Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Существуют различные критерии классификации законов.



В зависимости от значимости содержащихся в них норм, законы подразделяются на конституционные и обыкновенные, или текущие. К конституционным законам относятся прежде всего сами конституции; законы, с помощью которых вносятся изменения и дополнения в тексты конституций; законы, необходимость издания которых предусматривается самой конституцией (в Конституции РФ об этом идёт речь в ст.56, 65, 66, 70, 84, 87, 88, 103, 114, 118, 128, 135, 137). К обыкновенным (текущим) относятся все другие законы. Конституционные законы изменяются или дополняются по более сложной процедуре, чем обыкновенные. Кроме того, Президент не может наложить на них вето.

В зависимости от органов, издавших тот или иной закон, а также от территории, на которую распространяется его действие, законы в федеративном государстве, к которым относится и Россия, подразделяются на федеральные (общефедеральные) и на законы, принятые субъектами федерации. Те, в свою очередь, делятся на конституционные и обыкновенные. Конституционные законы субъектов федерации включают в себя конституции или уставы, которые закрепляют правовой статус данного субъекта, основы его устройства, структуру органов власти и органов местного самоуправления. Основные законы субъектов федерации должны соответствовать Конституции России. Федеральные законы издаются высшими органами государственной власти федерации и распространяются на всю её территорию, остальные – высшими органами власти субъектов федерации и имеют юридическую силу лишь на их территории. В случае расхождения федеральных законов с законами субъектов федерации, действуют федеральные.

После законов в иерархии нормативно-правовых актов идут так называемые подзаконные акты, издаваемые высшими и местными органами государственной власти Подзаконные акты должны строго соответствовать закону, издаваться на его основе и для исполнения закона.

К подзаконным актам относятся:

а) постановления, принимаемые законодательными органами (федеральными или субъектов РФ) по вопросам, которые отнесены к их ведению. В отличие от законов, эти постановления, как правило, ненормативны, т.е. не имеют длительного характера действия и не рассчитаны на многократное применение, поскольку ими утверждается принятие законов в различных чтениях, осуществляется согласование и (или) назначение на некоторые должности и т.п. Но есть и нормативные постановления, например, об объявлении амнистии (принимаются Государственной Думой) или утверждающие регламент работы законодательных органов.

б) указы и распоряжения Президента РФ. Они не должны противоречить Конституции и федеральным законам (ч.3 ст.90 Конституции).

в) постановления и распоряжения Правительства, которые издаются на основании и во исполнение Конституции, федеральных законов и указов Президента. В случае противоречия им актов Правительства, они могут быть отменены Президентом (ст.115 Конституции).

г) акты федеральных органов исполнительной власти (министерств, комитетов и др.). Правительство может отменить акт федерального органа исполнительной власти.

д) акты органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, по вопросам, отнесённым к их ведению.

II. Правовой обычайпредставляет собой санкционированное государством правило поведения, сложившееся в обществе. Правовые обычаи, будучи санкционированными государством, приобретают юридическую силу и обеспечиваются в случае их нарушения государственным принуждением. Не правовые обычаи этого не имеют.

На ранних стадиях развития общества обычаи были основным источником права. Однако по мере развития общества и государства они были вытеснены законами и другими формами права. В настоящее время правовые обычаи занимают незначительное место в системе форм (источников) права большинства стран. Как уже говорилось раньше, в России законодательно признаны обычаи делового оборота, присяга военнослужащих, судей, президента страны и глав администраций субъектов федерации. А, например, такой обычай как свадьба не имеет законодательного подтверждения.

III. Под прецедентом понимается решение судебного или административного органа по конкретному делу, которое рассматривается в качестве образца при рассмотрении аналогичных дел. Существует два вида прецедентов: судебный (решение по уголовному или гражданскому делу) и административный (решение, принимаемое административным органом или административным судом). Наиболее распространённой формой права является судебный прецедент. В тех странах, в которых он признаётся в качестве источника права, правотворческой деятельностью занимаются не только законодательные, но и судебные органы.

Прецедент как источник права известен с древнейших времён. В Древнем Риме в качестве прецедентов выступали, например, устные заявления (эдикты) или решения по конкретным вопросам преторов и других магистратов, которые постепенно сложились в систему общеобязательных норм под названием преторского права.

В настоящее время прецедент – один из основных источников права в правовых системах Австралии, Великобритании, Канады, США и в некоторых других странах. Здесь он пользуется уважением и обеспечивается государственным принуждением. В России прецедент никогда не признавался в качестве полноценной формы права. До революции 1917 года он признавался в этом качестве лишь как дополнительная, вспомогательная по отношению к закону форма. В советский период прецедент в качестве источника права не рассматривался.

В настоящее время, с признанием самостоятельности органов судебной власти, акты некоторых судов стали признавать в качестве источника права. Прежде всего это относится к решениям Конституционного Суда, который вправе признавать законы и иные акты не соответствующими Конституции. Однако его акты не стоят выше законов, поскольку принимаются не только в соответствии с Конституцией, но и с Федеральным конституционным законом от 21.07.94 г. №1-ФЗК “О Конституционном Суде Российской Федерации”. Конституционный Суд, признавая закон не конституционным, не должен подменять его своими решениями, устанавливая те или иные правила и предписывая законодателю принятие других законов.

Другие высшие судебные органы – Верховный Суд и Высший Арбитражный Суд – могут обобщать практику применения законов и давать судам обязательные для применения разъяснения (Постановления по вопросам применения законодательства). Они наделены правом признания подзаконных актов не соответствующими только законам, но не Конституции. Поэтому их акты стоят по юридической силе ниже законов и решений Конституционного Суда. Кроме того, у нас издаются сборники решений судов, которые могут быть ориентиром для принятия решений по аналогичным делам. Но приводимые в сборниках примеры не являются прецедентами, так как не имеют обязательного характера.

IV. Правовой договор. Он отличается от обычных договоров, заключаемых в сферах хозяйственной деятельности, торговли и т.д., тем, что содержит в себе правила общего характера, нормы поведения, обязательные для всех. В отечественной и зарубежной практике на основе правовых договоров могут строиться взаимоотношения между государствами и государственными образованиями – субъектами федерации, и, всегда – взаимоотношения между государствами, образующими конфедерацию.

В качестве примера можно привести Договор об образовании СССР от 30 декабря 1922 г., Договор об образовании Закавказской федерации, заключённый в марте 1922 г. На основе Федеративного договора от 31 марта 1992 г. строятся взаимоотношения между субъектами Российской Федерации. Он разграничивает полномочия между органами государственной власти РФ и её субъектов. Действующая Конституция устанавливает, что с помощью договоров могут регулироваться и взаимоотношения между субъектом федерации и входящим в его состав автономным краем или округом (ч.4 ст.66).

V. Специфическое место среди источников права в РФ занимают декларации:Декларация о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 г., Декларация о языках народов России от 25 октября 1991 г., Декларация прав и свобод человека и гражданина от 22 ноября 1991 г. В них формулируются принципы, обязательные для правового развития государства. Они предшествовали принятию Конституции и во многом повлияли на её содержание.

VI. Важными источниками права в РФ являются акты международного права. Согласно ч.4 ст.15 Конституции общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью её правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные российским законом, то применяются правила международного договора. Однако приоритета перед Конституцией акты международного права не имеют. Вопросы, касающиеся международных договоров России, решаются в соответствии с законом от 15 июля 1995 г. №101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации».

VII. В связи с незавершённостью процесса формирования правовой системы России, в отдельных областях правовой сферы возможно действие актов СССР и РСФСР. Они применяются в части, не противоречащей Конституции. Например, часть ГК РСФСР об авторском праве, правила перевозки пассажиров и т.д.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.