Пятницкая церковь (Церковь Святой Параскевы), Вильнюс
В историческом центре Вильнюса, на территории Старого города, стоит скромная православная церковь святой Параскевы или, как её еще называют, Пятницкая церковь. Вокруг неё всегда бурлит жизнь: на площади перед церковью предлагают свои работы столичные художники, продаются янтарные украшения, изделия народных промыслов, мимо проходят шумные группы туристов.
На фоне величественных замков, строгих монастырей и великолепных костёлов Вильнюса Пятницкая церковь не поражает воображение ни архитектурными изысками, ни драгоценным убранством. Но из года в год она привлекает внимание туристов, неравнодушных к истории православия и русской литературе. И тому есть весомые причины.
У входа в Пятницкую церковь нас встречает мемориальная доска, надпись на которой гласит: «В этой церкви российский царь Петр Первый отслужил благодарственный молебен за одержанную победу над войсками шведского короля Карла XII и подарил ей шведские знамёна, и крестил в ней африканца Ганнибала – прадеда великого русского поэта А.С. Пушкина».
И хотя перечисленные события уже сами по себе выделяют церковь Святой Параскевы среди других христианских храмов Литвы, её история хранит немало и других значимых событий.
Начало
Своим появлением Пятницкая церковь обязана первой жене Великого князя литовского Альгирдаса (Ольгерда) витебской княжне Марии Ярославне. В то время многие литовские князья, расширяя и укрепляя свои владения, заключали браки с русскими девицами из княжеских родов, многие из которых приносили с собой в Литву идеи православия.
Так и Мария Ярославна, будучи христианкой, сразу задумала построить в Вильно православный храм. Князь Альгирдас её поддержал, и в 1345 году неподалёку от княжеского дворца был возведен первый в Вильне каменный христианский храм. Согласно легенде, он был построен на месте бывшего капища языческого бога Рагутиса – покровителя пивоваров и медоваров.
Князь Альгирдас, несмотря на то, что он, по некоторым версиям, не сразу принял православие, тем не менее, способствовал строительству православных церквей. Известно, что, кроме храма святой Параскевы, при содействии Альгирдаса были построены церковь святого Николая в Вильне и два православных храма в Витебске.
Пятницкая церковь была возведена по образцу древних новгородских и киевских православных церквей в византийском стиле крестово-купольных храмов с единым церковным залом и алтарём. При строительстве были предусмотрены специальные верхние галереи или хоры, закрытые зелеными прозрачными занавесями, за которыми, как считают историки, молились знатные женщины. В «Хронике» Лодзяты – Нарбут XVII века сохранилась запись, в которой Пятницкая церковь была названа «первым каменным храмом истинного бога, воздвигнутый в литовской столице и земле».
В первоначальном виде здание Пятницкой церкви было меньше того, которое мы видим сегодня. При реконструкции 1864 года были снесены руины древних построек, и церковь была
расширена.
Замечательным является тот факт, что при восстановительных работах в 1864 году в руинах храма был обнаружен обломок стены, на котором славянским шрифтом был выведен год, соответствующий году «сотворения мира». Видимо, во все обозримые времена эта церковь считалась очень древней.
Мария Ярославна приехала в Вильно вместе со своим духовником священнослужителем Нестором; вокруг него и сформировалась первая православная община в литовской столице.
В память о святой Параскеве
Церковь была названа в честь святой Параскевы – великомученицы, погибшей в начале IV века, в период гонений императора Диоклетиана на христиан. Параскева ( в переводе с греческого означает «Пятница») была так названа своими родителями в память дня недели, в который был распят Христос. Самой же Параскеве выпало перенести тяжкие мучения, но молодая женщина не отреклась от своей веры и погибла от рук язычников.
На протяжении столетий уважение к её подвигу было настолько велико, что христианские воины приносили присягу не только во имя Христа, но и во имя святой великомученицы Параскевы. В христианском мире, особенно среди простых людей, святая Параскева – Пятница всегда пользовалась особой любовью и уважением, она считается покровительницей полей и скота, а также целительницей от тяжких душевных и телесных недугов и покровительницей домашнего очага. Молодые девушки молились святой Параскеве – Пятнице, чтобы выйти замуж и родить детей.
Во многих деревнях рядом с колодцами, источниками и ключами ставили иконы святой Параскевы, поскольку считалось, что она сможет наделить воду целебными свойствами. Иконы святой Параскевы почитались и береглись, на них великомученица изображалась обычно стройной высокой женщиной, с лучезарным венком на голове. Считалось, что в доме, защищённом иконой с изображением Параскевы, поселятся благополучие и счастье.
Одна из таких икон находится в Пятницкой церкви, соседствуя с иконой защитника земель русских святого Александра Невского, держащего в руках меч. Эти две старинные иконы, являющиеся святынями Пятницкой церкви и православной веры, как бы символизируют объединение мудрости и мужества, заложенных в традициях христианства.
В первые годы после возведения Пятницкая церковь была семейным княжеским храмом. Когда умерла Мария Ярославна, её прах был захоронен на территории церкви, а в 1346 году Пятницкая церковь стала общедоступной. Она находилась на оживленном месте, на торговой площади Лоточек, и православная община Вильно быстро росла. Сохранились сведения, что именно в этой церкви о.Нестор крестил приближенных Великого князя Ольгерда Иоанна, Антония и Евстафия. После того, как в 1347 году их постигла мученическая смерть, они были канонизированы Православной церковью как Святые Виленские мученики.
В Пятницкой церкви были крещены в православии двенадцать сыновей князя Альгирдаса, пятеро – от Марии Ярославны и семеро – от второй жены князя Юлиании, среди которых был и будущий князь литовский и король польский Ягайло. Известно, что в 1379 году Ягайло подарил церкви Святой Параскевы колокол с дарственной надписью.
Время испытаний
На протяжении своей истории храм неоднократно страдал от пожаров и разрушений, переходил из рук в руки. Известно, что во время большого пожара 1557 года Пятницкая церковь сгорела дотла. Но вскоре особой королевской грамотой повелевалось выстроить на этом месте новый храм, и уже в 1560 году на площади Лоточек, на сгоревшем основании была возведена православная церковь. Рядом с ней расположились богадельня, госпиталь, несколько доходных домов и приходское кладбище.
В тогдашнем Вильно, где большинство построек были из дерева, пожары случались нередко, и во время одного из них в 1610 году Пятницкая церковь вновь серьёзно пострадала от огня. Однако в этот раз она была восстановлена не сразу.
В XVI веке в Литве получили широкое распространение идеи католического византийского обряда, и после заключения Брестской церковной унии в 1596 году, часть православных храмов Литвы перешла под контроль униатов. В 1611 году церковь святой Параскевы также была приписана к бывшему православному, но в то время уже униатскому Свято-Троицкому монастырю, после чего пришла в совершенный упадок.
Вид храма был настолько удручающим, что православный митрополит Киевский Петр Могила в 1644 году писал, что «…на месте церкви Параскевы кабак устроили, а строения, воздвигнутые православными для благотворительных дел, под публичные, развратные дома отдали». В 1655 году церковь была вновь возвращена православной общине, однако восстановили храм только в 1698 году.
Во время русско-шведской войны в Вильне некоторое время находилась ставка российского царя Петра Первого. В ходе сражения город четыре раза переходил из рук в руки. Петр Первый останавливался в столице в июле-августе 1705 года и в январе-феврале 1708 года. Именно к этому периоду и относятся посещения им Пятницкой церкви, где царь Пётр присутствовал на благодарственном молебне в честь победы над королём Карлом XII и подарил Пятницкой церкви добытое в бою шведское знамя, которое позже было перевезено в Ново-Александрийский музей в Польше.