Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Город меняет свое лицо



Первые дни войны

Есть в истории дни, которые жестко рассекают ее на две части. 22 июня 1941 года... В этот день для Москвы, москвичей, всех граждан нашей Родины нача­лась совсем другая, страшная жизнь.

...Накануне в московских школах сиял огнями выпу­скной бал.

Стихотворение со слайда

Кусты сирени. Белые рубашки.
Свеченье платьев. Соловьиный сквер. ЛАЧИНИНА
Спят на кольце троллейбусы «Букашки».
Бал выпускной гуляет по Москве.
А после - утро… Гул военкоматов.
И матерей невыносимый вой.
К вокзалам шли вчерашние ребята
внезапно строгой, хмурою Москвой.

Трагическое, героическое и самое обыденное - все перемешалось в те первые дни войны. 22 июня сразу же после вы­ступления наркома иностранных дел Молотова многие москвичи бросились заку­пать впрок продукты. Брали соль, сахар, крупу, спички, керосин.

Началась всеобщая мобилизация. Молодежь, по возрасту не подлежавшая призыву, осаждала военкоматы. На фронт уходили целыми классами.

 

Москва, моя родная мать,
Люблю тебя всем сердцем, свято.
Тебя иду я защищать
По долгу сына и солдата.
Честь и красу твою храня,
Тебя спасу я от огня.

Москва, священный город мой,
Мы связаны одной судьбой.
Мы за тебя уходим в бой,
Чтобы прикрыть тебя собою.
Чтоб ты могла вовеки жить -
Не страшно голову сложить.

Москва, я твой бесстрашный сын.
К врагам я беспощаден буду.
Я стану искрой той грозы,
Что пепелит врага повсюду.
Тебя, пройдя огонь и дым,
Спасу я подвигом своим.

 

Весь народ встал на защиту своей Родины.

 

Москва – под ударом. И малым и старым

Тревога и гнев всколыхнули сердца.

Лишь весть пролетела - Москва под ударом,
Двойною броней одевая сердца.

По русским, грузинам, узбекам, татарам
Взметнулось, как гневное пламя в костре:
Москва под ударом, Москва под ударом,
На помощь, на выручку старшей сестре!

Победная участь дается недаром,
Единая мысль возникает в мозгу:
Ответить смертельным, разящим ударом
Врагу, подступившему под Москву.

Город меняет свое лицо

 

С первых же дней войны жизнь в Москве перестраивается на военный лад. По приказу «Об объявлении в столице угрожаемого положения»строго предписывалось:

1)полностью затемнить жилые здания, фабрики, заводы Москвы и московской области; 2)выключить все световые рекламы,

3) обеспечить светомаскировку всего транспорта,

4) привести в готовность все бомбоубежища.

 

Все москвичи, от малых детей до глу­боких старцев, сражались с немецкой авиацией: рыли щели, дежурили на крышах во время налетов, тушили зажигалки. Послушайте рассказ управдома Москворецкого района Самойлова:

«Я боялся в первые налеты зажига­тельных бомб. Задача домоуправа - подобрать людей-па­триотов. У меня люди все неплохие, но особенный чело­век - Н.П. Калябкин, у которого пять сыновей в Красной Армии. Как толь­ко приходит с работы, собирает подрост­ков. Он боялся за строения, в массе своей деревянные. Все команды подростков лю­били его и звали «наркомом». То, что он сказал, для них было законом. У него в команде были подростки 13-14 лет. Они поту­шили много зажигательных бомб».

 

Общая беда сплотила москвичей.

Здесь каждый дом стоит, как дот,
И тянутся во мгле
Зенитки с крыши в небосвод,
Как шпили на Кремле.

Как знак, что в этот час родней
С Кремлем моя земля,
И даже кажутся тесней
Дома вокруг Кремля.

На окнах белые кресты
Мелькают второпях, -
Такой же крест поставишь ты,
Москва, на всех врагах.

И каждый взрыв или пожар
В любом твоем дому
Я ощущаю, как удар
По сердцу моему.

 

Начальник управления пожарной охраны Москвы рассказывал: «Организованность на­селения Москвы сыграла решающую роль во время массированных огневых налетов, когда против­ник забрасывал несколько тысяч зажигательных бомб сразу. В отличие от англичан, московские пожарные выез­жали на места возгораний сразу, как поступал сигнал - не дожидаясь окончания налета. И начинали борьбу с огнем. Благодаря мужеству пожарных и всенародному участию населения в системе ПВО деревянная на две трети тогда Москва пострадала намного меньше, чем каменный Лондон. АНДРЕЕВ

Для борьбы с немецкой авиацией широко применя­ли маскировку зданий.

У фашистских летчиков имелись подробные многоцветные планы Москвы. Не­обходимо было ввести в заблуждение штурманов «юнкерсов» и «хейнкелей».

Работа эта проводилась по единому замыслу.

Руководили ею ведущие архитекторы и градостроители. -Крыши, фасады домов, ас­фальт и булыжник площадей красили зеленой краской под аллеи и скверы. -Вокзалы, мосты, театры, церкви деформировали фанерными прист­ройками, надстройками, декорациями. -Плотно «заст­роили» Красную площадь, до неузнаваемости измени­ли Мавзолей, Большой театр. Кровли цехов крупных предприятий «загримировали» под крыши ма­лоэтажных домиков.

-На окраинах города, в пригородах построили лож­ные объекты. Они должны были привлечь внимание вра­га и заставить его сбросить бомбы на пустыри. Возвели фальшивые «нефтебазы» с подъездными железнодорож­ными путями. Соорудили ложные аэродромы с макетами самолетов, которые по специальному заказу поставлял один из московских деревообрабатывающих комбина­тов. Когда немцы клева­ли на нехитрую приманку и сбрасывали зажигательные бомбы, наземные команды поджигали заранее заготов­ленные кучи хвороста, дров, бочки с отработанным мас­лом - и возникал «пожар». На него, как мотыльки на огонь, набрасывались идущие следом бомбардировщики. На ложные объекты гитлеровцы сбросили почти 1 треть своих бомб!

Особенно интенсивно немцы бомбили Москву в ок­тябре - ноябре 1941 г., когда они стояли буквально у во­рот советской столицы. В войну в Моск­ве 141 раз объявлялась воздушная тревога.

Лучшим, самым надежным московским бомбоубежищем стало метро. Здесь ежедневно укрывалось до полумиллиона москвичей.

После сигнала «воздушная тревога» дви­жение поездов прекращалось. Население, спустившись по эскалаторам вниз, располагалось на платформах, в тунне­лях (которые обесточивали). В октябре - ноябре, когда Москву особенно часто бомбили, движение поездов пре­кращалось сначала в 7, а потом в 5 часов вечера, и жители советской столицы на всю ночь спускались под землю. Женщины с детьми ночевали на платформах и в вагонах. Остальные - в туннелях. Разрешалось брать с собой по­стельные принадлежности. На рельсы настилали дощатые щиты, общая длина которых достигала 36,5 км. Открыли даже стерильно чистые родильные комнаты, в которых работали опытные акушерки. В московском метро в часы воздушных тревог родилось 217 младенцев!

Врач «Скорой помощи» А.Г. Дрейцер отмечал в дневниковых записях: «8 августа 1941 г. ...В 11 часов вечера вызов в метро «Сокол». Внизу в 4 ряда на полу лежат люди, больше женщины и дети. Лежат они в определенном порядке. Каждая семья имеет свой участок. Стелят газеты, потом одеяла и подушки. Дети спят, а взрослые пьют чай, даже с вареньем, ходят друг к другу в гости. Тихо беседуют. Играют в домино. Несколько пар шахматистов, окруженных болельщиками. Многие читают книги, вяжут, штопают чулки, чинят белье. По обе стороны туннеля стоят поезда, где на диванах спят маленькие дети».

ИГНАТЬЕВ

Чтобы помочь москвичам преодолеть страх, на станции метро «Арбатская» музыканты Московской консерватории через день устраивали кон­церты. САМРЕГА

 

На «Курской» Государственная публичная историче­ская библиотека открыла свой филиал. Он работал с 7 ча­сов вечера до 12 ночи. В мет­ро устраивались передвижные выставки, читались лекции. Народ не унывал.

 

 

Москва пострадала от бомбардировок меньше, чем какая-либо другая из европейских столиц. И все же жертвы и разрушения были значительные. Более 2 тысяч человек погибших, около 6 тысяч - раненых.

 

Быт военной Москвы становился все суровее. На улицах практически исчез детский смех. Занятия в школах так и не начались.

 

 

Вяземская катастрофа

6 сентя­бря 1941 г. Гитлер подписывает директиву о новом генеральном наступлении на Моск­ву. Операция получила название «Тайфун».

 

Немцы перешли в наступление. Началась великая Московская битва.

Подошла война к Подмосковью.

Ночь в накале зарев долга.
Будто русской жертвенной кровью
До земли намокли снега.

По дорогам гремят тачанки,
Эскадроны проходят вскачь,
Приготовились к бою танки
Возле стен подмосковных дач.

Стук подков на морозе четче.
В пар укутан блиндажный лаз.
У околицы пулеметчик
С темной рощи не сводит глаз.

Будто руки окаменели,
Будто вкопан он в грунт, во рву...
Этот парень в серой шинели
Не пропустит врага в Москву.

 

15 октября 1941 г. Государственный комитет обороны принимает постановление «Об эвакуации столицы СССР г. Москвы».В это время линия фронтапроходила в получасе езды от города.

Были подготовлены к взрыву и поджогу 1119 пред­приятий Москвы и Московской области. Перешли на нелегальное положение ты­сячи людей.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.