Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Виды унитарных государств



Унитарное, конфдеративное, федеративное государство.

ФЕДЕРАЦИЯ — форма государственного устройства, при которой части федеративного государства являются государственными образованиями, обладающими юридически определённой политической самостоятельностью.

Признаки:

- наличие 2х уровневой системы органов гос власти (на федеральном и региональном уровне)

- разграничение компетенции федеральных органов власти и органов субъектов федерации на основе федеральной конституции (договора)

- принадлежность высшей власти федеральным гос органам

- 2х палатное строение парламента, при котором 1 из палат представляет интересы субъектов федерации

- наличие двойной системы налогообложения

По внутренней структуре: симметричные/ассиметричные

По системообразующим основаниям: административно-территориальные (по географическим особенностям / национально-государственные территории (по национальной принадлежности)

Конфедерации – государственный союз суверенных государств. Отличается от федерации отсутствием развитой системы центральных органов власти. Субъекты полностью обладают суверенитетом. Свободный выход из конфедерации. Швейцария, ЕС. Создается для достижения экономич, полит, военных целей. Для конфедерации характерно верховенство зако­нов, принимаемых территориями, в то время как полномочия центра ограничены. Если в федерации существует общенациональная власть, то конфедерация является наднациональным объединением.

УНИТАРНОЕ ГОСУДАРСТВО - форма государственного или национально - государственного устройства, при котором территории государства подразделяется на административно-территориальные единицы (области, круга, районы, департаменты и т.п.). В унитарном государстве, в отличие от федерации, имеется одна конституция, один высший представительный орган государственной власти, одно правительство и т.д., что создает организационно-правовые предпосылки для усиления влияния центральной власти на территории всей страны. В отдельных случаях в состав унитарного государства могут входить одна или несколько территориальных единиц, пользующихся особым статусом автономных государственных образований.

Основные признаки унитарного государства

  1. Единый для всего государства учредительный нормативный правовой акт, нормы которого имеют верховенство на всей территории страны;
  2. Единые для всей страны высшие органы власти;
  3. Единая система законодательства;
  4. Единое гражданство;
  5. Единая денежная единица;
  6. Составные части унитарного государства не обладают признаками суверенитета.

Виды унитарных государств

Унитарные государства могут быть централизованными и децентрализованными в зависимости от:

характера взаимоотношений между высшими и местными органами власти; объёма полномочий, предоставленных административно-территориальным единицам или автономным образованиям в составе унитарного государства; порядка формирования региональных органов власти.Примером централизованного унитарного государства является Туркменистан, децентрализованного — Королевство Испания.

Выделяют:

государства с одной автономией (например, Украина с автономной республикой Крым),

государства со многими автономиями (например, Испания с автономными сообществами (областями))

государства с разноуровневыми автономиями (например, Китайская Народная Республика с автономными округами, автономными уездами, автономными районами и особыми административными районами).

Простые унитарные государства по своей территориальной структуре включают в себя только обычные административно-территориальные единицы. Если же унитарное государство имеет на своей тер­ритории еще и особые, автономные образования, то оно рассматривается как сложное.

Принцип образования федерации: государственная целостность, единство системы государственной власти, разграничение предметов ведения и полномочий между органами гос власти федерации и субъектов федерации, равноправие и самоопределение народов, равноправие субъектов во взаимоотношениях с федеральными органами гос власти.

История

Основателем теории федерализма считается германский мыслитель Иоханнес Альтузиус (1562—1683 гг.), автор федеративной теории народ­ного суверенитета. Эта теория опирается на идеи союзных и договорных социаль­ных отношений как основополагающих в государстве. Государство И. Альтузиус по­нимал как иерархически организованную систему союзов между социальными группами. Индивиды объединяются в общины (семьи, корпорации), союзы общин создают провинции и города, а из провинций и городов строится государство.

Регионы во многих "исторических" федерациях называются или назывались штатами, т.е. государствами в прямом переводе этого слова с английского языка. Классическая федерация — США идентифици­руют себя как "соединенные штаты", т.е. союз государств. Соединенными штатами называет себя Мексика (в прошлом также — Бразилия). Причина для терминоло­гических заблуждений кроется, таким образом, в генезисе и самоидентификации ряда "исторических" федераций. Заметим, что Швейцария официально именует се­бя конфедерацией, что не должно приводить еще к одной ошибке: по всем призна­кам современная Швейцария соответствует федерации.

Федерализация в исто­рических федерациях развивалась по интеграционному, центростре­мительному сценарию, но ее субъекты не являлись независимыми государствами. Максимально близко им соответствует название полунезависимого государствен­ного образования, возникшего на месте бывших колоний, т.е. периферийных и зави­симых от метрополии регионов, сложившихся в рамках колониальных империй.

Далеко не все федерации сформировались в результате объединения полуне­зависимых образований. Основная часть федеративных государств возникла в ре­зультате процессов децентрализации и развития региональной автономии по мере перехода территориально неоднородных государств к более либеральным моделям территориально-государственного строительства, происходившего под влиянием по­литически активных групп, выражающих региональные интересы.

концепция дуалистического федерализма, исторически — первая концепция американского федерализма.

Дуалистический федерализм предполагает модель равновесных федератив­ных отношений, без смещения центра тяжести в ту или другую сторону. Эту кон­цепцию ввел в 1930-х гг. Э. Коруин. Она делает акцент на самостоятельности как центра, так и регионов, на договорных отношениях между ними, обычно предпо­лагает и разделение суверенитета. Концепцию дуалистического федерализма мож­но охарактеризовать и как концепцию двух уровней власти, располагающих авто­номией и пользующихся сдержками и противовесами в отношениях друг с другом. Отношения между уровнями власти рассматриваются как игра с нулевой суммой: размер выигрыша одной стороны одновременно является размером проигрыша другой. уровни власти просто работают одновременно и параллельно в рамках своей ком­петенции и не мешая друг другу.

Идеально-типическую модель дуалистического федерализма ярко характери­зует американское выражение "федерализм слоеного пирога"

"Частоколъный" федерализм - развиваются вертикальные связи между отдельными федеральными и региональными ведомствами по поводу определенных федеральных про­грамм. Результатом считается деконсолидация региональных сообществ и их властных структур.

Конкурентный или новый федерализм: Рейган, Никсон. Разгрузка федерального Центра и предоставление большей самостоятельности штатам. Центр сознательно создает ситуацию конкуренции между управленческими уровнями

Принято считать государство централизованным, если во главе местных органов государственной власти стоят назначенные из центра чиновники, которым подчинены местные органы самоуправления.

В децентрализованных унитарных государствах местные органы государственной власти избираются населением и пользуются значительной самостоятельностью в решении вопросов местной жизни.

Федерализм как рыноккаждый субъект торгуется за определенные полномочия. Борьба за субвенции, дотации и др. ресурсы от федерального центра (шантаж).

Демократия обязательный атрибут федерализма для учета всех прав этнических меньшинств, представительство всех субъектов.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.