Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Форум: Особенности потребительского выбора



На данном форуме происходит обсуждение вопросов по теме "Теория поведения потребителей".

Цель - освоить основные понятия изучаемой темы в ходе обсуждения практических ситуаций и базовых вопросов.

Ход занятия:

 

1. Студенты должны предварительно ознакомиться с основными теоретическими вопросами по теме: "Теория поведения потребителей": 1) потребительский выбор и его особенности; 2) количественный (кардиналистский) анализ полезности; 3) порядковый (ординалистский) анализ полезности.

2. Ознакомиться с проблемной ситуацией и ответить на предлагаемые вопросы.

Проблемная ситуация:

Парадокс воды и алмаза

В экономической науке XVIII в. господствовало мнение о том, что стоимость блага непосредственно связана с полезным эффектом от его использования.

Адам Смит на лекции в университете г. Глазго сформулировал утверждение, известное в экономической науке как парадокс воды и алмаза.

Его суть заключается в следующем. Блага, имеющие наивысший полезный эффект, жизненно необходимые для всех (вода, воздух, хлеб), ценятся весьма низко или вообще не имеют стоимости. В свою очередь блага, полезность которых с точки зрения естественных потребностей сомнительна (например, алмаз), ценятся высоко.

Представители австрийской школы (К. Менгер, О Бем-Беверк, Ф. Визер) объяснили парадокс Смита с помощью понятий "общая" и "предельная" полезность.

Разрешить данный парадокс можно, основываясь на теории потребительского поведения, рассмотрев общую полезность всего запаса блага и его предельную полезность. Сравните общую полезность запаса воды с общей полезностью алмазов, цену воды с ценой алмазов при их одинаковой общей полезности.

Представьте недостаток воды, например, во время засухи или в пустыне и сравните предельную полезность литра воды с предельной полезностью алмазов.

Вопросы:

1. Какова предельная полезность воды и алмазов? От каких факторов она зависит?

2. Какова предельная полезность литра воды во время засухи?

3. «Количество товаров и услуг, которое мы можем купить, определяется исключительно нашим доходом». Справедливо ли это суждение? Доступны ли они потребителю в неограниченном количестве? От каких условий зависит ценность (цена) того или иного блага?

4. Выполняется ли в описанном парадоксе закон убывания предельной полезности?

5. Очень часто говорят, что «богатство – понятие относительное». Согласны ли вы с этим?

 

Форум: Конкуренция в экономике

На данном форуме происходит обсуждение вопросов действия механизма конкуренции в экономике.
Цель - освоить основные понятия изучаемой темы в ходе обсуждения практических ситуаций и базовых вопросов.

Ход занятия:

 

1. Студенты должны предварительно ознакомиться с основными теоретическими вопросами по теме: "Типы рыночных структур": 1) конкуренция на рынке; 2) фирма на рынке совершенной конкуренции; 3) фирма на рынке несовершенной конкуренции.

2. Изучить проблемную ситуацию и ответить на предлагаемые вопросы.

Проблемная ситуация:

РЫНОК ЧАЯ В РЯЗАНИ

Исходные данные: http://businesspress.ru/newspaper/article_mId_33_aId_396054.html

Чай является одним из самых популярных и любимых напитков во всем мире, а традиции чаепития развиты практически во всех странах земного шара. В августе 2006 года маркетинговым центром "Контакт" было проведено исследование потребительских предпочтений рязанцев на рынке чая.

Результаты проведенной работы свидетельствуют о том, что наибольшей популярностью у жителей Рязани пользуются сорта черного чая – их выбирают 71% потребителей, причем 60% из них – отдают свои предпочтения исключительно черному чаю, из них 86% опрошенных мужчин. Остальные потребители не ограничиваются покупкой одного вида чая, поэтому суммарный процент превышает 100%.

Зеленый чай предпочитают 12% респондентов, преимущественно представительницы женского пола. Такая специфика связана с тем, что женщины больше чем мужчины заботятся о своём здоровье. На долю ароматизированного чая в совокупности приходится 22% потребительских предпочтений: ароматизированный черный чай – 14%, а ароматизированный зеленый – 8%. Наиболее популярные ароматизированные чаи со вкусом бергамота, лимона и жасмина, соответственно 29%, 28% и 18% опрошенных.

Относительно предпочитаемой страны – производителя с небольшим отрывом лидирует Индия – 42% опрошенных. На втором месте – Цейлон (о. Шри-Ланка) – 41%, далее Китай – 13%, на долю Грузии, Англии и др. приходится 4% .

61% респондентов ответили, что они постоянно покупают фасованный чай, а 20% – пакетированный чай.

Но рост продаж чая в пакетиках на рязанском рынке все же просматривается. Он обусловлен желанием потребителей сделать свою повседневную жизнь максимально удобной. Таким образом, постепенно мы приближаемся к европейским стандартам потребления: на Западе именно пакетированный чай является наиболее популярным. Он выпускается в упаковках объемом 25, 50 и 100 пакетиков.

Однако потребитель становится более осведомленным, требует разнообразия вкусов и более высокого качества, чем предлагается основными брэндами чая в пакетиках.

Существенным фактором является традиция заваривания чая в специальном чайнике. Именно в результате такого заваривания при соблюдении всех правил получается чай с ароматным запахом, соответствующим для данного вида чая цветом настоя и с полезными веществами, которых в пакетированном чае меньше вследствие способа его получения.

Любители чая в пакетиках отмечают, что они часто покупают данный вид чая, в основном для экстренного заваривания или для употребления его на работе. Развесной чай пользуется небольшим спросом у рязанских потребителей, всего 9% постоянных покупателей. Это является следствием, с одной стороны, стереотипа потребительского поведения большинства – приобретать чай в упаковке. С другой стороны – развесной чай реализуется далеко не во всех торговых точках г. Рязань. Небольшой спрос можно объяснить еще тем, что чай требует особенных условий хранения – керамической или фарфоровой посуды, обособленного от других продуктов места, отсутствие света и влаги.

Гранулированный чай покупают всего 10% опрошенных, причем покупка такого чая совершается довольно редко, а плиточный – совсем не пользуется спросом, вследствие отсутствия его любителей, так как этот вид чая производится из сырья довольно низкого качества.

В ходе разовой покупки 77% опрошенных в независимости от вида фасовки приобретают одну упаковку, 19% – две, всего 4% – три и более. Причем 55% респондентов ответили, что они предпочитают упаковки чая массой 100г.

В категории "Другое" опрошенные жители г.Рязани указывали, что совершают покупки развесного чая по 250г и 500г.

Частота совершения покупки чая во многом зависит от количества покупаемых упаковок и их объема. Большинство респондентов – 37% – покупают чай один раз в 2 недели. Один раз в месяц его приобретают 32% рязанцев, один раз в неделю – 11,3%, и 12% опрошенных покупают напиток реже одного раза в месяц.

В области вида упаковки лидирует картонная упаковка, которую выбирают 83% опрошенных, покупающих ее постоянно или часто.

Другая часть потребителей отдает предпочтение более дорогой продукции, упакованной в жесть (6%) или другие нестандартные материалы (4%).

Однако по мере роста платежеспособности населения и прихода на рынок новых брэндов доля картонной упаковки сокращается. Об этом свидетельствует прирост по сравнению с результатами предыдущего исследования потребления чая в экономичном пластиковом пакете на 10% и пакетированного на 15%.

Вследствие развития рынка подарочной продукции в общем объеме продаж растет доля чая в сувенирной оригинальной упаковке – деревянных ящичках, полотняных мешочках, керамической упаковке, пластиковых банках. Однако эта доля пока очень не велика.

Только у 26% покупателей на выбор чая влияет страна – производитель, а 29% – наличие нового вкуса чая.

У 60% опрошенных не меняются предпочтения среди видов чая в зависимости от времени года, черный традиционный чай их согревает в мороз и освежает в жару.

У остальных же тенденция следующая: весной и летом предпочтительнее зеленый чай как ароматизированный, так и традиционный, травяные и цветочные чаи. Осенью и зимой наблюдается тенденция к переходу на черный традиционный и с вкусовыми добавками, за исключением 18% респондентов, которые не разделяют мнения большинства, отдавая предпочтение другим видам чая.

В четверку лидеров, представленных на розничном рынке чая, входят два российских производителя – ООО "Орими Трэйд" (Санкт-Петербург) и ОАО "Компания "Май" (Москва) – а также две международные компании: Ahmad Tea Ltd. (Великобритания) и Unilever NV/Plc (Великобритания–Нидерланды).

Как правило, зарубежные поставщики работают в более дорогих сегментах, тогда как отечественные компании занимаются реализацией более экономичных брэндов. Как видно, по рейтингу наиболее покупаемых марок чая лидируют три брэнда: Ahmad, Lipton и "Майский чай". Все они являются представителями medium-сегмента.

Akbar, Greenfield, "Принцесса Нури", Dilmah и Brooke Bond также принадлежат к маркам чая среднего ценового сегмента. А завершают "десятку" – "Гранд" и "Лисма" – низкий ценовой сегмент.

Рязанцы при выборе чая ориентируются в основном на оптимальное соотношение цены и качества.

В последние годы в Россию импортируется значительное количество чая, прежде всего китайского, относящегося к категории premium. Отмечается увеличение спроса на ранее неизвестные разновидности чая – матэ, ройбуш и другие. Продвижение такой продукции осуществляется в основном через интенсивно развивающиеся в последние годы сети различных чайных клубов или специализированных чайных магазинов.

Однако в Рязани такая тенденция практически отсутствует.

В результате мониторинга торговых точек г.Рязани были определены средние цены марок черного традиционного чая.

Среди опрошенных жителей г.Рязани 48% на последнюю покупку чая потратили от 50 до 100 руб., 21% приобрели чая на сумму менее 50 руб., остальные – на 100 руб. и более.

Дорогие элитные сорта чая привлекают все большее число потребителей с высокой покупательской способностью, в частности как элемент престижа и социальной принадлежности.

По итогам исследования была выявлена ярко выраженная приверженность к определенному типу места продаж населения. Наиболее предпочтительной торговой точкой для покупки чая для 59% респондентов является супермаркет или магазин самообслуживания.

Это связано со свободным выбором товара, при необходимости можно обратиться за помощью к торговому персоналу, доступностью посмотреть товар со всех сторон, удобством совершения покупки всех продуктов в одном магазине, приятной атмосферой, вежливым торговым персоналом (в крупных магазинах, заботящихся о своей репутации, за этим строго следят), большей вероятностью не купить подделку.

Для 15% опрошенных нет определенного места покупки чая, а около 12% совершают ее в продовольственных магазинах. Всего 14% потребителей приобретают чай на мелкооптовом и розничном рынках.

С широким распространением супермаркетов и магазинов самообслуживания в Рязани большая часть населения сменила привычные для покупок мелкооптовые и розничные рынки на крупные магазины с большим ассортиментом товаров и не всегда высокими ценами. Дискаунтеры привлекательны низкими ценами на основные товары, пользующиеся массовым спросом, возможностью получить скидку на все товары, различными акциями, проводимыми в магазинах торговыми компаниями.

Среди респондентов, участвующих в опросе, 29% полностью удовлетворены предпочитаемыми марками чая и не стали покупать новые по сравнению с предыдущим годом. Но 27% все же стали покупать более дорогие марки, чем год назад. Это связано как с улучшением материального положения, так и с большей осведомленностью и желанием покупать более качественный чай.

Сменить предпочитаемую марку чая при отсутствии ее в месте продажи могут 40% респондентов, а около 33% ответили, что поменяют полюбившийся чай только на чай более высокого качества, причем цена для них не имеет никакого значения. Всего 14% опрошенных последуют советам знакомых, и только 12% привлечет более низкая цена

Итак, подводя итоги, следует отметить, что наиболее популярной среди всех видов чайной продукции является стограммовая пачка традиционного черного качественного чая фасованная в картонную упаковку, страной производителем которой является Индия или Цейлон, розничной ценой от 25 до 29 руб. за пачку.

Наиболее предпочтительным ценовым сегментом для новой марки чая является medium-сегмент, так как, несмотря на разнообразие представленных здесь брэндов, все же нельзя, утверждать о полной удовлетворенности потребителей. Здесь отмечается нехватка продукции, соответствующей оптимальному соотношению цены и качества.

Также следует отметить, что традиционная реклама практически не воздействует на покупателя при выборе той или иной марки чая.

Поэтому производителям стоит уделить особое внимание таким способам продвижения товара как промо-акции (проведение презентаций, дегустаций своей продукции и др.)

Вопросы:

1. Какой вид конкуренции представлен на рынке чая? Почему? Какие конкурентные и монопольные черты присущи данному рынку? Перечислите все положительные и отрицательные стороны действия механизма конкуренции в различных экономических ситуациях.

2. Находится ли отрасль в состоянии долгосрочного равновесия?

3. Какие методы усиления своей рыночной власти и ослабления рыноч­ной власти конкурента используют отечественные компании? Зару­бежные компании? Можно ли эти виды стратегий трактовать как осо­бые барьеры входа на рынок?

4. Проанализируйте основные характеристики данного рынка со сторо­ны спроса и со стороны предложения. Насколько динамичным явля­ется данный рынок? Можно ли использовать информацию, полученную в ходе анкетирования жителей Рязани, для построения кривой спроса на чай в Москве? Почему? Какой вид сбора информации может быть использован?

5. Какие последствия, по-вашему, будет иметь государственное регули­рование данного рынка (если оно необходимо)?

 

Форум: Рынки ресурсов

На данном форуме происходит обсуждение вопросов и проблемных ситуаций, связанных с использованием в экономике таких категорий, как факторы производства: земля, труд и капитал.

Цель - освоить основные понятия изучаемой темы в ходе обсуждения практических ситуаций и базовых вопросов.

 

Ход занятия:

 

1. Студенты должны предварительно ознакомиться с основными теоретическими вопросами по теме: "Рынки факторов производства": 1) рынок труда и заработная плата; 2) рынок капиталов, процент и прибыль; 3) рынок земли и экономическая рента.

2. Изучить, предлагаемую проблемную ситуацию и ответить на прилагаемые к ней вопросы.

 

Проблемная ситуация:

Инвестиции в человеческий капитал

В современных условиях предложение труда предполагает значительные предварительные затраты со стороны работника - на поиск работы, вложение в образование и профессиональную подготовку и т.п. Эти затраты похожи на вложения капитала и называются инвестициями в человеческий капитал.

Человеческий капитал - это совокупность способностей человека, его здоровье, уровень образования и т.п. К ожидаемой отдаче от инвестиций в человеческий капитал относят более высокий уровень заработной платы, улучшение условий труда, а так же большее удовлетворение от избранной работы.

Инвестиции в человеческий капитал обычно производятся в течение сравнительно короткого промежутка времени и бывают довольно высокими. Перед индивидом стоит проблема определения выгодности вложений, например в образование.

Для расчета выгод от инвестиций в человеческий капитал можно использовать формулу текущей дисконтированной стоимости проекта длящегося t лет.

В этом случае текущая дисконтированная стоимость будущих доходов (NPV) выглядит следующим образом:

NPV проекта = TR1/(1+r) + TR2/(1+r)2 + TR3 / (1+r)3 + ... + TRt/(1+r)t , где

NPV - текущая дисконтированная стоимость;

 

TR1,2...t - совокупный доход в 1, 2 ... t-м году;

t - число лет трудовой деятельности;

r - процентная ставка.

Инвестиции в человеческий капитал имеют смысл, если текущая дисконтированная стоимость будущих доходов больше или равняется издержкам:

NPV проекта > I, где

I - инвестиции в человеческий капитал.

Вопросы:

1. Какие факторы следует учитывать при определении будущих выгод от инвестиций в человеческий капитал, например в образование?

2. Будете ли вы учитывать альтернативную стоимость обучения, т.е. доход, недополученный учащимися за годы учебы?

3. Какой должна быть разница между заработной платой выпускника вуза и выпускника средней школы, чтобы было целесообразно платить за обучение в вузе? Ответ подтвердите расчетами по приведенной в проблемной ситуации формуле.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.