Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Понятие личности. Личность и общество.



Антропологический принцип в философии (Л. Фейербах, Н.Г. Чернышевский)

Людвиг Фейербах (1804-1872). Труды: «Сущность христианства», «Мысли о смерти и бессмертии». Как и Гегель, Фейербах принимает единство конечного и бесконечного. Однако это единство реализуется в человеке, а не в Боге и не в абсолютной Идее. Человека философия должна принять во всей его полноте, в его природной социальности. Великий основной факт человеческой истории – религия – не может быть отвергнут философией, его следует понять. Истина религии – в отношении человека к своей сущности. Ложность ее в том, что эту сущность он уже воспринимает не как свою, но как чужую. Бог, следовательно, есть зеркало человека. В молитве он обращается к собственному сердцу, чудо есть реализованное сверхъестественное желание. Итак, по Фейербаху, религия – это исключительно человеческий факт. Что человек думает, каковы его принципы, - таков его Бог. Отсюда вывод Фейербаха: срытое ядро теологии есть антропология. Человек склонен вынести свое бытие вовне, чтобы затем найти его в себе.

Все определения Божественного бытия становятся квалификациями бытия человека. Таким образом, Фейербах вместо недоступного Бога создает иную божественность – человека в крови и плоти. Там, где была любовь во имя Господа, теперь – любовь во имя человека.

Николай Гаврилович Чернышевский (1828-1889). Чрезвычайно сильное влияние оказало на Чернышевского философское учение Фейербаха. Уже в конце жизни он писал, что считает себя верным последователем немецкого материалиста. Но можно сказать, что материализм интересовал его не столько как философская система, сколько как идеология, необходимая для революционной борьбы. Чернышевский, как правило, не утруждал себя излишней аргументацией, формулирую свои тезисы как очевидные истины. На природу, говорил он, необходимо смотреть так, как велят смотреть химия, физиология и другие естественные науки. В природе нечего искать идей; в ней есть разнородная материя с разнородными качествами; они сталкиваются – начинается жизнь природы.

К основным философским трудам Чернышевского относятся: «Антропологический принцип в философии», «Характер человеческого знания», «Эстетическое отношение искусства к действительности».

 

Понятие личности. Личность и общество.

Проблемы личности и общества всегда затрагивали умы философов разных эпох, которые пытались определить место личности в человеческом обществе и рассмотреть человеческую личность, как обособленную индивидуальность вне общества, так как каждая личность представляет собой особый духовный мир. В процессе рассмотрения этих вопросов всегда сопоставлялись интересы личности и общества.

Обращение к истории философской мысли показывает, что тема человека осмысливается с различных мировоззренческих позиций, обусловленных конкретно-историческими и иными причинами. Во-вторых, в истории философии неизменными являются вопросы о сущности и природе человека, смысле его существования.

Для исследования человека как весьма сложного объекта научного познания философская мысль выработала целый ряд понятий, позволяющих достаточно полно и развернуто ответить на вопрос о сущности и природе человека, смысле его существования.

Прежде всего, человек - это высшая ступень живых организмов на земле, субъект общественно - исторической деятельности и культуры. Человек - понятие родовое, выражающее общие черты человеческого рода, социализированного человека. В этом понятии объединены биологические и общесоциальные черты человека.

Для изучения отдельного человека в философии и иных науках применяется понятие «индивид». Под индивидуальностью понимаются самобытные, неповторимые черты и качества, присущие данному индивиду.

Личность - это социальны качества индивида, приобретенные им в процессе воспитания и самовоспитания, духовно - практической деятельности и взаимодействия с обществом. Личность обладает прежде всего духовными качествами. Личность не дана человеку извне, она может быть сформирована лишь им самим.

Личность всегда несет на себе печать конкретной эпохи. Для современной личности характерны высокий уровень образованности, социальная активность, прагматичность, целеустремленность. Современный человек - это человек, освоивший демократические и общечеловеческие ценности и идеалы. Он не отделяет свою судьбу от судьбы своего народа и общества в целом.

Человек обладает механизмом не только биологического, но и социального наследования. Социальное наследование осуществляется в обществе в ходе социализации. Социализация- это процесс становления личности, происходящий, прежде всего, с помощью воспитания как специального вида деятельности.

Человеку присущ коллективный образ жизни. Только в рамках такой деятельности он может формировать и развивать свои качества. Богатство ума человека и эмоционального мира, широта его взглядов, интересов и потребностей во многом зависят от широты его общения и взаимодействия с другими людьми.

Под социальным в человеке философия понимает, прежде всего, его способности мыслить и практически действовать. Сюда относится и духовность, и отношение к внешнему миру, гражданская позиция. Все это вместе оставляет социальные силы человека. Они приобретаются им в обществе через механизмы социализации, т.е. приобщения к миру культуры и реализуются в ходе разнообразной деятельности.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.