На данном форуме происходит обсуждение вопросов по теме "Теория поведения потребителей".
Цель - освоить основные понятия изучаемой темы в ходе обсуждения практических ситуаций и базовых вопросов.
Ход занятия:
1. Студенты должны предварительно ознакомиться с основными теоретическими вопросами по теме: "Теория поведения потребителей": 1) потребительский выбор и его особенности; 2) количественный (кардиналистский) анализ полезности; 3) порядковый (ординалистский) анализ полезности.
2. Ознакомиться с проблемной ситуацией и ответить на предлагаемые вопросы.
Проблемная ситуация:
Парадокс воды и алмаза
В экономической науке XVIII в. господствовало мнение о том, что стоимость блага непосредственно связана с полезным эффектом от его использования.
Адам Смит на лекции в университете г. Глазго сформулировал утверждение, известное в экономической науке как парадокс воды и алмаза.
Его суть заключается в следующем. Блага, имеющие наивысший полезный эффект, жизненно необходимые для всех (вода, воздух, хлеб), ценятся весьма низко или вообще не имеют стоимости. В свою очередь блага, полезность которых с точки зрения естественных потребностей сомнительна (например, алмаз), ценятся высоко.
Представители австрийской школы (К. Менгер, О Бем-Беверк, Ф. Визер) объяснили парадокс Смита с помощью понятий "общая" и "предельная" полезность.
Разрешить данный парадокс можно, основываясь на теории потребительского поведения, рассмотрев общую полезность всего запаса блага и его предельную полезность. Сравните общую полезность запаса воды с общей полезностью алмазов, цену воды с ценой алмазов при их одинаковой общей полезности.
Представьте недостаток воды, например, во время засухи или в пустыне и сравните предельную полезность литра воды с предельной полезностью алмазов.
Вопросы:
1. Какова предельная полезность воды и алмазов? От каких факторов она зависит?
2. Какова предельная полезность литра воды во время засухи?
3. «Количество товаров и услуг, которое мы можем купить, определяется исключительно нашим доходом». Справедливо ли это суждение? Доступны ли они потребителю в неограниченном количестве? От каких условий зависит ценность (цена) того или иного блага?
4. Выполняется ли в описанном парадоксе закон убывания предельной полезности?
5. Очень часто говорят, что «богатство – понятие относительное». Согласны ли вы с этим?
Форум: Конкуренция в экономике
На данном форуме происходит обсуждение вопросов действия механизма конкуренции в экономике. Цель - освоить основные понятия изучаемой темы в ходе обсуждения практических ситуаций и базовых вопросов.
Ход занятия:
1. Студенты должны предварительно ознакомиться с основными теоретическими вопросами по теме: "Типы рыночных структур": 1) конкуренция на рынке; 2) фирма на рынке совершенной конкуренции; 3) фирма на рынке несовершенной конкуренции.
2. Изучить проблемную ситуацию и ответить на предлагаемые вопросы.
Чай является одним из самых популярных и любимых напитков во всем мире, а традиции чаепития развиты практически во всех странах земного шара. В августе 2006 года маркетинговым центром "Контакт" было проведено исследование потребительских предпочтений рязанцев на рынке чая.
Результаты проведенной работы свидетельствуют о том, что наибольшей популярностью у жителей Рязани пользуются сорта черного чая – их выбирают 71% потребителей, причем 60% из них – отдают свои предпочтения исключительно черному чаю, из них 86% опрошенных мужчин. Остальные потребители не ограничиваются покупкой одного вида чая, поэтому суммарный процент превышает 100%.
Зеленый чай предпочитают 12% респондентов, преимущественно представительницы женского пола. Такая специфика связана с тем, что женщины больше чем мужчины заботятся о своём здоровье. На долю ароматизированного чая в совокупности приходится 22% потребительских предпочтений: ароматизированный черный чай – 14%, а ароматизированный зеленый – 8%. Наиболее популярные ароматизированные чаи со вкусом бергамота, лимона и жасмина, соответственно 29%, 28% и 18% опрошенных.
Относительно предпочитаемой страны – производителя с небольшим отрывом лидирует Индия – 42% опрошенных. На втором месте – Цейлон (о. Шри-Ланка) – 41%, далее Китай – 13%, на долю Грузии, Англии и др. приходится 4% .
61% респондентов ответили, что они постоянно покупают фасованный чай, а 20% – пакетированный чай.
Но рост продаж чая в пакетиках на рязанском рынке все же просматривается. Он обусловлен желанием потребителей сделать свою повседневную жизнь максимально удобной. Таким образом, постепенно мы приближаемся к европейским стандартам потребления: на Западе именно пакетированный чай является наиболее популярным. Он выпускается в упаковках объемом 25, 50 и 100 пакетиков.
Однако потребитель становится более осведомленным, требует разнообразия вкусов и более высокого качества, чем предлагается основными брэндами чая в пакетиках.
Существенным фактором является традиция заваривания чая в специальном чайнике. Именно в результате такого заваривания при соблюдении всех правил получается чай с ароматным запахом, соответствующим для данного вида чая цветом настоя и с полезными веществами, которых в пакетированном чае меньше вследствие способа его получения.
Любители чая в пакетиках отмечают, что они часто покупают данный вид чая, в основном для экстренного заваривания или для употребления его на работе. Развесной чай пользуется небольшим спросом у рязанских потребителей, всего 9% постоянных покупателей. Это является следствием, с одной стороны, стереотипа потребительского поведения большинства – приобретать чай в упаковке. С другой стороны – развесной чай реализуется далеко не во всех торговых точках г. Рязань. Небольшой спрос можно объяснить еще тем, что чай требует особенных условий хранения – керамической или фарфоровой посуды, обособленного от других продуктов места, отсутствие света и влаги.
Гранулированный чай покупают всего 10% опрошенных, причем покупка такого чая совершается довольно редко, а плиточный – совсем не пользуется спросом, вследствие отсутствия его любителей, так как этот вид чая производится из сырья довольно низкого качества.
В ходе разовой покупки 77% опрошенных в независимости от вида фасовки приобретают одну упаковку, 19% – две, всего 4% – три и более. Причем 55% респондентов ответили, что они предпочитают упаковки чая массой 100г.
В категории "Другое" опрошенные жители г.Рязани указывали, что совершают покупки развесного чая по 250г и 500г.
Частота совершения покупки чая во многом зависит от количества покупаемых упаковок и их объема. Большинство респондентов – 37% – покупают чай один раз в 2 недели. Один раз в месяц его приобретают 32% рязанцев, один раз в неделю – 11,3%, и 12% опрошенных покупают напиток реже одного раза в месяц.
В области вида упаковки лидирует картонная упаковка, которую выбирают 83% опрошенных, покупающих ее постоянно или часто.
Другая часть потребителей отдает предпочтение более дорогой продукции, упакованной в жесть (6%) или другие нестандартные материалы (4%).
Однако по мере роста платежеспособности населения и прихода на рынок новых брэндов доля картонной упаковки сокращается. Об этом свидетельствует прирост по сравнению с результатами предыдущего исследования потребления чая в экономичном пластиковом пакете на 10% и пакетированного на 15%.
Вследствие развития рынка подарочной продукции в общем объеме продаж растет доля чая в сувенирной оригинальной упаковке – деревянных ящичках, полотняных мешочках, керамической упаковке, пластиковых банках. Однако эта доля пока очень не велика.
Только у 26% покупателей на выбор чая влияет страна – производитель, а 29% – наличие нового вкуса чая.
У 60% опрошенных не меняются предпочтения среди видов чая в зависимости от времени года, черный традиционный чай их согревает в мороз и освежает в жару.
У остальных же тенденция следующая: весной и летом предпочтительнее зеленый чай как ароматизированный, так и традиционный, травяные и цветочные чаи. Осенью и зимой наблюдается тенденция к переходу на черный традиционный и с вкусовыми добавками, за исключением 18% респондентов, которые не разделяют мнения большинства, отдавая предпочтение другим видам чая.
В четверку лидеров, представленных на розничном рынке чая, входят два российских производителя – ООО "Орими Трэйд" (Санкт-Петербург) и ОАО "Компания "Май" (Москва) – а также две международные компании: Ahmad Tea Ltd. (Великобритания) и Unilever NV/Plc (Великобритания–Нидерланды).
Как правило, зарубежные поставщики работают в более дорогих сегментах, тогда как отечественные компании занимаются реализацией более экономичных брэндов. Как видно, по рейтингу наиболее покупаемых марок чая лидируют три брэнда: Ahmad, Lipton и "Майский чай". Все они являются представителями medium-сегмента.
Akbar, Greenfield, "Принцесса Нури", Dilmah и Brooke Bond также принадлежат к маркам чая среднего ценового сегмента. А завершают "десятку" – "Гранд" и "Лисма" – низкий ценовой сегмент.
Рязанцы при выборе чая ориентируются в основном на оптимальное соотношение цены и качества.
В последние годы в Россию импортируется значительное количество чая, прежде всего китайского, относящегося к категории premium. Отмечается увеличение спроса на ранее неизвестные разновидности чая – матэ, ройбуш и другие. Продвижение такой продукции осуществляется в основном через интенсивно развивающиеся в последние годы сети различных чайных клубов или специализированных чайных магазинов.
Однако в Рязани такая тенденция практически отсутствует.
В результате мониторинга торговых точек г.Рязани были определены средние цены марок черного традиционного чая.
Среди опрошенных жителей г.Рязани 48% на последнюю покупку чая потратили от 50 до 100 руб., 21% приобрели чая на сумму менее 50 руб., остальные – на 100 руб. и более.
Дорогие элитные сорта чая привлекают все большее число потребителей с высокой покупательской способностью, в частности как элемент престижа и социальной принадлежности.
По итогам исследования была выявлена ярко выраженная приверженность к определенному типу места продаж населения. Наиболее предпочтительной торговой точкой для покупки чая для 59% респондентов является супермаркет или магазин самообслуживания.
Это связано со свободным выбором товара, при необходимости можно обратиться за помощью к торговому персоналу, доступностью посмотреть товар со всех сторон, удобством совершения покупки всех продуктов в одном магазине, приятной атмосферой, вежливым торговым персоналом (в крупных магазинах, заботящихся о своей репутации, за этим строго следят), большей вероятностью не купить подделку.
Для 15% опрошенных нет определенного места покупки чая, а около 12% совершают ее в продовольственных магазинах. Всего 14% потребителей приобретают чай на мелкооптовом и розничном рынках.
С широким распространением супермаркетов и магазинов самообслуживания в Рязани большая часть населения сменила привычные для покупок мелкооптовые и розничные рынки на крупные магазины с большим ассортиментом товаров и не всегда высокими ценами. Дискаунтеры привлекательны низкими ценами на основные товары, пользующиеся массовым спросом, возможностью получить скидку на все товары, различными акциями, проводимыми в магазинах торговыми компаниями.
Среди респондентов, участвующих в опросе, 29% полностью удовлетворены предпочитаемыми марками чая и не стали покупать новые по сравнению с предыдущим годом. Но 27% все же стали покупать более дорогие марки, чем год назад. Это связано как с улучшением материального положения, так и с большей осведомленностью и желанием покупать более качественный чай.
Сменить предпочитаемую марку чая при отсутствии ее в месте продажи могут 40% респондентов, а около 33% ответили, что поменяют полюбившийся чай только на чай более высокого качества, причем цена для них не имеет никакого значения. Всего 14% опрошенных последуют советам знакомых, и только 12% привлечет более низкая цена
Итак, подводя итоги, следует отметить, что наиболее популярной среди всех видов чайной продукции является стограммовая пачка традиционного черного качественного чая фасованная в картонную упаковку, страной производителем которой является Индия или Цейлон, розничной ценой от 25 до 29 руб. за пачку.
Наиболее предпочтительным ценовым сегментом для новой марки чая является medium-сегмент, так как, несмотря на разнообразие представленных здесь брэндов, все же нельзя, утверждать о полной удовлетворенности потребителей. Здесь отмечается нехватка продукции, соответствующей оптимальному соотношению цены и качества.
Также следует отметить, что традиционная реклама практически не воздействует на покупателя при выборе той или иной марки чая.
Поэтому производителям стоит уделить особое внимание таким способам продвижения товара как промо-акции (проведение презентаций, дегустаций своей продукции и др.)
Вопросы:
1. Какой вид конкуренции представлен на рынке чая? Почему? Какие конкурентные и монопольные черты присущи данному рынку? Перечислите все положительные и отрицательные стороны действия механизма конкуренции в различных экономических ситуациях.
2. Находится ли отрасль в состоянии долгосрочного равновесия?
3. Какие методы усиления своей рыночной власти и ослабления рыночной власти конкурента используют отечественные компании? Зарубежные компании? Можно ли эти виды стратегий трактовать как особые барьеры входа на рынок?
4. Проанализируйте основные характеристики данного рынка со стороны спроса и со стороны предложения. Насколько динамичным является данный рынок? Можно ли использовать информацию, полученную в ходе анкетирования жителей Рязани, для построения кривой спроса на чай в Москве? Почему? Какой вид сбора информации может быть использован?
5. Какие последствия, по-вашему, будет иметь государственное регулирование данного рынка (если оно необходимо)?
Форум: Рынки ресурсов
На данном форуме происходит обсуждение вопросов и проблемных ситуаций, связанных с использованием в экономике таких категорий, как факторы производства: земля, труд и капитал.
Цель - освоить основные понятия изучаемой темы в ходе обсуждения практических ситуаций и базовых вопросов.
Ход занятия:
1. Студенты должны предварительно ознакомиться с основными теоретическими вопросами по теме: "Рынки факторов производства": 1) рынок труда и заработная плата; 2) рынок капиталов, процент и прибыль; 3) рынок земли и экономическая рента.
2. Изучить, предлагаемую проблемную ситуацию и ответить на прилагаемые к ней вопросы.
Проблемная ситуация:
Инвестиции в человеческий капитал
В современных условиях предложение труда предполагает значительные предварительные затраты со стороны работника - на поиск работы, вложение в образование и профессиональную подготовку и т.п. Эти затраты похожи на вложения капитала и называются инвестициями в человеческий капитал.
Человеческий капитал - это совокупность способностей человека, его здоровье, уровень образования и т.п. К ожидаемой отдаче от инвестиций в человеческий капитал относят более высокий уровень заработной платы, улучшение условий труда, а так же большее удовлетворение от избранной работы.
Инвестиции в человеческий капитал обычно производятся в течение сравнительно короткого промежутка времени и бывают довольно высокими. Перед индивидом стоит проблема определения выгодности вложений, например в образование.
Для расчета выгод от инвестиций в человеческий капитал можно использовать формулу текущей дисконтированной стоимости проекта длящегося t лет.
В этом случае текущая дисконтированная стоимость будущих доходов (NPV) выглядит следующим образом:
NPV проекта = TR1/(1+r) + TR2/(1+r)2 + TR3 / (1+r)3 + ... + TRt/(1+r)t , где
NPV - текущая дисконтированная стоимость;
TR1,2...t - совокупный доход в 1, 2 ... t-м году;
t - число лет трудовой деятельности;
r - процентная ставка.
Инвестиции в человеческий капитал имеют смысл, если текущая дисконтированная стоимость будущих доходов больше или равняется издержкам:
NPV проекта > I, где
I - инвестиции в человеческий капитал.
Вопросы:
1. Какие факторы следует учитывать при определении будущих выгод от инвестиций в человеческий капитал, например в образование?
2. Будете ли вы учитывать альтернативную стоимость обучения, т.е. доход, недополученный учащимися за годы учебы?
3. Какой должна быть разница между заработной платой выпускника вуза и выпускника средней школы, чтобы было целесообразно платить за обучение в вузе? Ответ подтвердите расчетами по приведенной в проблемной ситуации формуле.