознанию и математике. Она должна быть коренным образом переосмыслена.

Неопозитивизм неоднороден: как философское течение он со­стоит из ряда школ. Исторически первой и основной его вариант - ЛОГИЧЕСКИЙ ПОЗИТИВИЗМ. Его представители исходят из предпосыл­ки, что философия вообще не имеет предмета исследования, пото­му что она не является наукой о какой-то реальности, а представ­ляет собой род деятельности, особый способ теоретизирования. Главная ее задача - заниматься не наукой, а логическим анали­зом научных высказываний и обобщений, проверкой этих высказы­ваний на соответствие их опыту человека, позитивному данному, т.е. истине.

В качестве критерия научности логический позитивизм выд­винул "верификационную концепцию знания" или ПРИНЦИП ВЕРИФИ­КАЦИИ (от лат. веритас - истина) высказываний. Согласно этому принципу, любое высказывание в науке подлежит опытной провер­ке на истинность. Научный смысл имеют только те высказывания, которые, в конечном счете, можно зафиксировать в непосредствен­ном, чувственном опыте индивида.

Однако исследователи довольно скоро обнаружили, что мно­гие высказывания, особенно имеющие широкий, обобщающий харак­тер, невозможно свести к непосредственному опыту. Логический позитивизм встал перед дилеммой: либо исключить эти высказыва­ния из науки, либо по-новому истолковать принцип верификации. Его представители пошли по второму пути. Они заявили, что эм­пирической проверке подлежат только частные высказывания. В остальных же случаях она должна подразумеваться только принци­пиально, т.е. ученым следует знать о том, что верификации всег­да логически возможна, мыслима по отношению ко всем высказы­ваниям.

Сомнения в учении неопозитивизма вызывали не только вну­тренние трудности процесса верификации. Его критики вскоре весьма аргументированно показали, что выдвинутый логическими позитивистами принцип сам неверифицируем и, следовательно, яв­ляется высказыванием, не имеющим смысла, т.е. относящимся к к разряду метафизических. Так обнаружилась глубокая внутрен­няя противоречивость исходных установок неопозитивизма, самой научной теории. Совершенно очевидно, что наука не может раз­виваться только на основе опыта. Не меньшее значение для нее имеет творческое, конструктивное мышление. Это мышление поднимается над опытом и создает новый результат, который напря­мую не содержится в эмпирических данных.

Конструктивная, справедливая критика подорвала влияние неопозитивизма в "философии науки". Однако усилия его не были бесплодны для науки и философии. Отождествление форм языка и Форм логики открывало новые возможности для комплексного, в частности, для логико-лингвистического анализа знания, созда­вало предпосылки формализации огромной области гуманитарного знания, проникновения в нее математических методов и аппара­та.

Экзистенциализм - философия существования (антиспиентизм).

Одним из крупнейших и влиятельных течений современной филосо­фии является экзистенциализм (философия существования). Он представлен многочисленными учениями и школами. Его непосред­ственными родоначальниками являются немецкие философы Мартин Хайдеггер, Карл Ясперс (1883-1969), французские философы и писатели Жан Поль Сартр (1905-1980), Габриэль Марсель (1889-1973), Альбер Камю (1913-1960).

Экзистенциализм сформировался в Западной Европе в период между двумя войнами и характеризуется в отечественной литера­туре как философское выражение глубоких потрясений, постигших западноевропейскую цивилизацию в современную эпоху. Его пред­ставители решительно отвергают любые попытки превратить чело­века в послушный инструмент познания или производства, объяв­ляют, что наука чужда и враждебна ему (антисциентизм). Чело­век, по их мнению, не объект, а субъект, свободное, самодея­тельное, ответственное бытие. Основной девиз этой философии: "Человек, пробудись!", т.е. займи активную жизненную позицию.

Экзистенциалисты утверждают: человек не определяется ни природой, ни обществом, ни собственной сущностью, ибо таковой не существует. Значение имеет только его существование (на французском языке это слово звучит как экзистенция, отсюда и название философского течения). Основная установка экзистен­циализма, по словам Сартра, - СУЩЕСТВОВАНИЕ ПРЕДШЕСТВУЕТ СУЩ­НОСТИ. Это означает, что человек сначала появляется в мире, действует, существует, а потом уж определяется как личность.

Согласно экзистенциализму, человек - это временное, ко­нечное существо, предопределенное к смерти. А потому он не должен убегать от сознания своей смертности, высоко ценить все то, что напоминает ему о суетности его практических начинаний. Этот мотив ярко выражен в экзистенциалистском учении о "ПОГРАНИЧНЫХ СИТУАЦИЯХ" - предельных жизненных обстоятельствах, в которые постоянно попадает человек. А главная "пог­раничная ситуация" - это ситуация перед лицом смерти.

"Пограничные ситуации" ставят человека перед необходимо­стью ВЫБОРА. Он постоянно должен выбирать ту дли иную форму своего поведения, ориентироваться на те или иные ценности и идеалы.

Способность человека выбирать, творить самого себя и по своему подобию других людей является, по мнению экзистенциа­листов, следствием фундаментальной отличительной черты чело­веческого существования - его СВОБОДЫ. Они подчеркивают, что человек совершенно свободен.

Проблема свободы у экзистенциалистов имеет сильную пози­тивную сторону, которая заключается в том, что деятельность людей направляют главным образом не внешние обстоятельства, а внутренние побуждения. Они обладают неограниченной свободой в определении целей своей деятельности, В ВЫБОРЕ СРЕДСТВ для их достижения. Тут уж от каждого человека очень многое зави­сит, и, видимо, не следует, при негативном развитии событий, ссылаться на какие-то особые "обстоятельства".

Слабость же, уязвимость экзистенциалистского подхода к проблеме свободы обнаруживается в неумении или нежелании увя­зать субъективные цели людей с внешними историческими детер­минантами, т.е. с тем фактом, что каждый человек, рождаясь на свет, застает уже установившийся определенный уровень материальной и духовной культуры, сложившуюся систему социаль­ных институтов и т.д. Он объективно включен в это "готовень­кое", и ему приходится действовать в тех рамках, которые оно диктует.

Со свободой органически связана и ОТВЕТСТВЕННОСТЬ чело­века. Без свободы нет и ответственности. Если человек не сво­боден, ограничен какими-либо материальными или духовными фак­торами, то он не отвечает за свои действия. Но если человек поступает свободно, он в ответе и за последствия своих дейст­вий.

Учение экзистенциалистов носит ярко выраженный нравст­венно-этический характер, мобилизует людей на формирование их активной жизненной позиции. Так, в трудные времена второй мировой войны оно поднимало народы Европы на непримиримую борьбу с фашизмом, на противостояние тоталитаристской идео­логии.

 

Литература:

1. Антология мировой философии. В 4 т...

2. Введение в философию... Ч.1... ГЛ. IV, разд. 1-6.

3. Радугин А. А. Философия: Курс лекций...

4. Современная западная философия.

5. Словарь. М., 1991. Философский энциклопедический словарь...

6. Философия: Учебник для вузов. Ростов-н/Д...


Тема IX. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.