Сообразно модели федеративных государств компетенция Союза подразделяется на две основные категории - в зависимости от ее соотношения с компетенцией государств-членов.
Первая категория - исключительная компетенция - охватывает вопросы, решение которых полностью изъято из ведения государств-членов и должно осуществляться только Союзом в лице своих институтов и органов.
Примером служит установление пошлин общего таможенного тарифа в отношении продукции, импортируемой в ЕС из третьих стран, а также другие мероприятия в рамках общей торговой (внешнеторговой) политики Сообщества. К исключительной компетенции ЕС относится и разработка денежной политики в пределах "зоны евро".
Подавляющее большинство вопросов, подведомственных Европейскому Союзу, образуют его совместную компетенцию с государствами-членами. По этим вопросам последние не лишаются возможности принимать собственные правовые акты и другие меры на национальном уровне. Однако эти меры должны соответствовать законодательству, изданному институтами Союза, и в случае противоречия последнее имеет приоритет.
Осуществление Союзом совместной компетенции подчиняется принципу субсидиарности, в соответствии с которым он не должен вмешиваться в проблемы, способные эффективно решаться в рамках отдельных государств-членов (см. вопрос N 23). Напротив, если конкретная проблема имеет транснациональные масштабы, то Союз не только может, но и должен предпринять необходимые шаги.
Хотя термины "исключительная" и "совместная" применительно к компетенции Союза употребляются в его действующих учредительных документах (например, ст. 5 и 133 Договора о ЕС), определения данных терминов они не содержат.
Указанный пробел будет устранен Лиссабонским договором, который посвящает несколько статей установлению и разграничению его разных категорий компетенции (франц. categories de competence). Наряду с "исключительной" и "совместной" компетенцией в отдельную группу выделены "сферы деятельности, направленной на поддержку, координацию или дополнение" (защита здоровья, культура и др.).
Это те сферы общественной жизни, в которых Союз не должен стремиться проводить унификацию или гармонизацию национального права, но может координировать деятельность государств-членов или помогать им.
В качестве особых категорий компетенции в Лиссабонском договоре указаны координация Союзом экономической политики и политики занятости государств-членов, общая внешняя политика и политика безопасности.
Планируется ли дальнейшее расширение компетенции Европейского Союза?
Да. Речь идет о таких новых сферах, как космос (европейская космическая политика) и спорт. Лиссабонский договор также расширяет круг задач Союза в некоторых других, уже осуществляемых им видах деятельности: защита населения от катастроф (гражданская оборона), энергетика, туризм и др.
В основном же Лиссабонский договор ориентируется не столько на дальнейший рост имеющейся у Союза компетенции, которая и так достаточно широка (не следует забывать о наличии "статей-лазеек"), сколько на повышение эффективности процесса ее реализации.
Главными средствами выступают, с одной стороны, дальнейшее сокращение количества вопросов, в которых государства-члены располагают правом вето (при голосовании их министров в Совете Европейского Союза), с другой стороны, развитие "продвинутого сотрудничества" в тех областях, где отдельные страны Союза желают развивать интеграцию более быстрыми темпами (см. вопрос N 15). Подобное сотрудничество в рамках Европейского Союза планируется установить, в частности, в рамках оборонной политики.
Дополнительным механизмом для увеличения эффективности функционирования Союза служит учреждение новых органов и постов, таких как министр иностранных дел, Председатель Европейского совета, Верховный представитель Союза по иностранным делам и политике безопасности, Европейская прокуратура.