ФЕДЕРАЦИЯ — форма государственного устройства, при которой части федеративного государства являются государственными образованиями, обладающими юридически определённой политической самостоятельностью.
Признаки:
- наличие 2х уровневой системы органов гос власти (на федеральном и региональном уровне)
- разграничение компетенции федеральных органов власти и органов субъектов федерации на основе федеральной конституции (договора)
- принадлежность высшей власти федеральным гос органам
- 2х палатное строение парламента, при котором 1 из палат представляет интересы субъектов федерации
- наличие двойной системы налогообложения
По внутренней структуре: симметричные/ассиметричные
По системообразующим основаниям: административно-территориальные (по географическим особенностям / национально-государственные территории (по национальной принадлежности)
Конфедерации – государственный союз суверенных государств. Отличается от федерации отсутствием развитой системы центральных органов власти. Субъекты полностью обладают суверенитетом. Свободный выход из конфедерации. Швейцария, ЕС. Создается для достижения экономич, полит, военных целей. Для конфедерации характерно верховенство законов, принимаемых территориями, в то время как полномочия центра ограничены. Если в федерации существует общенациональная власть, то конфедерация является наднациональным объединением.
УНИТАРНОЕ ГОСУДАРСТВО - форма государственного или национально - государственного устройства, при котором территории государства подразделяется на административно-территориальные единицы (области, круга, районы, департаменты и т.п.). В унитарном государстве, в отличие от федерации, имеется одна конституция, один высший представительный орган государственной власти, одно правительство и т.д., что создает организационно-правовые предпосылки для усиления влияния центральной власти на территории всей страны. В отдельных случаях в состав унитарного государства могут входить одна или несколько территориальных единиц, пользующихся особым статусом автономных государственных образований.
Основные признаки унитарного государства
Единый для всего государства учредительный нормативный правовой акт, нормы которого имеют верховенство на всей территории страны;
Единые для всей страны высшие органы власти;
Единая система законодательства;
Единое гражданство;
Единая денежная единица;
Составные части унитарного государства не обладают признаками суверенитета.
Виды унитарных государств
Унитарные государства могут быть централизованными и децентрализованными в зависимости от:
характера взаимоотношений между высшими и местными органами власти; объёма полномочий, предоставленных административно-территориальным единицам или автономным образованиям в составе унитарного государства; порядка формирования региональных органов власти.Примером централизованного унитарного государства является Туркменистан, децентрализованного — Королевство Испания.
Выделяют:
государства с одной автономией (например, Украина с автономной республикой Крым),
государства со многими автономиями (например, Испания с автономными сообществами (областями))
государства с разноуровневыми автономиями (например, Китайская Народная Республика с автономными округами, автономными уездами, автономными районами и особыми административными районами).
Простые унитарные государства по своей территориальной структуре включают в себя только обычные административно-территориальные единицы. Если же унитарное государство имеет на своей территории еще и особые, автономные образования, то оно рассматривается как сложное.
Принцип образования федерации: государственная целостность, единство системы государственной власти, разграничение предметов ведения и полномочий между органами гос власти федерации и субъектов федерации, равноправие и самоопределение народов, равноправие субъектов во взаимоотношениях с федеральными органами гос власти.
История
Основателем теории федерализма считается германский мыслитель Иоханнес Альтузиус (1562—1683 гг.), автор федеративной теории народного суверенитета. Эта теория опирается на идеи союзных и договорных социальных отношений как основополагающих в государстве. Государство И. Альтузиус понимал как иерархически организованную систему союзов между социальными группами. Индивиды объединяются в общины (семьи, корпорации), союзы общин создают провинции и города, а из провинций и городов строится государство.
Регионы во многих "исторических" федерациях называются или назывались штатами, т.е. государствами в прямом переводе этого слова с английского языка. Классическая федерация — США идентифицируют себя как "соединенные штаты", т.е. союз государств. Соединенными штатами называет себя Мексика (в прошлом также — Бразилия). Причина для терминологических заблуждений кроется, таким образом, в генезисе и самоидентификации ряда "исторических" федераций. Заметим, что Швейцария официально именует себя конфедерацией, что не должно приводить еще к одной ошибке: по всем признакам современная Швейцария соответствует федерации.
Федерализация в исторических федерациях развивалась по интеграционному, центростремительному сценарию, но ее субъекты не являлись независимыми государствами. Максимально близко им соответствует название полунезависимого государственного образования, возникшего на месте бывших колоний, т.е. периферийных и зависимых от метрополии регионов, сложившихся в рамках колониальных империй.
Далеко не все федерации сформировались в результате объединения полунезависимых образований. Основная часть федеративных государств возникла в результате процессов децентрализации и развития региональной автономии по мере перехода территориально неоднородных государств к более либеральным моделям территориально-государственного строительства, происходившего под влиянием политически активных групп, выражающих региональные интересы.
концепция дуалистического федерализма, исторически — первая концепция американского федерализма.
Дуалистический федерализм предполагает модель равновесных федеративных отношений, без смещения центра тяжести в ту или другую сторону. Эту концепцию ввел в 1930-х гг. Э. Коруин. Она делает акцент на самостоятельности как центра, так и регионов, на договорных отношениях между ними, обычно предполагает и разделение суверенитета. Концепцию дуалистического федерализма можно охарактеризовать и как концепцию двух уровней власти, располагающих автономией и пользующихся сдержками и противовесами в отношениях друг с другом. Отношения между уровнями власти рассматриваются как игра с нулевой суммой: размер выигрыша одной стороны одновременно является размером проигрыша другой. уровни власти просто работают одновременно и параллельно в рамках своей компетенции и не мешая друг другу.
Идеально-типическую модель дуалистического федерализма ярко характеризует американское выражение "федерализм слоеного пирога"
"Частоколъный" федерализм - развиваются вертикальные связи между отдельными федеральными и региональными ведомствами по поводу определенных федеральных программ. Результатом считается деконсолидация региональных сообществ и их властных структур.
Конкурентный или новый федерализм: Рейган, Никсон. Разгрузка федерального Центра и предоставление большей самостоятельности штатам. Центр сознательно создает ситуацию конкуренции между управленческими уровнями
Принято считать государство централизованным, если во главе местных органов государственной власти стоят назначенные из центра чиновники, которым подчинены местные органы самоуправления.
В децентрализованных унитарных государствах местные органы государственной власти избираются населением и пользуются значительной самостоятельностью в решении вопросов местной жизни.
Федерализм как рынок – каждый субъект торгуется за определенные полномочия. Борьба за субвенции, дотации и др. ресурсы от федерального центра (шантаж).
Демократия обязательный атрибут федерализма для учета всех прав этнических меньшинств, представительство всех субъектов.