Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Основные требования в области охраны окружающей среды на предприятиях нефтегазового комплекса



 

По Федеральному закону «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 №7-ФЗ требования в области охраны окружающей среды (далее также – природоохранные требования) – это предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами, государственными стандартами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды.

В общем виде природоохранные требования к объектам нефтегазового комплекса сформулированы в статье 46 Федерального закона «Об охране окружающей среды» (в ред. Федерального закона от 18.12.2006 №232-ФЗ) «Требования в области охраны окружающей среды при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации объектов нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки». Эта статья содержит следующие правовые нормы:

1. Размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию и эксплуатация объектов нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки должны осуществляться в соответствии с требованиями, установленными законодательством в области охраны окружающей среды.

2. При размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации объектов нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки должны предусматриваться эффективные меры по очистке и обезвреживанию отходов производства и сбора нефтяного (попутного) газа и минерализованной воды, рекультивации нарушенных и загрязненных земель, снижению негативного воздействия на окружающую среду, а также по возмещению вреда окружающей среде, причиненного в процессе строительства и эксплуатации указанных объектов.

3. Строительство и эксплуатация объектов нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки допускаются при наличии проектов восстановления загрязненных земель в зонах временного и (или) постоянного отвода земель, положительного заключения государственной экспертизы проектной документаций.

4. Строительство и эксплуатация объектов нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировки и хранения нефти и газа, расположенных в акваториях водных объектов, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации, допускаются при наличии положительных заключений государственной экологической экспертизы, государственной экспертизы проектной документации и иных установленных законодательством государственных экспертиз после восстановления загрязненных земель.

Как следует из п.1 статьи 46 Федерального закона «Об охране окружающей среды» на объекты нефтегазового комплекса распространяются все требования к субъектам хозяйственной деятельности в области охраны окружающей среды. Основные из этих требований отражены в статьях 23, 24, 30, 32-39, 51, 52, 54, 55, 61, 67, 73 Федерального закона «Об охране окружающей среды» (табл.1).

Таблица 1

Основные требования в области охраны окружающей среды по Федеральному закону «Об охране окружающей среды», применимые к деятельности объектов нефтегазового комплекса

 

Статьи Закона Основное содержание правовых норм
Ст.23. Нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов 1. Нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов. 2. Технологические нормативы устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов. 3. При невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов могут устанавливаться лимиты на выбросы и сбросы на основе разрешений, действующих только в период проведения мероприятий по охране окружающей среды, внедрения наилучших существующих технологий и (или) реализации других природоохранных проектов с учетом поэтапного достижения установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов. Установление лимитов на выбросы и сбросы допускается только при наличии планов снижения выбросов и сбросов, согласованных с органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды. 4. Выбросы и сбросы химических веществ... в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Ст.24. Нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение Нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством.
Ст.30. Лицензиро-вание отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды 1. Перечень отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды, подлежащих лицензированию, устанавливается федеральными законами (лицензирование деятельности по сбору использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов )
Ст.32. Проведение оценки воздействия на окружающую среду 1. Оценка воздействия на окружающую среду проводится в отношении планируемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду, независимо от организационно-правовых форм собственности субъектов хозяйственной и иной деятельности.
Ст.33. Экологическая экспертиза 1. Экологическая экспертиза проводится в целях установления соответствия документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность, требованиям в области охраны окружающей среды. 2. Порядок проведения экологической экспертизы устанавливается федеральным законом об экологической экспертизе.
Ст.35. Требования в области охраны окружающей среды при размещении зданий, строений, сооружений и иных объектов При размещении зданий, строений, сооружений и иных объектов должно быть обеспечено выполнение требований в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности с учетом ближайших и отдаленных экологических, экономических, демографических и иных последствий эксплуатации указанных объектов и соблюдением приоритета сохранения благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
Ст.36. Требования в области охраны окружающей среды при проектировании зданий, строений, сооружений и иных объектов 1. При проектировании зданий, строений, сооружений и иных объектов должны учитываться нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, предусматриваться мероприятия по предупреждению и устранению загрязнения окружающей среды, а также способы размещения отходов производства и потребления, применяться ресурсосберегающие, малоотходные, безотходные и иные наилучшие существующие технологии, способствующие охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов. 2. Запрещается изменение стоимости проектных работ и утвержденных проектов за счет исключения из таких работ и проектов планируемых мероприятий по охране окружающей среды при проектировании строительства, реконструкции, технического перевооружения, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов.
Ст.37. Требования в области охраны окружающей среды при строительстве и реконструкции зданий, строений, сооружений и иных объектов 1. Строительство и реконструкция зданий, строений, сооружений и иных объектов должны осуществляться по утвержденным проектам с соблюдением требований технических регламентов в области охраны окружающей среды. 2. Запрещаются строительство и реконструкция зданий, строений, сооружений и иных объектов до утверждения проектов и до отвода земельных участков в натуре, а также изменение утвержденных проектов в ущерб требованиям в области охраны окружающей среды. 3. При осуществлении строительства и реконструкции зданий, строений, сооружений и иных объектов принимаются меры по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Ст.38. Требования в области охраны окружающей среды при вводе в эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов 1. Ввод в эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов осуществляется при условии выполнения в полном объеме требований в области охраны окружающей среды, предусмотренных проектной документацией мероприятий по охране окружающей среды. 2. Запрещается ввод в эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, не оснащенных техническими средствами и технологиями обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, обеспечивающими выполнение установленных требований в области охраны окружающей среды. Запрещается также ввод в эксплуатацию объектов, не оснащенных средствами контроля за загрязнением окружающей среды, без завершения предусмотренных проектами работ по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Ст.39. Требования в области охраны окружающей среды при эксплуатации и выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов 1. Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. 2. Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством. 3. Вывод из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов осуществляется в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды и при наличии утвержденной в установленном порядке проектной документации. 4. При выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов должны быть разработаны и реализованы мероприятия по восстановлению природной среды, в том числе воспроизводству компонентов природной среды, в целях обеспечения благоприятной окружающей среды. 5. Перепрофилирование функций зданий, строений, сооружений и иных объектов осуществляется в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.
Ст.51. Требования в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления 1. Отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. 2. Запрещаются: – сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву; – размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека; – захоронение опасных отходов и радиоактивных отходов на водосборных площадях подземных водных объектов, используемых в качестве источников водоснабжения, в бальнеологических целях, для извлечения ценных минеральных ресурсов... 3. Отношения в области обращения с отходами производства и потребления, а также опасными отходами и радиоактивными отходами регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации.
Ст.52. Требования в области охраны окружающей среды при установлении защитных и охранных зон 1. В целях обеспечения устойчивого функционирования естественных экологических систем, защиты природных комплексов, природных ландшафтов и особо охраняемых природных территорий от загрязнения и другого негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности устанавливаются защитные и охранные зоны. 2. В целях охраны условий жизнедеятельности человека, среды обитания растений, животных и других организмов вокруг промышленных зон и объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, создаются защитные и охранные зоны, в том числе санитарно-защитные зоны... 3. Порядок установления и создания защитных и охранных зон регулируется законодательством.
Ст.54. Охрана озонового слоя атмосферы Охрана озонового слоя атмосферы от экологически опасных изменений обеспечивается посредством регулирования производства и использования веществ, разрушающих озоновый слой атмосферы, в соответствии с международными договорами Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, а также законодательством Российской Федерации.
Ст.55. Охрана окружающей среды от негативного физического воздействия 1. ...Юридические и физические лица при осуществлении хозяйственной и иной деятельности обязаны принимать необходимые меры по предупреждению и устранению негативного воздействия шума, вибрации, электрических, электромагнитных, магнитных полей и иного негативного физического воздействия на окружающую среду в городских и сельских поселениях, зонах отдыха, местах обитания диких зверей и птиц, в том числе их размножения, на естественные экологические системы и природные ландшафты. 2. При проектировании, строительстве, реконструкции и эксплуатации производственных объектов, создании и освоении новой техники, производстве и эксплуатации транспортных средств должны разрабатываться меры, обеспечивающие соблюдение нормативов допустимых физических воздействий. 3. Запрещается превышение нормативов допустимых физических воздействий.
Ст.67. Производственный контроль в области охраны окружающей среды (производст-венный экологи-ческий контроль) 1. Производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды. 2. Субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны предоставить сведения о лицах, ответственных за проведение производственного экологического контроля, об организации экологических служб на объектах хозяйственной и иной деятельности, а также результаты производственного экологического контроля в соответствующий орган исполнительной власти, осуществляющий государственный экологический контроль.
Ст.73. Подготовка руководителей организаций и специалистов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности 1. Руководители организаций и специалисты, ответственные за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, должны иметь подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.

 

Требования в области охраны окружающей среды, содержащиеся в представленных статьях Федерального закона «Об охране окружающей среды» тесно связаны с нормами других федеральных законов и конкретизированы в подзаконных нормативных правовых актах.

Требования по разработке нормативов допустимых выбросов и технических нормативов (ст.23, п.п. 1, 2), осуществлению выбросов на основании разрешений (ст.23, п.4), соблюдению утвержденных технологий и нормативов качества окружающей среды (ст.39) отражены и конкретизированы в Федеральном законе «Об охране атмосферного воздуха» от 04.05.1999 №96-ФЗ (ст.12, 14, 16). Порядок разработки нормативов предельно допустимых выбросов (ПДВ) определен постановлением Правительства РФ от 02.03.2000 №183 «О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него». Разработка нормативов ПДВ осуществляется в нашей стране уже около 30 лет в соответствии со стандартом ГОСТ 17.2.3.02-78 «Охрана природы. Атмосфера. Правила установления допустимых выбросов вредных веществ промышленными предприятиями». Нормативы качества атмосферного воздуха установлены в гигиенических нормативах, утвержденных постановлением Главного санитарного врача РФ: ГН 2.1.6.1338-03 «Предельно допустимые концентрации загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест» (с доп. и изм. ГН 2.1.6.1765-03, ГН 2.1.6.1983-05 и ГН 2.1.6.1986-06) и ГН 2.1.6.1339-03 «Ориентировочные безопасные уровни воздействия загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест» (с доп. и изм.). При разработке нормативов ПДВ учитываются санитарные правила СанПиН 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест». Разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух выдаются в соответствии с приказами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) от 07.02.2007 №56 и от 19.02.2007 №84.

Требования Федерального закона «Об охране окружающей среды в отношении охраны озонового слоя атмосферы» не отражены в других федеральных законах и реализуются в нормах специальных постановлений Правительства РФ о регулировании производства, потребления, ввоза в Россию и вывоза из России озоноразрушающих веществ (от 08.05.1996 №563, от 05.05.1999 №490, от 09.12.1999 №1368, от 19.12.2000 №1000, от 27.08.2005 №539). Разрешение на трансграничное перемещение озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции выдается в соответствии с приказом Ростехнадзора от 24.09.2004 №101.

Требования об охране окружающей среды от негативного физического воздействия (ст.55) не предполагает получения каких-либо разрешений и реализуется в нормах законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения путем установления нормативов предельно допустимых уровней таких воздействий.

Рассмотренные выше требования в статьях 23 и 39 Федерального закона «Об охране окружающей среды» в отношении сбросов загрязнений в водные объекты в настоящее время практически не конкретизированы и по существу оказались в правовом «вакууме», т.е. они не связаны с нормами других законов и даже противоречат им. В новом Водном кодексе РФ от 03.06.2006 №74-ФЗ содержится лишь рамочное требование установления и соблюдения нормативов допустимого воздействия на водные объекты, что не идентично понятию сброса загрязняющих веществ. При этом утрачены применявшиеся ранее для разработки нормативов предельно допустимых сбросов нормативы качества воды в водных объектах, которые содержал «Обобщенный перечень предельно допустимых концентраций (ПДК) и ориентировочно безопасных уровней воздействия (ОБУВ) вредных веществ для воды рыбохозяйственных водоемов», подготовленный и опубликованный в 1989 году Минрыбхозом СССР, поскольку по Федеральному закону от 03.06.2006 №73-ФЗ (ст.4) со дня введения в действие нового Водного кодекса (т.е. с 01.01.2007) законодательные акты СССР, содержащие нормы, регулирующие водные отношения, признаются не действующими. По существу в настоящее время разработка предельно допустимых сбросов регламентируется только законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии. В соответствии с санитарными правилами и нормами СанПиН 2.1.7.980-00 «Гигиенические требования к охране поверхностных вод» (раздел. 6) для объектов, сбрасывающих сточные воды, устанавливаются нормативы предельно допустимых сбросов веществ в водные объекты (ПДС), которые утверждаются специально уполномоченными органами по охране окружающей природной среды только после согласования с органами и учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы. ПДС устанавливаются для каждого выпуска сточных вод и каждого загрязняющего вещества, в т.ч. продуктов его трансформации, исходя из условия, что их концентрации не будут превышать гигиенические нормативы химических веществ и микроорганизмов в воде водного объекта в створе не далее 500 м от места выпуска. При расчете ПДС ассимилирующая способность водных объектов не должна учитываться. При наличии в сточных водах химических веществ, содержащихся в воде фонового створа (принятого для расчета ПДС) на уровне ПДК, в расчетах ПДС не должны учитываться процессы разбавления.

В соответствии с требованиями СанПиН 2.1.7.980-00 водопользователи обязаны:

– проводить согласованные с органами и учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы или по предписаниям указанных органов и учреждений организационно-технические, санитарно-эпидемиологические или иные мероприятия, направленные на соблюдение гигиенических нормативов качества воды водных объектов;

– обеспечивать проведение работ по обоснованию безопасности и безвредности для здоровья человека материалов, реагентов, технологических процессов и устройств, используемых при очистке сточных вод, в канализационных, гидротехнических сооружениях и других технических объектах, которые могут привести к загрязнению поверхностных вод;

– обеспечивать контроль состава сбрасываемых сточных вод и качества воды водных объектов;

– своевременно, в установленном порядке, информировать органы и учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы об угрозе возникновения, а также при возникновении аварийных ситуаций, представляющих опасность для здоровья населения или условий водопользования.

Нормативы качества воды водных объектов, действующие в настоящее время, установлены в гигиенических нормативах ГН 2.1.5.1315-03 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования» и ГН 2.1.5.1316-03 «Ориентировочно допустимые уровни (ОДУ) химических веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования», которые существенно мягче ранее упомянутых нормативов для рыбохозяйственных водоемов. Разрешение на сброс загрязняющих веществ выдается в соответствии с приказом Ростехнадзора от 10.07.2006 №675.

Правовые нормы, регулирующие установление лимитов на выбросы и сбросы (с превышением ПДВ или ПДС), содержатся в приказе Ростехнадзора от 20.02.2007 №87.

Непосредственно с требованиями нормирования выбросов и сбросов загрязняющих веществ в целях охраны атмосферного воздуха и водных объектов связано требование Федерального закона «Об охране окружающей среды» (ст.52) по установлению защитных и охранных зон. Размер санитарно-защитных зон и условия деятельности в пределах их территории регламентированы санитарными правилами СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий сооружений и иных объектов», водоохранных зон – Водным кодексом от 03.06.2006 №74-ФЗ (ст.65).

Требования Федерального закона «Об охране окружающей среды» (ст.24, 30 32, 33, 36, 38, 39, 51) в отношении обращения с отходами дополнены и конкретизированы в нормах федеральных законов «О лицензировании отдельных видов деятельности», «Об отходах производства и потребления», «Об охране атмосферного воздуха», «Об экологической экспертизе», «О безопасности гидротехнических сооружений».

В соответствии с Законом «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 №89-ФЗ (с доп. и изм.) индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение определен постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2000 №461 и приказом Министерства природных ресурсов РФ от 11.03.2002 №115. При разработке и утверждении нормативов образования отходов реализуются требования законодательства о безопасном размещении отходов.

Наиболее значимым является требование о лицензировании в области обращения с опасными отходами, установленное Федеральными законами «О лицензировании отдельных видов деятельности» (ст.17) и «Об отходах производства и потребления» (ст.9). По постановлению Правительства РФ от 26.08.2006 №524 «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов».

Для получения лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов (далее – лицензия) соискатель лицензии представляет в лицензирующий орган следующие документы:

а) заявление о предоставлении лицензии и документы (копии документов), указанные в пункте 1 статьи 9 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности»;

б) перечень опасных отходов, с которыми предполагается осуществлять деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению (с указанием наименования отхода согласно Федеральному классификационному каталогу отходов, вида и класса опасности для окружающей среды и здоровья человека, а также сведений о составе отходов);

в) копия положительного заключения государственной экологической экспертизы материалов, представленных для обоснования лицензии;

г) копии свидетельств (сертификатов) на право работы с опасными отходами, подтверждающих профессиональную подготовку индивидуального предпринимателя или работников юридического лица, осуществляющих деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов;

д) копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии (лицензиата) принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании производственных помещений, объектов размещения опасных отходов, специализированных установок по обезвреживанию опасных отходов, специально оборудованных и снабженных специальными законами транспортных средств, соответствующих установленным требованиям;

е) копия санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов.

Как видно из рассмотренного выше Положения, лицензирование деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов активизирует выполнение таких требований, содержащихся в Федеральном законе «Об отходах производства и потребления», как паспортизация опасных отходов (ст.14), подготовка лиц, допущенных к обращению с опасными отходами (ст.15), безопасное транспортирование отходов (ст.16), осуществление производственного контроля в области обращения с отходами (ст.26), и соответствующих норм, содержащихся в подзаконных актах. Кроме того, лицензирование активизирует применение норм других отраслей законодательства: о санитарно-эпидемиологическом благополучия (в части безопасного обращения с отходами на территории населенных пунктов), о техническом регулировании (в части подтверждения соответствия установок по обезвреживанию опасных отходов) и т.п.

Требования Федерального закона «Об охране окружающей среды» в отношении восстановления и рекультивации земель (ст.37, 38, 39), особо указанное применительно к объектам нефтегазового комплекса (ст.46) отражены также в Земельном кодексе РФ (ст.13, 88). В соответствии со статьей 88 Земельного кодекса организациям горнодобывающей и нефтегазовой промышленности земельные участки для разработки полезных ископаемых предоставляются после оформления горного отвода, утверждения проекта рекультивации земель, восстановления ранее отработанных земель. Требования федеральных законов конкретизированы в постановлении Правительства РФ от 23.02.1994 №140 «О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы» и совместном приказе Минприроды РФ и Госкомзема РФ от 22.12.1995 №525/67 «Об утверждении основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы».

Общие требования в области охраны окружающей среды на всех стадиях жизненного цикла производственных объектов – размещение, проектирование, строительство, ввод в эксплуатацию по Федеральному закону «Об охране окружающей среды» (ст.35-38) тесно связаны с оценкой воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду – ОВОС и проведением экологической экспертизы (ст.32, 33). Вместе с тем, сфера применения правовых норм, регламентирующих ОВОС и экологическую экспертизу в связи с реформированием законодательства существенно сократилась. В соответствии с Федеральным законом «Об экологической экспертизе» (ст.11 в ред. Федерального закона от 18.12.2006 №232-ФЗ).

Объектами государственной экологической экспертизы федерального уровня являются:

1) проекты нормативно-технических и инструктивно-методических документов в области охраны окружающей среды, утверждаемых органами государственной власти Российской Федерации;

2) проекты федеральных целевых программ, предусматривающих строительство и эксплуатацию объектов хозяйственной деятельности, оказывающих воздействие на окружающую среду, в части размещения таких объектов с учетом режима охраны природных объектов;

3) проекты соглашений о разделе продукции;

4) материалы обоснования лицензий на осуществление деятельности, которая может оказать воздействие на окружающую среду, если их выдача относится в соответствии с законодательством Российской Федерации к компетенции федеральных органов исполнительной власти;

5) проекты технической документации на новые технику, технологию, использование которых может оказать воздействие на окружающую среду, а также технической документации на новые вещества, которые могут поступать в природную среду;

6) материалы комплексного экологического обследования участков территорий, обосновывающие придание этим территориям правового статуса особо охраняемых природных территорий федерального значения, зоны экологического бедствия или зоны чрезвычайной экологической ситуации;

7) объекты государственной экологической экспертизы, указанные в Федеральном законе от 30.11.1995 №187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации», Федеральном законе от 17.12.1998 №191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации», Федеральном законе от 31.07.1998 №155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации»;

8) объект государственной экологической экспертизы, ранее получивший положительное заключение государственной экологической экспертизы.

По статье 12 Федерального закона «Об экологической экспертизе» в ред. закона от 18.12.2006 №232-ФЗ к объектам государственной экологической экспертизы регионального уровня относятся:

1) проекты нормативно-технических и инструктивно-методических документов в области охраны окружающей среды, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

2) проекты целевых программ субъектов Российской Федерации, предусматривающих строительство и эксплуатацию объектов хозяйственной деятельности, оказывающих воздействие на окружающую среду, в части размещения таких объектов с учетом режима охраны природных объектов;

3) материалы обоснования лицензий на осуществление деятельности, которая может оказать воздействие на окружающую среду, если их выдача относится в соответствии с законодательством Российской Федерации к компетенции органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

4) материалы комплексного экологического обследования участков территорий, обосновывающие придание этим территориям правового статуса особо охраняемых природных территорий регионального значения;

5) объект государственной экологической экспертизы регионального уровня, ранее получивший положительное заключение государственной экологической экспертизы.

В отношении экспертизы результатов инженерных изысканий и проектной документации на объекты капитального строительств в настоящее время действуют нормы законодательства о градостроительной деятельности.

Применительно к объектам нефтегазового комплекса дополнительные требования в области охраны окружающей среды содержат нормы законодательства о промышленной безопасности, безопасности гидротехнических сооружений и защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Наиболее многочисленные требования в области охраны окружающей среды содержат «Правила безопасности в нефтяной и газовой промышленности» (ПБ 08-624-03), где природоохранные требования учтены при регламентации проектных решений (п.п.1.3.1, 1.3.5, 1.4.7), строительства скважин (п.п.2.4.3, 2.7.3.12, 2.9.5), обустройства месторождений (п.п.3.3.3, 3.3.5, 3.3.6, 3.3.8, 3.3.10, 3.3.22), повышении отдачи пластов (п.п.3.5.3.15, 3.5.3.16), эксплуатации резервуаров (п.3.5.4.251), системы утилизации промстоков (п.п.3.5.4.264-3.5.4.267).

Законодательством о безопасности гидротехнических сооружений установлены требования в отношении безопасности накопителей жидких промышленных отходов, которые отражены в правилах безопасности и руководящих документах, утвержденных Госгортехнадзором (ПБ 03-438-02, РД 03-259-98, РД 09-255-99, РД 03-607-03).

Особое значение в отраслях нефтегазового комплекса имеют правовые нормы, регламентирующие меры по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов. Основные требования в этой области содержат постановления Правительства РФ от 21.08.2003 №613 «О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов» и от 15.04.2002 №240 «О порядке организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации».

В соответствии с Правилами организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 15.04.2002 №240 в организациях, имеющих опасные производственные объекты, для осуществления мероприятий должен быть план по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, разработанный и согласованный в установленном порядке в соответствии с предъявляемыми требованиями к разработке и согласованию планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации. Перечень организаций (согласно их отраслевой принадлежности) утверждается федеральным органом исполнительной власти по согласованию с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, по согласованию с Министерством природных ресурсов Российской Федерации и Федеральным горным и промышленным надзором России (в настоящее время - Ростехнадзор).

Организации обязаны:

– создавать собственные формирования (подразделения) для ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, проводить аттестацию указанных формирований в соответствии с законодательством Российской Федерации, оснащать их специальными техническими средствами или заключать договоры с профессиональными аварийно-спасательными формированиями (службами), выполняющими работы по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, имеющими соответствующие лицензии и (или) аттестованными в установленном порядке;

– немедленно оповещать в установленном порядке соответствующие органы государственной власти и органы местного самоуправления о фактах разливов нефти и нефтепродуктов и организовывать работу по их локализации и ликвидации;

– иметь резервы финансовых средств и материально-технических ресурсов для локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов;

– обучать работников способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях, связанных с разливами нефти и нефтепродуктов;

– содержать в исправном состоянии технологическое оборудование, заблаговременно проводить инженерно-технические мероприятия, направленные на предотвращение возможных разливов нефти и нефтепродуктов и (или) снижение масштабов опасности их последствий;

– принимать меры по охране жизни и здоровья работников в случае разлива нефти и нефтепродуктов;

– разрабатывать декларацию промышленной безопасности опасных производственных объектов;

– организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте;

– проводить корректировку планов при изменении исходных данных;

– допускать к работе на опасном производственном объекте лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям и не имеющих медицинских противопоказаний к указанной работе;

– иметь в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, лицензию на эксплуатацию опасного производственного объекта;

– создавать и поддерживать в готовности системы обнаружения разливов нефти и нефтепродуктов, а также системы связи и оповещения.

С целью определения необходимого состава сил и специальных технических средств на проведение мероприятий организациями осуществляется прогнозирование последствий разливов нефти и нефтепродуктов и обусловленных ими вторичных чрезвычайных ситуаций. Прогнозирование осуществляется относительно последствий максимально возможных разливов нефти и нефтепродуктов на основании оценки риска с учетом неблагоприятных гидрометеорологических условий, времени года, суток, рельефа местности, экологических особенностей и характера использования территорий (акваторий).

Целью прогнозирования является определение:

– возможных масштабов разливов нефти и нефтепродуктов, степени их негативного влияния на население и объекты его жизнеобеспечения, на объекты производственной и социальной сферы, а также на объекты окружающей природной среды;

– границ районов повышенной опасности возможных разливов нефти и нефтепродуктов;

– последовательности, сроков и наиболее эффективных способов выполнения работ по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.

Планирование действий по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов и доведению остаточного содержания углеводородов в окружающей природной среде до допустимого уровня, отвечающего соответствующим природно-климатическим и иным особенностям территорий, целевому назначению и виду использования земель, водных объектов, участков лесного фонда, иных природных объектов, осуществляется на основе результатов прогнозирования последствий максимально возможного разлива нефти и нефтепродуктов, данных о составе имеющихся на объекте сил и специальных технических средств, а также данных о профессиональных аварийно-спасательных формированиях (службах), привлекаемых для ликвидации разливов.

Целью планирования действий по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов является определение необходимого состава сил и специальных технических средств для локализации разливов в установленные сроки.

При поступлении сообщения о разливе нефти и нефтепродуктов время локализации разлива не должно превышать 4 часов – при разливе в акватории, 6 часов – при разливе на почве с момента обнаружения разлива нефти и нефтепродуктов или с момента поступления информации о разливе.

Руководство работами по локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов осуществляется комиссиями по чрезвычайным ситуациям, а на море – также отраслевыми специализированными органами управления. Эти работы проводятся круглосуточно в любую погоду (на море – при допустимых навигационных и гидрометеорологических условиях). Смена состава формирований (подразделений), создаваемых организациями, проводится непосредственно на рабочих местах.

Для уточнения масштабов разливов нефти и нефтепродуктов, сложившейся обстановки и прогнозирования ее развития создаются оперативные группы специалистов соответствующего профиля.

При разливах нефти и нефтепродуктов, приобретающих региональное и федеральное значение, Министр Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий вправе принять решение о созыве Межведомственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Мероприятия считаются завершенными после обязательного выполнения следующих этапов:

– прекращение сброса нефти и нефтепродуктов;

– сбор разлившихся нефти и нефтепродуктов до максимально достижимого уровня, обусловленного техническими характеристиками используемых специальных технических средств;

– размещение собранных нефти и нефтепродуктов для последующей их утилизации, исключающее вторичное загрязнение производственных объектов и объектов окружающей природной среды.

Последующие работы по ликвидации последствий разливов нефти и нефтепродуктов, реабилитации загрязненных территорий и водных объектов осуществляются в соответствии с проектами (программами) рекультивации земель и восстановления водных объектов, имеющими положительное заключение государственной экспертизы. Указанные работы могут считаться завершенными при достижении допустимого уровня остаточного содержания нефти и нефтепродуктов (или продуктов их трансформации) в почвах и грунтах, донных отложениях водных объектов, при котором:

– исключается возможность поступления нефти и нефтепродуктов (или продуктов их трансформации) в сопредельные среды и на сопредельные территории;

– допускается использование земельных участков по их основному целевому назначению (с возможными ограничениями) или вводится режим консервации, обеспечивающий достижение санитарно-гигиенических нормативов содержания в почве нефти и нефтепродуктов (или продуктов их трансформации) или иных установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации нормативов в процессе самовосстановления почвы (без проведения дополнительных специальных ресурсоемких мероприятий);

– обеспечивается возможность целевого использования водных объектов без введения ограничений.

При обнаружении загрязнения нефтью и нефтепродуктами объектов окружающей природной среды, произошедшего в результате хозяйственной деятельности прошлых лет, специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области охраны окружающей среды проводит расследование причин загрязнения.

Организации, на территории которых находятся источники такого загрязнения, должны организовать контроль и наблюдение за загрязненным объектом окружающей природной среды и его возможным влиянием на объекты жизнеобеспечения населения, а также осуществить необходимые мероприятия.

Работы по ликвидации загрязнения нефтью и нефтепродуктами объектов окружающей природной среды, произошедшего в результате хозяйственной деятельности прошлых лет, осуществляются в соответствии с проектами (программами) рекультивации земель, восстановления объектов окружающей природной среды, имеющими положительное заключение государственной экспертизы в соответствии с законодательством Российской Федерации.




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.