Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ ПРАВА



Воспитательная функция права представляет собой резуль­тат способности права выражать идеологию определенных клас­сов и социальных сил и его способность оказывать влияние на мысли и чувства людей. Поэтому одной из важнейших задач вос­питательной функции права является воспитание высокого пра­восознания, формирование стимулов правомерного поведения у граждан. В праве выражаются передовые, гуманные, соответствующие интересам личности предписания, в результате чего оно получает психологическую поддержку с момента издания правовой нормы. Вместе с тем правовые требования, не отражающие желаний и настроений людей, получают их негативную оценку и не находят поддержки в их сознании. В таких случаях воспитательная функ­ция права не достигает своей цели.

Воспитательная функция охватывает своим содержанием ту часть воздействия права, которая осуществляется не специально юридическими, а общесоциальными, присущими всем надстрочным элементам приемами и средствами (правовое воспитание, правосознание, правовая культура, общие нравственные принципы права, не получившие еще закрепления в нормах позитивного права, профилактика правонарушений и т.д.).
Вместе с тем воспитательная функция – одна из общих функций права, относящаяся к праву как надстроечному явлению в целом, постоянно соприкасающаяся с разными направлениями и сторонами его
действия. Конкретное содержание рассматриваемой функции составляет
именно правовое воспитание, которое складывается под непосредственным влиянием специфики права, в органической связи с содержанием его основных регулятивных функций. Соответственно эта функция обращена на формирование правосознания и правовой культуры граждан, воспитание их в духе уважения к труду, закону, нетерпимости
к правонарушениям.
Тем самым воспитательная функция активно способствует повышению авторитета права и закона, обеспечению незыблемости прав и свобод граждан, преодолению противоречий и сближению права и морали, укреплению законности и правопорядка, формированию правового государства. Поэтому, хотя воспитательная функция не является основной функцией права, ей принадлежит существенная, важная роль в системе функций права, в общем механизме правового воздействия.
В связи с этим трудно признать достаточно обоснованной предлагаемую в литературе классификацию, согласно которой функции права
разграничиваются на основные (специально-юридические): регулятивную и охранительную, и социальные, подразделяемые на экономическую, политическую и воспитательную. Представляется неудачным сам термин «социальные функции» дл перечисленных выше функций права, выделяемых на основании регулируемых «определенных сфер, типов общественных отношений», ибо все функции права без исключения являются социальными. Такая классификация вольно или невольно создает впечатление, что «основные» и «социальные» функции осуществляются раздельно, как бы сами по себе. И, наконец, неприемлемо отнесение к социальным функциям права воспитательной функции в связке с экономической и политической, так как при этом не учитывается различная природа этих функций, не говоря о том, что воспитательная функция права не может выделяться на основании отнесения к какой-то одной определенной сфере отношений (в данном случае духовной).
В действительности воспитательное воздействие данной функции, имеющей, разумеется, и относительно самостоятельное обще-социальное значение, сопутствует осуществлению всех без исключения специально-юридических или, что одно и то же, собственно правовых функций.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1. Мы изучили, что такое функции права, и пришли к выводу, что назначение права в обществе состоит в регулировании, упорядочении общественных отношений. В этом проявляется и его ценность. Регулирующее свойство права выражается в его функциях.

2. Рассмотрев социальные функции права, мы поняли, что функции права вытекают не только из его юридической природы, но и из социальной сущности. Это основные направления регулирующего воздействия права

3. Воспитательная функция выражается в формировании у участников общественных отношений убежденности в целесообразности и справедливости предлагаемого порядка правового регулирования, в необходимости строить свое поведение согласно предписаниям правовых норм.

Все рассмотренные функции права в гармоничном взаимодействии выражают многосложный процесс правового регулирования и правового воздействия.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Общая теория права и государства/Под ред. В.В. Лазарева. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2002. – 520 с.

2. Теория государства и права/Под ред. А.И. Косарева. – М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2000. – 207 с.

3. Теория государства и права/Под ред. М.Н. Марченко. – М.: Зерцало, 1998. – 475 с.

4. Радько Т.Н., Толстик В.А. Категория «Функция права в юридической науке» // Хропанюк В. Н. Теория государства и права. Хрестоматия. Учебное пособие. — М., 1998, — 944 с.

5. Воспитательная функция [электронный ресурс].- Режим доступа: http://sci-book.com/istoriya-gosudarstva/vospitatelnaya-funktsiya.html

6. Черданцев А.Ф. Теория государства и права. – М.: Юрайт-М, 2002. – 432 с.

7. Основы теории государства и права/Под ред. С.А. Колярова. – М.:НОРМА-ИНФРА-М, 1995. – 421 с.

8. Общесоциальные функции права [электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.grandars.ru/college/pravovedenie/funkcii-prava.html

9. Функции права [электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.bibliotekar.ru/teoria-gosudarstva-i-prava-1/32.htm

10. Радько Т. Н. Функции права // Общая теория права / Под ред. В. К. Бабаева. Н. Новгород, 2003.

11. Социальная роль и функции права [электронный ресурс].- Режим доступа: http://bobych.ru/referat/65/26056/1.html

12. Нерсесянц В.С. Философия права. – М., "Былина", 2005.

13. Теория государства и права. / Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова.-М.,2003.С217-240.

14. Марченко М.Н. Проблемы теории государства и права. Учебник. – М.: Проспект, 2001. – 760 с.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.