Бог, сотворив человека, имел о нем определенный замысел, впрочем как и о любом другом Своем создании.
Природа человека.
Священное Писание утверждает, что человек – уникальное совершенное творение, который состоит из Духа, Души и Тела. (1 Фес. 5:23)
А. Душа
Первоначальный смысл слова "душа" (евр. нефеш) - "жизнь"
Душа является средоточием духовного и эмоционального опыта человека. Душа испытывает симпатию (Иов 30:25), уныние (Пс 42:5), огорчение (4 Цар 4:27), ненависть (2 Цар 5:8) любовь (Песн П 3:1-4).
В Новом Завете "душа" (греч. психе) иногда означает просто "человек" (Деян 2:41, 27:37); но иногда между "душой" и "телом" проводится различие: "...не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить" (Мф. 10:28). Иногда "душа" — значит "человек между смертью и воскресением".
"Душа" иногда означает просто "человек", а иногда — «его нематериальная часть» (в том числе, и после смерти). Душа — вместилище чувств; с ней непосредственно связаны понятия искупления и духовного роста.
Б. Дух
Дух (евр. руах; греч. пнеума). Если в некоторых случая "душа" - это просто человек, то "дух" - это всегда именно нематериальная часть личности. Нельзя сказать, что человек есть дух, но можно сказать, что человек имеет дух.
Дух имеет каждый; Бога называют "Боже духов всякой плоти" (Числ 16:22; см. также Евр 12:9). Человек имеет духа до того, как в него войдет Дух Святой (см. 1Кор 2:11; Евр 4:12; Иак 2:26).
Дух - это центр, сердцевина личности; "духом познают мудрость" (Ис 29:24); "размышляют о днях древних" (Пс 76:6); духу может быть свойственно смирение (Мф 5:3), возмущение (Ин 13:21), ревность (Числ 5:14), восторг (Пс 34:18). Дух может проявлять нежелательные эмоции, поэтому необходимо быть внимательным в духовной жизни (Пс 50:10; 2Кор 7:1). . Господь говорит о "нищих духом" (Мф 5:3); о Нем Самом мы знаем, что Он "возмутился духом" (Ин 13:21). Дух может быть поражен скверной (2Кор 7:1) и нуждаться в очищении.
Понятия души и духа связаны между собой, и их часто смешивают. Тем не менее, Павел проводит различие между "душевным" и "духовным", подчеркивая главенство духа (1Кор 2:14, 3:1; Еф 1:3, 5:19; Кол 1:9, 3:16). Дух — это не весь человек, а только его нематериальная часть. Согласно учению апостола Павла, дух занимает главное место в духовной жизни верующего.
В. Сердце
Сердце — это очень емкий термин; это слово очень часто (более 900 раз) упоминается как в Ветхом, так и в Новом Завете. Сердце — это средоточие физической и психической жизни. Лишь изредка сердце означает орган тела (2Цар 18:14; 4Цар 9:24). Обычно сердце — это внутренний мир человека во всем его многообразии. Вот некоторые функции сердца.
/. Сердце является средоточием интеллектуальной жизни. Оно рассуждает (Втор 8:5), оно получает знание Слова Божьего (Пс 118:11); оно является источником злых слов и поступков (Мф 15:19-20); оно имеет помышления и намерения (Евр 4:12).
2. Сердце является средоточием эмоций. Оно любит (Втор 6:5); оно выражает укор (Иов 27:6); оно веселится и радуется (Пс 103:15; Ис 30:29); оно мучается (Рим 9:2); оно имеет желания (Пс 36:4); оно может возмущаться (Пс 72:21).
3. Сердце является средоточием воли. Оно взыщет (Втор 4:29); оно может обращаться (Исх 14:5); оно может ожесточаться (Исх 8:15; Евр 4:7); оно может выбирать (Исх 7:22-23).
4. Сердце является средоточием духовной жизни. "Сердцем веруют к праведности" (Рим 10:9-10); сердцем верующий славит Отца (1 Пет 3:15), Сына (Еф 3:17) и Святого Духа (2 Кор 1:22). Сердце верующего должно быть чистым (1 Тим 1:5; Евр 10:22); верующему должно иметь "обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве" (Рим 2:29).
Г. Совесть
Совесть — это внутренний свидетель. Совесть не учит нас тому, что хорошо, а что плохо; она побуждает нас поступать соответственно тому, чему мы научены. Некоторые творят зло со спокойной совестью, потому что считают его добром (см. Деян 23:1).
Понятие совести появляется только в Новом Завете. В Ветхом Завете роль совести выполняет сердце (1Цар 24:5; Иов 27:6). Чаще всего в Новом Завете слово "совесть" встречается в посланиях Павла (Иоанн использует слово "сердце", например, в 1 Ин 3:19-21).
Совесть неверующего можно сравнить с ненадежным тормозом; иногда она срабатывает (Ин 8:9; Рим 2:15), а иногда - нет (Деян 23:1; 1Тим 4:2;
Тит 1:15; Евр 10:22). На такую совесть нельзя полагаться всерьез.
Совесть христианина подсказывает ему, как правильно поступать в различных жизненных ситуациях; она побуждает нас: (1) быть лояльным к правителям (Рим 13:5); (2) переносить скорби, страдая несправедливо (1 Пет 2:19)'; (3) ограничивать свою свободу ради немощных братьев (1 Кор 8:7,10,12); наконец, (4) совесть свидетельствует о том, верны ли мы Богу и в какой мере мы преданы Ему (Рим 9:2; 2 Кор 1:12; 4:2).
Человек по замыслу Бога (состояние до грехопадения)
«И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою». Быт.2:7. Эта фразой книга Бытие повествует о сотворении сложнейшего организма, венца своего творения.
«И создал Господь Бог человека из праха земного», таким образом одной из составных человека стало ТЕЛО. Тело, о котором Господь в последствии сказал: «прах ты и в прах возвратишься». Быт.3:19
«и вдунул в лице его дыхание жизни», следующей составной человека, является ДУХ, самой важной и таинственной, то что не имеет другое живое сотворенное Богом. 1Кор.2:11. Читая Писание, следует отличать, какое понятие слово дух отражает – Святой Дух, демонический дух, дух человеческий, дыхание.
«и стал человек душею живою», следующее, о чем говорит Библия – это ДУША. Душа не только в понятии «жизнь», но душа созданная по образу и подобию Божию. Через соединение двух (земли и духа) образовалась душа человека. Таким образом, душа является связующим звеном между телом и духом человека. Поэтому человека нельзя разделить на тело, душу и дух. Это означало бы смерть.
Об этих трех составных говорит и апостол Павел. «Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа». 1Фес.5:23
А. ДУХ
Дух – центр Богопознания – вечное
Дух осуществляет связь с Богом
Через наш дух мы можем иметь связь с Богом. Бог, в Свою очередь,
говорит через Своего Духа к нашему духу.
Ездры 1:5: «И поднялись главы поколений Иудиных и Вениаминовых,
и священники и левиты, всякий, в ком возбудил Бог дух его, чтобы пойти..».Римлянам 8:16: «Сей Самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы - дети Божии».Аггея 1:14; Марка 2:8; Галатам 6:18; 2Тим. 4:22. Связь с Богом человек имеет посредством молитвы, чтения Библии.
Б. ДУША
Душа – центр Самопознания – вечное
(разум, чувства, воля)
Душа, как резиденция личности (самосознание).
Так как душа является резиденцией нашей личности (или местопребыванием), она имеет большое влияние на наше самосознание, на наш характер и на нашу эмоциональную жизнь. Положительный или отрицательный образ жизни и переживания могут сказаться здесь и оставить свои следы. Через безупречную духовную жизнь могут быть излечены душевные травмы прошлого. Три качества, которые характеризуют личность – разум, чувства, воля.
Кто Я? Для чего я живу? Эти вопросы встают перед нами. Мы желаем познавать себя. Быть уверенными в своей правоте, мы сострадаем, плачем, радуемся, анализируем. Все это мы можем делать благодаря, качествам, которые заложены нашим Творцом в нас.
Через пять органов нашего тела, мы способны воспринимать наше окружение (миропознание). Внешность, сложение тела, узнаваемость, все это относится к материальной нашей природы.
Бог выразил свое мнение, о створенном Им человеке. Хорошо, хорошо весьма, хорошо было не только снаружи, но и внутри. Человек был прекрасен, венец творения, увидев совершенство созданного им человека, Бог без колебаний, поручает ему Едемский сад (Быт.1:28-31). Другое важное поручение – дать имена всем живым существам (Быт.2:19). Бог пожелал иметь общение с человеком (Быт.3:9).
Красота человека заключалась в гармонии. В гармонии взаимосвязей всех его составляющих.
Порядок Божий в человеке – Дух (властелин)
Душа (слуга)
Тело (орудие исполнения)
III. ГРЕХОПАДЕНИЕ
Третья глава книги Бытия дает полное объяснение этой страшной трагедии в истории человечества. Об этом свидетельствуют и другие места Библии (Рим. 5,12-19; 1 Тим. 2,14; Быт. 6,5; 8,21, Пс. 13; Рим. 3,10-23).
Цель библейского повествования о грехопадении заключается не в том, чтобы показать приход греха в мир, а в том, как грех вошел в человека, в род человеческий. Грех был в мире до сотворения человека в образе противоборствующей Богу силы падшего ангела, виновника первоначального хаоса. История грехопадения человека повествует о состоянии человека в первые дни после творения и после падения (Быт. 1,26-29; 2-3 гл.; 6,5; Пс. 13). Если бы не было повествования об этом в первой книге Библии, то как можно было бы объяснить нравственное падение человека?
Первые главы Библии показывают величие и падение человека. По собственной воле человек пошел против Бога. Это привело его на путь ужасного духового падения. История грехопадения есть часть исторического повествования Библии о подлинных событиях. Проклятие, падшее на людей и землю, безусловно подлинное. Бесспорно и то, что смерть является следствием греха. Иисус Христос и авторы Священного Писания рассматривали эти события, как подлинно исторические (Матф. 19, 4; Марк. 10, 6; 2 Кор. 11, 3; 1Тим. 2, 13-15; 1 Кор. 15, 56
Глубина греха
Все люди, независимо от положения, являются грешниками
Прочитайте Римл. 3, 9, 10, 22, 23; Пс. 13; Ис. 53, 6. Все люди утратили в себе внутреннее состояние, соответствующее требованиям Бога. Нет праведного ни одного. Имеет место только различие в степени греховности.
Повсеместное греховное состояние людей тесно связано с первородным грехом
„Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили" (Рим. 5, 12). „Преступлением одного подверглись смерти многие" (Рим. 5, 15). „Непослушанием одного человека сделались многие грешными" (Рим. 5, 19).
В Адаме заключалось все человечество. Пал он -пали и мы. Такова непреложная истина органической связи поколений. В Адаме все умерли.
Масштабы греха
Весь мир находится под Божьим осуждением
„Так что заграждаются всякие уста, и весь мир становится виновен перед Богом" (Рим. 3, 19) См. также Гал. 3,10; Ефес. 2,3. Закон Бога требует абсолютного исполнения и повиновения; однако, никто из сынов человеческих не может исполнить его, и поэтому над каждым нарушителем закона тяготеет наказание, которое постигнет всех, не принявших верой Иисуса Христа. „Верующий в Сына имеет жизнь вечную; а неверующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем" (Иоан. 3, 36).
Весь род человеческий находится в сетях зла и греха
Прочитайте внимательно 7 гл. Послания к Римлянам. Какие тяжкие оковы несет человек, находясь во грехе. „Бедный я человек! Кто избавит меня от сего тела смерти?" (7, 24). „Истинно, истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха" (Иоан. 8,31-36). См. также Ефес. 2, 3.
Все естество человека поражено грехом
Разум помрачен (Ефес. 4, 18; 1 Кор. 2, 14); сердце лукаво и испорчено (Иер. 17, 9-10); мысли и помышления осквернены (Быт. 6, 5; Тит. 1, 15); плоть и воля поражены грехом (Рим. 7, 18). Человек, пребывающий во грехе, не отражает святого образа Божия. Что все это означает? Это не означает, что в человеке полностью отсутствует совесть (Иоан. 8,9) или моральные добродетели и положительные качества (Марк. 10,21); это не означает, что человек склонен к любому греху, ибо одни грехи исключают другие.
Но это означает, что из-за поражения грехом человек абсолютно лишен чувства любви к Богу, которое обобщает все заповеди закона. „Но знаю вас: вы не имеете в себе любви к Богу" (Иоан. 5,42); грешник по своей природе питает неприязнь к Богу (Рим. 8, 7). Все утверждения Библии о природе человека истины. Человек находится под гнетом плоти и о плотском помышляет. И от этого угнетения человек не в состоянии освободиться сам. „Но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих" (Рим. 7, 23; 7-19).