Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Юридическая ответственность органов государственного управления в сфере хозяйственной деятельности



1. Общие положения о юридической ответственности

2. Основания и порядок наступления имущественной ответственности органов государственного управления за вред, причинённый субъектам хозяйствования незаконными актами (действиями государственными органами)

 

1. Юридическая ответственность – особая, связанная с правонарушением, субъективная обязанность правонарушителя претерпевать предусмотренные законодательством неблагоприятные карающие последствия совершенного противоправного виновного деяния.

Юридическая ответственность характеризуется специфическими признаками:

ü Представляет собой вид государственного принуждения

ü Единственным основанием применения ответственности выступает правонарушение

ü Выражается в применении негативных отрицательных мер к лицу, совершившему правонарушение

Юридическая ответственность не сводится к наказанию. Наказание – форма реализации ответственности. Применение ответственности всегда характеризуется отрицательными последствиями для правонарушителя. Такие последствия могут быть психологические, имущественные и организационно-правовые.

Психологические меры выражаются в осуждении государством поведения правонарушителя. Отрицательная оценка выражается в признании его виновным в совершении противоправного деяния и определении ему конкретной меры ответственности, которая в ряде случаев может ограничиваться мерами психологического порядка. Например, предупреждением, предъявлением выговора, осуждением без назначения наказания и так далее.

Имущественные последствия могут выражаться в уплате штрафа, пени, неустойки, конфискации имущества.

Организационно-правовые меры сводятся к ограничению прав и свобод правонарушителя. Например, лишение специального права, лишение права занимать определённую должность и так далее.

Функции юридической ответственности:

v Общепревентивная функция заключается в том, что устанавливая санкцию государство воздействует на сознание граждан под угрозой применения мер принуждения

v Частнопревентивная функция состоит в применении санкции к лицу, совершившему правонарушение

v Правовосстановительная функция направлена на восстановление нарушенного права и удовлетворение потребностей и интересов соответствующих лиц (возмещение морального и/или материального ущербов)

Принципы юридической ответственности:

Ø Принцип законности состоит в том, что деятельность государственных органов в полной мере должна соответствовать действующему законодательству

Ø Принцип обоснованности ответственности – всестороннее полное и объективное рассмотрение обстоятельства дела

Ø Принцип справедливости означает одобрение и поддержку со стороны общества. Критерием справедливости выступают моральные нормы

Ø Принцип неотвратимости ответственности означает, что любое лицо независимо от каких бы то ни было обстоятельств подлежит наказанию за совершённое правонарушение

Ø Принцип презумпции невиновности в соответствии с Конституции означает, что никто не может быть признан виновным, пока его вина не доказана, вступившим в законную силу решением суда.

Ø Право на защиты и квалифицированную юридическую помощь выражается в виде процессуальных прав привлечённого к ответственности знать суть обвинения, приводить доказательства своей невиновности, обжаловать действия и решения правоприменителя в вышестоящие органы или в суд. Привлечённый к ответственности может пользоваться квалифицированной юридической помощью.

Ø Невозможность повторного привлечения к ответственности за одно и то же правонарушение.

Виды юридической ответственности. В зависимости от того, какой отрасли права предусмотрена юридическая ответственность. Она подразделяется на уголовную, административную, дисциплинарную, гражданско-правовую и материальную ответственность работника за вред, причинённый нанимателю. Специфика указанных видов юридической ответственности определяется отраслевым законодательством.

 

2. Общее условие ответственности органов государственного управления в хозяйственной деятельности установлено Гражданским кодексом Республики Беларусь, а также Положением о порядке возмещения ущерба, нанесённого субъектам хозяйственной деятельности незаконными действиями государственных органов и должностных лиц. Так, в соответствии с Положением законодательства вред, причинённый субъектам хозяйствования незаконными действиями государственных органов, подлежит возмещению за счёт казны Республики Беларусь или казны административно-территориальной единицы. Незаконные действия государственных органов могут состоять в издании акта несоответствующего законодательству, в совершении незаконных действий или бездействии. Потерпевшими в рассматриваемой ситуации могут быть как граждане, так и юридические лица. Нанесённый субъектам хозяйственной деятельности ущерб подлежит возмещению в следующих случаях:

1) В случае соблюдения акта, признанного недействительным

2) Исполнение указаний должностных лиц несоответствующих законодательству

3) Осуществление указаний и исполнение актов другими органами и причинение этим вреда данному субъекту хозяйствования

4) Неисполнение или ненадлежащее исполнение должностными лицами, возложенными на них обязанностей

Субъект хозяйствования, считающий, что акт государственного органа не соответствует закону, вначале обращается в данный государственный орган с требованиями отменить акт полностью или частично, а, если причинён ущерб, то с требованием о возмещении вреда. Орган государственного управления обязан рассмотреть требование в 10-дневный срок, удовлетворить их или дать мотивированный отказ. В последнем случае субъект хозяйствования вправе обратиться с иском в хозяйственный суд. Причинённый ущерб может быть возмещён не более чем за 1 год, предшествующий подаче заявления. Возмещению подлежит ущерб в виде произведённых расходов утраченного или повреждённого имущества. От имени казны Республики Беларусь или казны административно-территориальной единицы выступает Министерство финансов и его структурные подразделения.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.