Принципы КП – это качественные характеристики конституционного регулирования общественных отношений, основные начала строения и функционирования системы КГПЗС. Именно принципы образуют целостное видение основ конституционного строя данной страны и отражают саму идеологию конституционного строительства. Особенно важны конституционные принципы в качестве гарантии стабильности конституции и преемственности ее развития.
Конституционные принципы могут формулироваться в тексте конституции (преамбуле, в специальных разделах, в составе отдельных норм), могут закрепляться специальными решениями органов конституционного надзора, устанавливаться путем ситуативного толкования конституционных актов. Важнейшую роль в формулировании конституционных принципов играют доктринальные источники.
Конституционные принципы делятся на три группы:
I. Универсальные принципы, которые выражают сущность конституционализма как особого типа правопонимания и поэтому характерны для конституций любых моделей и систем. Обычно выделяется три таких принципа:
1. Принцип народного суверенитета – народ является источником и учредителем власти; власть не является «богоданной», т.е. народ вправе выбирать форму власти и менять ее. Понятие «народ» используется для обозначения волеустанавливающего субъекта конституционного процесса, в равной степени отражающего суверенитет как личности, так и нации.
2. Принцип правового формализма – позволяет сохранить представление о нормативности, общеобязательности и системности права в условиях, когда конституционный процесс определяется свободным волеизъявлением человеческого сообщества. Детальная регламентация государственного устройства и компетенции высших органов государственной власти позволяет формализовать деятельность государственной бюрократии. Кроме того, объектом правовой формализации являются и социальные отношения (формирование конституционно-правового статуса личности на основе универсальных категорий конституционной правосубъектности).
3. Принцип институциональной демократии – выражение двух предыдущих принципов. как формально-юридическое ограничение прямого народовластия, достигается благодаря созданию разветвленной системы правовых институтов – от гражданства и избирательного права до разделения властей и формы государства.
II. Особенные принципы, получившие реализацию в рамках той или иной конституционной модели, в конституциях стран, принадлежащих к одной правовой семье. Примеры:
– принципы, реализующие идею институциональной демократии:
Прямая демократия – форма народовластия, основанная на принятии политических решений непосредственно всеми без исключения гражданами (например, в ходе референдума).
Плебисцитарная демократия – форма народовластия с сильными авторитарными тенденциями, в рамках которой лидер режима использует одобрение масс как основное средство легитимации своих политических решений. Историческим предшественником прямой и плебисцитарной демократии являлась т.н. «военная демократия», основанная на элементах родоплеменного и общинного строя.
Представительная, или плюралистическая демократия – форма народовластия, при которой граждане участвуют в принятии политических решений не лично, а через своих представителей, избранных ими и ответственных перед ними.
Цензовая демократия – разновидность представительной демократии, в рамках которой избирательное право (как основное право, гарантирующее участие в политическом процессе), принадлежит ограниченному кругу граждан.
В зависимости от характера ограничений, цензовая демократия может являться элитарной (в т.ч. либерального толка), классовой (пролетарская, буржуазная демократия).
– принципы, характеризующие компетенцию государства и задачи государственной власти:
Принцип правового государства (впервые – в Декларации прав человека и гражданина 1789 г. как идея особого государственного устройства, гарантирующего верховенство естественных прав человека; в современной конституционной практике закрепляется через самостоятельные принципы: верховенство права, разделение властей, реальность прав и свобод человека)
Принцип социального государства (возник в русле политического католицизма в конце XIX в., далее воплотился в Веймарской конституции 1919 г., в конституциях фашистских государств в Австрии и Испании, после Второй мировой войны – в ФРГ, Франции, Японии, Индии и др.: идея в ответственности государства за социальную стабильность, обеспечение основ социального благополучия, реализацию важнейших потребностей всех членов общества).
– принципы, характерные для временных конституций развивающихся стран:
Принцип национализма – как приоритет завоеваний национального государственности и ее самобытности.
– принципы, характерные для социалистических конституций:
Принцип руководящей роли партии – провозглашение политической партии в качестве единственного законного выразителя политических интересов народа в данной стране и закрепление ее исключительных прерогатив в политической системе общества.
Принцип интернационализма – провозглашение отказа от националистической политики и признания равенства и братства представителей всех наций в борьбе за общие классовые интересы.
III. Единичные принципы, встречающиеся в конституционных системах отдельных стран. Некоторые из них достаточно распространены – отказ от войны как средства политики, признание приоритета международного права, принцип национализма, принцип «опоры на собственные силы». Но страны, где они получили распространение, не образуют компактные группы или семьи, и такие принципы рассматриваются как единичные. Примеры всегда отражают специфику конституционного строительства в данной конкретной стране, а не какие-либо общие закономерности. Еще один показательный конституционный принцип – христианской демократии, получивший доктринальное закрепление в конституционной системе ФРГ.
Еще одной суммарной характеристикой системы конституционного права в конкретной стране является правовое и социальное содержание конституции. Социальное содержание конституции – это характеристика субъектов конституционных правоотношений и круга регулируемых объектов, основных целей конституционного строительства и базовых доктринальных принципов конституционализма. В соответствии с этим критерием выделяет три основные модели конституционализма: либеральная, этатистская, либерально-этатистская (иногда их характеризуют как конституции «первой, второй и третьей волн»). Правовое содержание конституции – это характеристика и типологизация правового материала, входящего в конституционный комплекс, юридическая форма конституций, структура конституций, стиль конституций, порядок принятия и изменения конституций.