Таможенный пост РФ входит в единую систему таможенных органов РФ иосуществляет свою деятельность под непосредственным руководством таможни РФлибо РТУ РФ в случае непосредственного подчинения управлению.Решениями ГТК России отдельные таможенные посты РФ могут быть подчиненынепосредственно ГТК России.Создание, реорганизацию и ликвидацию таможенного поста осуществляет РТУ РФ, атаможенного поста со статусом юридического лица или подчинённогонепосредственно ГТК России - ГТК России.По общему правилу таможенный пост не является юридическим лицом. Однако всоответствии с решением ГТК России, таможенный пост может быть наделёнстатусом юридического лица. В этом случае он имеет самостоятельный баланс,текущие счета по федеральному бюджету, сумм по поручениям, другие счета вбанках, обладает правом оперативного управления в отношении закреплённого заним имущества, являющегося федеральной собственностью.Правовой статус таможенного поста определяется Общим положением о таможенномпосте РФ, утверждённом приказом Государственного таможенного комитетаРоссийской Федерации от 10 января 1996 года №12. Специальными нормативнымиактами ГТК России может определять специфические особенности деятельностиотдельных таможенных постов РФ.Основные функции таможенного поста схожи с основными функциями таможни РФ. Субъекты таможенного права Субъектом таможенного права признаётся тот, кто наделяется правами иобязанностями в таможенной сфере. Другими словами, субъектом таможенногоправа является каждый участник внешнеэкономической деятельности, которыйпроизводит перевозку материальных ценностей за пределы или в пределыгосударства, а также лица, осуществляющие контроль за этими перевозками.Субъектами таможенного права являются:ü Таможенные органы;ü Государственные служащие таможенных органов и служащиетаможенных организаций;ü Юридические лица;ü Физические лица.Для более четкого определения субъектов разделим их на две группы:специальные и иные субъекты. Специальные субъекты таможенного права - таможенные органы игосударственные служащие таможенных органов. Их специфика определяетсяустановленной таможенным правом компетенцией таможенных органов, совокупностьювозложенных на них задач и функций, а также объемом конкретных прав иобязанностей. Иные субъекты - «лица» и «российские лица» двоякого рода, т. е.юридические лица – предприятия, учреждения и организации или физические лица,вступающие в различные правоотношения с таможенными органами, кроме того, к иным субъектам относятся также международные организации, имеющие отношениек таможенному делу.Таможенное право предоставляет всем юридическим и физическим лицам равныеправа. Они на равных основаниях вступают в таможенные правоотношения: ввозятв РФ и вывозят из неё товары и транспортные средства, в том числе приосуществлении внешнеэкономической деятельности. Монополии государства навнешнеэкономическую деятельность в РФ не существует.Никто не может быть лишен права или ограничен в праве на ввоз в РФ или вывоз изнеё товаров и транспортных средств, за исключением случаев установленных ТК РФи другими юридическими актами на уровне федерального закона [1].Взаимные права и обязанности таможенных органов и иных субъектов таможенныхправоотношений детально регламентируются Таможенным кодексом РФ. Любое лицоимеет право обжаловать решения (в том числе нормативные акты), действия илибездействие таможенных органов РФ и их должностных лиц, если упомянутыерешения, действия или бездействие затрагивают это лицо непосредственно ииндивидуально. Причём участник таможенных правоотношений, считающий, что егоправа нарушены, должен сначала обратиться в таможенные органы, и лишь потом,если спор не разрешён, в суд[2].В числе международных организаций – субъектов таможенного права может бытьназван, например, Совет таможенного сотрудничества, созданный в 1953 г. вБрюсселе. Россия как правопреемница СССР является членом этого совета.Высшим органом Таможенного союза стран – членов СНГ является Таможенный Совет.Его цели:· Обеспечение функционирования Таможенного союза;· Выработка и проведение единой таможенной политики;· Противодействие монополизму, а также дискриминационным акцияминостранных государств и их союзов;· Пресечение недобросовестной конкуренции при осуществленииэкспортно-импортных операций;· Унификация таможенного законодательства и таможенных процедур.Положение о Таможенном совете было подписано странами СНГ в Москве 13 марта1992 года.Еще в качестве примера можно привести Всемирную торговую организацию (ВТО),которая была создана в 1994 году в ходе Уругвайского раунда ГАТТ(Генеральное соглашение по тарифам и торговле), на котором было решенопреобразовать ГАТТ в ВТО. ВТО начала свою деятельность с 1 января 1995 г. Онаисходит из того, что мировая торговля должна развиваться по экономическимзаконам, никакие административные и дискриминационные методы регулированиянедопустимы. 3. Таможенные платежи: виды, общая характеристика 3. 1. Таможенные платежи, таможенные пошлины, таможенный тариф. В Таможенном кодексе РФ (Статья 11О) определены следующие виды таможенныхплатежей: ü таможенная пошлина; ü налог на добавленную стоимость;ü акцизы;ü таможенные сборы за таможенное оформление;ü таможенные сборы за хранение товаров;ü таможенные сборы за таможенное сопровождение товаров;ü плата за информирование и консультирование;ü плата за принятие предварительного решения;ü плата за участие в таможенных аукционах;ü сборы за выдачу лицензий таможенными органами РФ ивозобновление действия лицензий;ü сборы за выдачу квалификационного аттестата по таможенномуоформлению и возобновление действия аттестата.Подробнее рассмотрим характеристики таможенных пошлин, существующих вразвитых государствах и в России. Таможенные пошлины - косвенные налоги на импортные, экспортные итранзитные товары, поступающие в доход государственного бюджета. В настоящеевремя в развитых странах преобладают таможенные пошлины на товары, ввозимые встрану.Таможенная пошлина - это одна из разновидностей косвенных налогов, которымоблагается внешнеторговый оборот при перемещении товаров через таможеннуюграницу. Уплата таможенной пошлины носит обязательный характер.Взимаются таможенные пошлины по ставкам, предусмотренным в таможенном тарифе,который содержит наименование ввозимых иностранных или вывозимых национальныхтоваров, единицы обложения товаров и ставки пошлин. Ставки устанавливаются чащев определенном проценте к стоимости товара (адвалорная таможенная пошлина) и реже в твердой сумме с единицы измерения товара (специфическая таможеннаяпошлина).По адвалорным ставкам облагаются сырье, продовольствие, по специфическим ставкам- готовые изделия. В некоторых странах сочетаются обе ставки. Обычно втаможенном тарифе предусматривается несколько ставок дляодного и того же товара - двухколонные, трехколонные, тарифы,говоря иначе, это - минимальные, максимальные и льготные. Минимальныеприменяются к сырью и некоторым другим товарам; максимальные - к готовымизделиям обрабатывающей промышленности, а также ко многим видамсельскохозяйственной продукции; льготные - к отдельным товарам или странам наоснове межправительственных соглашений[3].В зависимости от цели таможенные пошлины подразделяются на фискальные,выступающие в качестве средства пополнения бюджетных доходов;протекционистские и сверхпротекционистские, защищающие внутренний рынок отпроникновения иностранных товаров; антидемпинговые (разновидностьпротекционистских), применяемые к импортным товарам, которые продаются внутристраны по более низким ценам, чем аналогичные национальные товары;преференциальные - льготные, устанавливаемые на определенный товар или навесь импорт по договору и др.Таможенное законодательство и опыт его применения в зарубежных государствахбыли учтены при разработке Закона РФ «О таможенном тарифе», который вступил всилу с 1 июля 1993 года. В нем регламентированы положения, связанные сформированием и применением таможенного тарифа Российской Федерации.Основными целями таможенного тарифа (Статья 1 Закона РФ «О таможенномтарифе») являются:ü рационализация товарной структуры ввоза товаров в РФ;ü поддержание рационального соотношения вывоза и ввоза товаров,валютных доходов и расходов на территории РФ;ü создание условий для прогрессивных изменений в структуре производстваи потребления товаров в РФ;ü защита национальной экономики от неблагоприятного воздействияиностранной конкуренции, обеспечение условий для эффективной интеграциироссийской экономики в мировую экономику.Сфера действия рассматриваемого Закона ограничена единой таможеннойтерриторией Российской Федерации. Я бы хотел еще раз дать определение таможенной пошлины, приведенное вТаможенном кодексе Российской Федерации, статья 18, пункт 19. Таможенная пошлина - платеж, взимаемый таможеннымиорганами РФ при ввозе товаров на таможенную территорию РФ или вывозе товара с этой территории и являющийся неотъемлемым условиемтакого ввоза или вывоза. Таможенный тариф РФ представляет собой свод ставок таможенных пошлин,применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу РФ исистематизированным в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономическойдеятельности (ТН ВЭД). Таможенный тариф применяется в отношении ввоза (импорта)товаров на таможенную территорию РФ и вывоза (экспорта) товаров с этойтерритории.Ввозные таможенные пошлины. Правительство РФ определяет ставки ввозныхтаможенных пошлин в пределах, установленных данным Законом (ст. 3, пункт 2).Так например, в отношении товаров, происходящих из стран, в торгово-политических отношениях с которыми Российская Федерация применяет режимнаиболее благоприятствуемой нации, предельные ставки ввозных таможенныхпошлин определялись Верховным Советом РФ. В соответствии с этимПостановлением ВС РФ № 5005-1 от 21 мая 1993 г. (в этот день Президентом РФбыл подписан Закон РФ «О таможенном тарифе») предельные ставки ввозныхтаможенных пошлин для указанной категории стран были установлены в размере100% от таможенной стоимости товара.В отношении товаров, происходящих из стран, торгово-политические отношения скоторыми не предусматривают режим наиболее благоприятствуемой нации, либострана-производитель которых не установлена, ставки ввозных таможенныхпошлин, определенные на основании настоящего Закона, увеличиваются вдвое(статья 3, пункт 2), за исключением случаев предоставления РФ тарифных льгот(преференций) на основании соответствующих положений Закона (ст. 34-37).В отношении товаров, происходящих из развивающихся стран - пользователей схемойпреференций РФ (Приказ ГТК РФ от 24.06.96 №258), применяются ставки ввозныхтаможенных пошлин в размере 75% от установленных[4].Ставки вывозных таможенных пошлин и перечень товаров, к которым ониприменяются, а также нетарифные меры внешнеэкономического регулирования,устанавливаются Правительством РФ (Статья 3, пункт 3).В Российской Федерации применяются следующие виды ставок пошлин:· адвалорные, начисляемые в процентах к таможенной стоимостиоблагаемых товаров;· специфические, начисляемые в установленном размере заединицу облагаемых товаров;· комбинированные, сочетающие оба названных вида таможенного обложения.В отношении товаров, происходящих из наименее развитых стран - пользователейнациональной системой преференций Российской Федерации, - ввозные таможенныепошлины вообще не взимаются.Не облагаются ввозными таможенными пошлинами товары, происходящие изгосударств - бывших участников СССР, с которыми заключены двусторонниесоглашения о свободной торговле. Это - Азербайджан, Армения, Белоруссия,Грузия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан,Украина.Кроме того, для оперативного регулирования ввоза и вывоза товаровПравительство РФ может устанавливать сезонные пошлины (Статья 6), срокдействия которых не может превышать шести месяцев в году. При этом ставкитаможенных пошлин, предусмотренные Таможенным тарифом, не применяются.И, наконец, к ввозимым на таможенную территорию РФ товарам могут временноприменяться особые виды пошлин: специальные, антидемпинговые, компенсационные(Статья 7-10). Специальные пошлины могут применяться в двух случаях: какзащитная мера, если товары ввозятся на таможенную территорию РФ в количестве ина условиях, наносящих или угрожающих нанести ущерб отечественнымпроизводителям подобных или непосредственно конкурирующих товаров, какответная мера на дискриминационные и иные действия, ущемляющие интересы Россиисо стороны других государств или их союзов. Антидемпинговые пошлины применяются в случаях ввоза натаможенную территорию РФ товаров по цене более низкой, чем их нормальнаястоимость в стране вывоза в момент этого ввоза, если такой ввоз наносит ущербили угрожает нанесением материального ущерба отечественным производителямподобных товаров либо препятствует организации или расширению производстваподобных товаров в России. Компенсационные пошлины применяются в случаях ввоза натаможенную территорию РФ товаров, при производстве или вывозе которых прямо иликосвенно использовались субсидии, если такой ввоз наносит ущерб или угрожаетнанесением материального ущерба отечественным производителям подобных товаровлибо препятствует организации или расширению производства подобных товаров вРФ. Ставки особых пошлин устанавливает правительство РФ. Следуетотметить, что применение особых видов пошлин довольно затруднительно, т. к.требует предварительного и сложного расследования, осуществляемого поинициативе государственных органов управления РФ.Своего рода несущей конструкцией Закона РФ «О таможенном тарифе» являетсятаможенная стоимость товара, используемая для:обложения товара пошлиной, внешнеэкономической и таможенной статистикиприменения иных мер государственного регулирования торгово-экономическихотношений, связанных со стоимостью товаров, включая осуществление валютногоконтроля внешнеторговых сделок и расчетов банков по ним, в соответствии сзаконодательными актами РФ (Статья 5, пункт 6).Из положений, характеризующих порядок определения таможенной стоимоститовара, порядок и условия ее декларирования и др. (ст. 12-17), особо выделимследующие: · система определения таможенной стоимости (таможенной· оценки) товаров основывается на общих принципах таможенной оценки,· принятых в международной практике, и распространяется на товары, ввозимые· на таможенную территорию РФ; · порядок определения· таможенной стоимости товаров, вывозимых с таможенной территории РФ,· устанавливает правительство РФ. Порядок применения системы таможенной· оценки товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ, устанавливает также· правительство РФ, но на основании положений данного Закона; · · таможенная стоимость товара заявляется (декларируется) декларантом· таможенному органу РФ при перемещении товара через таможенную границу РФ.· Заявляемая декларантом таможенная стоимость и предоставляемые им сведения,· относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной,· количественно определяемой и документально подтвержденной информации; · · при отсутствии данных, подтверждающих правильность определения таможенной· стоимости, либо при наличии оснований полагать, что представленные· декларантом сведения не являются достоверными и (или) достаточными,· таможенный орган РФ может самостоятельно определить таможенную стоимость· декларируемого товара, последовательно применяя методы определения· таможенной стоимости, установленные данным Законом; · · начисление, уплата и взимание пошлины на товар производится на основе его· таможенной стоимости в соответствии с Таможенным кодексом РФ. Важно отметить, что на основе таможенной стоимости товаров итранспортных средств исчисляются, кроме того, НДС, акцизы, и таможенные сборы(Статья 117 ТК РФ).Поэтому характеристике методов определения таможенной стоимости товара посвященцелый раздел Закона РФ «О таможенном тарифе»[5]В статье 18 говорится, что определение стоимости товаров, ввозимых натаможенную территорию РФ производится путем применения следующих методов:- по цене сделки с ввозимыми товарами (основной метод);- по цене сделки с идентичными товарами; по цене сделки с однороднымитоварами; вычитания стоимости; сложения стоимости;- резервного метода.Принцип их применения следующий: если основной метод не может бытьиспользован, применяется последовательно каждый из перечисленных методов. Приэтом каждый последующий применяется, если таможенная стоимость не может бытьопределена путем использования предыдущего метода.При знакомстве с основным методом определения таможенной стоимости товараследует обратить внимание на два момента:ü на перечень и содержание тех расходных компонентов, которые должныбыть включены в цену сделки, если они не были ранее в нее включены;ü на характеристику условий, при наличии которых основной метод неможет быть использован для определения таможенной стоимости.При изучении методов по цене сделки с идентичными и однородными товарамиважно учитывать признаки идентичности и однородности товаров. Тщательногоанализа заслуживают и методы на основе вычитания и сложения стоимости. Впервом случае в качестве основы для определения таможенной стоимости товарапринимается цена единицы товара (требования к ней указаны в Статье 22, пункт2 ТК РФ) с вычитанием из нее определенных расходных компонентов. Во второмслучае в качестве такой основы принимается цена товара, рассчитываемая путемсложения стоимости трех групп компонентов. Резервный метод вступает в силутогда, когда таможенная стоимость товара не может быть определена декларантомв результате последовательного применения предыдущих методов или когдатаможенный орган аргументированно считает, что предыдущие методы определениятаможенной стоимости не могут быть использованы. В этом случае таможеннаястоимость оцениваемых товаров определяется с учетом мировой практикиценообразования (ценовую информацию декларанту предоставляет таможенныйорган).Целый раздел в Законе РФ «О таможенном тарифе» посвящен определению страныпроисхождения товара, принципы которого основываются на существующеймеждународной практике [6]. Обращувнимание на ключевые положения:ü страна происхождения товара определяется с целью осуществлениятарифных и нетарифных мер регулирования ввоза товара на таможенную территориюРФ и вывоза товара с этой территории,ü страной происхождения товара является страна, в которой товар былполностью произведен или подвергнут достаточной переработке в соответствии скритериями, установленными данным Законом. В статье 27 приведен переченьтоваров (из 9 пунктов), считающихся полностью произведенными в данной стране, ав ст. 28 сформулированы критерии достаточной переработки товара в данной странеи названы операции, не отвечающие критерию достаточной переработки;ü для удостоверения происхождения товара из данной страны таможенный органРФ вправе требовать предоставления сертификата о происхождении товара (ст. 30,пункт 1); обязательное предоставление указанного сертификата 3. 2. Сущность и назначение таможенных пошлин Классификация Прежде чем приступить непосредственно к классификации таможенных пошлинследует отметить, что среди основных функций таможенного тарифа особовыделяется протекционистская и фискальная функции. Протекционистская функциясвязана с защитой национальных товаропроизводителей. Взимание таможенныхпошлин с импортных товаров увеличивает стоимость последних при их реализациина внутреннем рынке страны-импортера и тем самым повышаетконкурентоспособность аналогичных товаров, производимых национальнойпромышленностью и сельским хозяйством. Фискальная функция таможенного тарифаобеспечивает поступление средств от взимания таможенных пошлин в доходнуючасть бюджета страны. Фискальная таможенная пошлина существенно отличается отпротекционистской таможенной пошлины тем, что они влекут за собой доходы вбюджет и влияют на расходы тех покупателей, которые не могут обходиться безимпортных товаров. Однако, во многих случаях таможенная пошлина, неся спервахарактер чисто фискальный, становится со временем протекционистской, ичеткого разделения между ними нет.Балансировочная функция – относится к экспортным пошлинам, установленным сцелью предотвращения нежелательного экспорта товаров, внутренние цены накоторые по тем или иным причинам ниже мировых (в настоящее время в РФпрактически не применяется).Итак, таможенные пошлины делятся на: 1. По объекту обложения:ü Импортные – накладываются на импортные товары, привыпуске их для свободного обращения на внутреннем рынке страны. Являютсяпреобладающими пошлинами во всех странах. На начальном этапе развитиякапитализма с помощью импортных пошлин обеспечивались налоговые поступления;сейчас их значимость резко сократилась, а фискальные функции выполняют другиеналоговые поступления (например, налог на прибыль). Если в США еще в концедевятнадцатого столетия за счет импортных пошлин покрывалось до 50% всехпоступлений в бюджет, то в настоящее время эта доля не превышает 1,5%. Непревышает нескольких процентов доля поступлений от импортных пошлин и вбюджете подавляющего большинства промышленно развитых стран. Другими словами,если в начале своего существования импортные пошлины обеспечивали получениеденежных средств, т. е. играли фискальную роль, то сегодня их функции связаныв первую очередь с обеспечением проведения определенной торгово-экономическойполитики. В развивающихся странах, наоборот, импортные пошлины используютсяпрежде всего как средство финансовых поступлений. Это объясняется относительнобольшей возможностью контроля и простотой процедуры сбора налогов с товаров,пересекающих таможенную границу. Что касается России, то последние изменениятаможенного законодательства свидетельствуют, что роль импортных российскихпошлин как фискального средства увеличивается.ü Экспортные – пошлины, которые накладываются наэкспортируемый товар. В соответствии с нормами ВТО применяются крайне редко,обычно в случае больших различий в уровне внутренних регулируемых цен исвободных цен мирового рынка на отдельные товары и имеют целью сократитьэкспорт и пополнить бюджет.ü Транзитные – пошлины, которые накладываются на товары,перевозимые транзитом через территорию данной страны. Вводятся крайне редко ииспользуются как средство торговой войны. 2. По способу взимания:ü Специфические – начисляются в установленном размере заединицу облагаемого товара (например, 20$ за 1 тонну груза). Практическоеиспользование специфических пошлин не представляет каких-либо техническихсложностей. Специфическими, как правило, являются экспортные пошлины, имиоблагаются главным образом сырьевые товары.ü Адвалорные – начисляются в процентах к таможеннойстоимости облагаемых товаров (например, 15% таможенной стоимости);ü Альтернативная. В таможенной практикепромышленно-развитых стран в зависимости от содержащихся в тарифе указаний,взимаются и адвалорная, и специфическая пошлины одновременно или та, котораядает наибольшую величину таможенного сбора. На первый взгляд различия междуадвалорной и специфической пошлиной носит чисто технический характер. Однако, втаможенно-тарифном деле всегда за организационно-техническими различиями стоятторгово-политические и экономические цели. Адвалорная и специфическая пошлиныпо разному ведут себя при изменениях цен. При росте цен денежные сборы отадвалорных пошлин растут пропорционально росту цен, а уровень протекционистскойзащиты остается неизменным. В этих условиях адвалорные пошлины оказываютсяболее эффективными, нежели специфические. А при падении цен специфическиеставки оказываются более стабильными. Поэтому в условиях длительной тенденции кросту цен обычно наблюдается стремление к увеличению доли в таможенном тарифеадвалорных пошлин.ü Комбинированные – сочетают оба вида таможенного обложения(например, 15% от таможенной стоимости, но не более 20$ за 1 тонну.). 3. По характеру:ü Сезонные – применяются для оперативного регулированиямеждународной торговли продукцией сезонного характера, прежде всегосельскохозяйственной.ü Антидемпинговые – пошлины, которые применяются в случаеввоза в страну товаров по цене более низкой, чем их нормальная цена вэкспортирующей стране, если такой импорт наносит ущерб местным производителямподобных товаров или препятствует расширению национального производства. Дляпринятия решения о введении антидемпинговых пошлин немаловажно определениецелей и характера демпинга, который может быть подразделен на постоянный(агрессивный) и разовый (пассивный).Условием постоянного демпинга является сегментация рынка, т. е. разделениеего на несколько частей. Выделяя один внутренний сегмент рынка (за счеттранспортных расходов, таможенных тарифов и т. д.), монополии поднимают нанем цены, получая монопольные прибыли. Последние позволяют продавать частьтовара на внешнем рынке по заниженным ценам. Постоянный демпинг связан спроведением политики вытеснения конкурента за счет низких цен; впоследствиифирма обычно снова повышает цены, доводя их до величины, превышающейпервоначальную цену разоренных конкурентов. Разовый демпинг возникает в связис необходимостью избавиться от случайного избытка товара путем егораспродажи на внешнем рынке по низким ценам.Для национальной экономики наиболее опасен постоянный демпинг, поскольку онведет к разорению национальных производителей с последующей «перекачкой»монопольной прибыли иностранным производителям.На практике трудно дифференцировать вышеперечисленные виды, посколькуневозможно четко выявить окончательные намерения фирмы, продающей позаниженным ценам. По этой причине при принятии решения о введенииантидемпинговых пошлин страны учитывают прежде всего нанесение ущербанациональной промышленности в связи с ввозом данного товара. Национальные имеждународные суды обычно принимают дела по обвинению в демпинге и введенииантидемпинговых пошлин при наличии «значительного ущерба» для национальнойпромышленности.Выявление демпинга выступает причиной наложения антидемпинговой пошлины,величина которой в несколько раз превышает обычную. Антидемпинговые пошлинывзимаются со всего объема товара, поставленного по неоправданно низким ценам(иногда за период в несколько лет), и поэтому могут достигать значительнойсуммы. Заранее определить размер антидемпинговой пошлины невозможно, хотя ееразмер должен определяться как разница между «нормальной» ценой товара нанациональном рынке и ценой фирмы, осуществляющей демпинг.ü Компенсационные – накладываются на импорт тех товаров,при производстве которых прямо или косвенно использовались субсидии, если ихимпорт наносит ущерб национальным производителям таких товаров. Применяются какответная мера на дискриминационные действия, ущемляющие интересы страны, посленеудачи решить разногласия политическим путем на переговорах. 4. По происхождению:ü Автономные – вводятся на основании односторонних решенийорганов государственной власти страны;ü Конвенционные – устанавливаются на базе двусторонних илимногосторонних соглашений, такого как ГАТТ\ВТО;ü Преференциальные – пошлины, имеющие более низкие ставкипо сравнению с обычно действующим таможенным тарифом, которые накладываются наоснове многосторонних соглашений на товары, происходящие из развивающихсястран. Их цель – поддержать экономическое развитие этих стран. 5. По типам ставок:ü Постоянные – таможенный тариф, ставки которогоединовременно установлены органами государственной власти и не могут изменятсяв зависимости от обстоятельств.ü Переменные - таможенный тариф, ставки которого могутизменятся в установленных государственными органами случаях. Такие ставкидовольно редки, используются, например, в Западной Европе в рамках единойсельскохозяйственной политики. 6. По способу вычисления:ü Номинальные – таможенные ставки, указанные в таможенномтарифе. Они могут дать только самое общее представление об уровне таможенногообложения, которому страна подвергает свои импорт и экспорт.ü Эффективные – реальный уровень таможенных пошлин наконечные товары, вычисленные с учетом уровня пошлин, наложенных на импортныеузлы и детали этих товаров.В таможенно-тарифной практике большинства стран наибольшее распространениеполучили адвалорные пошлины. В связи с этим особое значение приобрели методыоценки стоимости импортных товаров, от применения которых в немалой степенизависит определение цены товара для обложения пошлиной. В зависимости отприменяемого метода цена товара может быть увеличена на 20-25%, а в отдельныхслучаях и в два раза. Поэтому методы определения цены импортного товара такжеважны для расчета сумм пошлин, как и размер самой пошлины.В настоящее время средний уровень ставок таможенного тарифа промышленноразвитых стран относительно низок: приблизительно 6% от стоимости товара. Вразвивающихся странах уровень таможенного обложения импорта значительно выше.Средний уровень таможенных тарифов многих развивающихся стран составляет 38-40%, а ставки колеблются от 1% до 100% и более. На отдельные товары пошлина
составляет 150-200% и более. Влияния таможенных пошлин на внешнюю торговлю, функция и роль таможенных пошлин.
Влияние на внешнюю торговлю таможенных пошлин трудно переоценить. Это самый
действенный рычаг экономики для стимуляции экспорта и защиты от
избыточного импорта. Обратимся к экономическому кризису августа 1998
года. После августа 1998 года произошла 4 - 5 кратная девальвация рубля по
отношению к доллару. Соответственно, предприятия - экспортеры стали получать
в несколько раз большую прибыль, не приложив ни малейших усилий, не добавив
ничего в производство и инвестиции. Большую часть российского экспорта, к
сожалению, составляет сырье и пошлинами обложены только сырьевые товары. Это
своего рода форма рентного платежа, которым государство облагает владельца
сырьевых ресурсов. Часть этой сверхприбыли стала перераспределяться в доход
государства.
«Экспортные пошлины не очень широко используются в мире, но Россия далеко не
единственная страна, где они есть. Всего 17 государств используют экспортные
пошлины, в частности, Китай и Украина. В России в 99% случаев они играют не
регулятивную, а чисто фискальную роль, пополняя доход федерального бюджета.
Таможенные платежи дают порядка 35% доходной части бюджета и половина из них -
экспортные пошлины. Сейчас их роль очень велика»
[7].
Российское правительство достаточно четко следит за тем, чтобы не делать
экспорт тех или иных товаров, которые облагаются пошлинами, убыточным.
Соответственно, когда внутренние цены растут, и затраты на производство
продукции увеличиваются, или же когда мировые цены на продукцию падают,
правительство выводит эти товары из-под обложения экспортными пошлинами или
уменьшает размер пошлин. В 2000 году, например, были снижены пошлины на
березовую древесину, на технологическую щепу, на хвойные пиломатериалы, чтобы
данный вид экспорта не стал убыточным. Также были снижены пошлины на
сжиженный газ (пропан, бутан). Кроме того, выведены из под обложения
экспортными пошлинами те товары, которые не могут быть переработаны в России.
Например, медный концентрат с повышенным содержанием мышьяка. Чтобы не
останавливать экспорт этого товара, его сделали беспошлинным.
Существование экспортных пошлин зависит от многих факторов и, в частности,
как долго продлится эффект девальвации рубля, насколько будут благоприятными
цены на мировых рынках на товары российского экспорта, насколько будет сильна
потребность в экспортных пошлинах для российского бюджета с финансовой точки
зрения.
Суммарный объем экспортных пошлин, по прикидочным оценкам, заложен в бюджете
на 2002 год в тех же масштабах, что и в нынешнем. Правительство Российской
Федерации не раз заявляло на намерении постепенно уменьшить объем пошлин и
количество облагаемых ею товаров, так как список уже достиг своего максимума
в 2000 году и теперь Правительство, имея другие источники поступления
финансовых средств, намерено сокращать его. Очевидно, что в 2002 году этот
процесс пойдет гораздо быстрее. Внутренние цены на российском рынке растут,
рубль подвержен инфляции, а с учетом реальной покупательной способности $1
стоит уже не 28 рублей, а около 15-16 рублей. Разница уменьшается, если
сравнивать с докризисным курсом 6 рублей за $1. Таким образом можно сказать,
что уже через полтора-два года экспортные пошлины станут менее эффективными
и, возможно, в них отпадет надобность, как в средстве пополнения бюджета.
Другими словами, экспортные пошлины перестанут влиять на внешнюю торговлю по
причине своей бесполезности.
Сейчас Правительство Российской Федерации совместно с Центром Стратегических
разработок Г. Грефа разработало программу, которая предполагает определенную
унификацию пошлин и постепенное их снижение. По мнению экспертов и
экономистов, в ближайшие два года пошлины будут играть, к сожалению,
фискальную, а не регулирующую роль. Правительство намерено унифицировать
пошлины и установить средний уровень таможенных пошлин на уровне 15-20%,
который является наиболее приемлемым с точки зрения наполнения бюджета,
взимания таможенных пошлин и стимуляции внешнеторговых отношений.
По сведениям Центра Стратегических разработок с импорт по сравнению с 1997
годом упал в 3 раза в 1998 году, в 2-2,3 в 1999-2000 и составил 57% от уровня
1997 года в 2001 году. Решающую роль в этом спаде приписывают девальвации
рубля.
Однако, по мере исчерпания эффекта девальвации, регулирующая роль пошлин
снова будет выходить на первый план, а фискальная уменьшаться. Т. е. по мере
того, как российская валюта снова обретет значительный вес импортеры получат
возможность равной конкурентной борьбы с российскими производителями, затраты
отечественных производителей будут соизмеримы с затратами зарубежных
производителей и экспортные пошлины станут выполнять роль регулятора
экспортных потоков, а не средства пополнения казны государства. Это же
касается и ввозных (импортных) пошлин.
Необходимо иметь в виду, что есть некоторые сектора промышленности, которые
очень заинтересованы в снижении пошлин и, прежде всего, на прогрессивное
технологическое оборудование. В данном случае необходимо довести размер
экспортных пошлин до минимального уровня. Лучше закупать за рубежом с
минимальными затратами то, что пока не получается производить в России. С
другой стороны, есть отрасли экономики, такие как легкая промышленность,
текстильная, промышленность стройматериалов, пищевая промышленность, которые,
благодаря «эффекту импортозамещения», стали активно развиваться. Снижать
пошлины на их продукцию, аналогичную импортной, сейчас нет смысла. Наоборот,
им необходимо дать еще 2-3 года, чтобы они твердо "встали на ноги", стали
конкурентоспособными.
В некоторых областях экономики высокие пошлины являются стимулом для
иностранных инвесторов. Если пошлина 5%, то иностранному производителю
выгодно ввозить готовую продукцию. При размере пошлины 20-25% уже гораздо
выгоднее вкладывать средства в развитие производства в этой стране. Так
произошло с производителями пива, сигарет или лекарств. Например, ни для не
секрет, что для заполнения российского рынка своей продукцией «монстры»
международного рынка, такие как Nestle, Ford, Coca-Cola открывают собственные
производства в России, предпочитая инвестиции импорту, так как это более
выгодно, нежели постоянное увеличение стоимости за счет таможенных пошлин.
Еще раз хочу отметить, что по мере исчерпания эффекта девальвации российской
валюты, таможенные пошлины вновь обретут роль регулирующих, а не фискальных.
Итак, из вышесказанного следует, что таможенные пошлины выполняют ряд
функций. На мой взгляд самыми важными из них являются следующие:
1) Регулирующая функция – позволяет государству регулировать
внешнеторговые отношения, изменять баланс импорта и экспорта в нужную сторону,
позволяет выбирать приоритетные области экспорта, импорта и регулировать общий
поток товаров в пределы и за пределы государства.
2) Фискальная функция - эта функция таможенных пошлин состоит в том,
чтобы наполнять казну государства, т. е. доходную часть государственного
бюджета за счет уплаты импортертами (в основном), а также экспортерами
таможенных платежей за ввоз или вывоз товаров за территорию государства..
3) Контролирующая функция – состоит в том, что благодаря таможенным
пошлинам, платежам, их валовой сумме можно судить об объеме экспорта и импорта
товаров. Можно оценить внешнеторговое сальдо, а также структуру экспорта и
импорта и на основе этих данных воспользоваться регулирующей функцией для
стимуляции экспорта в определенной отрасли производства, или создать
благоприятные условия для развития отстающих отраслей.
Важно отметить, что не только таможенные пошлины оказывают влияние на
экономику, но и рынок может влиять на таможенные пошлины.
Например, Министерство топлива и энергетики Российской Федерации совместно с
Министерством торговли Российской Федерации проводит мониторинг цен на нефть
на средиземноморском и роттердамском рынках нефтяного сырья (по данным
агентства "Платс") с целью определения ее среднемесячной цены.
Среднемесячная цена рассчитывается как среднее арифметическое цен продажи и
покупки нефти на указанных рынках за все дни торгов в истекшем месяце.
При снижении среднемесячной цены на нефть марки Юралс на средиземноморском и
роттердамском рынках нефтяного сырья ниже 9,8 доллара США за 1 баррель
Министерству торговли Российской Федерации и Министерству топлива и
энергетики Российской Федерации не позднее третьего числа месяца, следующего
за месяцем, в котором произошло указанное снижение цены, предписано
направлять в Правительство Российской Федерации согласованный с
Государственным таможенным комитетом Российской Федерации проект
постановления Правительства Российской Федерации, предусматривающий
беспошлинный вывоз с территории Российской Федерации в течение 30 календарных
дней нефти сырой и нефтепродуктов сырых, полученных из битуминозных
минералов.
При увеличении среднемесячной цены на нефть марки Юралс на средиземноморском
и роттердамском рынках нефтяного сырья выше 12,3 доллара США за 1 баррель
Министерству торговли Российской Федерации и Министерству топлива и
энергетики Российской Федерации не позднее третьего числа месяца, следующего
за месяцем, в котором произошло указанное увеличение цены, предписано
направлять в Правительство Российской Федерации согласованный с
Государственным таможенным комитетом Российской Федерации проект
постановления Правительства Российской Федерации об увеличении в два раза
утвержденной настоящим Постановлением ставки вывозной таможенной пошлины и
введении ее в действие сроком на 30 календарных дней.
Таким образом, таможенные пошлины, выполняя фискальную функцию оказывает
большое влияние на структуру экспорта, т. е. выполняют регулирующую роль.