Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Конституционно-правовые нормы



Внауке сложилось три подхода к созданию определения конститу­ционно-правовых норм.

Первый состоит в том, что конституционно-правовые нормы оп­ределяются через конституционное право, т. е. нормы, в совокупно­сти составляющие конституционное право, называются конституци­онно-правовыми нормами.

При втором подходе конституционно-правовые нормы определя­ются через перечисление тех сфер жизни, которые они регулируют. В этом случае перечень будет включать те отношения, которые явля­ются предметом конституционного права в данной стране. Исходя из этого подхода, определение может быть таким: конституционно-правовые нормы — это нормы, регулирующие основы общественно­го строя, форму государства, основы правового статуса человека и гражданина, порядок формирования, компетенцию и порядок дея­тельности органов государства.

Особенностью третьего подхода является то, что конституционно-правовые нормы определяются через субъекты, которые могут их ус­танавливать, т. е. как нормы, устанавливаемые высшими органами го­сударственной власти или непосредственно народом на референдуме. Конституционно-правовые нормы обладают рядом особенностей как по содержанию, так и по структуре.

По содержанию: конституционно-правовые нормы регулируют основы организации общества и государства, охватывают широкий спектр различных сфер государственной и общественной жизни. По структуре: большинство конституционно-правовых норм со­держит только диспозицию, некоторые — гипотезу и диспозицию.

Вопрос о санкциях конституционно-правовых норм остается дискуссионным, поскольку санкции большинства конституционно-правовых норм сложно разграничить с санкциями других норм, осо­бенно когда в статьях актов, являющихся источниками конституци­онного права, говорится об ответственности или имеется отсылка к другим отраслям права. Возникает вопрос: можно ли считать дан­ные нормы имеющими санкции? Мнения ученых по этому поводу расходятся. Часть считает, что действие конституционно-правовых норм обеспечивается всеми отраслями права в комплексе, другие видят особенность конституционно-правовых норм в отсылках к другим отраслям права, третьи строят свои доказательства на том, что небольшое число норм с санкциями — свидетельство особой значимости конституционного права, поскольку к санкциям в нем прибегают в крайних случаях.

Сторонники последней точки зрения предлагают четко разграни­чивать конституционно-правовые санкции от санкций других отрас­лей права, критерием здесь выступает то, что они не могут быть применены в других отраслях права (вето главы государства, отказ в регистрации кандидата, роспуск парламента и т. д.).

Конституционно-правовые нормы чрезвычайно разнообразны, и их можно, как и другие правовые нормы, классифицировать по раз­личным основаниям: по содержанию, по характеру предписаний, по форме предписаний, по территории действия и по источникам.

По содержанию они делятся на нормы, устанавливающие: осно­вы конституционного или общественного строя, либо основы от­дельных групп отношений, чаще всего — политических (но возмож­но и экономических или социальных отношений); основы правово­го статуса человека и гражданина; политико-территориальное устройство; систему органов государства.

По характеру содержащихся в них предписаний конституционно-правовые нормы делятся: на управомочивающие (например, нормы, устанавливающие предметы ведения федерации и субъектов, компе­тенцию органов государства); обязывающие (например, нормы, ус­танавливающие обязанности государственных органов и граждан); запрещающие (нормы, содержащие правила запретительного харак­тера: запрет пропаганды войны и проч.).

По степени определенности содержащихся в них предписаний конституционно-правовые нормы делятся на императивные (т. е. предписывающие определенное поведение, например подписа­ние закона главой государства) и диспозитивные (т. е. устанавли­вающие возможность выбора того или иного варианта поведения; например, в парламентарной республике последствия вынесения вотума недоверия носят альтернативный характер).

По территории действия конституционно-правовые нормы под­разделяются на общенациональные (например, нормы, устанавливающие порядок выборов в общенациональный парламент), ре­гиональные (например, нормы, устанавливающие особый статус отдельных политико-территориальных или административно-терри­ториальных единиц) и местные (нормы о реализации форм прямой демократии в самоуправляющихся территориальных общностях). Иногда в конституциях встречаются также экстерриториальные нормы (например, в постсоциалистических конституциях нормы, касающиеся соотечественников, проживающих за рубежом).

По форме выражения или по источникам конституционно-пра­вовые нормы делят на нормы, содержащиеся в нормативных актах (законах и подзаконных актах); нормы, содержащиеся в договорах; нормы судебных прецедентов; нормы конституционных обычаев.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.