Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Виды источников права.



Формы (источники) права и их виды.

Понятие источника права.

Виды источников права.

1.

Форма (источник) права – это внешнее выражение права, позволяющее ему выступать в качестве регулятора общественных отношений.

В общем смысле под источником права понимают: а) силы, с которыми люди связываю процесс создания права (например, воля Бога, воля народа, государственная власть); б) юридические материалы, положенные в основу того или иного законодательства (например, римское право послужило источником для германского Гражданского кодекса XIX); в) исторические документы, которые ранее были действующим правом (например, Русская Правда, Законы XII таблиц); г) материальные, социальные и иные условия жизни общества, которые вызывают необходимость издания либо изменения и дополнения тех или иных нормативно-правовых актов, а также правовой системы в целом; д) философские или идеологические концепции (идеи), положенные в основу правовой системы – либеральные, консервативные и др.

В юридическом смысле к формам (источникам) права относят: правовые обычаи, нормативно-правовые акты государственных органов, правовые договоры, нормативно-правовые акты, принимаемые с санкции государства общественными организациями, прецеденты, декларации.

2.

I. Ведущее место среди источников права занимают нормативно-правовые акты государственных органов. Для России они являются самым распространённым источником права. Под нормативно-правовыми актами понимают выраженные в письменной форме решения компетентных государственных органов, в которых содержатся нормы права. Это: законы, декреты, указы, постановления правительства, приказы министров, решения и постановления местных органов власти.

Данными актами правотворчества устанавливаются, изменяются или же отменяются правовые нормы. Все они издаются или санкционируются только органами государства, за исключением нормативно-правовых актов, принятых на референдуме народом. За их нарушение наступают различные юридические последствия. Законодательством устанавливается порядок издания, изменения, отмены нормативно-правовых актов и определяются органы, имеющие право производить эти действия.

В каждой правовой системе существует строгая иерархия, т.е. система расположения, соподчинения нормативно-правовых актов. Эта система в РФ определяется Конституцией, а также изданными на её основе специальными законами, положениями о тех или иных государственных органах, правительственными постановлениями. Основным критерием для определения места акта в этой системе является его юридическая сила, зависящая от статуса и полномочий издавшего его органа, которые также устанавливаются Конституцией. Высшей юридической силой обладает Конституция. Она устанавливает силу некоторых юридических актов. Например, согласно Конституции, Указы Президента не могут противоречить Федеральным законам, а, значит, их юридическая сила выше указов.

Следующими по юридической силе являются законы. Они также могут устанавливать юридическую силу актов, которая не установлена Конституцией. Например, Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. №2-ФКЗ “О Правительстве Российской Федерации”, предусматривает, что акты федеральных органов исполнительной власти (министерств, комитетов и т.д.) могут быть отменены Правительством, т.е. его актами.

Основной смысл и содержание закона проявляются через его основные специфические черты. Во-первых, это нормативно-правовой акт, принимаемый только высшим законодательным и представительным органом страны – парламентом (В России – Федеральное собрание), представляющий в формально-юридическом смысле весь народ, или же непосредственно самим народом – путём референдума.

Во-вторых, закон обладает после Конституции высшей юридической силой среди всех остальных источников права и является главенствующей формой права.

В-третьих, закон должен отражать волю и интересы всего народа.

В-четвёртых, закон, в отличие от других нормативно-правовых актов, издаётся по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни.

В-пятых, закон принимается, изменяется и дополняется в особом законодательном порядке. Законодательная процедура закрепляется особыми актами – положениями или регламентами высших органов государственной власти.

Таким образом, под закономпонимается нормативно-правовой акт, принимаемый высшим представительным органом государства (парламентом) в особом законодательном порядке, обладающий, после Конституции, высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения.




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.