Специфика греч. ф. - стремление понять сущность природы, космоса, мира в целом. Представителей милетской школы называли физиками.
Фалес (625-547 донэ) – родоначальник европейской науки и философии, математик, астроном и политический деятель. Фалес выдвинул идею субстанции – первоосновы всего, обобщив все многообразие в единосущее и усмотрев начало всего во воде. Фалес первый попытался найти физическое начало без посредства мифов. Вода как естественное начало оказывается носителем всех изменений и превращений. Фалесу впервые пришла мысль о единстве мироздания. Анаксимандр (610-540 донэ) основная идея: бесконечность миров. Первооснова - айперон – неопределенная и бесконечная субстанция: ее части изменяются, целое же остается неизменным. Анаксимен (585-525 донэ). Первооснова - воздух, мыслил его как бесконечное и видел в нем легкость изменяемости и превращаемости вещей. Милетцы осуществили прорыв своими воззрениями, в которых однозначно был поставлен вопрос «Из чего?». Именно они положили начало собственно философскому подходу к вопросу происхождения сущего, к идеи субстанции, т.е. первооснове, к сущности всех вещей и явлений мироздания.
Пифагор (580-500гднэ). Сам ничего не писал. Учения его претерпели знач. эволюцию. Выдвинул реакц. учение о порядке. В общ. жизни порядок - власть аристократов. Отвергали материализм Милетцев. Основа мира не матер. первоначало, а числа, кот. образуют космический порядок - прообраз общ. порядка. Познать мир - значит познать управляющие им числа. Первая попытка постановки вопроса о роли колич. стороны явл. природы. Все вещи состоят из противоположностей – чет., нечет. Однако их противоположности не переходят друг в друга. Особое значение – предел. и беспредельное. Идеи бессмертия души и переселения душ.
Элейская школа.Для ранних натурфилософов характерна особого рода стихийная диалектика мышления. Они рассматривают космос как непрерывно изменяющееся целое.
Гераклитподчеркнул одну сторону противоречивости бытия – изменение вещей, текучесть сущего. Первоначало - огонь: огненная стихия - самая динамичная и подвижная среди элементов космоса. Однако его диалектика, еще не свободна от образно - метафорической формы. В интуитивном понимании развития как единства и борьбы противоположностей из всех досократовских мыслителей Гераклит продвинулся наиболее далеко. Диалектика у него не излагается в ясных и упорядоченных понятиях, а скорее отдельные гениальные наблюдения.
Подвергая критики гераклитовское учение, Ксенофан, Парменид и Зенон обратили внимание на другую сторону – на устойчивость, сохранение вещей.
Ксенофан (ок. 565-473 до н.э.) –философ, поэт – изложил свое учение в стихах, осуществил разделение видов знания, сформулировав проблему соотношения «знания по мнению» и «знания по истине». Показания чувств дают не истинное знание, а лишь мнение, видимость: «над всем царить мнение», «людям не истина, а лишь мнение доступно». Единое Бог. Это центр бытия, это само бытие, оно есть Единое, недвижимое.
Парменид (конец 7-6 в. до н.э.) – философ и политический деятель, провозгласил главенствующую роль разума в познании и подсобную роль чувств. Разграничивает истину (вслед за Ксенофаном), основанную на рациональном познании, и мнении, основанное на чувственных восприятиях, которые знакомят нас лишь с видимостью вещей. Ф. разделил на ф. истины и ф. мнения, назвав критерием истины разум. Центральная идея - бытие, соотношения мышления и бытия. Мышление всегда относится к чему-то, ибо без сущего мы не найдем мысли. Бытие не возникло: оно непреходяще. Только Бытие есть, небытия нет.
Зенон Элейский(ок. 490 – 430 до н.э.) – философ и политический деятель. Вся его жизнь - борьба за истину и справедливость. Он развивал логику как диалектику. Опровержение движения в знаменитой апории «Ахиллес».
Учение Демокрита.
Предпосылкой атомизма (А) была потребность дать матер. объяснение наблюдаемых свойств вещей - их множества, движения и изменения. Зенон, доказавший бесконечную делимость вещей, пространства и времени, привел к неустранимым противоречиям, при попытках обосновать реальность множества, раздельность вещей и их подвижности. Учение А. явилось ген. попыткой разрешения этих трудностей. А. предполагали сущ. беск. мн-ва телесных частиц, они допускали сущ. пустоты в кот. происх. движ. частиц и отрицали за частицами возм. делиться до бесконечности, видели в них непроницаемые атомы.
Согласно этой гипотезе каждая вещь, будучи суммой весьма большого (но не бесконечно) кол. частиц - весьма малых, но в силу своей неделимости не обращающихся в ничто, уже не может расматриваться как беск. большая и в то же время вовсе не имеющая величины как это было у Зенона. Таким образом был разрешен кризис, вызванный критикой Зенона.
Основатель А. - Левкипп. Все состоит из мельчайших недел. частиц и пустоты.
Продолжатель А. - Демокрит (460 -370 гднэ). Имеются труды охватывающие вопросы ф., логики, психологии, этики, политики, педагогики, теор. искусств, языкознания, математики, физики, космологии. Исходное положение А. системы - сущ. атомов и пустоты, образующих своим бескон. многообр. соединениями все сложные тела. Следовательно, одной из гл. предпосылок его учения: Ощущения представляют хотя и недостаточный, но необходимый источник познания.
Недостаточные и неточные свидетельства ощущения исправляются более тонким усмотрением ума. Так атомы и пустота невидимы, но их сущ.удостоверяются основанным на чувств. наблюдениях размышлением. Д. отличает то, что сущ. во мнении от того, что сущ. в действительности. Однако Д. не отрицает реальность чувств. воспринимаемого. В данном случае Д. говорит о том, что ф. занимается изучением не того, что известно всем, а того, что лежит в основе всего, образует его причину. Д. не согласен с тем, что чувств. восприятия качеств совпадают с самими качествами.
Д. допускает, что атомы различ. по форме порядку и положению. Он отрицает наличие целесообразности в природе. Д. распостраняет А. учение на учение о жизни и душе. Жизнь и смерть орг. сводится к соед. и разложению атомов. Душа состоит из огненных атомов и есть их временное соединение. Душа не бессмертна. Основа познания - ощущения. Идеалом Д. явл. жизнь, обеспеченная общим законом и порядком. Важнейшее условие - разделение труда. Этические воззрения - разумное наслаждение жизнью состоит в светлом и спок. состоянии души, обусловленном согласием с прир., исполнением долга, мерой во всем. Умение доходить до такого сост. дает обучение, кот. Д. не отделяет от воспитания без кот. не могут быть достигнуты ни искусство, ни мудрость.