Система конституционного права как отрасли права представляет собой комплекс определенным образом взаимодействующих конституционно-правовых институтов. Способы и характер взаимодействия этих институтов зависят от специфики общественных отношений, составляющих предмет данной отрасли в данной конкретной стране.
Характеристика любой системы включает характеристику ее элементов и структуры. В качестве элемента конституционного права выступает институт конституционного права.
Институт конституционного права представляет собой совокупность однородных конституционно-правовых норм, регулирующих определенный вид общественных отношений.
Например, конституционные нормы, нормы соответствующих законов, регулирующие порядок избрания (назначения), организации и деятельности уполномоченного по правам человека, составляют конституционно-правовой институт уполномоченного по правам человека.
Структура конституционного права – это совокупность устойчивых связей между институтами.
Связи между институтами конституционного права могут иметь разную значимость для системы, одни малозначимы, другие определяют суть системы.
Так, например, институт парламента определенным образом связан с институтом правительства в парламентарной республике (возможность вынесения вотума недоверия или резолюции порицания, равная возможность как роспуска парламента, так и отставки правительства в конфликтных ситуациях и др.), но совсем иначе эта связь выглядит, например, в дуалистической монархии (отсутствие ответственности правительства перед парламентом, ограниченные возможности воздействия со стороны парламента на правительство и т. д.). Эти связи выступают как важнейшие, системообразующие для конституционного права при указанных формах правления. Что же касается, например, установления преимуществ для внесения правительственных законопроектов, то они менее существенны, хотя в контексте разных форм правления могут создавать разные режимы законотворчества.
Система конституционного права изменяется следующим образом:
1) от конституционного права отпочковываются новые отрасли права, в частности муниципальное право;
2) формируются новые институты (например, конституционного контроля, уполномоченного по правам человека и др.);
3) утратившие значение или устаревшие институты и нормы исчезают (например, с переходом от монархии к республике трансформируется институт главы государства, исчезают нормы, регулировавшие вопросы престолонаследия, установления цивильного листа, регентства и др.);
4) происходят изменения в самих институтах, связанные с демократизацией жизни общества, использованием зарубежного опыта, внедрением новых форм реализации прав и свобод и т.д.
Базовым кирпичиком системы отрасли выступают конституционно-правовые нормы.
Понятие и виды источников конституционного права как отрасли права
Понятие «источник» применительно к праву является трансформировавшейся метафорой: в быту под источником понимают место, откуда исходит вода. Действительно, в латинском языке термин «fons», который положил начало современной терминологии об источниках права в ряде европейских языков, имел два значения: первое — источник в смысле родник, ключ (отсюда ведет свое происхождение употребляющееся и в русском языке слово «фонтан»); второе значение — начало, первопричина, виновник. Второе значение слова более широкое: под источником понимается все «то, что дает начало чему-нибудь, откуда исходит что-нибудь». У романских народов отношение к источникам воды было очень уважительным, домашние источники украшали статуями богов, которые были их покровителями. Эти бытовые представления они переносили в другие сферы единого для них мира. Правовое понятие источника родилось из поэтической метафоры и уже потом обросло философскими, историческими и юридическими теоретическими построениями.
В современных научных исследованиях понятие «источник права» имеет три основных значения.
В первом значении под источником понимаются фундаментальные начала права. Такое толкование данного понятия дается в философии, истории, социологии и политологии. Однако оно, как правило, не характерно для науки конституционного права.
Под источниками права во втором значении понимаются источники создания права, т. е. речь идет о различных способах выражения воли социума. В науке конституционного права данное понимание источника встречается в исследованиях формализованной стороны выражения социальной воли, т. е. тогда, когда в зависимости от субъекта принятия решения содержание нормы интерпретируется по-разному. Близким к этому, но иначе сформулированным является понимание источников в материальном смысле: в виде условий жизни общества.
В третьем значении под источниками права понимают формы, процедуры и процессы, благодаря которым право становится реальностью, а регулирование общественных отношений приобретает определенные, понятные для правоприменителей очертания, например, в такой форме права, как закон, правовое регулирование осуществляется иным способом, чем в договоре или прецеденте.
В конституционно-правовых исследованиях понятие «источник права» используется чаще всего в последнем значении и в формально-юридическом смысле: под источниками права понимаются внешние формы выражения конституционно-правовых норм.
В правовой литературе обычно выделяют четыре основных вида источников права (формы права): нормативные правовые акты (законы, приравненные к ним по юридической силе акты, регламенты парламентов, акты органов конституционного контроля, акты органов исполнительной власти, а также органов местного самоуправления), судебные прецеденты, договоры и обычаи.
Указанные источники являются наиболее распространенными и им уделяется больше всего внимания. Наряду с этими источниками в конституционном праве зарубежных стран представлены и иные источники. К ним относятся доктрина и общие правовые принципы. Вопрос об этих источниках в правовой литературе одних зарубежных стран дискутируется, в других они достаточно давно заняли место среди источников права (например, общие принципы права во Франции).
В некоторых странах источником конституционного права (и других отраслей права) признаются своды религиозных норм (в некоторых исламских странах они ставятся выше конституционных норм).
В 70—80-е гг. XX в. в ряде африканских стран важнейшими источниками конституционного права служили программные документы правящих партий (Алжир, Нигер, Бурунди и др.), которые играли в правовой системе роль конституций. К настоящему времени они повсеместно исчезли из правовой системы, поскольку в соответствующих африканских государствах приняты новые конституции (за исключением Бурунди, где и программа, и конституция являются источниками конституционного права).
Любой из перечисленных видов источников может быть и источником конституционного права, что будет показано далее в настоящей главе. Однако здесь надо иметь в виду следующее. Для того чтобы определить, относится ли тот или иной конкретный источник к числу источников именно конституционного права, необходимо определить по его содержанию, регулирует ли он именно конституционно-правовые отношения. Представления общего характера об источниках права, почерпнутые из теории государства права, для изучения источников конституционного права конкретных стран применимы в ограниченных пределах, с оговорками и уточнениями применительно к каждой национальной системе источников и конкретному источнику права.