Введение1. Эволюция таможенной политики России1.1. Таможенная политика Московского государства в XII - XVII веках1.2. Таможенная политика СССР в 1917 - 1991 годах2. Структура государственных таможенных органов России3. Таможенные платежи: виды, общая характеристика3.1. Таможенные платежи, таможенные пошлины, таможенный тариф3.2. Сущность и назначение таможенных пошлин3.3. Другие виды таможенных платежейЗаключениеСписок использованной литературыПриложения
Введение
Тема моей курсовой работы «Регулирующая и фискальная роль таможенныхпошлин». Выбору этой темы способствовала чрезвычайная важностьтаможенной политики в современной экономической жизни. Таможенная политикагосударства играет решающую роль во внешнеэкономических отношенияхРоссии. Грамотно построенная налоговая система в областивнешнеэкономической деятельности, ее структура, цели налоговой политикиокажут огромное влияние и на функционирование экономики в целом, ина все макроэкономические показатели развития страны, и напредпринимательскую активность юридических и физических лиц. Такимобразом, налогообложение является одной из важнейших составляющихвнешнеэкономической политики государства.Таможенная политика – это мощный рычаг, при помощи которого государство можети стимулировать рост отечественного производства, особенно в секторепроизводства экспортной продукции, и ввоз импортных товаров, призываятем самым отечественных производителей к конкурентной борьбе. Также эта темапредставляет некоторый интерес в свете вступления Российской Федерации воВсемирную торговую организацию. Это потребует значительных изменений втаможенной политике государства, в том числе снижения ввозных платежей,уравнивания условий функционирования на российском рынке отечественных изарубежных производителей. В курсовой работе для более полного освещениятемы будут рассмотрены история таможенной политики нашего государства,правовые аспекты таможенной политики, системы государственных таможенныхорганов, а также таможенные платежи, их виды, и их роль вовнешнеэкономической деятельности государства.Существование противодействующих друг другу государств, ставит переднациональными правительствами задачу обеспечения национальных интересов, втом числе за счет протекционистских мер. На сегодняшний день в импортеРоссийской Федерации, как и во всей экономике нашей страны, происходятглубокие изменения. Если раньше внешнеэкономическая деятельность, азначит и импорт товаров и услуг, была монопольной сферойдеятельности государства, то сегодня ситуация изменилась: РоссийскаяФедерация пошла по пути либерализации внешней торговли, открывсвободный доступ к участию в ней предприятий, организаций и другиххозяйствующих субъектов.Основная задача государства в области международной торговли – помочьэкспортерам вывезти как можно больше своей продукции, сделав их товары болееконкурентными на мировом рынке и ограничить импорт, сделав иностранные товарыменее конкурентоспособными на внутреннем рынке. Поэтому часть методовгосударственного регулирования направлена на защиту внутреннего рынка отиностранных конкурентов и поэтому относится прежде всего к импорту. Другаячасть методов имеет своей задачей формирование экспорта.Средства регулирования внешней торговли могут принимать различные формы,включая как, непосредственно воздействующие на цену товара (тарифы, налоги,акцизные и прочие сборы), так и ограничивающие стоимостные объемы иликоличество поступающего товара (количественные ограничения, лицензии,«добровольные» ограничения экспорта и т. д.).Наиболее распространенными средствами служат таможенные тарифы, целямииспользования которых являются получение дополнительных финансовых средств(как правило, для развивающихся стран), регулирование внешнеторговых потоков(более типично для развитых государств) или защита национальныхпроизводителей (главным образом в трудоемких отраслях).Именно поэтому важно оценить эффективность таможенного налогообложения, датьобщую характеристику таможенных пошлин, а также проанализировать таможенныетарифы как реестр налогооблагаемых товарных позиций.Цель курсовой работы - раскрыть действующую систему налогообложениявнешнеторговой деятельности в Российской Федерации, рассмотреть видытаможенных платежей, их классификацию и роль, а также организационнуюструктуру таможенных органов России. 1. История таможенной политики России 1. 1. Таможенная политика Московского государства в XII - XVII веках Многочисленные факты истории позволяют утверждать о 1000-летнем периодесуществования в России таможенном дела. Достаточно сказать, что еще вКиевской Руси взимался мыт. В условиях следующего, удельного (ХII - ХV вв.)периода российской государственности, содержание таможенных мероприятий сталоболее предсказуемым, сопряженным с экономическими интересами крупныхземельных собственников. Появились новые виды таможенных платежей. С началаХIII в. их взимание осуществлялось уже не только с определенного количества,но также в зависимости от ценности взвешиваемых продуктов (при определении“весчего сбора”).История не сохранила для нас документальных свидетельств о временивозникновения таможенного обложения на территории России. Но тут можноотметить, что в договоре Олега с Византией таможенные обычаи и льготыупоминаются как издавна бытовавшие в жизни явления. Данным договоромпредусматривалось освобождение русских купцов в Византии от уплаты мыта: “Датворять куплю, якоже им надобе, не платяча мыта ни в чем же”. Это условиеподтверждает древний славянский обычай взимать торговый сбор (мыт или мыто)за провоз товаров через заставы, пользование местом, отведенным для торга, “аможет быть, и за соблюдение порядка во время торговли”. В V - IV веках донашей эры в городах Причерноморья существовали таможенные порядки; знали оних и в Скифском государстве, торговавшем и воевавшем с Ольвией, Херсонесом идругими городами. Издавна у русских как норма обычного права существовалоправило взимать мыт или мыто. Было мыто “сухое” - при провозе товаров по сушеи мыто “водяное” - при провозе по воде. Именно к этим понятиям восходятсохранившиеся в славянских языках слова “мытник” или “мытчик” - сборщикпошлин, “мытница” или “митница” - место сбора мыта. Финансовые сборы и обычаибыли неотъемлемой частью общей политики Киевского государства. Известныйпамятник права “Русская правда” защищает интересы купцов по охране ихимущества. Если перекупщик чужой вещи на торгах - феодал, зажиточныйгорожанин - купил краденое, а продавец исчез, то покупатель мог доказатьдобросовестное приобретение вещи, выставив в качестве свидетелей или двухсвободных мужей, или одного мытника, которые могли под присягой подтвердитьфакт покупки вещи на торгу (ст. 37 Пространной редакции “Русской правды).Во время монголо-татарского ига в русском языке появилось слово “тамга”,означающее клеймо, печать, тавро татар и башкир. Вскоре тамгой стали называтьпошлину, взимаемую при торговле на рынках и ярмарках, а место ее уплаты -таможней. Постепенно за всеми сборами с товаров, предназначенных для продажи,закрепилось наименование таможенных. Но “это не были таможенные пошлиныв настоящем смысле слова. Им не хватало одного - пограничного характера. Онивзимались везде где угодно: повсюду были заставы - в городах, селах ислободах, на рынках и у ворот”. Некоторые из указанных сборов, называемые“большой тамгой”, уплачивались на границе. Однако ни по размеру, ни попорядку взимания эти пошлины долгое время не отличались от прочих таможенныхсборов. Лишь со второй половины ХVI в. их начинают отличать от внутреннихпошлин и записывать в отдельные книги.Таможенные сборы, существовавшие на Руси, делились на проезжие и торговые.Первоначально они взимались с известного количества товаров - с воза, мерыбез учета стоимости объекта обложения. Впоследствии при определении ихразмера стали обращать внимание и на ценность продаваемого имущества.Основной проезжей пошлиной был мыт: от одной до трех денег, то есть 0,5 - 1,5копейки с воза; в зависимости от величины воза в саженях возникларазновидность мыта - посаженное; с людей, сопровождавших товар, собираласьголовщина; при проезде по мосту взыскивалась мостовщина - от двух до четырехденег с телеги с лошадью.К торговым пошлинам относился замыт, равный одной деньге с рубля стоимоститовара, дающий право торговли этим товаром; амбарное - за наем амбара подтовар на гостином дворе; контарное - за взвешивание больших количеств соли наконтаре; явка - сбор с торговца: одна - три деньги за явку товара на заставе;роговая и привязная пошлины - за привязывание скота на торгах; узольцовое -за обвязку товара с приложением таможенных печатей в качестве гарантиипродажи его только в местах, где установлены мытные знаки.Период раздробленности русского государства характеризовался успешнымразвитием торговых связей, особенно с западными странами. В так называемыесвободные города - Новгород, Псков, Смоленск и другие - иностранные товарыввозились без уплаты пошлин и соблюдения таможенных обрядностей. Вопросытаможенного обложения в это время регламентировались, главным образом,двусторонними договорами между отдельными княжествами и городами. В качествепримера можно привести Договор Смоленска с Ригой и Готландом 1229 года илиДоговорная грамота Новгорода с тверским князем Ярославом.Основным источником таможенного права становятся издаваемые великими князьямиуставные грамоты, которые адресовывались отдельным городам и содержалисведения о сборах, подлежащих взысканию, их размерах, порядке уплаты,санкциях за уклонение от таможенного обложения. Особыми тарханными грамотамиосвобождались от уплаты пошлин монастыри, с духовенство, люди, оказавшиеуслуги государству. В рассматриваемый период таможенные сборы носилиисключительно фискальный характер. Нередко их взимание передавалось на откуп.Все внимание государственной власти при установлении пошлин былососредоточено на субъекте торговли.Иван III, Василий III, а затем Иван IV пытались в фискальных целяхупорядочить таможенные сборы, пошлины с иностранцев. Однако таможенноеобложение оставалось чрезвычайно высоким. Так, по Новгородской таможеннойграмоте 1571 г. с местных горожан брали пошлину в размере 0,75% от стоимоститовара, с жителей пригородов Новгорода - 2 %, с торговцев из других областей- 4%, а с иноземцев 7%.В период царствования Михаила Романова пошлины еще более дифференцировались,особенно на вывоз товаров из России. Хлеб, дорогие меха, персидский шелк, атакже некоторые другие товары правительство объявило заповедными и запретилоторговать ими частным лицам, сосредоточив в своих руках всю выгоду от продажиэтих товаров. Не разрешался ввоз в Россию табака, потребление которого строгопреследовалось, а также хлебных вин, бывших предметом государственноймонополии. В период царствования Алексея Михайловича было сделано очень многодля развития таможенного дела в России благодаря серии последовательнопроведенных экономических и правовых реформ. Первым важным шагом в этомнаправлении стало принятие Торгового устава 1653 года. Прежде всего, даннымдокументом вместо многочисленных и разнообразных российских таможенных сборов(а их насчитывалось к тому времени порядка нескольких десятков) вводитсяединая рублевая пошлина, равная 5% с рубля цены товара. Исключение составлялалишь соль, для которой пошлина устанавливалась в размере 10% от цены, а такжеособые сборы взимались с рыбы и пушнины. Во-вторых, внешние таможенныепошлины были отграничены от внутренних. И, наконец, третий момент заключалсяв отмене льгот и привилегий для иностранных торговцев, которые уравнивались вправах с русскими купцами.На основе Торгового устава в апреле 1654 года была составлена уставнаяграмота, запрещавшая взимать проезжие пошлины во владениях светских идуховных феодалов. Ужесточение режима ввоза иностранных товаровспособствовало расцвету контрабанды, носившей до этого случайный характер.Жестоко избивались и всенародно срамились контрабандисты табака. Закормчество - контрабандный ввоз спиртных напитков - не только били кнутом, нои отсекали руки и ноги.Можно говорить о создании к концу ХVII века в России довольно разветвленной ицентрализованной таможенной службы. Новоторговый устав содержал постановленияотносительно устройства таможен и исполнения таможенных обрядностей.Система таможенных учреждений была представлена несколькими звеньями.Центральные органы - Приказ большой казны, Большая таможня, Посольская новаятаможня, Мытная изба, Конюшенный приказ, Померная изба - находились в Москве.В уездах существовали таможенные избы, на торговых путях имелись таможенныезаставы. Что касается процедуры таможенного оформления, то она была довольнодетально разработана. Ее осуществлял вместе со своими помощниками(целовальниками) выборный из верхушки купечества представитель правительства- таможенный голова, который был вправе чинить “всякую полную расправу вторговых делах” (2-ая статья Устава). Воеводы не могли вмешиваться в егодеятельность, чтобы “великого государя казне в зборах порухи не было” (1-аястатья Устава). Товары, привозимые на продажу, подвергались подробному итщательному досмотру. Особое внимание обращалось на их качество.Зарождение и развитие протекционистских тенденций в России стало неизбежнымвследствие финансовой и экономической политики меркантилизма, представлявшейсобой систему мероприятий, направленные не только на привлечение денег встрану, но и на развитие промышленности, улучшение путей и средств сообщения,мер и весов и т. д. Один из возможных и притом наиболее удобных путейнакопления государством валютных запасов - расширение экспорта отечественнойпродукции н затруднение импорта иностранных товаров. В совокупности эти мерысоставляют понятие протекционизма в области внешней торговли. 1. 2. Таможенная политика СССР в 1917 – 1991 годах Формирование нового Российского государства и системы исполнительской властиповлекло за собой обновление механизма правового регулирования и управлениявнешнеэкономической деятельностью, соответственно, всей таможенной системы -таможенного дела и таможенной службы. В настоящее время в РоссийскойФедерации идет сложный и противоречивый процесс становления таможеннойсистемы, которая создается на базе мировых традиций и с использованиемотечественного опыта, поэтому ей присущи одновременно черты, характерные дляпредшествующей таможенной структуры, а также элементы, отвечающие новымэкономическим отношениям, постепенно складывающимся в экономике Россиипереходного периода. Именно поэтому представляется целесообразным рассмотретьстановление таможенной системы на примере Советского Союза - предшественникаРоссийской Федерации.В послереволюционной России и в дальнейшем - в Союзе ССР - процессстановления и развития таможенного дела и законодательства о нем носилсложный и противоречивый характер. Хотя в целом в этот период — с октября1917 г. и по 1991 г. — был накоплен ценный и полезный опыт, без учета ииспользования которого невозможно создать и продолжать совершенствоватьсовременное российское таможенное право. Статус таможенной службы, как идругих таможенных институтов, функции, полномочия, организационная структуране оставались неизменными в период с 1917 до 1991 года — ониприспосабливались, видоизменялись (правда, не всегда достаточно динамично) всоответствии с внутренними и внешними экономическими интересами ипотребностями государства.Ко времени Октябрьской революции таможенное дело в России регулировалосьУставом 1910 г. Руководил таможенным делом образованный в 1864 г. в составеМинистерства финансов Департамент таможенных сборов, который в 1917 годунаходился в довольно плачевном состоянии, поскольку таможенная система вРоссии практически была разрушена: большинство таможен были закрыты, а ихслужащие эвакуированы. В сентябре 1917 г. на съезде таможенных служащих былобразован ЦК профсоюза таможенных работников, который более года фактическируководил таможенным ведомством при поддержке Наркома финансов В. Р.Менжинского.Новая государственная власть, пришедшая к управлению страной в результатеОктябрьского переворота в России, отказалась от таможенной политики,проводимой в дооктябрьский период, и ликвидировала существовавшую в Россиисистему таможенных органов. Реализация ленинской идеи государственноймонополии внешней торговли по существу заблокировала широкое применениетаможенно-тарифного регулирования и сделала систему таможенного контролячисто вспомогательным инструментом регулирования внешней торговли. В периодвоенного коммунизма неоднократно предлагалось закрыть таможенныеучреждения. Такие предложения были логическим следствием идеи монополиивнешней торговли и обусловили негативное отношение к таможенной службе итаможенному делу в целом.Первым нормативным актом советской власти в области таможенных отношений былдекрет от 29 октября 1917 года «О разрешении на ввоз и вывоз товаров»,который установил государственный контроль за внешнеторговыми операциямипосредством лицензирования: для экспорта и импорта товаров требовалосьразрешение НКТиП.12 ноября 1920 г. СНК РСФСР издал Декрет "О порядке приема, хранения иотпуска импортных и экспортных товаров", который впоследствии послужилосновой для Таможенного устава СССР 1924 г. В первые месяцы Советской власти,а затем и в период военного коммунизма (1918—1921 гг.) таможенным пошлинамотводилась весьма скромная роль. Объяснялось это тем, что НКВТ в эти годы непродавал, а распределял товары. Почти полное отсутствие стоимостногомеханизма обмена внутри страны, нерегулярность внешнеторгового оборота и егонезначительность серьезно затрудняли использование таможенного тарифа какинструмента торговли Советской России с другими государствами. С переходом кнэпу, с расширением внешней торговли, предоставлением права самостоятельноговыхода на мировой рынок хозяйственным и государственным организациямвозникла необходимость восстановить таможенно-тарифное дело. Возвращение в1922 г. к тарифным методам регулирования внешнеторговых операций повысилороль таможенной службы в государственном управлении, практически"реанимировало" таможенные органы.После того, как 9 марта 1922 г. ВЦИК и СНК РСФСР утвердили первый таможенныйтариф по европейской привозной торговле, декретом СНК РСФСР от 23 февраля1922 г. был утвержден Таможенно-тарифный комитет (ТТК), а 13 июня 1922 года— первый советский тариф по вывозной торговле. В компетенцию ТТК входили:составление новых и изменение старых списков запрещенных товаров; решениевносимых Таможенным управлением вопросов по применению тарифа; разрешениежалоб на решения Таможенного управления по вопросам применения тарифа; дачазаключений по всем проектам законов, торговых договоров, конвенций исоглашений, имеющих отношение к таможенно-тарифному делу.ТТК играл важную роль в выработке таможенной политики и в управлениитаможенным делом. Многие положения и инструкции по таможенному регулированиюсодержат ссылки на его решения. С переходом в начале 30-х годов кадминистративным методам регулирования внешней торговли и с реорганизациейвнешнеэкономических органов роль ТТК значительно снизилась. Де-юре этоторган прекратил свое существование в 1964 г. Фактически же он пересталфункционировать гораздо раньше.12 декабря 1924 г. Президиум ЦИК СССР утвердил Таможенный устав СССР,явившийся первым кодифицированным союзным актом по таможенному делу. ИменноУстав, а также ряд подзаконных нормативных актов, принятых НКВТ,законодательно закрепили систему таможенного управления, сформировавшуюся всередине 20-х годов. Согласно ст. 1 Устава таможенным делом на всейтерритории Союза ССР управлял НКВТ, который осуществлял свои задачи как вцентре, так и на местах через входящее в его состав Главное таможенноеуправление, состоящий при НКВТ Таможенно-тарифный комитет и через иныеучреждения. За деятельностью таможенных учреждений на местах наблюдалиуполномоченные НКВТ при СНК союзных республик, в компетенцию которыхвходило: наблюдение за выполнением таможенными учреждениями в пределахсоюзной республики законов и распоряжений центральных союзных органов потаможенной части; ревизия таможенных учреждений; рассмотрение конфликтовмежду таможенными учреждениями и местными органами власти; разработкамероприятий по борьбе с контрабандой. Принятый в 1928 г. Таможенный кодексСССР не внес значительных изменений в организацию таможенного управления, ноболее подробно, чем Устав, определял компетенцию ГТУ. В развитии таможенногодела в СССР в это время видна тенденция к постепенному упрощению системытаможенных органов.Таким образом, переход в начале 20-х годов к нэпу реанимировал утраченныефункции таможенных органов и обусловил интенсивное структурное развитиетаможенной системы. Именно с 1922 по 1928 г. (особенно в 1924—1925 гг.)формировалась сложная, многоступенчатая система управления таможенным делом,адекватная тем разнообразным задачам и функциям, которые выполняли таможенныеучреждения того времени.В период с 1929 по 1932 годы все более отчетливой становится тенденция котказу от экономической модели управления и доминированию административно-командных методов регулирования общественных отношений. Этот процессзатронул и внешнеэкономическую деятельность, в том числе и организациютаможенного дела. Значительно сократился оборот международного пассажирскогосообщения, резко уменьшился состав участников внешнеторговых связей.Таможенное дело в целом и таможенный контроль в частности перестали игратьважную роль в регулировании экспортно-импортных операций.Новый таможенный кодекс государство получило только в 1964 году. УказомПрезидиума Верховного Совета СССР от 5 мая 1964 г. был утвержден новыйТаможенный кодекс. По сравнению с Таможенным кодексом СССР 1928 г. он былзначительно меньше по объему (120 статей, сгруппированных в три раздела).Управлению таможенным делом был посвящен первый раздел Кодекса, содержащийвсего семь статей. Управление таможенным делом на территории СССР былоотнесено к ведению Министерства внешней торговли и осуществлялось черезвходящее в его состав Главное таможенное управление (1-ая статья Кодекса).Среди функций таможенных учреждений выделялись контроль за соблюдениемгосударственной монополии внешней торговли, совершение таможенных операцийи борьба с контрабандой.Структура таможенных органов, сложившаяся де-факто во второй половине 30-хгодов и получившая юридическое закрепление в Таможенном кодексе 1964 г., сочень незначительными изменениями сохранялась вплоть до середины 80-х годов.В период внешнеэкономической реформы (1986—1991 гг.) начинается новый этапразвития таможенной системы, особенности которого связаны с попыткойтрансформировать таможенные службы государства-монополиста в новуюуправленческую структуру, ориентированную на функционирование в условияхсвободного рынка и демократического режима.Пожалуй, наиболее радикальный этап реформы системы таможенных органовприходится на начало 1986 года, когда ГТУ МВТ было преобразовано в Главноеуправление государственного таможенного контроля при Совете Министров СССР(ГУГТК при СМ СССР) — самостоятельный орган государственного управления состатусом союзного ведомства. Именно с этого момента началась перестройкасистемы управления таможенным делом, так как впервые за всю историюСоветского государства таможенная служба выделялась организационно.Развитие таможенного дела вплоть до принятия в 1991 года нового Таможенногокодекса и Закона СССР «О таможенном тарифе» определялось подзаконнымнормотворчеством — постановлениями Совета Министров СССР и ведомственнымиактами. Общее руководство таможенными вопросами осуществлял высшийисполнительно-распорядительный орган — Совет Министров, который определялтакже основные направления дальнейшего развития таможенной системы.Координацией деятельности таможенного ведомства с другими управленческимиструктурами, а также непосредственным оперативным руководством таможеннымделом занималась Государственная внешнеэкономическая комиссия СоветаМинистров СССР.В это время ясно наметился переход от чисто территориального принципапостроения местных таможенных учреждений к созданию сети таможен пофедеративному принципу. Ряд крупных таможен, зоны деятельности которых почтиполностью совпадали с территориями союзных республик, были переименованы вреспубликанские. Так, Тбилисская таможня была преобразована в Грузинскуюреспубликанскую. В Таджикистане, Узбекистане, Казахстане, Азербайджане,Армении, Латвии, Литве, Эстонии также учреждались республиканские таможни.Интересно, что в республиканскую была преобразована Дальневосточная таможня,зона деятельности которой ограничивалась Приморским краем.В ходе реформы внешнеэкономической деятельности многим предприятиям иорганизациям было предоставлено право самостоятельно проводить экспортно-импортные операции. Чтобы увеличить пропускную способность таможен итаможенных постов, а также освободить местные таможенные учреждения отсущественного объема работ по оформлению грузов, предусматриваласьвозможность проведения досмотра и таможенного оформления грузовнепосредственно в месте расположения участника внешнеэкономических связей.Для этого заинтересованное предприятие (организация) могли вызвать за свойсчет сотрудника таможни, обратиться в таможенное управление с просьбой оборганизации досмотровой комиссии или о назначении постоянного таможенногоуполномоченного. Таможенный кодекс СССР и Закон СССР о таможенном тарифе,принятые в 1991 г., внесли существенные изменения в организацию таможенногоуправления. Предусматривалось создание двух координационных органов —Таможенно-тарифного совета и Координационного совета по борьбе смеждународным незаконным оборотом наркотических средств и психотропныхвеществ. Новый Кодекс узаконил фактически уже сложившуюся трехзвенную системутаможенных органов: центральный таможенный орган — региональные таможенныеуправления — таможни. Центральным таможенным органом, который заменил ГУГТК,стал Таможенный комитет.(5) Существенно изменились его функции,ориентированные в значительной мере на экономическую модель регулированиявнешнеэкономических связей. Однако в целом и Таможенный кодекс, и Закон отаможенном тарифе 1991 г., несмотря на определенную прогрессивность, былипронизаны духом всесилия административно-командных методов управленияэкономикой, внешнеэкономической деятельностью и таможенным делом. Крайнеограниченный набор средств таможенного регулирования стал серьезнымпрепятствием при формировании новых внешнеэкономических отношений и связей сзарубежными контрагентами. Реальная жизнь показывала неизбежность перехода кболее современным, гибким и динамичным методам внешнеэкономическогосотрудничества и таможенного регулирования.Несмотря на известный радикализм законодательных актов нового Таможенногокодекса и Закона СССР "О таможенном тарифе", создать принципиально новуютаможенную систему на практике так и не удалось.Формирование национальных таможенных служб в России и других государствах —членах СНГ приходится уже на новый этап развития таможенной системы. 2. Структура государственных таможенных органов России Государственный таможенный комитет России (ГТК) Государственный таможенный комитет России - центральный орган федеральнойисполнительной власти, осуществляющий непосредственное руководство таможеннымделом в РФ (по седьмой статье Таможенного кодекса). ГТК возглавляет,объединяет и направляет деятельность таможенных органов. Как федеральныйорган ГТК России несёт ответственность за реализацию таможенной политики РФ;обеспечивает соблюдение законодательства по таможенному делу и иногозаконодательства, развитие, укрепление единства всей системы возглавляемых имтаможенных органов. ГТК России выполняет не только функции непосредственногоруководства таможенным делом, но и координационные и контрольные функции вэтой сфере. В случаях, предусмотренных Таможенным кодексом РФ, а также инымиактами законодательства, ГТК России в праве издать в пределах своейкомпетенции акты по таможенному делу, обязательные для исполнения всемитаможенными органами РФ, предприятиями, учреждениями, организацияминезависимо от форм собственности, а также должностными лицами и гражданами.ГТК России как федеральный орган исполнительной власти осуществляет своюдеятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительнойвласти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации иорганами местного самоуправления. В отдельных случаях ГТК России можетвступать в непосредственные отношения с должностными лицами предприятий,учреждений, организаций, а также физическими лицами (например, когдадолжностные лица ГТК России проводят дознание по факту контрабанды).Правовое положение ГТК России, его задачи и функции, права и обязанности,структура определяются в Таможенном Кодексе Российской Федерации и Положении«О Государственном таможенном комитете РФ», утверждённом Указом Президента РФот 25 октября 1994 года, а также другими нормативными актами.ГТК России решает все задачи, вытекающие из целей государственной таможеннойполитики РФ. Основные его задачи сформулированы во второй статье ТК РФ, статье4 Положения «О ГТК РФ» и других нормативных правовых актах. Основнымизадачами ГТК России являются:ü участи в разработке таможенной политики РФ;ü обеспечение в пределах своей компетенции единства таможеннойтерритории РФ;ü организация применения и совершенствование средств таможенногорегулирования хозяйственной деятельности исходя из приоритетов развитияэкономики РФ и необходимости создания благоприятных условий для участия Россиив мирохозяйственных связях;ü организация и совершенствование таможенного дела в РФ;ü обеспечение соблюдения законодательства по таможенному делу, а такжезаконодательства, контроль за исполнением которого возложен на таможенныеорганы РФ;ü обеспечение участия РФ в международном сотрудничестве по таможеннымвопросам. Основные функции ГТК России: В соответствии с возложенными задачами ГТКРоссии выполняет многочисленные и разнообразные функции. Его функции иполномочия в общей форме определены в статье 11 Таможенного кодекса РФ;непосредственно в статье 5 Положения закреплены 64 основные функции ГТК России.Функции ГТК России устанавливаются в других нормативных актах, регулирующихдеятельность таможенных органов. Региональные таможенные управления РФ (РТУ РФ) Региональное таможенное управление РФ входит в единую систему таможенныхорганов РФ и осуществляет руководство таможенным делом на территории регионадеятельности (подведомственного региона) под непосредственным руководствомГТК России. Эта черта структуры таможенной организации была унаследована отСоветского Союза ввиду огромной территории Российской Федерации -федеративная модель управления и таможенного контроля является наиболееэффективной. Функционируют следующие Региональное таможенное управление РФ: Северо-Западное (г. Санкт-Петербург); Дальневосточное (г. Владивосток);Северо-Кавказское (г. Ростов-на-Дону); Поволжское (Нижний Новгород);Восточно-Сибирское (г. Иркутск); Западно-Сибирское (г.Новосибирск); Татарское (г. Казань); Уральское (г.Екатеринбург); Калининградское (г. Калининград); Западное (г. Москва);Московское (г. Москва); Дагестанское (г. Махачкала); Башкирское (г. Уфа).В непосредственном подчинении РТУ РФ находятся расположенные на территорииподведомственного региона таможенные органы. Основные задач РТУ РФ:ü реализация таможенной политики РФ на территории подведомственного региона;ü разработка и реализация в пределах своей компетенции вподведомственном регионе мер, направленных на обеспечение единства таможеннойтерритории РФ;ü разработка и реализация в пределах своей компетенции вподведомственном регионе мер, направленных на обеспечение экономическойбезопасности РФ (в части, относящейся к таможенному делу);ü обеспечение защиты экономических интересов РФ в пределах компетенциитаможенных органов; организация таможенного дела в подведомственном регионе;ü обеспечение применения средств таможенного регулированияэкономической деятельности;ü обеспечение соблюдения единообразного применения и осуществленияконтроля за исполнением законодательства РФ о таможенном деле и другихправовых актов, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органыРФ;ü организация и осуществление борьбы с контрабандой и инымипреступлениями в сфере таможенного дела, с нарушениями таможенных правил;ü руководство, обеспечение, координация и контроль за деятельностьюподведомственных таможенных органов РФ;ü обеспечение своевременности и полноты поступления таможенных платежей;ü содействие развитию внешнеэкономических связей субъектов РФ,юридических и физических лиц;ü учет потребностей подведомственного региона в сфере таможенного дела,принятие в пределах своей компетенции мер, направленных на удовлетворение такихпотребностей. Основные функции РТУ РФ. В соответствии с возложенными на него задачамиРегиональные таможенные управления РФ выполняет значительное число функций.Наиболее важные из них это:· В части реализации таможенной политики.· По вопросам организации таможенного дела на подведомственной территории.· По вопросам взимания таможенных платежей по вопросам таможенного контроля.· По вопросам борьбы с контрабандой и нарушениями таможенных правил.· По вопросам валютного контроля.· По вопросам законодательства и укрепления законности.· По вопросам материально-технической базы таможенных органов.· По вопросам работы с кадрами.
Таможни Российской Федерации
Таможня РФ входит в единую систему таможенных органов РФ и осуществляет своюдеятельность под общим руководством ГТК России и непосредственнымруководством РТУ РФ, которому она подчинена. Решением ГТК отдельные таможнимогут быть подчинены непосредственно ГТК России.С точки зрения местонахождения региона деятельности, таможни РФподразделяются на пограничные и внутренние. Пограничные таможни РФрасполагаются на таможенной границе, как правило, совпадающей сгосударственной границей, и связаны с крупными транспортными узлами (порты,аэропорты, приграничные железнодорожные станции). Примером пограничныхтаможен могут служить Балтийская, Благовещенская, Уссурийская и др. примеромвнутренних таможен являются: Брянская, Нижегородская, Ростовская и др.Правовой статус таможни РФ определяется Общим положением о таможне РФ,утверждённым приказом ГТК России от 10 января 1996 г. №12 (приложение №2).Специальными нормативными актами ГТК России может определять деятельностьспециализированных таможен РФ.Специализированные таможни РФ выполняют специальные таможенные операции либоосуществляют таможенный контроль за перемещением через таможенную границуотдельных специфических грузов. Приме Энергетическая таможня РФ в Москве. Онасоздана в 1994 г. для усиления контроля за нефтью, нефтепродуктами, газом,электроэнергией, перемещаемыми через таможенную границу трубопроводнымтранспортом и по линиям электропередач исходя из специфики перемещения такихтоваров через таможенную границу. Основные задачи таможни Российской Федерации: ü Непосредственное осуществление таможенного дела;ü Осуществление мер по реализации таможенной политики;ü Реализация в пределах своей компетенции мер, направленных наобеспечение единства таможенной территории РФ, в части относящейся ктаможенному делу;ü Обеспечение защиты экономических интересов РФ;ü Применение средств таможенного регулирования экономическойдеятельности;ü Обеспечение соблюдения и единообразного применения таможенногозаконодательства и других правовых актов, контроль за исполнением которыхвозложен на таможенные органы;ü Осуществление таможенного оформления и таможенного контроля;применение таможенно-тарифного механизма и налогового механизма в частиналогов, относящихся к товарам, перемещаемым через таможенную границу РФ;взимание таможенных платежей и осуществления валютного контроля;ü Осуществление борьбы с контрабандой и иными преступлениями всфере таможенного дела, с нарушениями таможенных правил.ü Кадровое, финансовое, материально-техническое исоциально-бытовое обеспечение своей деятельности.
Основные функции таможни РФ. Таможня РФ в соответствии с возложенными