Социокультурные идеалы и ценности – важнейшая составляющая национально-государственной идеологии. Соответствие белорусской государственной идеологии мировосприятию и мироощущению белорусского народа, фундаментальным ценностям его бытия и его ментальным свойствам.Цивилизационной многообразие современного мира.
Принадлежность белорусов к славяно-русской, или православной, цивилизационной общности. Зарождение духовных оснований славяно-русской общности в период Киевской Руси. Становление социокультурной самобытности белорусской общности. Роль духовно-культурного наследия и общественной деятельности Евфросинии Полоцкой (ок. 1120-1173), Кирилла Туровского (1120-1182) и Климента Смолятича (? – после 1164) в формировании мировосприятия белорусов. Уникальность места белорусов среди славянских и европейских народов. Восточное и западное влияние на формирование социокультурных идеалов и ценностей белорусов.Вклад отечественных мыслителей, писателей и поэтов XV – XX вв. (Н. Гусовский, Ф. Скорина, С. Полоцкий, Ф. Богушевич, М. Богданович, Я. Купала, Я. Колас и др.) в формирование традиционных идеалов и ценностей белорусского народа.
Гуманистический и демократический идеалы общественной жизни белорусов. Приверженность белорусов идеалу социального равенства и справедливости. Свободолюбие и патриотизм, чувство национального достоинства – важнейшие эмоционально-психологические составляющие самосознания белорусов. Родина, Отечество (Бацькаушчына), семья, государство – фундаментальные ценности белорусского народа.Проявление социокультурной самобытности белорусов в их национальном характере. Толерантность и доброжелательность (добразычлiвасць) – доминирующие социальные качества белорусов.
Труд (працавiтасць) как сущностная черта образа жизни белорусов. Соборность, или индивидуалистическо-коллективистская этическая установка белорусов.Влияние национальных особенностей белорусов на политическую жизнь общества. Значение Союзного государства Беларуси и России для сохранения социокультурной самобытности белорусского народа в глобализирующемся мире.
Идеология и ее общественное предназначение
Понятие «идеология» начинает обозначать совокупность, систему идей, теорий, взглядов, идеалов, убеждений, ценностей, обосновывающих интересы определённого (господствующего) социального слоя, класса. Маркс и Энгельс понимали под идеологией иллюзорное, ложное сознание господствующего класса, конструирующее мнимую реальность с целью обоснования своего права на власть.
Частичные идеологии производят функциализацию лишь на психологическом уровне. Речь идет лишь о том, что те или иные идеи и представления определенных слоев и групп являются более или менее осознанным искажением действительных фактов, подлинное воспроизведение которых не соответствует интересам группы или слоя.
Современное понимание идеологии.Идеология – это социально значимая, теоретически оформленная система идей, в которой отражаются интересы определенных слоев и которая служит закреплению или изменению общественных отношений. Идеология есть объединяющий систематизированный способ социально-группового мышления.
Функции идеологии
Основным содержанием политической идеологии является политическая власть, ее трактовка, отношение к различным политическим институтам, представление о наилучшем государственном устройстве, методах и средствах социальных преобразований.
Функции политической идеологии:
1) легитимация власти -выражается в том, что идеология обосновывает право определенных социально-политических сил на власть.
2) интегративная функция - заключается в том, что идеология сплачивает определенную социально-политическую общность, формирует политическое сообщество, способствует возникновению чувства коллективного "мы", создавая определенную степень сплоченности и относительной гомогенности общества.
3) конструктивная функция - проявляется наиболее четко при принятии политической программы действий, которая реализуется на практике.
4) мобилизующая функция - связана с тем, что идеологии поднимают и направляют социальные слои и классы на определенные действия, воодушевляют на борьбу за свои интересы.
5) критическая функция - идеология обладает критическим зарядом осмысления действительности и ниспровержения иных идеологических кумиров.
6) когнитивная функция - связана с тем, что, будучи отражением породившего ее общества, идеология неизбежно несет в себе реальные противоречия жизни; проблемы, связанные с характером социальной структуры, уровнем экономического развития, социально-культурной традицией. Идеология несет знания об обществе и его конфликтах.
7) нормативная функция - идеология играет ценностно-ориентирующую роль, определяет направленность социализации индивидов, способы социального взаимодействия между классами, слоями, элитами и контрэлитами, политическими партиями, общественно-политическими движениями, ветвями власти, составляющими государственно-политически организованное сообщество в целом
8) эмоциональная компенсаторная функция - вселяет надежду на благополучное изменение социального бытия, как бы компенсируя социальную неудовлетворенность, дискомфорт в наличном бытии. Применительно к идеологии государства эмоциональная функция дает ощущение психологической безопасности и принадлежности к большой государственной коллективности, которая дает гарантии защиты.