Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Виды источников права и их система



Понятие источников трудового права

 

В странах Запада в XIX в. выделялись три вида источников права: во- первых, правовой обычай, особенно широко распространенный в странах с англосаксонской правовой системой; во-вторых, судебная практика, характерная для той же группы стран; в- третьих, нормативные правовые акты, первые из которых появились ещё в ХIVв. Примечательно, что первые законодательные акты о наёмном труде появились в Англии. Это был Ордонанс 1349 г. и Статут 1351 г.

Пои источником права принято понимать как материальные условия жизни общества (источник права в материальном смысле), так и основания юридической обязательности нормы (источник права в формальном смысле). Обычно употребляют понятие источника права в формальном или юридическом смысле.

Первый теоретик советского трудового права И.С. Войтинский, как и Л.С. Таль, понимал источники права достаточно широко. Он относил к ним как законодательство в широком смысле, так и акты внезаконодательного характера (например, коллективные соглашения о труде). По сравнению с прежним законодательством ТК РФ 2001 года содержит перечень нормативных источников и принципы их соотношения.

Понятие «источник права» нельзя отрывать от правотворческого процесса- деятельности государства или результатов деятельности государства в форме закона, указа, постановления и других нормативных правовых актов. Только на определенной стадии этой деятельности, т.е. с момента вступления акта правотворчества в силу, сам этот акт приобретает качества источника права.

Источники трудового права достаточно разнообразны, они различаются по тем юридическим формам, в которых воплощаются общеобязательные нормы или иные установления, издаваемые от имени государства. Другими словами, источники — это нормативные правовые акты: законы, указы, постановления и другие, регулирующие трудовые и непосредственно связанные с ними иные отношения в сфере применения труда работников. Однако к источникам трудового права с учетом особенностей их форми­рования относятся соглашения (социально-партнерские соглашения), коллективные договоры, а также локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, принимаемые работодателем, как правило, с учетом мнения представительного органа работников, прежде всего профсоюзов, в определенном законом порядке.

Коллективный договор, как и указанные локальные нормативные акты, действует у конкретного работодателя (за исключением работодателей — физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями). Но в отличие от локальных нормативных актов коллективный договор разрабатывается и принимается по соглашению работников и работодателя в лице их представителей. Коллективный договор охватывает своим действием широкую сферу социально-трудовых отношений. Локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, должны соответствовать коллективным договорам, соглашениям, иным нормативным правовым актам, трудовому законодательству, Конституции РФ.

Следует обратить внимание на своеобразие таких источников, как социально-партнерские соглашения различного уровня (от генерального до отраслевого и территориального), принимаемые на основе двустороннего сотрудничества объединений работодателей и профсоюзов работников соответствующего уровня, а на основе трехстороннего сотрудничества — с участием органов государственной власти того же уровня. Коллективный договор и локальные нормативные акты принимаются на уровне работодателя (на локальном уровне).

Суммируя вышеизложенное, можно дать следующее определение: под источниками трудового права понимаются результаты нормотворческой деятельности органов государства, а также совместного правотворчества работодателей и работников (их представителей) в сфере регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

 

Виды источников права и их система

В науке трудового права с 90-х годов XX в. наметились принципиальные изменения в определении источников трудового права, в основе которых лежит «отход от теории юридического позитивизма и учет положительных моментов теории естественного права». В этой связи перечень источников трудового права существенно расширяется, и в него включаются не только акты государственно-нормативного регулирования, нормативные договоры и локальные акты, но и трудовые договоры, судебные прецеденты и в какой-то мере обычаи делового оборота. Это означает в конечном счете предельно широкое понимание источников трудового права.

Поскольку источник права является следствием нормотворческой деятельности, то и вид источников, и их юридическая сила находятся в прямой зависимости от иерархии государственных органов, их конституционных полномочий и компетенции, которой они наделены по действующим законам.

Правотворческая деятельность в сфере трудовых и связанных с ними отношений осуществляется рядом государственных органов, а в установленном порядке к этому привлекаются работники, их представители, с одной стороны, и работодатель их объединения – с другой. Исходя из этого, целесообразно дать классификацию источников трудового права по их юридической силе в зависимости от принявшего их органа и его компетенции, определенной законом. Данная классификация позволяет определить систему источников трудового права, в структуре которой источ­ники занимают соответствующее им место. Данная система получила свое закрепление в ст. 5 ТК РФ.

В системе источников трудового права верхнюю ступеньку занимает

Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. В Конституции РФ установлены права и свободы, гарантии их обеспечения, в том числе в области труда. В основном они закреплены в гл. II Конституции РФ (ст. 17—19, 30, 37, 45, 46, 55 и др.). Следует отметить ст. 2, 7, 15 и другие статьи гл. I Конституции РФ.

В соответствии с Конституцией РФ общепризнанные принципы и нормы

международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ). Таким образом, определен приоритет международных договоров РФ, в том числе ратифицированных конвенций МОТ, перед законами РФ, включая ТК РФ. К названным актам относятся не только акты МОТ, но и иные международно-правовые акты. Это акты, принятые ООН, региональными организациями государств, например Советом Европы, СНГ, Европейско-Азиатского экономического сообщества (ЕврАзЭс), а также двусторонние соглашения РФ с другими государствами.

В ст. 10 ТК РФ воспроизведены положения ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, а также установлен приоритет международных договоров, т.е. ратифицированных конвенций МОТ, перед трудовым законодательством (законами РФ и законами субъектов РФ) и иными нормативными правовыми актами РФ, содержащими нормы трудового права. Специалисты по международному праву утверждают, что одной из форм существования международных принципов и норм является форма международного правового обычая.

На следующей ступени иерархии источников располагаются ТК РФ,

иные федеральные законы и законы субъектов РФ, они именуются «трудовое законодательство». В соответствии с Конституцией РФ (ст. 72) и

ТК РФ (ч.2 ст.5) трудовое законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.

Вместе с тем к исключительному ведению Российской Федерации, согласно ст. 71 Конституции РФ, относится достаточно большое число блоков норм трудового законодательства. В Конституции установлен федеральный уровень законов в области труда (ч. 2 ст. 7, ст. 37 Конституции РФ).

Соответственно в ст. 6 ТК РФ определено разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ в сфере трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений. В некоторых случаях ТК РФ более детально предусмотрено указанное разграничение полномочий. Так, в ст. 216, предусматривающей государственное управление охраной труда, разграничены полномочия между Правительством РФ, соответствующими федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ в области охраны труда.

При этом законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ издаются в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами и не должны им противоречить (ст. 76 Конституции РФ и ч.5 ст.6 ТК РФ).

Из федеральных законов выделяется Трудовой кодекс Российской Федерации, являющийся важнейшим кодификационным правовым актом, действующим на всей территории РФ, в отношении как всех работодателей независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, так и работников, в том числе иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором РФ. Трудовой кодекс РФ был введен в действие с 1 февраля 2002 г. (ст. 420 ТК РФ). С этой же даты утратил силу ранее действовавший КЗоТ.

В ТК РФ вносился ряд изменений, особенно существенные изменения были внесены Федеральным законом от 30 июня 2006 г. № 90-ФЗ. С принятием ТК РФ реформирование российского трудового законодательства продолжается. Для реализации положений ТК РФ необходимо принять соответствующие нормативные правовые акты.

Кроме того, законодательные и иные нормативные правовые акты, в том числе акты бывшего СССР, действуют на территории РФ в пределах и порядке, предусмотренных Конституцией РФ, постановлением Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 г. № 2014-1 «О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств». Они применяются постольку, поскольку не противоречат ТК РФ, и требуется приведение их в соответствие с ТК РФ и признание утратившими силу (ст. 422, 423 ТК РФ).

В ТК РФ значительно возрос объем нормативного материала по сравнению с ранее действовавшим КЗоТом. Вместе с тем сохранена определенная преемственность в общей и особенной части, но общая часть и другие разделы ТК РФ ныне содержат блоки норм, которые ранее отсутствовали либо были очень немногочисленны.

В регулировании социально-трудовых отношений свою роль играют и другие федеральные законы, например от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», от 27 ноября 2002 г. № 156-ФЗ «Об объединениях работодателей», от 1 мая 1999 г. № 92-ФЗ «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений».

Следующую ступень в иерархии источников трудового права занимают подзаконные акты, среди которых главенствуют нормативные указы Президента РФ, содержащие нормы трудового права. За указами следуют

постановления и распоряжения Правительства РФ, которые должны соответствовать федеральным законам и указам Президента РФ. За ними располагаются нормативные правовые акты иных федеральных органов исполнительной власти.

Среди них следует выделить Министерство здравоохранения и социального развития РФ (Минздравсоцразвития России), нормативные правовые акты которого призваны дать основу для закрепления соответствующих положений (правил) на локальном уровне у работодателя (в том числе физического лица, зарегистрированного в качестве индиви­дуального предпринимателя), хотя в большей степени они направлены на регламентацию сферы трудовых отношений, финансируемых из государственного бюджета.

Другие министерства и иные федеральные органы исполнительной власти могут издавать акты, содержащие нормы трудового права, в случаях и в пределах, предусмотренных федеральными законами, а также указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ.

Свое место в системе источников вслед за федеральными законами

занимают законы субъектов РФ, которые не должны противоречить ТК РФ и иным федеральным законам. Нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов РФ не должны противоречить ТК РФ, иным федеральным законам, указам Президента РФ, постановлениям Правительства РФ и нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти.

Органы местного самоуправления вправе принимать в установленном порядке нормативные правовые акты,

Министерство труда и социального развития, РФ в соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» было упразднено и его функции переданы Министерству здравоохранения и социального развития РФ и подчиненной ему Федеральной службе по труду и занятости (Роструд), содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с ТК РФ, иными федеральными законами и актами РФ, а также законами и иными актами.

Необходимо выделить коллективный договор, соглашения, локальные нормативные акты как источники трудового права и особенности их формирования.

Соглашения, коллективные договоры, локальные нормативные акты могут быть определены как источники, занимающие нижнюю ступень в иерархии источников трудового права. Но коллективный договор и соглашения, занимая свое место в системе источников, выдвинуты вперед и хотя и на одном уровне, но предваряют локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права (ч. 2 ст. 5 ТК РФ). Работодатели (за исключением работодателей — физических лиц, не являющихся индивидуальными пред­принимателями) принимают локальные нормативные акты в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами, а также коллективными договорами, соглашениями (ч. 1 ст. 8 ТК РФ).

Коллективный договор и соглашения принимаются в договорном порядке в результате коллективных переговоров работников и работодателя (работодателей) в лице их представителей. В то же время, в отличие от иных договоров, в коллективный договор и соглашения включаются обязательства (условия) нормативного содержания, в связи с чем их принято также именовать «нормативными договорами». Таким образом, в сочетании с государственным идет развитие договорного метода регулирования трудовых и социально-трудовых отношений, что более всего проявляется в формировании и действии коллективного договора и социально-партнерских соглашений на соответствующих уровнях.

Они принимаются не государственным органом в силу его полномочий, установленных законом, а самими участниками, уполномоченными на правотворчество в сферах применения труда работников. Работодателями принимаются локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в определенном ТК РФ порядке с учетом мнения представительного органа работников (ч. 4 ст. 8, ст. 372 ТК РФ).

Соглашения (именуемые также социально-партнерскими соглашениями или актами-соглашениями) разграничиваются на генеральные, межрегиональные, региональные, отраслевые, территориальные и иные соглашения. Они принимаются в результате договоренностей участников соответствующего уровня, выступающих как равноправные партнеры, например на уровне отрасли принимается отраслевое соглашение, а на уровне субъекта — региональное соглашение.

Понятие соглашения легализовано в законе (ст. 45 ТК РФ). Соглашение — правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными пред­ставителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции.

В зависимости от сферы регулирования могут заключаться соответствующие виды соглашений. Так, Генеральное соглашение определяет общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений на федеральном уровне, а отраслевое соглашение устанавливает общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам на уровне конкретной отрасли экономики или непроизводственной сферы (ч. 5 и ч. 8 ст. 45 ТК РФ).

Коллективный договор действует на локальном уровне (у конкретного работодателя). Его содержание составляют согласованные работодателем и работниками (их представителями) взаимные обязательства, которые охватывают нормативные положения (локальные нормы) и обязательственные условия. Это необходимо иметь в виду, чтобы уметь разграничивать локальные нормы и обязательственные условия в содержании коллективного договора. В коллективном договоре, как правило, рекомендуется устанавливать формы, системы и размеры оплаты труда, иные условия труда, охрану труда, содействие занятости и т.д., а также взаимные обязательства его сторон. Условия коллективного договора соглашений не должны ограничивать права или снижать уровень гарантии работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Если такие условия будут включены в коллективный договор, соглашения или трудовой договор, то они не подлежат применению (ч. 2 ст. 9 ТК РФ).

На локальном уровне действуют также локальные нормативные акты, к ним, например, относятся: графики отпусков, правила внутреннего трудового распорядка у данного работодателя, положения о системе оплаты труда, премировании или иные положения о материальном стимулировании, нормировании труда и другом, которые принимаются в порядке, установленном ТК РФ.

Именно трудовое законодательство регламентирует порядок разработки и процедуру принятия локальных нормативных актов. Работодатель принимает указанные локальные нормативные акты в пределах своей компетенции. При принятии этих актов работодатель учитывает мнение представительного органа работников в случаях, предусмотренных ТК РФ, законами, иными нормативными правовыми актами и коллективным договором. В то же время коллективным договором, соглашениями может быть предусмотрено принятие указанных локальных нормативных актов по согласованию с представительным органом работников, а не с учетом мнения этого органа (ст. 8 ТК РФ). Представителем работников выступает, согласно ст. 29—30 ТК РФ, первичная профсоюзная организация в лице своего выборного органа, если она объединяет более 50% работников — членов профсоюза, либо иной представительный орган, если он избран работниками в соответствии со ст. 31 ТК РФ.

Порядок учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников при принятии локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, определен в ст. 372 ТК РФ. Следует отметить, что работодатель также с учетом мнения соответствующего профсоюзного органа, согласно ст. 371 ТК РФ, принимает решения в случаях, предусмотренных ТК РФ, в частности ст. 74, 99, 113 и др. В отличие от указанного принятия решений, согласно ст. 371

ТК РФ, порядок принятия работодателем локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, с учетом мнения представительного органа работников определен в ст. 8 ТК РФ и детализируется в ст. 372 ТК РФ.

Локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, действуют в отношении работников данного работодателя независимо от места выполнения ими работы (см. ч. 4 ст. 13 ТК РФ). Занимая низшее место в иерархии источников трудового права, локальные нормативные акты принимаются работодателями в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями (ч. 1 ст. 8 ТК РФ). Положения локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с действующим законодательством и иными нормативными правовыми актами, коллектив­ным договором, соглашениями, не подлежат применению. Локальный нормативный акт, принятый без соблюдения установленного ст. 372 ТК РФ порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежит применению в целом. В указанных случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, коллективный договор, соглашения (ст. 8 ТК РФ).

Следует уточнить, что входит в понятие «трудовое законодательство», поскольку Федеральным законом от 30 июня 2006 г. № 90-ФЗ ст. 5 ТК

РФ приведена в новой редакции.

Понятие «трудовое законодательство» определено в ст. 5 ТК РФ

более узко, в него входит только ТК РФ, иные федеральные законы и законы субъектов РФ, содержащие нормы трудового права, и не включаются какие-либо иные нормативные правовые акты. Соответственно установлено, что законы субъектов РФ, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить ТК РФ и иным федеральным законам.

При этом уточнение понятия «трудовое законодательство» носит общий (сквозной) характер и используется на протяжении всего ТК РФ в том смысле, что лишь ТК РФ, федеральные законы и законы субъектов РФ, содержащие нормы трудового права, включаются ныне в трудовое законодательство.

Постановления Пленума Верховного Суда РФ не являются источниками трудового права, но имеют большое значение для правоприменительной практики. В регулировании трудовых отношений значительная роль принадлежит постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. № 2 (в ред. от 28 декабря 2006 г.). Следует обратить внимание на разъяснения данного постановления, прежде всего о том, что при рассмотрении трудовых дел суду следует учитывать, что в силу ч.1 и 4 ст. 15, ст. 120 Конституции РФ, ст. 5 ТК РФ, ч. 1 ст. 11 ГПК РФ суд обязан разрешать дела на основании Конституции РФ, ТК РФ, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также на основании общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ, являющихся составной частью ее правовой системы.

Если суд при разрешении трудового спора установит, что нормативный правовой акт, подлежащий применению, не соответствует более высокому (по иерархии) нормативному правовому акту, он принимает решение в соответствии с нормативным правовым актом, имеющим наибольшую юридическую силу (ч. 2 ст. 120 Конституции РФ, ч. 2 ст. 11 ГПК РФ, СТ. 3 ТК РФ). При этом необходимо иметь в виду, что если международным договором РФ, регулирующим трудовые отношения, установлены иные правила, чем предусмотренные законами или другими нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, то суд применяет правила международного договора (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, ч. 2 ст. 10 ТК РФ, ч. 4 ст. 11 ГПК РФ) (п. 9 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. №2).

Акты Конституционного Суда РФ хотя и не рассматриваются как источник трудового права, но решения Конституционного Суда имеют важное значение в правоприменительной практике. Если Конституционным Судом РФ нормативный правовой акт или его положения будут признаны неконституционными, они утрачивают юридическую силу. При этом сами решения Конституционного Суда вступают в силу немедленно после их провозглашения, действуют непосредственно и не требуют подтверждения другими органами государства.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.