C.S.Hall, G.Lindsey. Theories of Personality New York: John Wiley and Sons, 1970 М.: "КСП+", 1997 Терминологическая правка В.Данченко К.: PSYLIB, 2005
Личность в зеркалах теорий (Д.А.Леонтьев)
От переводчика Предисловие
ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ: ЧТО ЭТО ТАКОЕ
Теория личности и история психологии Что такое личность? Что такое теория? Теория личности Теория личности и другие психологические теории Сравнение теорий личности
КЛАССИЧЕСКИЙ ПСИХОАНАЛИЗ ФРЕЙДА
Структура личности Динамика личности Развитие личности Типичные исследования. Методы исследования
АНАЛИТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ЮНГА
Структура личности Динамика личности Развитие личности Типичные исследования. Методы исследования Статус в настоящее время. Общая оценка
АЛЬФРЕД АДЛЕР Фиктивный финализм Стремление к превосходству Чувство неполноценности и компенсация Социальный интерес Жизненный стиль Креативное Я Типичные исследования. Методы исследования ЭРИХ ФРОММ КАРЕН ХОРНИ ГАРРИ СТЕК САЛЛИВАН Структура личности Динамика личности Развитие личности Типичные исследования. Методы исследования Статус в настоящее время. Общая оценка
ПЕРСОНОЛОГИЯ МЮРРЕЯ
Структура личности Динамика личности Развитие личности Типичные исследования. Методы исследования Статус в настоящее время. Общая оценка
ОРГАНИЗМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ
КУРТ ГОЛЬДШТЕЙН Структура организма Динамика организма Развитие организма Типичные исследования. Методы исследования АНДРАШ АНГЬЯЛ Структура биосферы Динамика биосферы Развитие личности АБРАХАМ МАСЛОУ Статус в настоящее время. Общая оценка
ЦЕНТРИРОВАННАЯ НА ЧЕЛОВЕКЕ ТЕОРИЯ РОДЖЕРСА
Структура личности Динамика личности Развитие личности Типичные исследования. Методы исследования Статус в настоящее время. Общая оценка
ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Структура существования Динамика и развитие существования Типичные исследования. Методы исследования Статус в настоящее время. Общая оценка
ТЕОРИЯ ПОЛЯ КУРТА ЛЕВИНА
Структура личности Динамика личности Развитие личности Типичные исследования. Методы исследования Статус в настоящее время. Общая оценка
ПСИХОЛОГИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ ОЛПОРТА
Структура и динамика личности Единство личности Развитие личности Типичные исследования. Методы исследования Статус в настоящее время. Общая оценка
КОНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ШЕЛДОНА
Прошлое конституциональной психологии Уильям X. Шелдон Структура телосложения Анализ поведения (личность) Соотношение телосложения и поведения личности Некоторые теоретические положения Типичные исследования. Методы исследования Статус в настоящее время. Общая оценка
ФАКТОРНАЯ ТЕОРИЯ КЕТТЕЛА
Теория личности Кеттела Сущность личности: структура черт Развитие личности Типичные исследования. Методы исследования Некоторые родственные представления Статус в настоящее время. Общая оценка
СТИМУЛ-РЕАКТИВНАЯ ТЕОРИЯ
Теория подкрепления Долларда и Миллера Структура личности Динамика личности Развитие личности Типичные исследования. Методы исследования Некоторые родственные представления Статус в настоящее время. Общая оценка
ТЕОРИЯ ОПЕРАНТНОГО ПОДКРЕПЛЕНИЯ СКИННЕРА
Общие соображения Структура личности Динамика личности Развитие личности Типичные исследования. Методы исследования Статус в настоящее время. Общая оценка
ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ В ПЕРСПЕКТИВЕ
Сравнение теорий личности Размышления о современной теории личности Синтез теорий и теоретическое многообразие
Личность в зеркалах теорий
Теорий личности очень много, но отнюдь не все из них попадают в учебники. Во-первых, американские учебники, за редчайшими исключениями, слепы к теориям личности, созданным вне Соединенных Штатов, не считая, конечно, теорий Фрейда, Адлера и Юнга, с которых психология личности вообще началась. Во-вторых, большую роль играет мода и дух времени. В-третьих, теория, когда-то попавшая в "обойму", чаще всего в ней и остается, в то время как более новым теориям сложнее пополнить канонизированный список.
Попробуем с помощью контент-анализа определить содержание этой "обоймы". Передо мной пять американских учебников по теориям личности: переведенные на русский учебники К.Холла и Г.Линдсея, который вы держите сейчас в руках, а также Л.Хьелла и Д.Зиглера (1997), и не переведенные учебники С.Мадди (Maddi, 1980), Дж.Ричлака (Rychlak, 1981) и P.Рикмана (Ryckman, 1982). Все они достаточно новые и относятся к числу лучших, не раз переиздававшихся учебников. Посчитаем, в скольких из них представлены те или иные теории личности (число в скобках означает, в скольких из них эта теория удостоилась отдельной главы).
Стопроцентную представленность демонстрируют основоположники: З.Фрейд – 5(4), К.Юнг – 5(3) и А.Адлер – 5(2), а также их оппонент К.Роджерс – 5(4), делящий с Фрейдом первое место. К ним приближается другая группа авторов: Б.Скиннер – 4(3), Г.Олпорт – 4(2), А.Маслоу – 4(2), Э.Фромм – 4(1) и А.Бандура – 4(1). Это основная обойма. Еще несколько авторов занимают промежуточное положение: Р.Кеттелл и Дж.Келли – по 3(2), Э.Эриксон – 3(1), Л.Бинсвангер и М.Босс (вместе), а также У.Шелдон – по 2(2). Дальше уже сказываются вкусы авторов учебников: Дж.Доллард и Н.Миллер (вместе), Г.Салливан, Г.Мюррей, Дж.Роттер – по 2(1), К.Хорни, Г.Айзенк и Дж.Уолп – по 2(0), лишь по одному разу удостоились отдельной главы К.Левин (!), Р.Мэй и У.Мишел, и еще 11 авторов вошли в один из этих учебников в составе группы.
О чем говорит эта маленькая статистика? Во-первых, о том, что в основном сохраняется треугольник психоанализ – бихевиоризм – гуманистическая психология. Лишь время от времени эту стройность нарушают трудно классифицируемые теории Келли, Кеттелла и все реже вспоминаемого Шелдона. Во-вторых, об уже упомянутом однобоком панамериканизме – если не считать давно канонизированных Фрейда, Юнга и Адлера, лучший результат европейских авторов – 2 из 5 возможных (Л.Бинсвангер и М.Босс). В-третьих, о консерватизме обоймы практически все основные теории были разработаны в 40-60-е гг., если не раньше. Из более новых теорий только теории А.Бандуры удалось закрепиться в учебниках.
Хотя учебник К.Холла и Г.Линдсея не назовешь новейшим (это перевод с издания 1970 года), в силу уже упомянутого консерватизма, присущего всем учебникам, его отнюдь нельзя считать устаревшим. Его достоинством является охват многих теорий, не включаемых или редко включаемых в другие учебники, наиболее важные из которых – теории К.Левина, Л.Бинсвангера и М.Босса, Г.Мюррея, Г.Салливана. К сожалению, неполно и несоразмерно оказалась представлена теория А. Маслоу, некоторые важные книги которого вышли уже позже. Но в целом это, конечно, хороший учебник, умный, непредвзятый, серьезный. Вводная методологическая глава ненавязчиво вводит читателя в мир теорий личности, помогает правильно отнестись к калейдоскопу столь разных теорий.
А как выглядит сегодняшняя психология личности и сильно ли она изменилась со времени выхода американского издания этого учебника?
В сегодняшней западной теоретической психологии ведущее положение занимает методология социального конструкционизма, рассматривающая любую теорию, да и любое понятие, не столько как отображение объекта описания, сколько как конструкцию, выстраиваемую в процессе работы с ним в определенном социальном контексте и этим контекстом обусловленную. Тот усиленный акцент, который социальный конструкционизм ставит на относительность любой теории и на анализ факторов, влияющих на ее конструирование, остужает теоретиков. Складывается впечатление, что время общих теорий прошло.
Тем не менее можно выделить по меньшей мере три группы теорий личности, заслуживающих это имя и созданных за два последних десятилетия.
Среди так называемых операциональных или клинически ориентированных теорий личности наибольший интерес представляют теории экзистенциалистской ориентации. Можно выделить несколько достаточно различных версий экзистенциальной психологии личности. Одна из них – это бытийный анализ Л.Бинсвангера и М.Босса – учеников, с одной стороны, З.Фрейда, с другой, М.Хайдеггера. Их подход отражен, в частности, в этой книге. Другая версия – это хорошо известная в нашей стране логотерапия В.Франкла (1990, 1997). Учение Франкла было создано в 40-60-е годы, но именно два последних десятилетия характеризуются, во-первых, оформлением его школы в общеевропейском масштабе и, во-вторых, разработкой и широким применением методов эмпирического изучения смысложизненных феноменов. Третья и четвертая версии были разработаны на американской земле – это теория личности одного из основателей и лидеров гуманистической психологии Р.Мэя (May, 1967, 1981), основные работы которого публиковались на протяжении 60-80-х гг., и экзистенциальная персонология С.Мадди (см. Maddi, 1990). К сожалению, в рамках данного предисловия я не имею возможности содержательно представить эти, как и другие упоминаемые здесь современные подходы.
В русле современной академической психологии личности хотелось бы отметить два направления. Одно из них – это выросшее, в частности, из социально-когнитивного бихевиоризма Дж.Роттера и А.Бандуры, а также из исследований каузальной атрибуции и выученной беспомощности мощное направление изучения когнитивных факторов и механизмов самодетерминации – систем убеждений, направляющих мотивацию и регулирующих поведение (см. Skinner, 1995). Второе – это группа теорий, которые можно объединить под условным названием социограмматических теорий, наиболее известными и разработанными из которых являются этогенический подход Р.Харре (Нагге, 1979; 1983) и "социальная экология" Дж.Шоттера (Shotter, 1975; 1984); главным в них является постулирование изначальной включенности личности в социум, в котором действует определенная грамматика поведения – система правил, подобная правилам, по которым строится речь. Одним из основных аспектов развития личности является усвоение из социального окружения этих правил, разучивание социальной грамматики.
Ну и наконец, нельзя не упомянуть про отечественные теории. В 60-е годы в СССР были четыре ведущих теории личности – московской деятельностной школы, представленной версиями А.Н.Леонтьева и Л.И.Божович, ленинградской школы, сформулированной в работах Б.Г.Ананьева и В.Н.Мясищева, грузинской школы, восходящей к работам Д.Н.Узнадзе, и пермской школы В.С.Мерлина. На сегодняшний день приходится констатировать, что после смерти Б.Г.Ананьева и В.Н.Мясищева прогресс в развитии их идей их учениками в области теории личности был незначителен. В грузинской школе в 70-80-е гг. в работах прежде всего Ш.Н.Чхартишвили, Ш.А.Надирашвили и Н.И.Сарджвеладзе были сделаны интересные попытки интеграции идей Д.Н.Узнадзе с другими подходами к личности; к сожалению, почти ничего не известно о развитии этих идей в последнее десятилетие. Идеи В.С.Мерлина нашли преломление в оригинальной концепции метаиндивидуального мира Л.Я.Дорфмана. Наконец, в русле деятельностного подхода после смерти А.Н.Леонтьева и Л.И.Божович теория личности продолжала и продолжает бурно развиваться многими авторами, в числе которых А.Г.Асмолов, Б.С.Братусь, Ф.Е.Василюк, Д.А.Леонтьев, А.В.Петровский, В.А.Петровский, В.И.Слободчиков, Е.А.Субботский и другие. Нельзя также не упомянуть и восходящих к идеям С.Л.Рубинштейна работ К.А.Абульхановой-Славской и Л.И.Анцыферовой, оригинальный подход И.С.Кона. К сожалению, до сих пор нет ни одного учебника, посвященного теориям личности в отечественной психологии.
Хотя всего этого нет в предлагаемой вашему вниманию книге, нельзя ее в этом упрекнуть. Ведь критиковать любую книгу можно только за то, что в ней есть, а не за то, чего в ней нет. А есть в этой книге бережное изложение ряда со вкусом отобранных теорий личности, есть методологические размышления, наконец, есть побуждение к дальнейшему, более подробному изучению этих и других теорий. А в этом, как мне кажется, и состоит главная функция любого учебника.