Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Примерный перечень контрольных вопросов для подготовки к аттестации по дисциплине



1. Роль отечественного фольклора и европейской литературы в становлении отечественной словесности. Эпический стиль средневековой литературы

2. Первое южнославянское влияние: в чем его суть.

3. Летописание как жанр. Летописный свод. Гипотезы о возникновении отечественного летописания. «Повесть временных лет» Нестора ─ образцовое произведение этого жанра.

4. Житие как словесная икона. «Житие Феодосия Печерского» как пример преподобнического жития.

5. Литература в борьбе за утверждение новой христианской морали («Сказание о Борисе и Глебе», «Житие Феодосия Печерского», произведения Владимира Мономаха и др.)

6. Киево-Печерский патерик ─ «прелесть простоты и вымысла» (А.С.Пушкин. Быт и нравы Печерского монастыря, проблемы, волновавшие его обитателей.

7. Отреченные книги Древней Руси (апокрифа): их жанровый состав, идейная направленность, художественное своеобразие.

8. «Слово о полку Игореве»: история находки памятника и его дальнейшая судьба в истории отечественной литературы. Изображение похода Игоря Святославича Новгород-Северского в отечественном летописании и оценка его поступка и личности исследователями.

9. Литературное и фольклорное начала в «Слове о полку Игореве». Христианские и языческие образы. Русская земля и половецкая степь. Боян и Автор «Слова».

10. Приход татар на Русь в «Повести о битве на реке Калке» и отечественном фольклоре. Две картины Русской земли, в «Слове о полку Игореве» и «Слове о погибели Русской земли»: общее и особенное двух этих произведений.

11. «Повесть о разорении Рязани Батыем» ─ трагическое повествование о взаимном непонимании двух разных культур. Композиция, сквозные образы и оптимистический финал этого произведения.

12. «Житие Александра Невского» ─ агиографический портрет русского полководца. Традиции воинской повести в этом произведении.

13. Победа на Куликовом поле и подъем национального духа. «Задонщина» как памятник русского Предвозрождения. «Слово о полку Игореве» и «Задонщина».

14. Второе южнославянское влияние. Епифаний Премудрый – яркий представитель южного стиля «плетения словес» в отечественной литературе.Стефан Пермский ─ новый герой русской агиографии. Бессознательный психологизм Епифания Премудрого.

15. Объединительная идея «Москва ─ третий Рим» и отражение ее в публицистических и беллетристических произведениях второй половины XV ─ первой половины XVI веков.

16. Начало формирования властной вертикали в Московском государстве, отражение этого процесса во внутренней политике (борьба с инакомыслием, полемика «стяжателей» и «нестяжателей» и проч.) и литературе («Сказании о Магмет-салтане» Ивана Персветова, первое послание Ивана Грозного Андрею Курбскому»и проч.)

17. Иван Грозный как писатель и литературный герой (Послание игумену Кирилло-Белозерского монастыря, переписка Грозного и Андрея Курбского, Духовная 1572 г. и т.д.). Формирование нового, антиномичного героя средневековой русской литературы ((«Сказании о Магмет-салтане» Ивана Персветова, «Летописная книги» И.М.Катырева-Ростовского (гл.»Написание вкратце о царях московских») и т.д.)

18. Грандиозные нижные проекты как элемент книжной политики Московского государства.

19. «Домострой» Сильвестра ─ вертикаль власти в границах семьи.

20. Раскол в русской церкви. Протопоп Аввакум ─ один из лидеров раскола. Его литературная деятельность: своеобразие стиля, новаторство. Связь творчества с господствующим стилем эпохи.

21. Кризис власти и ее идеологии в отражении литературы позднего средневековья («Повесть о Шемякином суде», «Повесть о Ерше Ершовиче», «Калязинская челобитная», «Повесть о бражнике» и проч.)

22. Интерес к любовной тематике как проявление ренессансных тенденций в литературе позднего русского средневековья («Повесть о Тверском Отрочем монастыре», «Сказании о молодце и девице» «Сказание о молодце и девице», «Притча о старом муже и молодой девице», «Повесть о женитьбе Ивана Грозного на Марии Темрюковне» и проч.)

23. Женские образы средневековой русской литературы: Ярославна (“Слово о полку Игореве”), Евпраксия (“Повесть о разорении Рязани Батыем”), Феврония (“Повесть о Петре и Февронии Муромских”). Юлиания Лазаревская (“Житие Юлиании Лазаревской”), Татьяна («Повести о Карпе Сутулове»), Аннушка («Повести о Фроле Скобееве») и проч.

24. Изображение конфликта «отцов» и «детей» в русских повестях конца XVII ─ начала XVIII вв. («Повесть о Горе и Злочастии, как Горе-Злочастие довело молотца в иноческий чин», «Повесть о Савве Грудцине»). Новое решение проблемы «отцов» и «детей» в повестях Нового времени («Повесть о Фроле Скобееве», «Гистория о российском матросе Василии Кариотском»).

25. Петровские преобразования и их значение в дальнейшем развитии русской литературы и искусства. Печатный станок на службе просвещения. Пропагандистские мероприятия Петра и роль, которая отводилась в них театру.

26. Начало русского стихотворства: народные истоки и инокультурное влияние. Симеон Полоцкий и его поэтические сборники. «Мир – есть книга» – образ, присутствующий еще в поэзии Симеона Полоцкого и развитый в творческом наследии М.В.Ломоносова. Ученый как толкователь «книги-мира», созданной Богом. «Натурфилософская» поэзия М.В.Ломоносова. Новая интерпретация ломоносовских традиций в поэзии Г.Р.Державина («Бог», «Река времен…» и проч.)

27. Основные тенденции в развитии русской поэзии середины XVIII века: А.Д.Кантемир, М.В.Ломоносов, Г.Р.Державин. VIP-персоны в изображении этих поэтов.

28. Русская литература о воспитании («Юности честное зерцало»; А.Д.Кантемир, «Сатира 2. На зависть и гордость дворян злонравных. Филарет и Евгений», «Сатира 7. О воспитании к князю Никите Юрьевичу Трубецкому»; А.П.Сумароков сатира «О благородстве»; А.Н.Радищев, «Путешествие из Петербурга в Москву» ( гл. «Крестьцы», «Яжбелицы», «Валдаи», «Едрово»).

29. Русский классицизм и европейские литературные традиции. Философская основа этого направления в искусстве. В.К.Тредиаковский и М.В.Ломоносов ─ реформаторы русского стиха. Реформа литературного языка, ее связь с жанровой системой. А.П.Сумароков ─ теоретик русского классицизма («Наставление хотящим быть писателями»)

30. Классицистическая драматургия. Русские трагедии: основные источники сюжетов и их поэтика. «Дмитрий Самозванец» А.П.Сумарокова.

31. Классицистическая комедия. Эволюция А.П.Сумарокова─комедиографа («Опекун», «Рогоносец по воображению»).

32. «Елагинский кружок» ─ оппонент А.П.Сумарокова в комедиографии. В.И.Лукин, его теория «переложения на наши нравы» пьес иностранных авторов («Мот, любовью исправленный»).

33. А.Н.Новиков ─ журналист, просветитель, издатель. Полемика «Трутня» и «Всякой Всячины». Анализ его лучших сатирических публикаций (“Путешествие в *** И*** Т***”; “Письма к Фалалею”; “Крестьянские отписки”; “Словарь щегольского наречия”, сатирические объявления и рецепты). Возможное участие в его журналах будущих классиков русской литературы.

34. Д.И.Фонвизин, «Бригадир» ─ первая в наших нравах комедия. Д.И.Фонвизин ─ мастер социального портрета. Новаторские приемы, которые использует драматург.

35. Д.И.Фонвизин. «Недоросль». Люди и «скоты» в трактовке Д.И.Фонвизина-публициста («Опыт российского сословника») и драматурга. Мастерство писателя в разработке этой проблемы.

36. Д.И.Фонвизин, «Недоросль». Положительные герои комедии ─ намеченный драматургом путь нравственного совершенствования человека. Разработка темы нравственного совершенствования в «Опыте российского сословника». Подсознательное стремление драматурга преодолеть стесняющие его творческую фантазию рационалистические рамки классицизма («Друг честных людей, или Стародум»).

37. Сентиментализм и классицизм: особенное и общее. Жанровый состав сентиментализма, взаимоотношение поэзии и прозы. Литературный язык этого направления. «Жизнь человеческого сердца» в повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза». Неоднозначность оценок героев и их поступков. Кризис русского сентиментализма и его судьба в современности.

38. А.Н.Радищев ─ «бунтовщик похуже Пугачева». Изображение властной вертикали в книге (гл. «София», «Чудово», «Спасская Полесть», «Завидово», «Выдропуск» и др.) и анализ неэффективности подобной формы правления. Драма руководителя, формально сконцентрировавшего в своих руках огромную власть.

39. А.Н.Радищев, «Путешествие из Петербурга в Москву». Народ и интеллигенция: в чем причина их непонимания? Как, по мнению писателя, можно ее преодолеть? Оппозиционная интеллигенция и власть. Интеллигенция и эстетические ценности, подлинные и мнимые. Интеллигенция и литературные авторитеты. Интеллигенция и народная культура. В чем, по мнению писателя, заключается роль интеллигенции в русском обществе.

40. И.А.Крылов, начало творческого пути. Шутотрагедия «Подщипа» ─ блестящая пародия на каноны классицистической драматургии. «Тень Баркова» в этой пьесе.

 

  1. СООТНОШЕНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ И ПРИМЕНЯЕМЫХ МЕТОДОВ И ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ

 

Код раздела, темы дисциплины Активные и интерактивные методы обучения Формы учебных занятий и виды учебной работы
Лекция Практич., семинар. занятие Лабораторное занятие Н/и семинар, семинар-конференция, коллоквиум Домашняя работа Графическая работа Реферат, эссе, творч. работа Расчетная работа (программный продукт) Расчетно-графич. работа Курс. проект (работа) Контрольная работа Коллоквиум
  Методы активного обучения                  
Проектная работа                        
Обучение на основе опыта (кейс-анализ, case-study)                        
Имитационные технологии (деловые игры и др.)                        
Методы проблемного обучения (дискуссии, поисковые работы, исследовательский метод и т.п.)                        
Командная работа                        
Другие (указать, какие)                        
Дистанционные образовательные технологии и электронное обучение                        
Сетевые учебные курсы                        
Виртуальные практикумы и тренажеры                        
Вебинары и видеоконференции                        
Другие (указать, какие)                        

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.