Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Являются ли альтернативные и незападные идеологии результатом социально-экономической отсталости и социальной маргинальности?



Марксизм

Крайне своеобразно решаются марксизмом и вопросы демократии, явившейся завоеванием буржуазной революции и основанной на равенстве всех перед законом, определяющем равенство в правах и свободах. В трактовке марксизма демократия — явление сугубо классовое. Победивший пролетариат исключает участие в политическом процессе свергнутых эксплуататорских классов, лишает их всех прав и свобод. Идея универсальности прав и свобод, т. е. принадлежности их каждому члену общества от рождения, их неотъемлемости и неотчуждаемости, решительно отбрасывается как абсолютно неприемлемая в обществе, где власть может быть удержана только применением насилия ко всем, кто не является ее сторонником. "Чистую демократию" Ленин называл лживой фразой, являющейся основой для буржуазных спекуляций вокруг проблем демократии. "Либералу естественно говорить о "демократии" вообще. Марксист никогда не забудет поставить вопрос: "для какого класса?" Насильственно исключая из политической жизни целые классы и слои населения, отнесенные к "чуждым элементам" (причем критерии такого исключения были весьма произвольны, расплывчаты, поскольку даже интеллигенция была включена в категорию "лишенцев"), Ленин объявил о возникновении нового всемирно-исторического типа демократии — "именно пролетарского демократизма, или диктатуры пролетариата" Отождествление понятий "демократия" и "диктатура" явилось поистине "всемирно-историческим" открытием главного практического продолжателя марксизма. Утопичность марксизма подтвердилась тем, что теория "пролетарской" демократии не была реализована ни в одной стране, не подкреплена практикой реального участия граждан в решении государственных дел

Постмодернистский А.Х. Босо де Кармана.

Однако на сегодняшний день, как утверждают постмодернисты, человечество очутилось в эпохе фрагментации, которая накладывает свою печать и на понимание права. Развитие постмодернистских представлений о праве, учитывающих влияние фрагментации, опирается на такие рабочие понятия, как творческое правосудие, перспективистская рациональность, системная теория истины и судопроизводство, гарантирующее учет опыта разных культур. Согласно постмодернизму, общество испытывает насущную потребность в новых формах правового мышления.

Постмодернисты считают ,что право вовсе не является полной и статичной системой - на самом деле это динамичная система, постоянно воспроизводимая и обновляемая. Динамизм права уже является общепризнанным, что все же не привело к опровержению мифа о праве. Модификация и постоянное самообновление нормативной системы, по мнению легалистов, всегда осуществляется в соответствии с механизмами и критериями правовой оценки, включенной в кодекс позитивного права.

В результате того, что многие понятия стали пониматься по-иному текущее и общепринятое представление о праве согласно постмодернистам представляет собой миф. К понятиям относятся: свобода, ответственность, авторитет, научность, справедливость, истина/ложь и т.д.

В сложном обществе начала XXI века критерии рациональности рушатся, потому что отчетливо вырисовываются подгруппы населения, каждая из которых видит и оценивает реальность (и закон) со своей собственной точки зрения.

Решение проблем разнородного социального порядка, в рамках которого мы живем, согласно представлениям постмодернизма, осуществимо путем замены легального правосудия правосудием творческим. Под творческим правосудием постмодернисты понимают правосудие активного общества, которое будет основываться на переформулировке формальных категорий, с которыми работают юристы, чтобы превратить их в функциональные категории.

 

 

3 вопрос

 

Являются ли альтернативные и незападные идеологии результатом социально-экономической отсталости и социальной маргинальности?

Альтернатива в развитии идеологии, в том числе и правовой, были всегда. Так, идеология Древнего Китая в лице Конфуция и Мо-Цзы разительно отличалась от идеологий, зародившихся в Древней Греции. Наши дни – не исключение. Если в Древнем мире противостояния как такового не было из-за изолированности культур, то сегодня одно прямо цветет.

Большее освещение и развитие в нашей стране, да и во многих странах получила западная модель развития общества. В моем понимании, западные идеологии опирается на европейские идеи древних философов, а затем и на постулаты эпохи Просвещения, тем самым развивая на политическом уровне во все большем масштабе идеи либерализма, в том числе правового. Либерализм как идеология возводит в Абсолют как раз идеи прав и свобод, именно они лежат в основе построения общественного порядка, общественного строя, общественного договора. Можно довольно много рассуждать о том, что привнесли в философию идеи Гоббса, Локка, Руссо и прочих, но одно все же отметить стоит. Либерализм рука об руку шел с капитализмом, что и способствовало некому сплаву вопросов права и коммерции. Это уж не говоря про все те ценности, которыми изобилует либерализм:

· Торжество свободы;

· свобода слова;

· терпимость;

· неприкосновенность частной собственности;

· свободный рынок;

· создание условий сдерживания институтов власти от произвола;

· делегация власти от народа;

· построение правового государства

Все эти прекрасные ценности можно встретить в абсолютном большинстве конституций западных стран и не только, в международных договорах и декларациях. По сути дела – либерализм как идеология права доминирует в современном мире.

Но, как мне кажется, доминирует он не только потому, что он гарантирует многие права и свободы и дает равные возможности. Это лишь исторический подтекст либерализма, его базис. Успеху либерализма сопутствовали те капиталистические условия, которые он создавал. Современное капиталистическое общество простроено вокруг методов правильного использования принципов либерализма. Ничего плохого в этом нет, просто эта модель получила наибольшее распространение.

Вот что нужно знать о доминирующей западной идеологии.

Среди представителей запада также были и отступники, не разделявшие общей восторженности вокруг либеральных теорий. К ним, прежде всего, относятся последователи Маркса и Энгельса, назовем их марксистами. Они строили свои теории не вокруг верховенства свободы человека, они строили теории вокруг коллектива людей, а вопросы собственности и коммерции вообще были диаметрально противоположны идеям либералов. Они настаивали и настаивают на столкновении классов, неизбежной классовой войне и доминирующей роли пролетариата над классом собственников. Их проблема в том, что реального воплощения их идеи, в отличие от идей либерализма так и не получили ни в одном государстве. А все попытки заканчивались либо крахом, либо искажением реальных ценностей марксизма.

Существуют и другие теории, вроде анархизма, которые предполагают совершенно иной уровень правовых отношений, который можно справедливо назвать «естественным состоянием», воплощением в реальность того самого состояния «войны всех против всех».

К отличным от либерализма идеологиям можно отнести фашизм и национал-социализм, которые пропагандировали несколько иные ценности. Если говорить о фашизме, то он делал упор опять-таки не на человека, не на личность, а на социальные группы, большую роль играл националистический оттенок в палитре идеологии, фашизм отличался неким резким противопоставлениям тем ценностям, к которым у господствующего либерализма претензий не было. Вопросы правового характера здесь вполне очевидны – если у коммунистов это господство класса, то у фашистов и национал-социалистов это господство расы.

Существуют на западе и иные идеологические течения, но их достаточно много, хватит и двух-трех течений, которые можно условно считать маргинальными. А вот что касается незападных идеологий, то здесь ситуация несколько иная. В силу многих причин, к которым, прежде всего, стоит отнести длительную изолированность, а затем и длительный период взаимоотношений слабого характера, местами сформировались идеологии, отличные от тех, которые стали предтечами доминирующей западной идеологии. Большую роль сыграли культурно-этнические аспекты, а особую роль сыграла религия. В этом и лежит отличие незападных идеологий от западных. К незападным идеологиям относят идеологию возросшую из Ислама, традиционные идеологии стран Азии, допустим Индии, Китая, Японии. Да, в какой-то мере, порой даже весьма крупной, произошло некое заполнение традиционных идеологий элементами либерализма и капитализма, но не в такой степени, что можно было бы говорить о полном поглощении.

Эти идеологии не ставят во главу угла такие ценности как свобода человека, мусульманские страны разительно отличаются от западных воззрений, тоже самое касается стран Азии. Страны исламской идеологии строят ее вокруг Аллаха, а не вокруг человека. В Индии длительное время, во многом и сейчас большое влияние оказывает кастовая идеология. В странах Юго-восточной Азии, несмотря на их капиталистический успех, не стоит считать, что этого они добились только лишь за счет либерализма. Свою роль сыграли в большей степени национальные черты, а традиционные идеологии далеки от центризма прав и свобод.

Таково краткое описание современных идеологий. Теперь об отсталости и маргинальности.

Что касается маргинальности. Говоря об альтернативных западных идеологиях – да, в очень большой степени это именно маргинальность с переменным историческим успехом. Маргинальность состоит в том, что теоретики пытались выстроить новые, отличные от либерализма теории государства и права, отталкиваясь, в то же время, от одних и тех же ценностей, интерпретируя их по-разному. В определенной мере свойственна маргинальность и незападным идеологиям, но эта маргинальность порождается тем, что наше общество непривычно к идеям, развивавшимся в стороне от нас. Если попытаться распространить действие основных мусульманских или иудейских, даже коренных американских ценностей на США, мы встретим абсолютное отторжение, детерминированное в большинстве случаев непривычностью и неприменимостью. В таком случае – да, незападные идеологии маргинальны. Но следует учитывать, что в таком случае и западные теории для незападных стран являются маргинальными. В таком случае допущение о маргинальности имеет смысл.

Но не следует забывать, что хоть и разными путями, но все же к одной цели ведут большинство идеологий. Так или иначе, они стремятся к гармоничному существованию личности в определенной социальной среде, к гармоничным экономическим и политическим отношениям в этой среде. По этому маргинальность, с чьей-то точки зрения, может вообще не существовать или носить какой-то слабый оттенок, выраженный лишь в методах достижения цели.

Касаемо социально-экономической отсталости.

Да, в какой-то степени социальная и экономическая отсталость подстегивала людей к размышлению о том, какой путь действительно способен привести людей к гармоничному обществу. Разные методы выдвигались, опять-таки марксистский и фашистский взгляд на проблему, исламский вариант но суть в том, что если говорить о западных альтернативных теориях, то они зародились в те моменты, когда либерализм испытывал кризис, или тогда, когда ощущалась порочность и убогость системы, пускай она может и пропагандировала идеи либерализма. В определенной мере, марксизм и фашизм – реакция на неудачи, что преследовали людей на пути становления либеральных теорий. Так что можно считать, что возникновение альтернативных теорий стало результатом социально-экономической отсталости.
Но что касается незападных теорий, то дело здесь обстоит несколько иначе. Во-первых, историческое развитие шло несколько иначе. Во-вторых, базовые ценности различаются, тот же Ислам не ставит перед человеком цель достижения личной свободы и максимальной прибыли. Никто не говорит о неприемлемости первого или второго, просто сложилась такая разница между людьми за счет культуры и религии. В-третьих, то что для представителей господствующей западной идеологии может показаться социальной, или не дай бог, экономической отсталостью того или иного народа, с точки зрения этого народа может являться нормой, а может быть и желаемой гармонией. Так что в вопросе о социально-экономической отсталости незападных идеологий следует отметить такую особенность – почти рефлекторно, за счет устоявшихся убеждений, отличное от своих условий благосостояния, сторонники западных теорий принимают за отсталость.

 

Суммируя все выше сказанное:

 

Являются ли альтернативные идеологии результатом социальной маргинальности?

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.