Детерминизм – это философский принцип, согласно которому явления природы, общества и сознания связаны друг с другом естественной причинной связью и обуславливают друг друга. Причина, обусловленность бесконечна: не может быть ни первой (т.е. беспричинной) причины, ни последнего (т.е. беспоследственного) следствия. Детерминизм – методолог. принцип, согласно которому из факта, что в мире все взаимосвязано и прич. обусловлено, следует возм. познания и предсказания событий. Механический детерминизм - однозначная прич. обусловленность => абсол. строгое предсказание. Индетерминизм – методолог. позиция, в кот. отрицается как объективность прич. связей, так и ценность причиных объяснений в науке. Действительность - творческий итог действия всех реальных сил мира: это единство сущности и явления, необходимого и случайного, причины и следствия, это окружающий нас мир. Понятие действительности употребляется и в смысле лишь наличного бытия: действительность противопоставляется с возможностью. Всякое изменение объекта есть переход от возможности к действительности. Возможность – это будущее в настоящем, это то, чего не существует в данной качественной определенности, но что может возникнуть и существовать, стать действительностью. Во времени возможность предшествует действительности. Возможность возникает в данной действительности и реализуется в новой действительности. Чтобы возможность перешла в действительность, необходимы два фактора: действие определенного закона и наличие соответствующих условий. Будущее не предопределено однозначно тем, что есть в настоящем. То или иное событие выступает как случайное, если его исход не может быть предсказан точно, а лишь вероятностно. Вероятность - это мера возможности. Вероятность – это свойство множества событий. 100% вероятность или необходимость – это полная достоверность события. Отсутствие всякой вероятности – это полная недостоверность, или невозможность события. Необходимое и случайное. В мире абсолютно все свершается с необходимостью: все, что мы наблюдаем, не может быть иначе, чем оно есть. Случайные явления причинно обусловлены, но все равно не становятся необходимыми. Случайность – это то, что в данных условиях может быть, но может и не быть. Необходимость – это такое развитие явления, которое с неизбежностью вытекает из внутренних, существующих свойств. Необходимость бывает внутренней и внешней, т.е. порожденной собственной природой объекта или стечением внешних обстоятельств. Диалектика необходимости и случайности заключается в том, что случайность выступает как форма проявления необходимости и как ее дополнение. Случайности оказывают влияние на ход развития процесса, и сами превращаются в необходимость. Причина и следствие. Когда одно явление при определенных условиях видоизменяет или порождает другое явление, то первое выступает как причина, второе – как следствие. Причинность есть связь, всегда вызывающая к жизни нечто новое, превращающая возможность в действительность, являющаяся необходимым источником развития. Она не имеет ни начала, ни конца, не прерывается ни в пространстве, ни во времени.
Полная причина – это совокупность всех событий, при наличии которых рождается следствие. Специфическая причина – это совокупность ряда обстоятельств, взаимодействие которых вызывает следствие. Главная причина – это та, которая из всей совокупности причин играет решающую роль. Причины бывают внутренними и внешними. Внутренняя действует в рамках данной системы, а внешняя характеризует взаимодействие одной системы с другой. Объективные причины осуществляются помимо воли и сознания людей. Субъективные заключены в целенаправленных действиях людей, в их решимости, опыте. Непосредственные, т.е. которые прямо вызывают и определяют данное действие, а опосредованные через промежуток. Для того чтобы причина вызвала следствие, требуются определенные условия. Условия – это явления, необходимые для наступления данного события, но сами по себе его не вызывающие. Изменяя условия, можно изменять и способ действия причины и характер следствия.