Анализ среды является важнейшей составляющей стратегического управления. На основе данных этого анализа определяются приоритетные направления развития организации.
Анализ внешней среды
Внешняя среда состоит из нескольких элементов - "дальнего окружения" (влияние экономики, политических процессов, научно-технического прогресса, социального и культурного развития общества, экологии) и "ближнего окружения" (рынок трудовых ресурсов, образовательных услуг, деятельность конкурентов, социальные партнеры, абитуриенты). На уровне учебного заведения, главным образом, анализируется ближнее окружение. В условиях нашей страны очень важным фактором также является анализ действий органов государственной власти, изучение различных стратегических и нормативных документов федеральных и региональных органов управления образованием, экономических планов развития отрасли.
Анализ внутренней среды образовательного учреждения
Анализ внутренней среды обычно проводится для сравнения положения образовательного учреждения с положением ближайших конкурентов (для оценки конкурентной стратегической позиции организации). Основная задача анализа должна заключаться в том, чтобы развивать внутренние ресурсы и компетенции, которые позволили бы учебному заведению завоевать преимущества перед конкурентами.
Требования к образовательному учреждению со стороны внешней среды могут быть представлены в виде перечня факторов внутренней среды, то есть тех параметров образовательного учреждения, которые играют более или менее важную роль при ее взаимодействии с внешней средой. Существует множество рекомендуемых наборов факторов, по которым следует проводить анализ внутренней среды. Наиболее рациональный путь - анализ различных "срезов" или групп показателей деятельности образовательного учреждения. Например:
анализ ресурсного обеспечения:
государственных стандартов (содержания образования)
финансовых условий
потенциала педагогических кадров
материально-технической базы
анализ организационной системы
управления образовательным учреждением
учебно-производственной деятельности
образовательного процесса
воспитательного процесса
методической работы
анализ результатов (эффективности) деятельности образовательного учреждения
трудоустройство выпускников, их карьерный рост
экономические показатели
Активное влияние на социально-экономическое развитие страны через формирование высокого профессионального уровня, гражданских и нравственных качеств выпускников,
Высокий уровень требований к студентам и преподавателям, гарантирующий соответствующее качество подготовки специалистов на уровне мировых стандартов.
Воспитывать гармонично развитую личность, патриота украинского государства как составной части мирового сообщества;
Вырабатывать у студентов способность к сознательному и эффективному функционированию в глобализованном, информационном обществе, возрастающей коммуникативности жизни и информационной насыщенности среды жизнедеятельности, научить студентов учиться на протяжении всей жизни;
Всесторонне развивать фундаментальные и прикладные научные исследования;
Гибкое и динамичное реагирование на изменение факторов внутренней и внешней среды;
Достойное представление высшей школы России в международном научно-образовательном пространстве, интеграция своего академического, интеллектуального и информационного потенциала с ведущими российскими и зарубежными центрами высшего образования, науки и высоких технологий;
Достижение высокого качества образования, проведение фундаментальных и прикладных научных исследований на базе современных инновационных интеллектуальных технологий в комплексе с решением социально важных задач практического здравоохранения.
Единство научной и образовательной деятельности преподавательского состава и студентов.
Мобильное и динамичное обучение, гибко реагирующее на глобальные изменения и обеспечивающее опережающее развитие экономики России и стран мира, способствующее развитию навыков молодежи по управлению карьерой;
Новаторство и креативность, требующее от студентов, преподавателей, ученых и менеджеров университета постоянный поиск лучших путей решения стоящих перед ними задач.
Обеспечение высококачественного образования, соответствующего мировым стандартам;
Обеспечение их конкурентоспособности на рынке трудовых ресурсов,
Организация научной и инновационной деятельности в условиях интеграции в мировое научно-образовательное пространство на основе менеджмента качества всех процессов и ориентации на потребителя.
Обеспечение развитие ведущих научных школ региона.
Осуществление интеграции вузовской, академической и отраслевой науки в интересах развития региона.
Осуществление подготовки и переподготовки кадров в области новых технологий.
Осуществление подготовки кадров для ведущих отраслей экономики
Обеспечение высококвалифицированными специалистами образовательные учреждения всех уровней.
Обеспечение потребностей науки, образования и общества в целом в информационных услугах через создание и функционирование единой информационной научно-образовательной среды;
Осуществление координирующей роли в системе высшей школы при реализации крупных проектов в области образования различных уровней, науки и инноваций;
Обеспечение высококачественного образования, соответствующего мировым стандартам;
Обеспечивать высокую функциональность молодежи в условиях, когда изменение идей, знаний и технологий происходит намного быстрее, чем изменение поколения людей;
Обеспечивать подготовку высококвалифицированных специалистов для органов государственной власти, производства, образования, науки и культуры, способных постоянно учиться в течение жизни;
Подготовка выпускника, отличающегося креативностью и предприимчивостью, стремлением к поиску истины, саморазвитию, способного работать в команде, проектировать новые виды деятельности адекватные вызовам времени, ориентируясь на потребности общества и выступая с инициативами инновационного характера;
Позитивное воздействие на развитие региона через общественную деятельность коллектива университета;
Паритет между традициями и инновациями;
Поддержание уникальной внутренней академической среды, способствующей свободному выражению мыслей и идей, поддерживающей культ знаний и стремление к успеху.
Повышение конкурентоспособности и обеспечение реиндустриализации, формирования человеческого и научно-технического потенциала, сбалансированного обновления традиционных и развития постиндустриальных отраслей экономики
Представлять интересы ТОР и Камчатки в мировом научно-образовательном сообществе.
Предоставлять высококачественное университетское образование, которое строится на принципах гуманизации и толерантности, демократизации, практичности и прагматичности, непрерывности и вариативности, адаптированности и оптимальности;
Постепенно интегрироваться в мировое образовательное пространство, одновременно сохраняя лучшие традиции отечественной системы образования.
Подготовка интеллектуальной элиты для науки, образования, наукоёмкого производства, бизнеса на основе фундаментального образования, позволяющего выпускникам быстро адаптироваться к меняющимся потребностям общества.
Расширение спектра научных исследований с целью создания высокотехнологичных инновационных продуктов и прорывных технологий в приоритетных направлениях развития университета;
Расширение инновационных подходов в научной и образовательной деятельности;
Развитие новых научных направлений, используя уникальные биологические, геополитические, кадровые и др. ресурсы региона.
Реальные научные достижения на базе Российского университета кооперации, отвечающие потребностям общества, государства и личности;
Развитие университетской корпоративной культуры, обеспечивающей поддержку индивидуальных творческих начал на принципах академических свобод, толерантности, коммуникативности, диалога, что позволит сформировать общую систему ценностей университета;
Реальные научные достижения на базе Российского университета кооперации, отвечающие потребностям общества, государства и личности;
Развитие процессов самоорганизации и самоуправления в структурных подразделениях и студенческих сообществах.
Расширить границы знания и обучения, обеспечить подготовку выпускников-профессионалов, улучшить качество жизни населения Юга РФ и способствовать сохранению и приумножению нравственных, культурных и научных ценностей общества.
Сохранение классических принципов фундаментальности и универсальности образования;
Создание творческой атмосферы для сотрудников и студентов университета;
Служение интересам и росту благосостояния России путем подготовки социально, профессионально и нравственно ответственных специалистов с инновационным потенциалом, стремлением к лидерству и широким культурным кругозором на основе интеграции образования и научных исследований по широкому спектру приоритетных направлений
Создание инновационной основы региональной социальной политики.
Способствование возрождению, сохранению и развитию уникальной культуры народов региона.
Способствование созданию и развитию единой информационной сети региона, внедрению новых информационных технологий.
Способствованию развитию сферы образовательных услуг и их представлению на международном рынке.
Служение интересам России, способствование развитию ее интеллектуального потенциала путем производства новых знаний и опережающей подготовки научно-педагогической, управленческой и культурной элиты общества;
Совершенствование педагогического процесса на основе активного использования инновационных подходов и информационных технологий, подчинение их задаче сочетания гармоничного развития личности и подготовки высококлассных, ориентированных на лидерство в своей области, специалистов;
Усиление взаимодействия с отраслевой и академической наукой, с бизнес-сообществом, органами власти и гражданским обществом в интересах развития университета, региона, России в целом;
Удовлетворение образовательных потребностей личности, общества и государства в области техники, технологий, средств автоматизации и управления пищевыми и химическими производствами,
Успешное развитие исторически сложившихся и признанных мировым сообществом научно-педагогических школ в области гуманитарных, физико-математических и естественных наук на основе интеграции с академическим сектором науки;
Участие в развитии реального сектора экономики на основе инновационной деятельности, включая обеспечение кадрового сопровождения высоких технологий.
Фундаментальность инженерной, гуманитарной и практической подготовки, позволяющей выпускникам быть конкурентоспособными и быстро адаптироваться в современных условиях.
Формирование конкурентоспособного научно–образовательного потенциала страны на основе подготовки инженерно-технических кадров новой формации, способных к практической реализации задач 3-й индустриальной революции.
Формирование высоконравственной личности с современными профессиональными и иными востребованными компетенциями;
Формировать социально активного толерантного человека с высокими духовными качествами, который способен к саморазвитию и самосовершенствованию;
Формирование интеллектуальной, деловой, политической элиты региона, играющей ключевую роль во всех сферах общественной жизни;
Формирование у выпускников университета активной гражданской позиции.
Формирование высоконравственной личности с современными профессиональными и иными востребованными компетенциями;
Четкое разграничение полномочий и ответственности структурных подразделений;
Эффективное взаимодействие с федеральными, региональными и муниципальными органами власти;
Являться центром духовного развития молодежи региона.