Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Преимушества факторинга



1) Финансирование.

Основоное преимущество факторинга — предоставление финансовых средств поставщику продукции сразу после ее отгрузки или в определенный договором факторинга день. Таким образом, поставщик имеет возможность поставлять продукцию своим покупателям с отсрочкой платежа, при этом получать значительную часть от суммы поставки сразу же после поставки или по удобному для него графику, не дожидаясь платежа от своего покупателя.

Если компания нацелена на увеличение объема продаж, то она имеет возможность постоянно пускать деньги в оборот и при этом конкурировать с другими поставщиками за клиентов, предоставляя отсрочку платежа. Также поставщик, заключив договор факторинга, заранее знает, в какой день деньги поступят на его счет. Обычно же, предоставив отсрочку платежа своим покупателям, поставщик не знает, когда они расплатятся с ним, и расплатятся ли вообще.

Кроме того, финансирование при факторинге имеет ряд неоспоримых преимуществ, среди которых в первую очередь стоит отметить следующие:

поставщик не должен возвращать выплаченные ему деньги, так как расходы фактора будут возмещены из платежей покупателей;

финансирование будет длиться так же долго, как долго поставщик будет продавать свою продукцию;

финансирование автоматически увеличивается по мере роста объемов продаж.

Таким образом, финансирование в рамках факторинга навсегда избавляет поставщика от проблемы дефицита оборотных средств, и это происходит без роста его кредиторской задолженности. Кроме того, факторинговое финансирование более целевое, чем, например, кредит: компания выплачивает проценты именно за тот промежуток времени, когда ей действительно нужны деньги. «Если деньги компании не нужны, то она может не уступать банку свои денежные требования, — говорит Татьяна Кайгородова, вице- президент «ДельтаБанка». — В целом эта услуга получается даже дешевле, чем кредит, несмотря на большие проценты, поскольку в случае получения кредита компания практи чески всегда имеет на счету определенный неснижаемый остаток». [4]

Факторинг — это одна из форм залогового финансирования, при этом объем финансирования прямо зависит от стоимости переуступаемых факторинговой компании денежных требований, то есть от величины долга покупателей поставщика. В отличие от других форм залогового кредитования, в данном случае денежные требования покупаются фактором, а не используются в качестве залога (хотя возможна и такая ситуация, когда права требования поставщика к своим покупателям выступают залогом при выдаче кредита). Таким образом, при факторинге происходит смена собственника, поставщик продает денежные права требования факторинговой компании. Эта особенность факторинга становится особенно важной в странах с переходной экономикой, законодательство которых далеко от совершенства: закон о банкротстве предприятий работает плохо, правовое обеспечение торговых сделок не развито, торговые законы не работают.

В случае банкротства поставщика факторинговая компания не рискует потерять свои деньги, поскольку права требования к дебиторам поставщика перешли к ней и не подлежат изъятию при процедуре банкротства.

Факторинговое финансирование в отличие от обычного кредитования доступно высокорисковым, информационно-непрозрачным предприятиям, поскольку риск невозврата долгов лежит не на них, а на их покупателях, и кредитоспособность поставщика становится менее важной, чем кредитоспособность его покупателей. Поэтому использова- ние факторинга возможно, когда покупателями клиента являются крупные и надежные компании, в том числе иностранные. Например, крупные сетевые магазины, такие как «Ашан», «Седьмой континент», «Метро» работают со своими многочисленными поставщиками по факторинговой схеме.

2) Административное управление дебиторской задолженностью.

Факторинг позволяет клиенту также избавиться от рутинной работы, связанной с отслеживанием состояния дебиторской задолженности, напоминанием дебиторам о задержках платежей. Обычно факторинговая компания по первому требованию поставщика предоставляет ему отчет о состоянии дебиторской задолженности, включающий в себя информацию обо всех поставках поставщика и платежах его покупателей. Также в случае безрегрессного факторинга фактор берет на себя заботу о взыскании долгов с дебиторов, что особенно актуально для небольших компаний, не располагающих собственными ресурсами для инкассации. Это позволяет им экономить трудовые и финансовые ресурсы.

3) Оценка платежеспособности покупателей поставщика

В странах, где кредитные бюро и рейтинговые агентства развиты, эта функция факторинговых компаний является не самой востребованной. В странах же с переходной экономикой факторинговые компании могут играть роль кредитных бюро и рейтинговых агентств, аккумулируя информацию о платежной дисциплине компаний. Помимо этого, факторинговые компании могут использовать различные методы оценки платежеспособности потенциальных покупателей поставщика. В России немногие факторинговые компании предоставляют клиентам независимую информацию о дебиторах клиента. [5]

По мнению Григория Карповского, генерального директора факторинговой компании «Еврокоммерц», именно за предоставление этой услуги клиенту имеет смысл платить большие в сравнении с кредитом деньги: «Предоставление независимой информации о финансовом состоянии дебиторов клиента является важной функцией факторинговой компании, это то, что отличает ее от кредитного подразделения банка».

Таким образом применение факторинга в финансовой деятельности предприятия позволяет:

увеличить ликвидность, рентабельность и прибыль;

быстро превратить дебиторскую задолженность в наличные деньги;

быть независимым и свободным от соблюдения сроков платежей со стороны дебиторов;

расширить объемы оборота;

экономить собственный капитал;

снизить риски неплатежей.

 

Недостатки факторинга

Главный недостаток факторинга связан с тем, что его использование обходится предприятию дороже, чем привлечение кредита ( на 20-70%). Как правило, факторинговые комиссионные состоят из трех частей:

платы за пользование средствами (здесь факторинг практически ничем не отличается от обычного кредита),

фиксированного сбора за обработку документов

комиссии за факторинговое обслуживание каждой поставки (обычно зависит от величины дебиторской задолженности, передаваемой на факторинг: чем больше ее размер, тем ниже комиссия).

Сегодня стоимость средств, предоставляемых фактор-компаниями своим клиентам, варьируется в пределах 18-36 процентов годовых в рублях от объема сделки. Причина такого разброса - различная цена покупки ресурсов на рынке. Как правило, банкам финансы обходятся дешевле, чем специализированным факторинговым компаниям. Их процентные ставки по факторинговому финансированию почти не различаются и в большинстве случаев не превышают 24 процентов годовых.

Фиксированный сбор за обработку документов лежит в еще больших пределах и составляет от 50 до 300 рублей за документ. Если учесть, что документарное сопровождение одного дебитора по одной сделке может включать в себя десятки документов, то в итоге получается довольно внушительная сумма.[8]

Комиссия за факторинговое обслуживание каждой поставки также варьируется в широком диапазоне: от 0,5 до 7,5 процента от суммы денежного требования в зависимости от величины отсрочки платежа - чем меньше срок, тем больше комиссия.

На стоимость факторинга также очень сильно влияют следующие параметры: размер предоставляемого финансирования (колеблется в пределах 60-95 процентов от стоимости поставки), максимальный срок отсрочки платежа (от 14 до 180 дней) и количество дебиторов, которое банк может принять на обслуживание. [6]

В общем случае можно выделить следующие недостатки факторинга:

Сокращение прибыли предприятия по каждому заказу.

Сокращение возможности для кредита - долги не будут доступны в качестве обеспечения.

Факторинговая компания может захотеть проверить клиентов фирмы и повлиять на то, как она занимаетесь своим бизнесом.

Некоторые клиенты предпочитают работать напрямую с фирмой.

То, как факторинговая компания общается с клиентами фирмы, будет влиять на её репутацию. Поэтому необходимо убедится, что фирма пользуется услугами авторитетной компании, которая не принесет ущерб её репутации.

Несомненно, все вышеперечисленные недостатки требуют внимания и анализа менеджмента фирмы, которая захочет воспользоваться услугами факторинговых компаний. Но следует заметить, что несмотря на все недостатки клиентская база последних постоянно расширяется. (График 1)

 

 

Отечественный рынок факторинга растет на 80—100% в год. В 2005 году его объем составлял чуть более 147 млрд рублей, в 2006-ом он достиг почти 300 млрд, а в 2007м, по оценкам аналитиков, перешагнул за 570 млрд. Специалисты московской факторинговой компании (ФК) «Еврокоммерц» полагают, что этот тренд сохранится, и к 2010 году совокупный объем факторинговых услуг достигнет отметки 1,822 трлн рублей. При этом нужно учитывать, что развитие такими ураганными темпами – результат роста с маленькой базы.

Сегодня факторингом в России пользуются всего 11% его потенциальных потребителей. Более того, согласно исследованию, проведенному ФК «Еврокоммерц» в 2007 году, почти половина целевой аудитории никогда о нем не слышала, тогда как на Западе доля компаний пользующихся факторинговыми услугами достигает 70%. [11]

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.