1. В науке выделяют следующие формы корпоративного права:
1) Корпоративный обычай. Например, при переменке дожидаться сменщика в течение определённого времени
2) Корпоративные деловые обыкновения – устоявшиеся в практике заведённый порядок дел. Например, руководитель имеет отдельный кабинет
3) Корпоративный прецедент – решение, принятое в корпорации и ставшее образцом для разрешения аналогичных дел в будущем. Например, денежная премия юбиляру
4) Корпоративные нормативные акты – документы органов управления организации, содержащие локальные нормы
2. Нормативно-правовой акт – официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица) либо путём референдума, с соблюдение установленной законодательством процедуры, который содержит общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределённое число лиц и неоднократное применение.
Локальный нормативный акт – нормативный акт, действие которого ограничено рамками одной или несколькими организациями.
Специфические черты (признаки) локальных актов:
ü В массиве административно-правовых актов они имеют наибольший вес, поскольку регулируют решение организационных, трудовых, производственных, торговых, финансовых вопросов общих для всех локальных структур
ü Они занимают нижнюю ступень в пирамиде нормативно-правовых актов
ü В локальных актах охватывается весь перечень функций, возложенных на соответствующую структуру, принявшую акт
ü Действие локального акта ограничено сферой деятельности соответствующей структуры
ü Сочетание управленческих процедур принятия решений с самоуправлением трудового коллектива
Г) Акты, регулирующие сферу социального обеспечения и другие
3) По форме выделяют:
А) Приказы
Б) Распоряжения
В) Указания
Г) Инструкции
Д) Стандарты
Е) Решения
Ж) Уставы
З) Положения
И) Учредительные договоры
4) По способу принятия:
А) Единоличные локальные акты
Б) Коллегиальные локальные акты
К реквизитам локального акта следует отнести:
· Вид акта с указанием принявшего его органа
· Наименование акта
· Дата и место принятия
· Подписи уполномоченных должностных лиц
· Номер акта
Локальные нормативные акты являются правовыми, поскольку тесно взаимосвязаны с общегосударственными нормами. Эта взаимосвязь проявляется в следующем:
v Правовые нормы государства предусматривают возможность коллектива регулировать своё поведение самостоятельно (например, коллективный договор в трудовом праве и учредительные документы в хозяйственных правоотношениях)
v Законодатель устанавливает пределы корпоративного регулирования
v Корпоративные нормы должны соответствовать природе права и его принципам: справедливость, равенство, гуманизм и другие
v В ряде случаев правовые нормы, принятые государством, определяют процедуру принятия корпоративных норм (в гражданском кодексе установлено исключительная компетенция общего собрания акционерного общества)
v Содержание корпоративных норм не должно противоречить нормам права
v Корпоративные нормы обеспечиваются государственным принуждением (руководитель самостоятельно решает вопросы увольнения работника, но законность его действий может быть проверена судом по жалобе работника)
К локальным нормативным актам предъявляются те же требования, которые содержатся в законодательстве применительно к нормативно-правовым актам:
Ø Соответствие принципам нормотворческой деятельности, определённым в статье 7 Закона «О нормативных правовых актах»
Ø Согласованность нормативного акта с другими нормативно-правовыми актами
Ø Принятие или издание нормативного акта уполномоченным на то государственным органом (должностным лицом) в пределах его компетенции
Ø Принятие (издание) нормативно-правового акта в порядке и по форме, установленным законодательством Республики Беларусь
Кроме этого локальные нормативные акты должны также соответствовать следующим специфическим требованиям:
o Отражать объективную реальность и не включать в себя заведомо невыполнимых положений
o Должны иметь определённую структуру и внутреннюю логику изложения нормативных предписаний
o Должны быть доступны для понимания всем членам организации
o Должны обладать всеми необходимыми реквизитами
o Должны соответствовать актам законодательства
3. Напомним, что потребительское общество представляет собой самостоятельную разновидность некоммерческих юридических лиц, основной задачей которых, в соответствии со статьёй 2 Закона «О потребительской кооперации» («Потребительских обществах и их союзах») 2002 года с последующими изменениями и дополнениями, является организация оптовой и розничной торговли, общественного питания, производства сельскохозяйственной продукции, пищевых продуктов, закупка сельскохозяйственной продукции и сырья и т.п.
Основные функции областного потребительского союза сосредоточены на анализе экономического, особенно финансового положения потребительской кооперации области и каждого района, разработке мероприятий по обеспечению необходимых условий для безубыточной и эффективной работы кооперативных организаций, защите их интересов в областных государственных органах, подготовке и переподготовке кадров и консультировании. Органом управления областного потребительского союзом являются общие собрания представителей членов союза и правление союза потребительских обществ. Акты этих органов, принятые в пределах компетенции областного потребительского союза, обязательны для входящих в союз субъектов.
Главными задачами белорусского кооперативного союза являются разработка и проведение в жизнь стратегических направлений деятельности потребительской кооперации, её правовое и методологическое обеспечение, формирование экономической , социальной, кадровой и научно-технической программ развития потребительской кооперации, участие в разработке республиканских социально-экономических и других программ, связанных с деятельностью потребительской кооперации.
В функции белорусского кооперативного союза входит также защита интересов потребительской кооперации и обеспечение её нормального функционирования в условиях рыночной экономики, представление интересов потребительской кооперации в различных государственных органах, участие в подготовке и рассмотрении проектов законодательных актов с точки зрения их соответствия интересам потребительской кооперации и обеспечение межкооперативных связей с организациями потребительской кооперации зарубежных стран. Акты общего собрания представителей членов белорусского кооперативного союза и его правления, изданные для обеспечения выполнения задач и функций белорусского кооперативного союза, являются обязательными для его членов.
Порядок принятия решения общим собранием членов потребительского общества:
1) Общее собрание является правомочным, если на нём присутствует более 2/3 членов потребительского общества
2) Решение считается принятым при условии, что за него проголосовало простое большинство присутствующих на собрании членов потребительского общества
3) Решение о внесении изменений и дополнений в устав о вступлении в союзы и выходе из них, о реорганизации или ликвидации общества считаются принятыми, если за них проголосовало не менее 2/3 присутствующих на собрании
4) Решение общего собрания может быть обжаловано в судебном порядке
Заседание правления потребительского общества проводятся по мере необходимости, но не реже 1 раза в месяц. Правление правомочно решать вопросы, если в его заседании участвует более половины членов правления, в том числе председатель или его первых заместитель. Решение правления принимаются большинством голосов, заносится в протокол и оформляется в виде постановлений. Члены правления потребительского общества несут ответственность за принятые ими решения в соответствии с законодательством Республики Беларусь и уставом потребительского общества. Председатель правления потребительского общества издаёт в пределах своей компетенции распоряжение обязательные для исполнения работниками потребительского общества.
Основа принятия решений союзом потребительских обществ:
§ Общее собрание представителей членов союза потребительских обществ созывается правлением союза по мере необходимости, но не реже 1 раза в год либо по письменному требованию не менее 1/3 членов союза потребительских обществ, либо по письменному требованию ревизионной комиссии союза.
§ Общее собрание является правомочным, если на нём присутствует не менее 2/3 представителей членов союза потребительских обществ
§ При принятии решений каждый представитель имеет 1 голос. Решение собрания считается принятым, если за него проголосовало более 50% присутствующих
§ Решение по вопросам принятия устава союза, внесение в него изменений и дополнений, приёмы в члены союза и исключение из него, считаются принятыми, если за них проголосовало 2/3 представителей членов союза, присутствующих на общем собрании
§ Решение общего собрания представителей членов союза потребительских обществ могут быть обжалованы в судебном порядке.
Компетенция правления союза потребительских обществ. Порядок организации работы правления союза потребительских обществ и принятие им решений определяется уставом союза потребительских обществ. Правление союза потребительских обществ несёт ответственность за обоснованность и законность принятых им решений. Председатель правления союза потребительских обществ:
ü обеспечивает выполнение решений высшего органа управления союза потребительских обществ
ü представляет без доверенности интересы союза потребительских обществ в государственных и иных органах
ü заключает в пределах своей компетенции договоры и соглашения от имени союза потребительских обществ
ü утверждает штатное расписание союза потребительских обществ
ü распоряжается имуществом союза потребительских обществ в пределах своей компетенции
ü издаёт распоряжения обязательные для исполнения
ü выдаёт доверенности от имени союза потребительских обществ и решает иные вопросы, отнесённые к законодательству Республику Беларусь и уставом потребительского общества к его компетенции
Ревизионная комиссия союза потребительских обществ контролирует соблюдение устава союза, его финансовую-хозяйственную и иную деятельность. Ревизионная комиссия подотчётна общему собранию представителей членов союза потребительских обществ.
4. Корпоративное нормотворчество можно классифицировать на виды:
· Прямое корпоративное нормотворчество осуществляется на общем собрании
· Представительное корпоративное нормотворчество осуществляется коллегиальные руководящими органами корпорации, например, советом директоров или правления
· Опосредованное корпоративное нормотворчество является прерогативой высшего руководства корпорации или организации
· Государство, предоставляя организациям возможность самостоятельного решения различных вопросов, различными способами устанавливает пределы локального нормотворчества