Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Хор А. А. Архангельского



Хор Московского университета

Необычайный расцвет русской музыкальной культуры во второй половине XIX - начале XX века не мог не отразиться на судьбе крупнейшего любительского хорового коллектива России - хора Московского университета. В этот период с хором сотрудничали многие известные музыканты: М. М. Ипполитов-Иванов, Н. А. Маныкин-Невструев, В. М. Орлов, Н. С. Кленовский, К. К .Альбрехт, П. И. Бларамберг, С. Н. Василенко.

 

Выступления хора становились популярными и пользовались неизменным успехом. «Московские ведомости» в номере за 23 ноября 1885 года свидетельствовали: «... концерт оркестра и хора студентов Московского университета дает право на самые лучшие ожидания ... стройностью отличался хор студентов, управляемый талантливым дирижером Московского хорового общества В.С.Орловым». А в декабре 1889 года «Московские ведомости» писали о чрезвычайной популярности хора среди московских любителей музыки: «Студенческие концерты, с самого своего возникновения, всегда пользовались большой симпатией среди москвичей. В те дни, когда они начинались, вся Москва спешила в зал Благородного собрания. Еще далеко до начала публика наполнила все помещение собрания. В зале не оказалось ни одного свободного места: за колоннами теснились ряд за рядом, образуя густую массу…». 16 ноября 1890 года та же газета сообщала: «Студенческий концерт 14 ноября прошел с громадным успехом и переполнил громадную залу Благородного собрания и соседние с ней помещения такою массою посетителей, что пришлось к началу концерта прекратить продажу билетов при входе ... Чрезвычайно стройно было пение хора (196 человек), которым управлял В.Г.Мальм» .

 

Одна из самых ярких страниц в истории коллектива связана с творчеством П.И.Чайковского. В 1874 году Петр Ильич обработал для мужского хора Университета знаменитую студенческую песню « Gaudeamus». В декабре 1887 г. он написал и посвятил хору Московского университета произведение «Блажен, кто улыбается» на стихи вел. кн. К.Романова. Впервые это произведение прозвучало в зале Дворянского Собрания 8 марта 1892 года, а впоследствии надолго вошло в концертный репертуар коллектива.

 

В 1890г. в хор был зачислен студент юридического факультета Леонид Собинов. Все четыре года своего обучения в Университете Собинов пел в этом коллективе.

 

Впоследствии, будучи известным певцом, Леонид Витальевич неоднократно выступал с хором, давал (в 1903 - 1917 г.г. - ежегодно) концерты в пользу Общества помощи нуждающимся студентам Московского университета. Л.В.Собинов сохранил самые теплые воспоминания об этом времени, а в 1934 г. , незадолго до смерти, на вопрос о том, что определило его певческое мастерство, написал: «Пение в хоре считаю главным фактором моего вокального и музыкального развития».

 

Особый статус университетский хор приобрел в 1899 году после принятия «ПОЛОЖЕНИЙ о хоре студентов ИМПЕРАТОРСКОГО Московского Университета». В них отмечалось, что «на основании 63 ст. Унив. Устава и пункта 2 Циркуляра Министра Народного Просвещения от 21 июля 1899 года, за №14287 и по согласованию с Художественным Советом Московской Консерватории учреждается под руководством Директора сей Консерватории студенческий хор под наименованием «Хор студентов ИМПЕРАТОРСКОГО Московского Университета при Московской Консерватории». В «ПРАВИЛАХ» говорилось, что «членами хора могут состоять как лица, находящиеся в данное время в числе студентов университета, так и окончившие в нем курс», и подчеркивалось, что «хор студентов состоит под покровительством и высшим руководством господина Попечителя Московского Учебного Округа».

 

 

Хор А. А. Архангельского

Среди частных русских хоровых коллективов одним из лучших являлся хор, руководимый известным хоровым композитором и талантливым дирижером А. А. Архангельским.

 

Хор Архангельского просуществовал около пятидесяти лет (1880-1935) и пережил своего создателя. Вначале это был небольшой профессиональный церковный хор. В самом первом составе, певшем в Почтамтской церкви, было всего двадцать человек (6 мальчиков, б женщин и 8 мужчин). Несмотря на скромное количество певчих, коллектив сразу же обратил на себя внимание любителей церковного пения и критиков, отмечавших его особенное звучание. Однако Архангельскому хотелось создать не просто хороший клиросный хор, но совершенный инструмент, способный блестяще справиться с партитурой любой сложности и исполнить ее на сцене. В течение нескольких лет число певцов было доведено до пятидесяти, а затем до шестидесяти человек. Росло мастерство хористов, пополнялся репертуар. 24 февраля 1883 г. в зале Петербургского кредитного общества хор дал свой первый большой концерт. Рецензии прессы были краткими, но положительными: «Исполнение отличается тщательной отделкой... Хор обращает на себя внимание хорошим подбором голосов. В концерте были исполнены многие русские народные песни, в том числе в замечательной обработке А. Архангельского» Параллельно с концертной деятельностью хор продолжал служить на клиросе. Вскоре хор занял уникальное место в музыкальной жизни столицы. По сути, это был единственный, на тот момент коллектив, в репертуар которого помимо произведений Бортнянского, Березовского, Пашкевича, Давыдова, Фомина, Титова и пр. входили сочинения западноевропейских мастеров хоровой музыки: Лотти, Лассо, Монтеверди, Палестрины, Векки, Перголези, Баха.

 

января 1887 г. произошло событие, окончательно закрепившее за хором Архангельского репутацию лучшего профессионального концертного хора России. На заключительном вечере цикла «Исторических концертов» А. Г. Рубинштейн передал дирижерскую палочку А. Архангельскому, и хор исполнил под его управлением несколько обработок русских народных песен. Так было положено начало циклу исторических хоровых концертов. Трудоемкий процесс подготовки программ цикла требовал не только значительного времени, но и структурных изменений в хоре. В 1887 г. Архангельский впервые в истории русского хорового искусства полностью заменил голоса мальчиков женскими. Нововведение постепенно прижилось и нашло подражателей в других певческих коллективах. Пресса писала: «Хор еще значительнее выиграл в полноте и звучании вследствие замены г. Архангельским детских голосов женскими; нельзя не приветствовать такого нововведения, так как, естественно, трудно требовать от детей сознательного отношения к исполняемому...».

 

Историческим концертам предшествовал цикл «хоровых собраний», прошедших в сезон 1887/88 гг. Программа первого «собрания» (16 декабря 1887 г.) состояла из произведений Сарти., Веделя, Березовского, напевов Симонова монастыря и знаменных песнопений. Во втором собрании, среди прочего, впервые в России прозвучала шестиголосная «Месса папы Марчелло» Палестрины. Выбор оказался как нельзя более удачным, месса была исполнена великолепно: «Верность интонации, отчетливость вступлений, бесподобно выравненные заключительные фермато и, вообще, вся внешняя хоровая дисциплина делают честь г. Архангельскому как руководителю хора, сумевшему с такими относительно небольшими средствами (60 певцов) удачно поставить такое сложное сочинение». Третье «хоровое собрание» было посвящено творчеству современных русских композиторов. «Хоровые собрания» и последовавшие за ними «Исторические концерты» послужили тем толчком, который вскоре привел к появлению в России новой хоровой литературы.

 

Девять «Исторических концертов» хора Архангельского, данные в 1888-1890 гг. вызвали в столице и за ее пределами небывалый резонанс они «...возбуждают мышление, зарождают в уме различные педагогические вопросы и вообще побуждают к деятельности». В последнем концерте была во второй раз в России исполнена оратория Генделя «Иуда Маккавей». Хор повторял концерт трижды. В последний раз, по специальному ходатайству и с разрешения высших церковных властей, оратория была исполнена в начале Великого поста, - явление само по себе беспрецедентное.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.