В начале XVIII столетия произошло и другое событие, сделавшее церковь одним из пушкинских мест в Вильнюсе. В 1705 году в церкви святой Параскевы приняли православие два африканских мальчика, в детстве вывезенные из Эфиопии и подаренные царю Петру Первому. Одним из братьев был будущий российский государственный и военный деятель, прадед великого русского поэта А.С.Пушкина Ибрагим Петрович Ганнибал. Крещёным отцом Ганнибала стал Великий Петр, а крещёной матерью – польская королева Эбергардина Бранденбург — Байрейтская, жена короля Августа II.
В церковных документах мальчик был записан как Пётр Петрович Петров, однако он упорно не хотел называться новым именем, и царь разрешил ему впредь подписываться как Ибрагим (или Абрам) Петрович. В 1742 году, когда Ибрагим Петрович был назначен комендантом Ревеля (Таллинна) и купил имение в Эстонии, он взял себе фамилию Ганнибал.
Позже Ибрагим Петрович сопровождал царя Петра в его походах и дипломатических миссиях, участвовал в Полтавском сражении, а затем был послан учиться во Францию. В течение пяти лет Ганнибал изучал военное искусство, французский язык и латынь, и оправдал надежды своего покровителя, став замечательным математиком и гидротехником. Он возводил укрепления в Кронштадте и Киеве, руководил всей системой оборонительных вооружений России. У Ибрагима Петровича было одиннадцать детей, среди которых дочь Надежда – мать А.С.Пушкина.
Факт крещения Ганнибала в Пятницкой церкви подтверждает и хранящаяся в Пушкинском доме в Санкт – Петербурге рукопись труда Ибрагима Ганнибала «Геометрия и фортификация». В ней рукой Ибрагима Петровича написано: «Был мне восприемником от Святой Купели Его Величество в Литве в городе Вильно в 1705 году».
Возрождение
В 1748 году здание Пятницкой церкви вновь сгорает почти до основания, оно на время опять переходило под контроль униатской церкви, но в качестве храма не использовалось. В 1839 году, когда униатская церковь в Литве прекратила своё существование, церковь святой Параскевы вновь вернулась к православным прихожанам, но являлось ветхим строением, использовавшимся как склад для дров.
Вот как писал об этом архиепископ Иосиф Семашко в докладе виленским губернским властям о состоянии храмов в 1842 году: «… здание представляет собой четыре стены без всякой крыши, почти квадратные. Стены закрыты с двух сторон пристроенными к ним домами, с третьей стороны обращены на тесный, неопрятный двор…».
В 1864 году, по инициативе виленского генерал-губернатора М.Н. Муравьёва был образован губернский церковно-градостроительный комитет, который должен был заниматься восстановлением и строительством по типовым проектам православных храмов. При этом следили, чтобы храмы по внешнему и внутреннему убранству походили на российские, освобождаясь от униатской, католической и протестантской традиций строительства храмов.
В этом же 1864 году было фактически заново отстроено здание Пятницкой церкви.
При её восстановлении использовались чертежи архитектора Марциновского. Чтобы храм занял доминирующее положение, были снесены окружавшие его строения и остатки руин, а территория церкви была расширена: к зданию были достроены алтарная часть в виде полукруга, построена часовня и отремонтирована колокольня.
Было восстановлено внутреннее убранство храма, в том числе хоры – внутренние балконы храма, располагающиеся на уровне второго этажа. Историки расходятся во мнении о том, для кого в старых православных храмах предназначались хоры. По некоторым данным, они сооружались для представителей княжеского рода и других высших слоёв общества. Однако более распространённой является версия, что хоры когда-то предназначались «для именитых жён».
Освящён восстановленный храм был в 1865 году уже при генерал-губернаторе К.П. фон Кауфмане. Позже, в 1886 году, Пятницкая церковь была обнесена железной оградой на каменном основании.
Поскольку церковь располагался недалеко от здания штаба Виленского военного округа, до начала XX века она находилась под опекой военного ведомства. Собственного прихода Пятницкая церковь не имела, и была приписана к находившейся рядом Никольской церкви, и обслуживал прихожан церкви святой Параскевы клир Свято-Никольского храма.
Во время военных действий Второй Мировой войны Пятницкая церковь вновь пострадала — в ней практически полностью выгорел внутренний интерьер, но сразу после войны, в 1945 -1949 годах властями был проведен капитальный ремонт.
В советский период было несколько попыток забрать церковь у верующих под другие нужды. В 1959 году было решено передать здание церкви под музей атеизма, однако позже музей разместили в католическом костёле Святого Казимира. В начале 1960-х годов, во время очередного этапа борьбы с религией, осуществилось новое наступление советских чиновников на церковь Святой Параскевы, и в 1961 году она была закрыта. С 1962 по 1990 годы в здании храма располагался филиал Художественного музея – музей малых художественных форм.
В 1990 году, после восстановления независимости Литовской Республики, Пятницкая церковь была возвращена Литовско-Виленской епархии Русской православной церкви. Здание было заново отремонтировано и вернуло облик православного храма. Чин освящения церкви совершил 31 мая 1991 года митрополит Виленский и Литовский Хризостом.
Современная церковь Святой Параскевы представляет собой крестово-купольный храм с четырьмя столпами и гармоничным внутренним убранством. Одноярусный иконостас был выполнен местными мастерами резчиком по дереву Александром Клявиным и иконописцем Владимиром Подгорным.
В 2005 году после почти 60-летнего перерыва в церкви святой Параскеи было проведено богослужение на литовском языке, которое возглавлял иерей В.Кариковас. В настоящее время храм относится к Кафедральному Пречистенскому собору, по воскресеньям в нём совершаются богослужения, клирик Свято-Духова собора протоирей В.Моцкус служит литургии на литовском языке. Прихожане любят своё храм и заботятся о нём: на их пожертвования приобретаются иконы, предметы внутреннего убранства храма.