Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Понятие и виды источников конституционного права как отрасли права



Система конституционного права

Система конституционного права как отрасли права представляет собой комплекс определенным образом взаимодействующих кон­ституционно-правовых институтов. Способы и характер взаимодей­ствия этих институтов зависят от специфики общественных отно­шений, составляющих предмет данной отрасли в данной конкрет­ной стране.

Характеристика любой системы включает характеристику ее эле­ментов и структуры. В качестве элемента конституционного права выступает институт конституционного права.

Институт конституционного права представляет собой совокуп­ность однородных конституционно-правовых норм, регулирующих определенный вид общественных отношений.

Например, конституционные нормы, нормы соответствующих законов, регулирующие порядок избрания (назначения), организа­ции и деятельности уполномоченного по правам человека, составля­ют конституционно-правовой институт уполномоченного по правам человека.

Структура конституционного права – это совокупность устойчи­вых связей между институтами.

Связи между институтами конституционного права могут иметь разную значимость для системы, одни малозначимы, другие опреде­ляют суть системы.

Так, например, институт парламента определенным образом свя­зан с институтом правительства в парламентарной республике (воз­можность вынесения вотума недоверия или резолюции порицания, равная возможность как роспуска парламента, так и отставки пра­вительства в конфликтных ситуациях и др.), но совсем иначе эта связь выглядит, например, в дуалистической монархии (отсутствие ответственности правительства перед парламентом, ограниченные возможности воздействия со стороны парламента на правительство и т. д.). Эти связи выступают как важнейшие, системообразующие для конституционного права при указанных формах правления. Что же касается, например, установления преимуществ для внесения правительственных законопроектов, то они менее существенны, хо­тя в контексте разных форм правления могут создавать разные ре­жимы законотворчества.

Система конституционного права изменяется следующим обра­зом:

1) от конституционного права отпочковываются новые отрасли права, в частности муниципальное право;

2) формируются новые институты (например, конституционного контроля, уполномоченного по правам человека и др.);

3) утратившие значение или устаревшие институты и нормы ис­чезают (например, с переходом от монархии к республике транс­формируется институт главы государства, исчезают нормы, регули­ровавшие вопросы престолонаследия, установления цивильного листа, регентства и др.);

4) происходят изменения в самих институтах, связанные с демо­кратизацией жизни общества, использованием зарубежного опыта, внедрением новых форм реализации прав и свобод и т.д.

Базовым кирпичиком системы отрасли выступают конституци­онно-правовые нормы.

Понятие и виды источников конституционного права как отрасли права

Понятие «источник» применительно к праву является трансформи­ровавшейся метафорой: в быту под источником понимают место, от­куда исходит вода. Действительно, в латинском языке термин «fons», который положил начало современной терминологии об источниках права в ряде европейских языков, имел два значения: первое — ис­точник в смысле родник, ключ (отсюда ведет свое происхождение употребляющееся и в русском языке слово «фонтан»); второе значе­ние — начало, первопричина, виновник. Второе значение слова бо­лее широкое: под источником понимается все «то, что дает начало чему-нибудь, откуда исходит что-нибудь». У романских народов от­ношение к источникам воды было очень уважительным, домашние источники украшали статуями богов, которые были их покровителя­ми. Эти бытовые представления они переносили в другие сферы единого для них мира. Правовое понятие источника родилось из по­этической метафоры и уже потом обросло философскими, историче­скими и юридическими теоретическими построениями.

В современных научных исследованиях понятие «источник пра­ва» имеет три основных значения.

В первом значении под источником понимаются фундаменталь­ные начала права. Такое толкование данного понятия дается в фи­лософии, истории, социологии и политологии. Однако оно, как правило, не характерно для науки конституционного права.

Под источниками права во втором значении понимаются источни­ки создания права, т. е. речь идет о различных способах выражения во­ли социума. В науке конституционного права данное понимание ис­точника встречается в исследованиях формализованной стороны выражения социальной воли, т. е. тогда, когда в зависимости от субъекта принятия решения содержание нормы интерпретируется по-разному. Близким к этому, но иначе сформулированным является понимание источников в материальном смысле: в виде условий жизни общества.

В третьем значении под источниками права понимают формы, процедуры и процессы, благодаря которым право становится реаль­ностью, а регулирование общественных отношений приобретает оп­ределенные, понятные для правоприменителей очертания, напри­мер, в такой форме права, как закон, правовое регулирование осу­ществляется иным способом, чем в договоре или прецеденте.

В конституционно-правовых исследованиях понятие «источник права» используется чаще всего в последнем значении и в формально-юридическом смысле: под источниками права понимаются внешние формы выражения конституционно-правовых норм.

В правовой литературе обычно выделяют четыре основных вида источников права (формы права): нормативные правовые акты (за­коны, приравненные к ним по юридической силе акты, регламенты парламентов, акты органов конституционного контроля, акты орга­нов исполнительной власти, а также органов местного самоуправле­ния), судебные прецеденты, договоры и обычаи.

Указанные источники являются наиболее распространенными и им уделяется больше всего внимания. Наряду с этими источниками в кон­ституционном праве зарубежных стран представлены и иные источни­ки. К ним относятся доктрина и общие правовые принципы. Вопрос об этих источниках в правовой литературе одних зарубежных стран диску­тируется, в других они достаточно давно заняли место среди источни­ков права (например, общие принципы права во Франции).

В некоторых странах источником конституционного права (и дру­гих отраслей права) признаются своды религиозных норм (в некото­рых исламских странах они ставятся выше конституционных норм).

В 70—80-е гг. XX в. в ряде африканских стран важнейшими ис­точниками конституционного права служили программные доку­менты правящих партий (Алжир, Нигер, Бурунди и др.), которые играли в правовой системе роль конституций. К настоящему време­ни они повсеместно исчезли из правовой системы, поскольку в со­ответствующих африканских государствах приняты новые конститу­ции (за исключением Бурунди, где и программа, и конституция яв­ляются источниками конституционного права).

Любой из перечисленных видов источников может быть и источ­ником конституционного права, что будет показано далее в настоя­щей главе. Однако здесь надо иметь в виду следующее. Для того чтобы определить, относится ли тот или иной конкретный источник к числу источников именно конституционного права, необходимо определить по его содержанию, регулирует ли он именно конститу­ционно-правовые отношения. Представления общего характера об источниках права, почерпнутые из теории государства права, для изучения источников конституционного права конкретных стран применимы в ограниченных пределах, с оговорками и уточнениями применительно к каждой национальной системе источников и кон­кретному источнику права.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.