По данным анализа видно, что прибыльность и эффективность работы предприятия неуклонно повышается, что говорит о правильно выбранной тактике руководства в данном направлении. Прибыль предприятия постоянно растет и направляется на дальнейшее развитие фирмы, что характеризует стиль руководства предприятием с положительной стороны.
При всех положительных сторонах, выявленных в результате проведения экономического анализа деятельности фирмы, имеются и значительные недостатки в отношении управления финансовой устойчивостью и платежеспособностью предприятия.
Так, по результатам анализа уровня финансовой устойчивости предприятия выявлено, что фирму можно отнести к финансово неустойчивым предприятиям. Такая ситуация сложилась в результате того, что на ООО «Окно Профф» накапливается слишком большое количество кредиторской должности.
В некоторые периоды работы предприятия складывается так, что до 98% заемных средств предприятие должно своим поставщикам. С одной стороны, для фирмы это выгодно, так как она осуществляет свою деятельность за счет заемных средств и получает в результате большую долю прибыли, но, с другой стороны, предприятие может попасть в затруднительное положение, если поставщики не вовремя для фирмы обратятся за своими средствами.
Таким образом, ООО «Окно Профф» необходимо проводить целенаправленную политику на снижение уровня заемных средств в пассивах.
Далее, в результате того, что наиболее ликвидные активы предприятия составляют очень небольшие суммы, у ООО «Окно Профф» часто возникают проблемы с платежеспособностью. Уровень ликвидности предприятия, особенно абсолютной, неуклонно снижается, что ставит под угрозу не только работу предприятия, но и может привести к потере репутации в случае частой задержки с расчетами.
Все эти недостатки, так или иначе, связаны с отсутствием профессионального планирования деятельности предприятия и задержкой с проведением анализа финансово-хозяйственной деятельности и отсутствием на предприятии четкой финансовой стратегии.
Одним из основных и наиболее радикальных направлений финансового оздоровления предприятия является поиск внутренних резервов по увеличению прибыльности производства и достижению безубыточной работы.
Необходимым элементом укрепления финансового состояния неплатежеспособных предприятий является планирование финансовых результатов деятельности и использования прибыли.
Финансовая стратегия - это генеральный план действий по обеспечению предприятия денежными средствами. Он охватывает вопросы теории и практики формирования финансов, их планирования и обеспечения, решает задачи, обеспечивающие финансовую устойчивость предприятия в рыночных условиях хозяйствования. Теория финансовой стратегии исследует объективные закономерности рыночных условий хозяйствования, разрабатывает способы и формы выживания в новых условиях подготовки и ведения стратегических финансовых операций.
Основными задачами финансовой стратегии ООО «Окно Профф» должны стать:
- исследование характера и закономерностей формирования финансов в рыночных условиях хозяйствования;
- разработка условий подготовки возможных вариантов формирования финансовых ресурсов и действий финансового руководства в случае неустойчивого или кризисного состояния предприятия;
- определение финансовых взаимоотношений с поставщиками и покупателями, бюджетами всех уровней, банками и так далее;
- выявление резервов и мобилизация ресурсов для наиболее рационального использования производственных мощностей, основных фондов и оборотных средств;
-обеспечение финансовыми ресурсами, необходимыми для производственно-хозяйственной деятельности;
-обеспечение эффективного вложения временно свободных денежных средств с целью получения максимальной прибыли;
- определение способов проведения успешной финансовой стратегии и использования новых видов продукции и всесторонней подготовки кадров к работе в рыночных условиях, организационного и технического уровня;
- изучение финансовых стратегических взглядов и возможностей вероятных конкурентов;
- разработка способов выхода из кризисной ситуации.
Необходимо налаживать работу с поставщиками, предлагающими наиболее качественные материальные ценности по наиболее низким ценам. При этом особое внимание необходимо уделить следующим аспектам:
- соблюдение поставщиками требуемого уровня качества поставляемых ценностей;
- проверка надежности поставщиков;
- минимальная цена поставляемых материалов;
- соответствие поставляемых материалов технологическим требованиям нормативной документации на продукцию;
- оптимальные для предприятия условия оплаты.
Усовершенствование ценовой политики, внедрение дифференцированной системы скидок.
Оптимизация объема запасов и затрат и их эффективное использование.
Необходимо сокращение использования заемных средств и создать условия для накопления собственных.
Для этого следует:
- по возможности ориентироваться на увеличение количества заказов с целью уменьшения масштаба риска неуплаты;
- контролировать состояние расчетов по просроченным задолженностям;
- своевременно выявлять недопустимые виды дебиторской и кредиторской задолженности, к которым, в первую очередь, относятся: просроченная задолженность поставщикам и просроченная задолженность покупателей свыше трех месяцев, просроченная задолженность по оплате труда и по платежам в бюджет, внебюджетные фонды.
С целью улучшения финансово-хозяйственной деятельности ООО «Окно Профф» в данной работе предлагаются следующие мероприятия:
1. Снижение величины дебиторской задолженности.
Воздействие на величину дебиторской задолженности ООО «Окно Профф» может быть достигнуто посредством применения перспективных форм рефинансирования дебиторской задолженности, в частности, при использовании факторинговых схем обслуживания. ООО «Окно Профф» имеет возможность заключить договор с факторинговой компанией о продаже дебиторской задолженности, имеющей наибольший срок погашения. В результате предприятие получает величину долга за минусом стоимости услуг фактор-фирмы. Понесенные при этом потери компенсируются притоком денежных средств и ускорением оборачиваемости капитала. Предприятие имеет возможность направить полученные от банка или факторинговой фирмы средства на расширение сбыта своей продукции, достигаемой как за счет увеличения числа покупателей, так и наращивания объема отгрузки товара.
В частности, в Брянске функционирует межрегиональная факторинговая компания ЗАО «ТРАСТ», которая предоставляет комплекс финансовых услуг торговым и промышленным предприятиям, реализующим товары, продукцию и услуги на условиях отсрочки платежа, обеспечение предприятия оборотными средствами в обмен на уступку дебиторской задолженности и другие услуги. Классический факторинговый продукт предполагает финансирование 85-90% от суммы поставки, уплата остальной части (15-10%) за вычетом комиссионного вознаграждения, осуществляется после поступления средств от плательщика или на обусловленную в договоре дату. Это позволит предприятию предоставить своим покупателям значительные рассрочки платежа, не заботясь о собственной ликвидности, что приведет к росту спроса на продукцию и росту продаж. Таким образом, при переуступке факторинговой компании денежных требований к своим клиентам задолженности величиной 170 тыс. руб. на условиях финансирования 85% долга, предприятие получит денежные средства в размере 136,8 тыс. руб. Следовательно, при осуществлении факторинг-операций часть дебиторской задолженности ООО «Окно Профф» трансформируется в наличные средства, которые могут быть немедленно использованы для производственных целей.
Снижение дебиторской задолженности также возможно за счет снижения удельного веса сомнительных клиентов, систематически напоминая дебиторам о пришедшем сроке расчета, проводя селективную политику по отношению к дебиторам.
В результате этих мероприятий в 2015 г. произойдет снижение дебиторской задолженности на 30%. Вырученные средства от сокращения дебиторской задолженности следует направить на погашение кредиторской задолженности и приобретения фототерминалов для оказание фотоуслуг, и приема платежей сотовой связи в крупных торговых центрах города.
2.Приобретение и установка фототерминалов «Foto Plat 08»в ТЦ города для оказания фотоуслуг и услуг оплаты сотовой связи.
Расчет окупаемости одного фототерминала FotoPlat-08 стоимостью 120000 руб. с GPRS модемом представлен в таблице 17.
Ежедневный оборот приема платежей сотовых операторов
3000 руб
Ежедневный доход с фотоуслуг
600 руб.
Ежедневный доход с приема платежей сотовых операторов
150 руб.
Общий дневной доход
750 руб.
Общий ежемесячный доход с одного терминала
22500 руб.
Затраты на электроэнергию, GPRS Интернет и чековую ленту в месяц
700 руб.
Срок окупаемости
8 месяцев
Установка терминала требует затрат на арендную плату. Преимущество данного терминала заключается в том, что для его обслуживания не требуется дополнительный персонал.
Следует иметь в виду, что первые 2-3 месяца фототерминалы могут не приносить планируемой прибыли, что связанно это с периодом ознакомления, потому что люди просто не знают что это за устройство, что оно может делать. Поэтому, наличие лайт-бокса (светового короба) с рекламой услуг оказываемые терминалом уменьшают период ознакомления, а следовательно и срок окупаемости.
Агентское вознаграждение за сбор платежей в пользу сотовых операторов связи идет на оплату аренды, налогообложение и техническое обслуживание фототерминала.
3. Увеличение удельного веса быстрооборачиваемых товаров в товарообороте позволит увеличить размер собственного капитала. Разработка системы скидок при продаже за наличный расчет при работе с юридическими лицами позволит сократить запасы денежных средств. Снижение торговой наценки при работе с физическими лицами увеличит размер собственного капитала. Распродажа неходовых товаров по их себестоимости позволит высвободить денежные средства, сократить кредиторскую задолженность. Разработка оптимального размера заказа позволит высвободить дополнительные средства, находящиеся в запасах, сократить кредиторскую задолженность.
В период кризиса наибольшим спросом у потребителей пользуются так называемые «совместимые продукты». Все большая часть потребителей в условиях кризиса готова покупать не только оригинальную продукцию, но и пробовать другие марки.
На долю совместимых материалов и заправок приходится примерно половина всего рынка расходников (по оценкам экспертов). В некоторых сегментах доля совместимой продукции пока составляет всего 20-30% (например, в струйном сегменте фотопринтеров). Это говорит об огромном потенциале роста продаж совместимой продукции.
Ярким примером такой продукции являются 100%-совместимые картриджи Handsome для принтеров Epson, Canon, HP, Brother, Samsung, Lexmark.Увеличенный ресурс данных картриджей до 60% по сравнению с оригинальными. Таким образом, возможно отпечатать больше страниц за меньшие деньги. Производство картриджей сертифицированно по международному стандарту.
Потребители сейчас крайне чувствительны к стоимости расходных материалов, вернее — к итоговой стоимости одного отпечатка. Для половины из них это критерий номер один.
Сейчас все большее количество людей начнет задумываться о переходе на более доступные материалы: совместимые картриджи, системы непрерывной подачи чернил, перезаправляемые картриджи, более доступные фотобумаги. Заправка лазерных и струйных картриджей также станет еще более актуальной.
Темпы же роста цены на оригинальные материалы всегда были заметно выше, и при растущем курсе доллара, не исключено что цены на оригинальные расходные материалы вырастут до недопустимых значений. Рост цен неизбежен и для совместимой продукции, однако, учитывая разницу в цене, совместимая продукция будет дорожать заметно меньше и будет еще более доступной по сравнению с оригиналом. Переключения с «оригинала» на «совместимку» уже ощущаются у многих клиентов и тенденция только начинает набирать обороты.
Так было и в период кризиса 1998 года. Рынок совместимых материалов вырос, появились новые марки, многое изменилось в сознании людей, рынок заправки картриджей вырос в несколько раз. В некотором смысле можно сказать что 1998 год – был главным годом, когда сформировался рынок совместимой продукции.
Дешевые товары с неплохим качеством — бесспорные лидеры. Рынок совместимых расходников — это отдельный и самостоятельный рынок, самый перспективный и быстрорастущий сегмент рынка всех расходных материалов, дающий наибольшую (в %) отдачу от инвестиций, с огромным числом потенциальных покупателей.
В последние месяцы (особенно в декабре2014 – начале января 2015) в фотомагазинах ООО «Окно Профф» уже наблюдается тенденция увеличения продаж совместимой продукции.
И последняя, но немаловажная тенденция. В условиях дефицита денежных средств и отсутствии свободных и доступных кредитов, вопрос о наиболее прибыльном вложении имеющихся денег будет одним из самых актуальных.
В этом ракурсе совместимой продукции также есть что предложить бизнесу – это более высокие показатели прибыли. В некоторых сегментах расходных материалов, рентабельность, а следовательно и отдача от вложенных средств, в 1,5 – 2 раза выше чем на оригинальных продуктах.
В результате реализации данных мероприятий увеличение выручки ООО «Окно Профф» по сравнению с уровнем 2014 года составит 50,6% и составит14801 тыс. руб.