Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

V. Методы регулирования в системе КГПЗС



Тема 3. Система конституционного права: понятие и типология источников, норм, институтов конституционного права, принципов и методов конституционно-правового регулирования.

 

Система конституционного (государственного) права – это совокупность субъектов и объектов, обеспечивающих структурную целостность и функциональную эффективность конституционно-правовых отношений. Основными компонентами системы конституционного (государственного) права являются субъекты конституционно-правовых отношений, источники, нормы, институты конституционного права, принципы и методы конституционно-правового регулирования.

 

I. Субъекты системы КГПЗС– индивиды, группы лиц, общественные институты, чья деятельность и взаимодействие создают способные общественные «отношения первого порядка».

В конституционном праве не используется деление субъектов на физических и юридических лиц, как, например, в гражданском праве. В нем принята своя классификация. В наиболее обобщенном виде в число субъектов конституционно-правовых отношений обычно включаются: 1) социальные и национальные общности (народ, являющийся источником власти, нации и иные этнические группы, имеющие право на самоопределение, классы в странах тоталитарного социализма и др.); 2) государство и его составные части (например, субъекты федерации в Германии или автономные образования в Китае); 3) основные органы государства (глава государства – император в Японии, президент в США, парламент в Великобритании, кабинет министров в Индии, народный защитник в Испании и т.д.); 4) общественные объединения и коллективы граждан публичного характера, т.е. те, которые участвуют в политике, а не занимаются, скажем, извлечением прибыли, как акционерные общества (например, партии, выдвигающие кандидатов на выборах в органы государства, в Бразилии или группы избирателей в Швейцарии, обладающие правом народной законодательной инициативы); 5) депутаты представительных органов, обладающие, например, правом депутатского вопроса к представителям исполнительной власти; 6) органы местного самоуправления и управления (например, советы графств в Великобритании, мэры городов во Франции); 7) индивиды (граждане, иностранцы, лица без гражданства, лица с множественным гражданством – каждая из этих категорий населения обладает своим объемом конституционных прав).

В то же время существует еще одна проблема – для большинства реальных субъектов КП характерна смешанная правосубъектность. Например, конституционная правосубъектность человека, проходящего военную службу, включает индивидуальные права и обязанности гражданина, права и свободы человека, выходящие за круг конституционных, а также права и обязанности, сопряженные со статусом вооруженных сил как коллективного субъекта КП. Для таких случаем принципиально важно установить две категории субъектов: с преобладанием либо индивидуальной и коллективной конституционной правосубъектности. Смысл этого деления обусловлен возможностью возникновения правовых коллизий (например, права человека на отказ от военной службы по религиозным убеждениям и гражданской обязанности защиты Родины). Преодоление подобных коллизий зависит от четкого определения преобладающей категории правосубъектности, в том числе с вводом особых юридических процедур (в приведенном примере – военная присяга).

 

II. Источники КГПЗС

Источник КП – это основание для возникновения конституционных правоотношений. Источники составляют сложный комплекс, в котором юридические источники составляют лишь часть, наряду с объективными условиями развития общества, экономической системой, общественным строем и т.д. Но именно юридические источники и создают правосубъектность участников конституционных правоотношений. К ним относятся:

1. Нормативно-правовые акты.

2. Судебные прецеденты.

3. Правовые обычаи.

4. Доктринальные источники.

5. Международное право и право межгосударственных объединений.

 

III. Нормы КГПЗС

В широком смысле нормы КП – это непосредственный результат конституционно-правового регулирования на основе существующей системы источников и иерархии методов КП. Но трактовки самого понятия «норма» существенно отличаются.

Нормы в романо-германской традиции определяют как «юридические правила, установленные или санкционированные государством» (и составляют базовый тип источников права.).

Нормой у англосаксов называется сущностная часть судебного вердикта.

Нормой в системе исламского права считается прежде всего правила, установленные в священных текстах, а также в порядке толковании Корана авторитетными улемами (богословами).

Таким образом, норма КГП может формироваться на основе самых различных источников. В качестве универсального можно привести следующее определение: Нормы – это общеобязательные юридические принципы и правила, определяющие статус и компетенцию субъектов КП или регулирующие конкретные виды общественных отношений в сфере КП.

 

Общая классификация норм КГПЗС:

Нормы-правила регулируют конкретные общественные отношения, определяют права и обязанности субъектов конституционных правоотношений. Они подразделяются:

• по характеру регулируемых отношений: на материальные (среди них особо важны организационные, или институционные – связанные с институциированием государственных органов) и процессуальные (или процедурные, важные во многих сферах конституционного регулирования, например, в области защиты прав человека),

• по времени действия: на постоянные (основное количество) и временные (исключение – используются для регламентации переходных положений), исключительные.

• по функциональной направленности: на регулятивные - непосредственно регулирующие общественные отношения, охранительные - предполагающие определенные виды нарушений и запрещающие определенные виды деятельности и отношений.

• по способу воздействия: на субъекты права на управомочивающие нормы, обязывающие нормы, запрещающие нормы.

Нормы-цели – это нормативная ориентация общественного развития, декларирование основные ориентиров общественного строительства и, соответственно, законодательного процесса.

Нормы-принципы достаточно близки по смыслу, но в отличие от норм-целей, не декларируют намерение, а закрепляют статус-кво в обществе, формулируют существующие базовые принципы общественной и государственной жизни.

Нормы-определения служат для качественного определения элементов структуры общества и государства, их качественных отличий и особенностей (светское, правовое государство, представительный характер власти и т.д.).

 

Структура норм конституционного права тоже имеет свои особенности. Санкции в нормах конституционного права встречаются редко (они обычно названы в актах других отраслей права), а если и имеются, то обычно носят политический характер: отставка правительства, отрешение от должности президента и т.д. Уголовная ответственность может быть предусмотрена лишь за определенные преступления и формулируется в самом общем виде (например, за государственную измену или взяточничество президента), но наступает она лишь после отрешения от должности и, как и для обычного гражданина, по нормам уголовного права. Гражданская ответственность высших должностных лиц за нанесение ущерба гражданам в результате незаконных действий при исполнении служебных обязанностей тоже может быть предусмотрена конституцией, но наступает она по нормам гражданского права. Что касается гипотезы (условия применения нормы), то она также редко имеет словесное выражение в актах конституционного права и обычно подразумевается или формулируется косвенным образом.

 

IV. Институты КГПЗС

Институты конституционного права – это относительно самостоятельные группы источников и норм конституционного права, регулирующих однородные и взаимосвязанные правоотношения (правовой статус человека и гражданина, основы общественного строя, система народного волеизъявления, правовой статус главы государства, правовые принципы территориальной организации и т.д.) Многие из них образуют сложную иерархию групп правовых норм.

Именно система институтов является основой для упорядочивания конституционно-правовых систем в зарубежных странах. Причина заключается в том, что институт объединяет любые типы источников, регулирующих определенные вид общественных отношений. Поэтому, если у романо-германцев институты формируются в пределах определенной отрасли права, то у англосаксов и мусульман – институт может охватывать нормы из разных отраслей (то есть выполнять ту же системную функцию, что отрасль права у романо-германцев).

 

V. Методы регулирования в системе КГПЗС

Особенности целей, стоящих перед КП, и сложная система его источников предполагают наличие особой иерархии методов регулирования. Метод КП– средство или способ воздействия, с помощью которых устанавливаются и реализуются полномочия субъектов конституционных правоотношений.

 

Методы, связанные с выполнением основной задачи КП – установлением универсальных типов правосубъектности, в том числе формированием правового статуса субъектов КП, можно выстроить в следующую иерархию:

1) обязывающий метод (позитивное императивное воздействие) – основной метод с т.ч. специфики конституционной правосубъектности.

2) запрещающий метод (негативное императивное воздействие) – подчеркивающий противоправность определенных действий (применяется широко в области защиты прав человека, регулирования расовых вопросов и т.п.).

3) метод дозволения (диспозитивное регулирование) – субъекту предоставляется возможность выбора того или иного варианта поведения (они широко лишь при регулировании основ правового статуса личности).

(иногда отдельно выделяется метод правового гарантирования, но он, как правило, реализуется через сочетание обязывающего воздействия и дозволения: например, если конституция гарантирует человеку право на образование, это означает применение метода дозволения в отношении человека и обязывающего метода в отношении компетентных государственных инстанции и государства в целом, как института обеспечивающего данное право).

 

В сфере регулирования конституционных правоотношений, в том числе с установлением «остаточной» компетенции субъектов КП (напрямую не регулируемой нормами КП) существует особая иерархия методов:

1) метод субординации – жесткого юридического воздействия на основе властно-императивных начал (обязывание, запрещение, подчинение) с образованием четкой властной иерархии, когда «остаточная» компетенция принадлежит вышестоящим инстанциям.

2) метод координации - предоставление права на согласование собственных активных действий с другими субъектами правоотношений, когда образуется система координации и кооперации, а «остаточная компетенция» признается в качестве «смешанной» и также предполагает обязательное взаимодействие субъектов.

3) метод субсидиарности – компетенция по большей части изначально признается «смешанной», первичное право на проявление активности признается за нижестоящим субъектом, а при условии его отказа или неэффективных действий право на решение вопроса переходит к вышестоящему субъекту.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.