Семинар (лат. seminarium = рассадник, питомник; от semen – семена, первоисточник, основа, причина) – это групповое практическое занятие под руководством преподавателя, направленное на углубление и систематизацию знаний, полученных на лекциях. На семинарах:
раскрывается творческий потенциал студента;
развиваются аналитико-синтетические способности, логика научного мышления;
воспитывается культура речи;
лекционный материал усваивается окончательно – превращается в осознанную, структурно упорядоченную систему знаний, которая в дальнейшем становится неотъемлемой частью профессионального мировоззрения.
Программа дисциплины «Методика правового воспитания и обучения» предусматривает проведение семинаров-дискуссий по методу кейсов, или анализа конкретных ситуаций. Такая форма работы предполагает диалогическое общение по той или иной проблеме в рамках изучаемой темы. От студентов требуется высокая интеллектуальная активность и достаточно развитые умения исследовать материалы (кейсы), полемизировать, защищать свои взгляды и убеждения.
Общие рекомендации по подготовке к семинарам:
изучить ситуацию, предложенную к обсуждению, и дать ее самостоятельный анализ в категориях социологии, с использованием как учебных материалов, так и собственного опыта социальных отношений;
на основе предпринятого анализа ситуации подготовить аргументированные ответы на общие вопросы (в чем заключается проблема, на которой основана данная ситуация; каковы варианты поведения персонажей; каковы пути решения проблемы) и записать ответы в форме тезисов;
использовать все полученные материалы для выработки собственной позиции по социологическим проблемам, обсуждаемым на семинарах.
Рекомендации по темам также универсальны, поскольку их основу составляют общие правила и принципы организации и ведения научной дискуссии.
В ходе подготовки к семинарам по каждой конкретной теме, предусмотренной рабочей программой, необходимо усвоить теоретический минимум по данной теме, состоящий из лекционного материала, соответствующих разделов основной рекомендуемой литературы и глоссария.
Ответы на семинарском занятии должны быть четко продуманы и изложены в порядке, соответствующем проведению свободной научной дискуссии. Тезис выступления может быть сформулирован как в самом начале, так и в завершение ответа, однако в любом случае он должен быть последовательно аргументирован с использованием данных, полученных студентом не только во время аудиторных занятий, но и в ходе самостоятельного изучения курса.
Планы семинарских (практических) занятий
Тема 1. Основы теории воспитания и обучения
1. Понятие воспитания.
2. Методы воспитания и их классификация.
3. Взаимосвязь процессов воспитания и обучения.
Литература[2]
1. Юридическая педагогика: Учебник.- К.М. Левитан.- М.: Норма: ИНФРА-М -2008*
2. Психология личности - Б. Р. Мендель.- М.:Вузовский учебник; ИНФРА-М -2014*
3. Креативная педагогика на примере дисциплины "Римское частное право"- Д.В. Лоренц.- М.: НИЦ ИНФРА-М-2013*
Тема 2. Правовое воспитание и его структура
1. Правовое воспитание в широком и узком понимании.
2. Формирование ценностно-правовой ориентации личности.
3. Критерии правовой воспитанности.
4. Состояние и проблемы правовоспитательной работы в современной России.
Литература
1. Юридическая педагогика: Учебник.- К.М. Левитан.- М.: Норма: ИНФРА-М -2008*
2. Психология личности - Б. Р. Мендель.- М.:Вузовский учебник; ИНФРА-М -2014*
3. Креативная педагогика на примере дисциплины "Римское частное право"- Д.В. Лоренц.- М.: НИЦ ИНФРА-М-2013*
Формы и методы правового воспитания и обучения
1. Определение категорий «форма», «метод».
2. Характеристика методов правового воспитания.
3. Ориентационно-деятельностный метод.
Литература
1. Юридическая педагогика: Учебник.- К.М. Левитан.- М.: Норма: ИНФРА-М -2008*
2. Психология личности - Б. Р. Мендель.- М.:Вузовский учебник; ИНФРА-М -2014*
3. Креативная педагогика на примере дисциплины "Римское частное право"- Д.В. Лоренц.- М.: НИЦ ИНФРА-М-2013*
Правовое воспитание и обучение в контексте исполнения наказаний
1. Пенитенциарная система.
2. Осуждение как социальная группа.
3. Социальный портрет сотрудников.
Литература
1. Юридическая педагогика: Учебник.- К.М. Левитан.- М.: Норма: ИНФРА-М -2008*
2. Психология личности - Б. Р. Мендель.- М.:Вузовский учебник; ИНФРА-М -2014*
3. Креативная педагогика на примере дисциплины "Римское частное право"- Д.В. Лоренц.- М.: НИЦ ИНФРА-М-2013*