Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Однако, о постановлении от 15 октября об эвакуации Москвы населению не сообщили.



 

Москва на осадном положении

19 октября ГКО принимает решения о введении в Москве с 20 октября осадного положения.

После принятия этого постановления Москва окон­чательно, без всякого преувеличения, превратилась в осажденную крепость.

В строительстве оборонительных укреп­лений участвовало 600 тысяч жителей Москвы и Подмосковья.

 

 

И откуда вдруг берутся силы

В час, когда в душе черным-черно?..

Если б я была не дочь России,

Опустила руки бы давно,

Опустила руки

В сорок первом.

Помнишь?

Заградительные рвы,

Словно обнажившиеся нервы,

Зазмеились около Москвы.

Похоронки, раны, пепелища...

Память, душу мне Войной не рви,

Только времени не знаю чище

И острее к Родине любви.

Лишь любовь давала людям силы

Посреди ревущего огня.

Если б я не верила в Россию,

То она не верила б в меня.

 

Неизвестно, что было тяжелее в ту суровую зиму - голод или холод?

Ученик 7-го класса 29-й московской школы Игорь Опарин писал в сочинении: АНДРЕЕВ (КАЛИШЕВСКИЙ)

«Дома стояли темные, нео­тапливаемые, с выбитыми окнами от взрывных волн вра­жеских фугасок. Люди в комнатах сидели в шубах, пер­чатках и изредка выходили на улицу немного пройтись. В комнатах было от 5 до 7 градусов. Электричество было выключено на всю зиму, и люди сидели в темноте. Неко­торые имели маленькие коптилки, но эти люди были сча­стливцами для того времени. Газ в дома не подавался. Жи­тели пили холодную воду и ели хлеб, остальное, если и было, то не на чем было разогреть. В домах, где не было газа, выдавали керосин, но в таком малом количестве, что его не хватало и на половину месяца».

Москвичи зимой 41-го года не просто выживали. Они - работали, напряжен­но и самоотверженно. Ремонтировали танки и другую покореженную боевую технику. Выпускали снаряды, «катю­ши», автоматы, шили сапоги и гимнастерки.

На автозаводе собирали автоматы. Одна из линий сборки стала сплошь женской; на завод пришла группа школьниц 16-17 лет. СПИРКИНА ТИХОНОВА

Труднее всего приходилось в подвале цеха № 6, где устроили тир с мишенями и где непрерывно шла горячая пристрелка оружия боевыми патронами. От деревянного молотка, от от­вертки, от тугой пружины - на руках мозоли, водяные вол­дыри, царапины. Особенно доставалось девчатам, когда про­водили испытания автоматов на живучесть, когда нужно было проверить, сколько тысяч выстрелов выдержит ав­томат, прежде чем рассыплется. Особенно опасно было, когда ломался хвостовой винт. При этом автомат разваливался. Автомат продолжал вертеться на полу и стрелять, пока оставались патроны. Пули летали по кабине. Спасаясь от пуль, девушки закрывали голову руками.

А после рабочего дня, который длился 11 часов, дежури­ли на цеховой крыше, подстерегали «зажигалки». Час­то, если не было воздушной тревоги, отправлялись в Яузскую больницу. Дежурили у тяжелораненых.

 

Тринадцатилетняя Лида Уланова вместе с пятилет­ней сестренкой и матерью 5 июля 1941 г. проводила в на­родное ополчение своего отца. После войны Лидия Ивановна рассказывала:

«В то время все москвичи были заняты делом. Со своими сверстницами мы очень хотели помогать фронту. Как-то узнали, что при школе_№ 512 открылась швейная мастерская. К нашей радости, нас туда приняли! Вместе с нами работали двое мальчиков 9 и 10 лет. Ши­ли белье для фронтовиков.

В выходные дни дежурили в госпиталях. Раненые воины радовались каждому нашему приходу. Может быть, взрослые мужчины видели в нас своих детей. А может, и потому, что мы все же помогали им - читали книжки, писали письма под их диктовку, выступали с песнями и стихами». ТАНЕЦ

Театры Москвы

 

Большой театр…. Здание заминировано, ад­министрация и большая часть труппы уехали. Но театр – это прежде всего артисты. Среди оставшихся в Москве - легендарный тенор Большого театра Сергей Яковлевич Лемешев.

 

В дни, когда враг стоял в двух шагах от столицы, когда гитлеровцы были уверены - еще один бросок - и Москва падет, по распоряжению правительства был открыт фронтовой Большой театр. 19 ноября 1941 года работать начали в филиале.

 

По воспоминаниям Москвички Кузнецовой: « В Москве в это время вырастали сугробы, похожие на ледяные стены длинных коридоров. Стало заметно меньше наро­да. Не работает ни один театр, закрыты музеи. На деревян­ных стендах, которые еще так недавно пестрели афиша­ми, теперь наклеены сатирические «окна ТАСС», а рядом с ними - инструкции о том, как тушить зажигательные бомбы и вести себя во время тревоги...

И вдруг однажды деревянный стенд привлек внимание своим нео­бычным видом: на очередное «окно ТАСС» надвинулась афиша, на кото­рой синим по белому было написа­но, что 19 ноября открывает сезон филиал Большого театра и будет дан большой концерт. На афише стояли имена: Обухова, Степанова, Лемешев - это было почти не­правдоподобно. И тут же но­ги сами повернули на Пушкинскую улицу, к филиалу... И вот в руках «луч­ший» из оставшихся в кассе билетов, на котором откровенно написано: «Место неудобное», а еще говорят, что в Москве мало народу! Но все это не имело ровно никакого значения в сравнении с тем, что состоится концерт». НАРОДНАЯ ПЕСНЯ

 

 

4 раза концерт прерывался сиреной воздушной тревоги, люди выходили из зала, но не шли в метро, а пережидали воздушную тревогу в фойе, в буфете, грелись у батарей и возвращались в зрительный зал.

 

«Кто же смотрел спектакли? - В первую очередь, бойцы и ко­мандиры Красной Армии. Было вре­мя, когда от театра до передовой исправ­ный грузовик доезжал за 30-40 минут.

 

Стойкость и мужество москвичей, всех защитников советской столицы со­рвали планы немцев. В конце октября на­ступательный порыв немецких войск на московском направлении выдохся.

Парад в сорок первом
Наверное, товарищи, не зря, Любуясь шагом армии чеканным, Всегда припоминают ветераны Другой - суровый - праздник Октября. Была Москва пургой заметена, У Мавзолея ели коченели, И шла по красной площади Война - Усталая, в простреленной шинели. То батальоны шли с передовой, Шли на парад окопные солдаты. В тревожных небесах аэростаты Качали удлиненной головой. Терзали тело Подмосковья рвы, Убитых хоронил снежок пушистый, Сжимали горло фронтовой Москвы Траншеи наступающих фашистов. А батальоны шли с передовой, Шли на парад окопные солдаты! Недаром в небесах аэростаты Качали удивленно головой! Кто может может победить такой народ?.. Не забывайте сорок первый год!

Прямо с Красной площади войска уходили на фронт. 7 ноября был сильный снегопад - нелетная погода. Немецкие самолеты не осмелились бомбить Москву.

 

Этот парад назвали ве­ликим. В этот день произошел духовный перелом в ходе Великой Отечественной войны.

 

5-6 декабря 1941 г. началось победоносное контр­наступление Красной Армии под Москвой.

Под Москвой наши бойцы и командиры би­лись отчаянно, храбро, самозабвенно. Они не просто сражались. Они мстили. За разру­шенные города и селения. За поруганную честь жен, сестер и матерей. За слезы и стра­дания замученных детей. В бой их поистине вела «ярость благородная».

Вся страна единым гневом дышит.
Даль в снегу. Чуть брезжит зимний день. ЧИСТОВ
Не о мести ли взывают крыши
Разоренных черных деревень?

Не огнем ли мести запылали
Те мосты, что партизаны жгут?
Даже дети в гневе старше стали,
Матери с оружием идут.

Мы - одно. Мы насмерть будем драться
За Москву, за Родину свою,
Не дадим над нею надругаться
Никакому злому воронью. МИНУТА МОЛЧАНИЯ СЛАЙДЫ ПЕСНЯ

Это память, опять, от зари до зари Беспокойно листает страницы. И мне снятся всю ночь на снегу снегири, В белом инее красные птицы. Припев: Белый полдень стоит над Вороньей горой, Где оглохла зима от обстрела, Где на рваную землю, на снег голубой, Снегириная стая слетела! От переднего края раскаты гремят; "Похоронки" доходят до тыла. Под Вороньей горою погибших солдат Снегириная стая накрыла! Припев: Мне всё снятся военной поры пустыри, Где судьба нашей юности спета! И летят снегири, и летят снегири, Через память мою до рассвета! Проигрыш как пр. Припев: Мне всё снятся военной поры пустыри, Где судьба нашей юности спета! И летят снегири, и летят снегири, Через память мою до рассвета!

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.