Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Вопрос 4.Милетская школа. Пифагор и пифагореизм.



 

МИЛЕТСКАЯ ШКОЛА (6 в. до н.э.) – древнейшая греческая научно-философская школа, включающая Фалеса, Анаксимандра и Анаксимена. Милетская школа была преимущественно естественнонаучной и не ставила теоретических проблем бытия и познания (поэтому правильнее говорить о ее «натурализме»); с нее начинается история европейской научной космогонии и космологии, физики, географии (и картографии), метеорологии, астрономии, биологии и (возможно) математики. Все это составляло единую науку «о природе», или «естественную историю» (περὶ φύσεως ἱστορία), которая описывает и объясняет космос в его эволюционной динамике: от происхождения светил и земли из правещества до возникновения живых существ (у Анаксимандра). Правещество вечно, бесконечно в пространстве (см. Апейрон), движение присуще ему «от веку», мир порождается из него спонтанно (может быть, посредством космогонического вихря). «Боги» народной мифологии отождествляются со стихиями и светилами (Анаксимен) или «бесчисленными мирами» (Анаксимандр), возникшими из единого правещества, которое само мыслится как высшее и абсолютное «божество» (Arist. Phys. 203b13).

Пантеизм Милетской школы имел скорее натуралистический характер (в отличие от гераклитовского). Милетская школа впервые отменила мифологическую картину мира, основанную на аксиологизации понятий верх–низ и противопоставлении небесного (божественного) земному (человеческому) (Arist. De caelo 270а5), и ввела всеобщность физических законов (грань, которую не смог переступить Аристотель). Фундаментальным для всех милетских теорий остается закон сохранения (ex nihilo nihil), или отрицание абсолютного «возникновения» и «уничтожения» («рождения» и «гибели») как антропоморфных категорий (Anaximander, fr. В 1; Arist. Met. 983b6). Философия впервые выступает как реформа обыденного языка, вырабатывается первая научная терминология: Анаксимандр заменяет «рождение» и «гибель» на «соединение» и «разделение», Анаксимен описывает все физические процессы в терминах «сгущения» и «разрежения». Два основных типа теории изменения в греческой натурфилософии, сопоставимые с преформаішей и эпигенезом: 1) механическое «выделение из смеси» предшествующих качественно различных элементов; 2) качественное превращение одного исходного вещества, – представлены соответственно в теориях Анаксимандра и Анаксимена. Концепция «смеси» Анаксимандра оказала влияние на Анаксагора, Архелая, Эмпедокла, теория Анаксимена была возрождена Диогеном Аполлонийским. К кругу милетских ученых принадлежал также географ и историк Гекатей, давший рационалистическое толкование мифов. Ксенофан использовал натурализм Милетской школы для критики антропоморфизма традиционной греческой религии. Геоцентрическая модель была создана Милетской школой и отчасти преодолена учением Анаксимандра о бесчисленных мирах.

 

Пифагореизм(от имени основателя — Пифагора) — древнегреческое мистическое религиозно-философское учение, возникшее ок. 532 года до н.э. и существовавшее с 6 по 4 века до н.э. Для пифагореизма характерны мистическая направленность, приверженность к аристократическим традициям, направленность на постижение окружающего мира.

Пифагор создал своё сообщество в италийском городе Кротоне. В дальнейшем, после смерти основателя и гонений на пифагорейцев, учение распространилось по всей территории Греции — пик политического влияния последователей Пифагора пришёлся на конец 5 века до н.э., а закат пифагореизма с последующим поглощением его платонизмом случился в 6 в до н.э. Отличительная чертаданной доктрины от других древнегреческих философских учений, заключается в том, что она, по большому счёту никогда не занимала доминирующего положения, но при этом всегда присутствовала в качестве фона. При этом если пифагореизм изначально подвергался жёсткой критике со стороны многочисленных оппонентов, то в дальнейшем многие известные философы воздали ему должное уважение.

К сожалению, учение Пифагора дошло до нас только фрагментарно, со слов его учеников, прежде всего Филолая, а также Платона и Аристотеля.

Одной из основных идей пифагорейства является вера в переселение душ и в возможность освобождения души из "круговорота рождений", благодаря соблюдению специальных очистительных обрядов. Интересно, что в этом доктрина Пифагора согласуется с некоторыми восточными учениями, хотя напрямую они не могли контактировать и влиять друг на друга. К сожалению, информация о сути обрядов практически не сохранилась, например, известно, что, исходя из веры в переселение душ, пифагорейцы были вегетарианцами, при этом существовало непонятное уже в древности предписание, запрещающее употреблять в пищу бобы.

Из других новаторств доктрины можно отметить представление о вселенной как космосе, т.е. "прекрасном порядке". В этом выражается восприятие мира как гармоничного целого.

Большую роль в пифагорейской философии играла категориальная пара противоположностей, состоящая из предела и беспредельного. В дальнейшем эта концепция была расширена до 10 противоположностей, например, чётное — нечётное, правое — левое, одно — многое, добро — зло, квадрат — вытянутый прямоугольник и т.д.

Безусловно, главной наукой для пифагорейцев была математика — они воспринимали математические начала как начала всего сущего. Например, числа наделялись глубоким смыслом, свойствами, трактовавшимися как справедливость, душа, благоприятный случай и т.д. В частности, единица ассоциировалась с единением, два — с раздвоением и т.д., вплоть до нравственных категорий: 4 и 7 воплощают разумность, здоровье, гармонию, так как они средние пропорциональные между 1 и 10. В качестве высшего божества пифагорейцы почитали священную тетрактиду ("четверице"), которая выражается суммой первых четырёх чисел 1 + 2 + 3 + 4 = 10. Кроме того, ученики Пифагора глубоко исследовали связь чисел с музыкальной гармонией.

До нас дошли сведения о развитой космогонии пифагорейцев. По их мнению, в центре мира находится огонь, окружённый рядом сфер, внутри которых пребывают в покое и движении звёзды, планеты, солнце, луна и др. Последняя сфера, как и первая, подчинена огненной стихии.

В геометрии исследования Пифагора известны благодаря доказательству одноимённой теоремы.Причём по свидетельству Прокла, доказательство, разработанное пифагорейцами, было гораздо сложнее дошедшего до нас варианта, предложенного Евклидом в работе "Начала".

В области стереометрии заслугой Пифагора и его учеников является изучение правильных многогранников, особенно прибавление к ним новой фигуры — додекаэдра.

Среди пифагорейцев существовало деление на 2 группы:

  • Акусматики (слушатели), ориентировались на религиозные и ритуальные аспекты доктрины;
  • Математики (ученики) — шли по пути постижения 4 основных наук — математики, геометрии, гармоники и сферики.

Акусматики относились к математикам свысока, из-за того, что они открыли тайны доктрины посторонним и брали плату за преподавание.

После смерти Пифагора, его последователи создали своеобразный культ своего учителя — он воспринимался как чудотворец, человек, владевший информацией не только о своих прошлых воплощениях, но и перерождениях других людей. Считалось, что он обладал даром предвидения, был способен повелевать природным стихиям, останавливать эпидемии.

К сожалению, мы весьма мало знаем об истинной сути пифагореизма, особенно его мистической составляющей, но, несмотря на это, вклад Пифагора в развитие философии и науки невозможно переоценить.

 

 


Вопрос 5. Философия Гераклита Эфесского. Элеаты (Парменид, Зенон).

 

Гераклит Эфесский – древнегреческий философ, основоположник диалектики. В основе учения лежит идея о постоянной изменчивости всего сущего, единстве противоположностей, управляемом вечным законом Логосом-огнем.

Ближе всех взгляды Гераклита сходятся с идеями представителей ионийской школы древнегреческой философии. Их связывала мысль, что все сущее едино и имеет некое первоначало, выражающееся в конкретном виде материи. Для Гераклита причиной и началом мира был огонь, существующий всюду и во всем, постоянно изменяющийся, «разгорающийся и угасающий согласно мере». Время от времени случается «мировой пожар», после которого космос полностью уничтожается, но лишь для того, чтобы заново возродиться. Именно Гераклит впервые использовал слово «космос» в известном сегодня значении вселенной, мироздания.

Связь всего со всем, борьба противоположностей и постоянная изменчивость мира – главная идея философии Гераклита, фундамент будущего развития диалектики. Не существует ничего постоянного и абсолютного, все относительно. Мир вечен и в его основе – круговорот веществ и стихий: земли, огня, воздуха, воды. Именно Гераклиту приписывают авторство фраз о том, что все течет и изменяется, и о реке, в которую невозможно войти дважды.

Противоположности тождественны, раздор между ними вечен и через него они ежесекундно переходят одна в другую: день в ночь, жизнь в смерть, зло в добро. Также и наоборот. Таким образом, согласно Гераклиту, война есть смысл и источник любого процесса, «отец и царь всего». Однако вся эта изменчивость не есть хаос; она имеет свои границы, ритмы и меру.

Управляет мировыми процессами неизменная судьба, особый вселенский закон, который Гераклит признает ценностью всех ценностей. Имя ему – Логос. Огонь и логос – два элемента единого целого, вечно живая душа природы, с которой человеку следует «сообразоваться». Согласно Гераклиту, все, что людям кажется неподвижным, постоянным – всего лишь обман чувств. Философ говорит, что ежедневно встречаясь с логосом, люди враждуют с ним; истинное кажется им чуждым.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.