Научно-исследовательские центры и учреждения могут создаваться как государством или отдельными его институтам (ведомствами), так и гражданами или объединениями с целью удовлетворения потребности в научной информации. В том и другом случае они выступают в качестве институтов гражданского общества. Их основной задачей является осуществление научных исследований по актуальным, с точки зрения интересов общества и государства, проблемам социально-гуманитарных наук — истории, философии, социологии, экономики, политологии, правоведения, культурологии, психологии, педагогики, этики, эстетики, лингвистики, литературоведения и др.
В Беларуси сеть таких учреждений стала создаваться одновременно с открытием высших учебных заведений. Первым специализированным научно-исследовательским учреждением социально-гуманитарной направленности был Институт белорусской культуры (Инбелкульт), существовавший с 1922 по 1928 г. Затем на его основе в 1928 г. была создана Белорусская академия наук (БелАН, АН БССР), которая с 1991 г. называется Национальной академией наук Беларуси. В настоящее время в структуре НАН Беларуси действуют следующие научные учреждения социально-гуманитарного профиля, а именно Институт истории, Институт философии, Институт социологии, Институт экономики, Институт искусствоведения, этнографии и фольклора, Институт языка и литературы. Специализированные кафедры, объединяющие в своей совокупности представителей всего спектра современных социально-гуманитарных дисциплин имеются во всех высших учебных заведениях страны.
В настоящее время обычным явлением становятся частные научно-исследовательские центры, фонды и объединения социально-политической направленности. Они ставят целью своей деятельности оказание услуг в сфере научной информации. Их заказчиками выступают как государственные, так и негосударственные структуры. В тех и других случаях эти центры должны действовать с учетом национальных интересов РБ. Таков принцип деятельности подобных учреждений во всех странах мира.
Средства массовой информации (СМИ) принято определять как специфические организации (учреждения, предприятии, корпорации), создаваемые для сбора, обработки и открытой, публичной передачи с помощью специального технического инструментария различных сведений любым лицам. К СМИ относятся пресса, радио, телевидение, кино-, аудио- и видеозапись, спутниковая связь, кабельное телевидение и компьютерные сети.
В настоящее время на информационном поле Беларуси действуют СМИ всех возможных видов и типов. Аналитики выделяют, например, следующие их типы по субъектам учредителей и источникам финансирования: 1) государственные СМИ, создаваемые и финансируемые органами государственной власти, и управления; 2) государственно-общественные СМИ, которые учреждаются совместно государственными и общественными структурами; 3) СМИ институтов гражданского общества, которые отстаивают интересы объединений граждан и пропагандируют цели их деятельности; 4) СМИ чисто коммерческого характера, создаваемые ради получения прибыли; 5) СМИ неполитических организаций - научные, научно-производственные и профессиональные издания, имеющие узкую специализацию и специфическую аудиторию.
Учреждения образования являются одним из наиболее важных, если не самым важным, элементов идеологического механизма каждого современного государства. С вступлением общества в индустриальную стадию своего развития образование и воспитание новых поколений людей перестало быть только частным делом. Преобразование общественного производства на основе индустриальных технологий и формирования нациоцентристской системы мироустройства — эти два процесса определили суть модернистского (индустриального) общества — поставили все национальные государства перед необходимостью превратить, образование и воспитание в важнейшую область своей политики. Организация и финансирование государством этого дела стало условием или, если хотите, императивом самосохранения и выживания нации в рыночно-конкурентном мире. Очевидно, что овладевать сложными и постоянно совершенствующимися техническими механизмами и технологическими процессами могут только люди, обладающие соответствующими знаниями и навыками. Точно так же сознательно участвовать в обеспечении жизнеспособности и целостности нации-государства могут только люди, обладающие необходимыми для этого гражданскими качествами. Поэтому Президент нашей страны А.Г. Лукашенко своевременно подчеркнул, что «во всем мире система образования формирует не только специалиста, но и гражданина с определенными моральными устоями».