Докетизм. Докетизм получил название от греческого слова докео – "казаться", "представляться". Главное положение докетизма заключалось в том, что Иисус только казался человеком. Бог не мог стать материальным, потому что всякая материя есть зло, а Бог совершенно чист и свят. Человеческая природа была просто иллюзией, а не реальностью. Иисус был более подобен призраку, приведению, чем человеческому существу.
Эбонизм. По взглядам евионитов, Иисус был простым человеком, обладающий необычайными, но не сверхчеловеческими и несверхъестественными дарами праведности и мудрости. Он был предназначен на роль Миссии. Крещение было очень важным событием в жизни Иисуса, именно тогода на Него в виде голубя сошел Христос. К концу жизни Христос покинул Его.
Арианство. Ариане отрицали предвечность Бога-Слова. Иисус Христос рожден, а значит должен иметь начало. Бог единственный источник всего, единственная несотворенная реальность из всего существующего. Он один обладает свойствами Божественности. Бог не может разделиться. Все прочее – Его творение. Иисус – это Слово. Слово должно иметь начало. Оно должно быть создано в какой то определенный момент. Было время, когда Его не было, хотя Оно могло быть создано до возникновения времени, и было время, когда Иисус был рожден. Однако выражения "единородный", рожденный" означают не "первый по времени", а "первый по положению". Колос.1:15; Деян.2:36 ничего не говорят о сотворении Иисуса Христа. В Своем земном служении Иисус Христос зависел от Отца, но выражения "Я и Отец – одно" (Иоан.10:30), "да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино" (Ин.17:21), говорят о особенной близости, если не равнозначности.
Апполинаризм. Аполинарий и его последователи считали, что они нашли идеальное решение противоречий. В соответствии с толкованием Апполинария Иисус состоит из двух элементов человеческой природы (тело и душа) и одного элемента божественной природы (дух), Божественный Логос, господствовавший над душой и телом.
Несторианство. Несторий отмечал, что у Бога не может быть матери и что, несомненно никакое сотворенное существо не может родить Бога, одно из лиц Троицы. Мария, следовательно родила не Бога, а человека, который был средством выражения Бога. Они считали, что это невозможно, чтобы Бог в течении 9 месяцев вынашивался в утробе, чтобы Его пеленали, чтобы Он страдал. Умер и был погребен.
Евтихианство. Евтихий говорил: "...исповедую, что Господь наш состоит из двух природ, а после соединения одну природу"; при этом единая природа предпологается не вполне божественная и не вполне человеческая – смешанная.
Ересь
Время появления
Человеческая природа
Божественная природа
Вселенские соборы
Докетизм
I век
Отрицается: Христос только казался человеком
Принимается
Эбонизм или Евионизм
II век
Принимается.
Отрицается: Иисус – сын Иосифа и Марии
Арианство
IV век
Принимается
Отрицается: Сын не предвечен Отцу и не единосущен Отцу
Осуждено Никейским собором, 325 год
Аполлинаризм
IV век
Божественный Логос вместо человеческого Духа
Принимается
Осуждено Константинопольским собором, 680 г.
Несторианство
V век
Во Христе – "два Лица"
Осуждено Ефесским собором, 431 год
Евтихианство
V век
Не вполне человек
Не вполне Бог
Осуждено Холкидонским собором 451 год
После соединения одна природа
IV. СЛУЖЕНИЕ ИИСУСА ХРИСТА
Пророчества об Иисусе Христе.
В Ветхом Завете содержится более трехсот пророчеств о Мессии, исполнившихся в Иисусе Христе. Ниже представлены лишь некоторые свидетельства Ветхозаветных пророков о грядущем Миссии.