Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Структура законодательства в области охраны окружающей среды



ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ И ПРИРОДОРЕСУРСНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

 

Отношения в сфере взаимодействия хозяйственной деятельности и окружающей среды при функционировании нефтегазового комплекса регулируется общими и специальными правовыми нормами. В общем виде под правовой нормой принято понимать (в соответствии с постановлением Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации от 11.11.1996 г. №781-II ГД) общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение. Совокупность всех правовых норм, регулирующих отношения, связанные с воздействиями на окружающую среду и природоохранной деятельностью, представляет собой законодательство в области охраны окружающей среды.

Законодательство в области охраны окружающей среды основывается на Конституции Российской Федерации, определяющей право каждого человека на благоприятную окружающую среду, и состоит из Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г. №7-ФЗ, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Рассматривая законодательство как обобщенный источник права, необходимо принимать во внимание, что в соответствии с ранее упомянутым постановлением Государственной Думы от 11.11.1996 г. №781-II ГД «Нормативный правовой акт – это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм».

Российское законодательство в области охраны окружающей среды отличается сложной структурой и определенной иерархией (рис.1). В соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст.4) на всей территории России имеют верховенство федеральные законы. При этом в соответствии со ст.15 (п.4) Конституции РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации также являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Это в полной мере относится и к сфере отношений в области охраны окружающей среды.

 

Рис.1. Структура нормативных правовых актов в области охраны окружающей среды

               
   
Международные договора и конвенции
 
   
 
 
 
   
 
   
Акты, регламентирующие индивидуальные требования в области охраны окружающей среды

 


Наиболее распространено непосредственное применение норм международного права и международных договоров, относящихся к охране окружающей среды при осуществлении деятельности (в том числе и предприятий нефтегазового комплекса) на морской акватории, если она не регулируется федеральными законами. Например, при освоении нефтегазовых месторождений на шельфе применимы нормы Международной Конвенции по предотвращению загрязнения с судов MARPOL 73/78. Для отдельных акваторий приоритетное значение имеет применение норм региональных международных конвенций, например Конвенции по защите морской среды района Балтийского моря – ХЕЛКОМ. При этом на обеспечение сохранения морской среды направлены и нормы федеральных законов «О континентальном шельфе Российской Федерации» от 30.11.1995 №187-ФЗ и «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» от 17.12.1998 г. №191-ФЗ.

Нормы федеральных законов, относящиеся к сфере охраны окружающей среды, могут содержать собственно экологические требования к осуществлению деятельности предприятий, включая прямые запреты на определенные действия, создающие угрозу негативного изменения состояния окружающей среды, а также требования по организации управления охраной окружающей среды, включая инвентаризацию источников воздействия на окружающую среду, нормирование, лицензирование, учет, контроль и т.п. Непосредственно к природоохранительному законодательству относятся федеральные законы «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г. №7-ФЗ, «Об охране атмосферного воздуха» от 04.05.1999 г. №96-ФЗ, «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 г. №89-ФЗ, «Об особо охраняемых природных территориях» от 14.03.1995 г. №33-ФЗ «Об экологической экспертизе» от 23.11.1995 г. №174-ФЗ, «Об охране озера Байкал» от 01.05.1999 №92-ФЗ (с изменениями и дополнениями).

В соответствии с нормами природоохранительного законодательства к основным принципам охраны окружающей среды, непосредственно определяющим требования к предприятиями, осуществляющим хозяйственную деятельность, которая может оказывать негативное воздействие на окружающую среду, относятся:

– соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;

– обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;

– научно обоснованное сочетание экологических, экономических, и социальных интересов в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды;

– охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;

– платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде;

– презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности;

– обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности;

– обязательность проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды;

– учет природных и социально-экономических особенностей территорий при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности;

– приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов;

– допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды;

– обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов;

– обеспечение интегрированного и индивидуального подходов к установлению требований в области охраны окружающей среды к субъектам хозяйственной и иной деятельности, осуществляющим такую деятельность или планирующим осуществление такой деятельности;

– запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды;

– соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды.

Реализация этих принципов неизбежно предполагает отражение соответствующих требований в смежных отраслях права. Так, соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду и обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека является одной из целей обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия, т.е. состояния здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности. В соответствии с Федеральным законом «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г. №7-ФЗ (ст.2) отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, в той мере, в какой это необходимо для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, регулируются законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и иным направленным на обеспечение благоприятной для человека окружающей среды законодательством. Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 г. №52-ФЗ содержит требования к водным объектам (ст.18), к атмосферному воздуху и почвам в городских и сельских поселениях (ст.20, 21), к сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению отходов производства и потребления (ст.22).

Отношения, возникающие в области охраны и рационального использования природных ресурсов, их сохранения и восстановления, регулируются международными договорами Российской Федерации, земельным, водным, лесным законодательством, законодательством о недрах, животном мире, иным законодательством в области охраны окружающей среды и природопользования. К природноресурсному законодательству относятся Земельный кодекс РФ от 25.10.2001 №136-ФЗ, Лесной кодекс РФ 04.12.2006 №200-ФЗ, Водный кодекс РФ от 03.06.2006 №74-ФЗ, федеральные законы «О недрах» от 21.02.1992 №2395-1, «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» от 23.02.1995 №26-ФЗ, «О государственном земельном кадастре» от 02.01.2000 № 28-ФЗ, «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» от 21.12.2004 №172-ФЗ, «О континентальном шельфе Российской Федерации» от 30.11.1995 №187-ФЗ, «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» от 17.12.1998 г. №191-ФЗ, «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» от 31.07.1998 №155-ФЗ, «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» от 20.12.2004 №166-ФЗ, «О животном мире» от 24.04.1995 №52-ФЗ.

Правовые нормы, связанные с охраной окружающей среды, содержатся также в законах, относящихся к смежным отраслям права в области безопасности, которые должны приниматься во внимание при организации природоохранной деятельности на объектах нефтегазового комплекса. В первую очередь следует указать федеральные законы «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997 №116-ФЗ, «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.1994 №68-ФЗ, «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 №69-ФЗ «О радиационной безопасности населения» от 09.01.1996 №3-ФЗ. Особо следует выделить Федеральный закон «О безопасности гидротехнических сооружений» от 21.07.1997 №117-ФЗ, поскольку содержащиеся в нем правовые нормы непосредственно связаны с охраной окружающей среды от загрязнения жидкими отходами производства. К отношениям, связанным с принятием мер безопасности строительства, если они не урегулированы упомянутыми выше законами в области безопасности, применяются нормы о градостроительной деятельности. При этом в связи с общим реформированием законодательства Градостроительный кодекс РФ от 29.12.2004. №190-ФЗ в редакции Федерального закона от 18.12.2006. №232- ФЗ приобрел важное самостоятельное значение с точки зрения правового регулирования в области охраны окружающей среды, поскольку именно он содержит нормы, регламентирующие подготовку проектной документации с учетом экологических факторов (ст.48) и проведение ее государственной экспертизы на соответствие санитарно-эпидемиологическим, экологическим и другим требованиям (ст.49).

При освоении нефтяных и газовых месторождений, строительстве и эксплуатации трубопроводов в северных и восточных районах страны у предприятий возникают обязательства по поводу сохранения среды обитания коренных народностей. В соответствии с Федеральным законом «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 №7- ФЗ отношения, возникающие в области охраны окружающей среды как основы жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации, в целях обеспечения их прав на благоприятную окружающую среду регулируются международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом «Об охране окружающей среды», другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными актами субъектов Российской Федерации. Правовые основы этого регулирования заложены Федеральным законом «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» от 07.05.2001 № 49-ФЗ.

Отдельные правовые нормы, которые распространяются на управление охраной окружающей среды, содержаться и в других федеральных законах более широкого круга применения. Так, нормами Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 08.08.2001 №128-ФЗ (с дополнениями и изменениями) регулируется лицензирование деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов, заготовки, переработке и реализации лома черных и цветных металлов, эксплуатации взрывоопасных, пожароопасных и химически опасных производственных объектов. Нормы федерального закона «Об обеспечении единства измерений» от 27.04.1993 №4871-1 регламентируют метрологическое обеспечение мониторинга и измерений, в том числе в области охраны окружающей среды. Особо следует выделить федеральный закон «О техническом регулировании» от 27.12.2002 №184-ФЗ. Хотя в редакции от 01.05.2007 №65-ФЗ этот закон не регулирует отношения, связанные с применением мер по охране почвы, атмосферного воздуха, водных объектов курортов и водных объектов, отнесенных к местам туризма и массового отдыха, он имеет важное значение для регламентации деятельности по использованию природных ресурсов, упорядочению установления требований и подтверждению соответствия в сфере обращения с отходами и инженерной защиты окружающей среды.

Нормы федеральных законов содержат, как правило, рамочные требования, которые устанавливают лишь общие принципы и направления деятельности. В целях реализации норм федеральных законов принимаются подзаконные нормативные правовые акты различного уровня, которые содержат конкретные экологические ограничения (количественные или качественные) в деятельности предприятий или обязательные процедуры, соблюдение которых поддается контролю с возможностью обоснованных выводов о нарушении.

Подзаконные нормативные правовые акты весьма многочисленны и их количество постоянно увеличивается. Эти акты издаются различными федеральными органами исполнительной власти и нередко противоречат друг другу, что неизбежно создает серьезные трудности в их применении. В связи с этим возникает вопрос о легитимности (т.е. законности) положений этих актов.

Для упорядочения вступления в силу подзаконных нормативных правовых актов в нашей стране установлен определенный порядок, который в общем виде утвержден Указом Президента РФ от 23.05.1996 №763 (в ред. от 16.05.1997 №490, от 13.08.1998 №963, от 28.06.2005 №763). Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации утверждены постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 №1009 (с изм. и доп.). Основные положения установленного порядка сводятся к обеспечению подготовки нормативных правовых актов в определенных унифицированных формах, в соответствии с полномочиями органов, осуществляющих подготовку, а вступления в силу этих актов – только после их опубликования в «Российской газете» и других официальных изданиях. Формой обеспечения соответствия подготовленных актов установленным требованиям является их государственная регистрация в Министерстве юстиции РФ. В соответствии с упомянутым выше Указом Президента РФ от 23.05.1996 №763 «нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, кроме актов и отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров».

Нормативный правовой акт, прошедшей процедуры государственной регистрации и официального опубликования, сохраняет свою легитимность вплоть до отмены, даже после реорганизации (ликвидации) органа, подготовившего этот акт. Например, в области охраны окружающей среды важное значение сохраняют нормы приказа Государственного комитета РФ по охране окружающей среды (ликвидированного еще в 2000 г.) от 16.05.2000 г. №372 «Об утверждении положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации» (зарегистрирован в Минюсте РФ 04.07.2000 №2302), не отмененного органами-приемниками функций упомянутого выше комитета.

В то же время Министерству юстиции РФ предоставлено право устанавливать перечень актов, которые по различным причинам не подлежат регистрации, но обязательны для применения. В соответствии с приказом Министерства юстиции РФ от 04.05.2007 №88 (п.15) не подлежат представлению на регистрацию:

а) индивидуальные правовые акты;

б) акты, которыми решения вышестоящих государственных органов доводятся до сведения органов и организаций системы федерального органа исполнительной власти;

в) акты, направленные на организацию исполнения решения вышестоящих органов или собственных решений федеральных органов исполнительной власти и не содержащие новых правовых норм;

г) технические акты (ГОСТы, СНиПы, тарифно-квалификационные справочники, формы статистического наблюдения и т.п.), если они не содержат нормативных предписаний;

д) акты рекомендательного характера.

Поскольку охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности по Конституции РФ (ст.72) относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов РФ, органы законодательной и исполнительной власти последних также имеют возможность установления определенных правовых норм в области охраны окружающей среды и экологической безопасности на своей территории. По Федеральному закону «Об охране окружающей среды» (ст.6 в ред. от 31.12.2005 №199-ФЗ) к числу наиболее значимых (с точки зрения дополнительной правовой регламентации деятельности предприятий) полномочий органов государственной власти субъектов РФ в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, относятся:

– принятие законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации в области охраны окружающей среды в соответствии с федеральным законодательством, а также осуществление контроля за их исполнением;

– право принятия и реализации региональных программ в области охраны окружающей среды;

– установление нормативов качества окружающей среды, содержащих соответствующие требования и нормы не ниже требований и норм, установленных на федеральном уровне;

– право образования особо охраняемых природных территорий регионального значения, управление и контроль в области охраны и использования таких территорий;

– право организации проведения экономической оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности, осуществления экологической паспортизации территории.

Очевидно, что не все субъекты РФ имеют экологическую необходимость и финансовые возможности заниматься законотворчеством в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды. Наибольшей активностью по принятию законов и иных нормативных правовых актов, существенно влияющих на практику природоохранной деятельности на предприятиях, выделяются г. Москва, республики Татарстан и Башкортостан, Свердловская, Челябинская области.

Нормативные правовые акты органов местного самоуправления имеют ограниченное значение и могут в основном регулировать организацию сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Исходя из принципа обеспечения интегрированного и индивидуального подходов к установлению требований в области охраны окружающей среды к субъектам хозяйственной деятельности, важное значение в деятельности предприятий имеют индивидуальные требования, устанавливаемые федеральными органами исполнительной власти в обязательных к выполнению нормативах и предписаниях. К числу индивидуальных актов могут быть отнесены заключения государственной экологической экспертизы, утверждаемые приказами руководителей соответствующих уполномоченных федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, разрешения на выбросы (сбросы), лицензионные соглашения.

 




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.