Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Место дисциплины в структуре модуля



История отечественной литературы XI─XVIII вв. открывает цикл лекций преподавателей-литературоведов, посвященных историко-культурным процессам, происходившим происходившим в отечественной литературе. Поскольку ряд современных событий не только в культуре, но даже политике корнями своими уходит в анализируемый период и оставил след в литературе, лектор проводит параллели между событиями прошлыми и нынешними.

1.4. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах:

[Часов, % от объема аудиторной нагрузки по дисциплине].

Трудоемкость освоения дисциплины

[таблицы формируются отдельно по каждой форме обучения]

 

Виды учебной работы, формы контроля Всего, час. Учебные семестры, номер
I    
Аудиторные занятия, час.        
Лекции, час. 34/16 34/8  
Практические занятия,час. нет нет    
Самостоятельная работа студентов, включая время, отводимое на все виды текущей и промежуточной аттестации, час.    
Вид промежуточной аттестации (Э, З) [ З] [Э, З] [Э, З]
Общая трудоемкость по учебному плану, час.      
Общая трудоемкость по учебному плану, з.е.        

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Код раздела, темы Раздел, тема дисциплины* Содержание
01.00 Литература Киевской Руси  
01.01 Фольклор и древнерусская литература Фольклор ─ национальный фундамент отечественной словесности. Его структура: обрядовый─необ-рядовый, эпос─лирика, проза─поэзия, сказочный-─правдоподобный. Его основные особенности: устность, вариативность, синтетизм, неподцензурность. Язык фольклора ─ язык национальной культуры. Судьбоносный выбор православия кн.Влади-миром ─ «царская дорога» к формированию национальной литературы. Первое южнославянское влияние и его значение для развития отечественной литературы. Духовный подвиг Кирилла (Константина) и Мефодия. Климент Охридский. Славянская азбука. Русский фольклор и литература как единство противоположностей. Функциональный состав и предполагаемая численность книжного репертуара Киевской Руси. Фольклорный субстрат в ранней рус-ской литературе. Общее и особенное в фольклорной и древнерусской литературной традициях. Эпический стиль в фольклоре и литературе.
01.02 Русское летописание История возникновения начального русского летописания (гипотезы А.А.Шахматова, Д.С.Лихаче-ва, Б.А.Рыбакова). От эпического времени к времени историческому. Ансамблевый характер летописи (летописный свод). Новый принцип изображения человека в традициях стиля монументального историзма. «Повесть временных лет» Нестора ─ образцовое произведение летописного жанра. Основной композиционный элемент летописи. Причины обращения Нестора к фольклору. Провиденциализм русской исторической мысли раннего средневековья.
01.03. Международные литературные связи домонгольской Руси «Шестоднев» Иоанна Экзарха Болгарского (2-я пол.IX ─ перв.треть X в. ─ самое значительное из известных на Руси произведений, комментирующее библейский рассказ о сотворении мира.«Девгениево деяние» ─ древнерусская переводная повесть, восходя-щая к византийским эпическим преданиям X в. «Александрия» ─ эллинистический роман II─III вв. , повествующий о жизни Александра Македонского (356─323 гг. до н.э.), появимвшийся на Руси не позднее XIII в.
01.04 Ранняя русская агиография, патерики и апокрифы Биография и агиобиография. Жития как словесная икона: типологическое сходство в их структуре. Пролог и Четьи-Минеи. Борис и Глеб ─ первые святые отечественного пантеона, рассказ об их подвиге в духовном стихе и мученическом житии (мартирии). Культ св.Бориса и Глеба в борьбе с княжескими усобицами. «Житие Феодосия Печерского» - пример преподобнического жития. Феодосий как типичный герой произведения в духе монументального историзма.Роль жанра жития в нравственной жизни россиян и дальнейшем развитии отечественной литературы. Быт и нравы Киево-Печерского монастыря в «Житии Феодосия Печерского» и «Киево-Печерском патерике» епископа Владимирского Симона и инока Поликарпа.Апология Киево-Печерской обители, пример пренебрежения преходящими благами земной жизни, предпочтение вере перед позитивным знанием и иные проблемы, интересовавшие наших современников в XIII в. и отраженные в «Патерике». Отреченные книги Древней Руси: причины настороженного отношения к ним. Апокрифы и ереси. Апокрифы и фольклор. Жанры апокрифов. Апокрифические евангелия и другие произведения древнерусской литературы, не рекомендованные для чтения верующим.  
01.05 «Слово о полку Игореве» и «Слово о погибели Русской земли» История находки, исследования, издания и утраты рукописного сборника, включавшего «Слово». Аргументы сторонников и противников подлинности поэмы. . Версии, объясняющие поход Игоря Новгород-Северского в союзе с Всеволодом Трубчевским, Владимиром Путивльским и Святославом Ольговичем Рыльским против половцев (Д.С.Лихачев, Б.Н.Рыбаков и др.). Образы Русской земли и половецкой степи. Русские и половцы как «единство противоположностей», как неизбежная борьба «света» и «тьмы», символических образов, широко представленных в поэтической система «Слова». Архетипический сюжет «молодец на чужой земле» и его мастерское использование Автором «Слова» в системе аргументов, призванных наряду с прямыми призывами побудить князей «вступить в золотое стремя за землю Русскую, за раны Игоревы, буего Святславича». Боян и Автор: что объединяет, а что различает двух поэтов. Гипотезы об имени Автора «Слова» Фольклорное и книжное начала, христианские и языческие образы в «Слове». Особая роль природы в произведении. Ритмичность «Слова». Композиция произведения и проблема жанра. Два «Слова», два различных описания Русской земли. Что общего в жанровой природе и композиции этих произведений.  
02.00 Литература периода национального унижения  
02.01 «Повесть о битве на реке Калке» и «Повесть о разорении Рязани Батыем» Жанр воинских повестей. Приход татар на Русь в изображении «Повести о битве на реке Калке». Объяснение причин русского поражения. «Повесть о разорении Рязани Батыем» ─ трагическое повествование о взаимном непонимании культур. Оригинальная композиция компилятивного произведения. Национальное и общехристианское начала сквозного образа, объединяющего это компилятивное произведение. Чем вызван идейно-эмоциона-льный настрой финальной части «Повести».
02.02 «Житие Александра Невского» Жизнь и житие Александра Невского: причины замалчивания некоторых фактов его биографии. Своеобразие литературного портрета Александра. Трансформация обязательных элементов агиографического произведения в житии полководца. Традиции воинской повести в этом произведении.
03.00 Литература периода возрождения национальной государственности  
03.01 Памятники русского Предвозрождения. Выдающиеся представители этого периода Победа на Куликовом поле и подъем национального духа. Психологизм русской живописи этого периода. Новое «открытие человека» как самоценной личности, способной самостоятельно распоряжаться своей судьбой. «Задонщина» как памятник русского Предвоз-рождения. Основная идея этого произведения. «Задонщина» и «Слово о полку Игореве». Плагиат или талантливая интерпретация? «Задонщина» и скептики. Новое в стиле «Задонщины». «Задонщина» и «Слово…» ─ диптих через века. Второе южнославянское влияние. Епифаний Премудрый – яркий представитель южного стиля «плетения словес» в отечественной литературе. «Житие Стефана Пермского» – панегирик вжанре жития. Стефан Пермский ─ герой риторико-пане-гирического стиля русской агиографии, self-made-man русской средневековой культуры. Вычурность стиля как средство решения творческой задачи максимально полно реализовать средневековый принцип целостности изображения. Плач «инока списающа» – первое в отечественной литературе «путешествие» в творческую лабораторию писателя. Преподобный Сергий Радонежский (Варфоломей) в общественно-политической и церковной жизни России рубежа XIV - XV вв. Его«Житие» – опыт жизнеописания человека во всем многообразии его социальных и духовных связей. Выдающаяся фактографичность этого произведения.  
03.02 «Москва – третий Рим» как объединительная идея Общественно-политическая ситуация в России и мире, благоприятствовавшая формированию этой идеи. «Послание на звездочетцев» старца псковского Елиазарова монастыря Филофея к дьяку Мисюрю Мунехину с формулировкой концепции «Москва – третий Рим». «Сказание о князьях Владимирских» – легендарная генеалогия русских князей. Использование «Сказания» в политической борьбе за укрепление сначала великокняжеской, а затем и царской власти, претензиях России на полноправное участие в мировом политическом процессе. Сюжет «Сказания» в рельефах, украшающих «царское место» в Успенском соборе Московского Кремля. «Повесть о взятии Царьграда турками в 1453 г.» Нестора-Искандера(?) – рассказ о неизбежности гибели Константинополя, погрязшего в грехах. Композиция «Повести», включающаяВступление, «предсказывающее» судьбу столицы Византийской империи, и Заключение, пророчествующее о будущей мессианской роли России. «Повесть о новгородском белом клобуке» - отголосок теории «Москва – третий Рим» в новгородской литературе. «Москва – третий Рим» и русское мессианство нового времени.
03.03 Строительство вертикали власти. Новая концепция литературного героя. Развитие концепции государственной власти в «Сказании о Магмет-салтане» Ивана Пересветова: Противопоставление мудрого и грозного турецкого царя Магмет-салтана безвольному христианскому Константину-царю. Основные направления внутриполитической деятельности Магмет-салтана. Новая концепция человека в этом произведении. Иван Грозный как писатель и литературный герой (основные факты его биографии и противоречивая оценка его личности современниками и потомками). Отражение противоречивой личности писателя в его творчестве. Отражение борьбы за самодержавную власть в переписке с Андреем Курбским. «История о великом князе Московском» А. Курбского попытка современника объяснить причину противоречивого характера первого русского царя. Второе послание А. Курбского Ивану Грозному ─ блестящий анализ его индивидуального стиля. Самодержавие и грандиозные литературные проекты. Апология московского самодержавия в «Степенной книге». Создание «Стоглава» и «Великих Миней Четьих» под руководством митрополита Макария как попытка властей взять под свой контроль культуру и литературу в Московской Руси. Лицевой летописный свод (1568—1576) и его таинственный (?) редактор. «Домострой» Сильвестра ─ вертикаль власти в границах семьи.
04.00 Русская литература на границе эпох  
04.01 «Бунташный» XVII век.   Русская смута и ее последствия в истории государства и литературе. Раскол в русской церкви как следствие политических перемен и отголосок объединительной идеи «Москва ─ третий Рим». Аввакум, патриарх Никон и царь Алексей Михайлович: история их взаимоотношений. Трансформация жанра в «Житии протопопа Аввакума, имсамим написанного». Аввакум – человек и писатель эпохи барокко. Глубокая эмоциональность стиля, гордое самоуничижение, свойственный писателю смех сквозь слезы. Роль бытовых чудес в его «Житии». Новые темы русской литературы. Обличение средневекового судопроизводства в «Повести о Шемякином суде» и «Повести о Ерше Ершовиче». Сатирическое изображение жизни монахов Троицкого Калязинского монастыря (на левом берегу Волги, против города Калязина) в пародийной «Калязинской челобитной». Обличение формального благочестия в «Повести о бражнике».
04.02 Развитие любовной темы в отечественной средневековой литературе Ярославна (“Слово о полку Игореве”) – образцовая жена князя-воина.Преданная до гроба Евпраксия (“Повесть о разорении Рязани Батыем”). Мудрая и верная жена Феврония (“Повесть о Петре и Февронии Муромских”). Заботливаяжена, мать, хозяйка Юлиания Лазаревская (“Житие Юлиании Лазаревской”, написанное Каллистом Осоргиным). Любовь земная и любовь небесная в изображении «Повести о Тверском Отрочем монастыре». Аннушка из «Повести о Фроле Скобееве» – активная защитница своего женского счастья. Предприимчивая Татьяна, невольная нарушительница домостроевских норм, из «Повести о Карпе Сутулове». Пример любовного пикирования средневековых влюбленных в «Сказании о молодце и девице». Укоризна старикам, ищущим любви юных девушек в «Притче о старом муже и молодой девице». Брак как дипломатический и политический акт в «Повести о женитьбе Ивана Грозного на Марии Темрюковне». Развитие любовной темы в поздней средневековой литературе как проявление возрожденческих тенденций. Желание изобразить разные типы женщин в авантюрной «Гистории об Александре, российском дворянине».
04.03 Проблема «отцов» и «детей» в бытовых повестях XVII ─ начала XVIII вв. Сочувственное отношение к нарушителю общественной “домостроевской” морали в «Повести о Горе и Злочастии, как Горе-Злочастие довело молотца в иноческий чин». Связь “Повести” с фольклорными традициями. Ее герой – предтеча “маленького человека” русской классической литературы XIX в. Фаустовская тема в русской средневековой «Повести о Савве Грудцине». Новый тип героя в этом произведении. Влияние на повесть религиозной легенды и волшебной сказки. Бытовые реалии XVII века в «Повести». Плутовская «Повесть о Савве Грудцине» ─ предтеча нового решения конфликта «отцов» и «детей».
04.04 Петр Великий и «птенцы гнезда Петрова». Печатный станок на службе просвещения, значение этого акта для дальнейшего развития нашей культуры. Пропагандистские мероприятия Петра (периодическая печать, зрелища, театр и проч.). Стремление Петра к внешней «европеизации» России (обрезание кафтанов, бород, организация ассамблей, «Табель о рангах» и проч.). Реакция на реформы Петра в различных слоях русского общества. А.Д.Кантемир ─ создатель «реально-обличительного направления» в отечественной литературе. «Сатира 1. На хулящих учение. К уму своему»; «Сатира IV. О опасности сатирических сочинений. К музе своей». Реформы Петра и новое положение женщины-дворянки в обществе. Женщины во главе русского государства. Женщины-ученые (Е.Дашкова и др.). Женщины-литераторы (Екатерина II и др.). Женщины-авантюристки. М.В.Ломоносов ─ создатель «идеально-панегирического направления» в русской литературе XVIII в. Женщина-символ в его одах и стихах: «Ода на день восшествия… Елизаветы Петровны 1747 года»; «Разговор с Анакреоном. Ответ на оду XXVIII» и т.д.Реакция современников на толкование поэтом-одописцем образа «великой Петровой дщери» (И.Барков. Пародийные «оды» из сборника «Девичья игрушка» (факультативно); А.Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву» («Слово о Ломоносове») и проч.). Г.Р.Державин ─ тот, кто «объединил поэзию с жизнью». Екатерина Великая в изображении Г.Державина (цикл стихов, посвященных Фелице) и А.Радищева («Осьмнадцатое столетие»). Попытки Екатерины II ввести элементы либерализации в отечественный литературный процесс. Авторы XVIII века о роли художника в создании новой России, ее истории и искусства (А.Д.Кантемир, «Сатира IV. К музе своей»; М.В.Ломоносов, «Разговор с Анакреоном»; Г.Р.Державин, «К лире», «Памятник», «Тончию». А.Н.Радищев, «Путешествие из Петербурга в Москву (гл.:Посвящение А.М.К., Слово о Ломоносове)»
04.05     Поэтический опыт целостного постижения мира   Народная тоническая поэзия, ее носители и наиболее популярные виды. Силлабическое стихотворство и его ритмообразующие элементы. Симеон Полоцкий и его сборники «Рифмологион» и «Вертоград многоцветный». Умопостигаемая сущность представленных в «Вертограде» «куриезов» и «раритетов». Поэт как “второй бог”, а слово как инструмент преобразования мира. «Мир – есть книга» – образ, присутствующий еще в поэзии Симеона Полоцкого и развитый в творческом наследии М.В.Ломоносова. Бог и поэт как творцы мира материального и мира воображаемого (М.Ломоносов, «Ода, выбранная из Иова» и его панегирические произведения). Грандиозность поэтического мира ломоносовских од. «Натурфилософская» поэзия М.Ломоносова и его научные исследования – стремление приблизиться к абсолютному знанию и Божественной сущности («Я долго размышлял и долго был в сомненьи…»; «Утреннее размышление о Божьем величии»; «Вечернее размышление о Божьем величии» и т.д.). Бог как мир в оде Г.Р.Державина «Бог». Место человека в этом мире. Барочные традиции в религиозно-философской поэзии Г.Р.Державина. Бог как высший судия в стихотворении Г.Р.Державина «Властителям и Судиям».
04.06 Литература XVIII века об обязанностях дворянства   Петровский «Табель о рангах» – формальный стимул активизировать деятельность всех сословий русского общества ради блага государства. Василий Кариотский – пример деятельного дворянина петровской эпохи («Гистория о российском матросе Василии Кариотском»). Защита петровской идеи личного участия всех российских граждан в укреплении военной мощи и благосостояния России в творчестве Антиоха Кантемира: «Сатира 2.На зависть и гордость дворян злонравных. Филарет и Евгений» и проч. Развитие идей А.Кантемира в сатире Александра Сумарокова «О благородстве». Притчи А.Сумарокова о роли дворянства в государственном устройстве («Голова и члены»), о бесполезности их праздного существования («Соболья шуба», «Ось и Бык») и проч. Г.Державин о дворянах и их обязанностях («Вельможа», «Властителям и судиям», «Водопад» и проч.). Соединение в его творчестве истинной поэзии с дидактикой (В.Г.Белинский «Поэзия Державина»).  
04.07 Литература XVIII о воспитании Руководства по обучению европейским правилам хорошего тона: «Приклады, како пишутся комплименты», «Юности честное зерцало». А.Д.Кантемир («Сатира 2.На зависть и гордость дворян злонравных. Филарет и Евгений»; «Сатира 7. О воспитании к князю Никите Юрьевичу Трубецкому») о главной цели воспитания и роли личного примера родителей. Развитие идей А.Кантемира в сатире Александра Сумарокова «О благородстве». М.В.Ломоносов о роли науки в воспитании молодежи («Ода на день восшествия… Елизаветы Петровны 1747 года»). Тема воспитания в комедиях Д.И.Фонвизина «Бригадир» и «Недоросль». Качественно иной взгляд на проблему воспитания у А.Н.Радищева («Путешествие из Петербурга в Москву»: гл. «Крестьцы», «Яжбелицы», «Валдаи», «Едрово»). Писатель о развращающем действии крепостного права («Путешествие…»: гл.»Зайцево», «Медное» и др.).
05.00 Русский классицизм  
05.01 Русского классицизм: от теории к творчеству Рационализм ─ философская основа классицизма. Русский классицизм и европейские литературные традиции. В.К.Тредиаковский и М.В.Ломоносов ─ реформаторы русского стиха. Реформа литературного языка, ее связь с жанровой системой. А.П.Сумароков ─ теоретик русского классицизма («Наставление хотящим быть писателями») Театральные элементы в русском. фольклор.Русский театр барокко: его идейно-воспитательное значение. Примеры психологического изображения в барочной пьесе («Действие на рождество Христово»). Особенности барочного театра. Классицистическая драматургия. Роль трех единств в развитии драматургического мастерства авторов. Русские трагедии: основные источники сюжетов и их своеобразие. «Дмитрий Самозванец» А.П.Сумарокова: три уровня драматургического конфликта. Связь сюжета историческими фактами. Основные персонажи. Эволюция классицистической комедии. А.П.Сумароков о комедии («Наставление хотящим быть писателями») и его первые произведения в этом жанре. Критика комедий драматурга членами «елагинского кружка». В.И.Лукин, его теория «переложения на наши нравы пьес иностранных авторов» и ее реализация в собственном творчестве («Мот, любовью исправленный») А.П.Сумароков в 1760-е гг. (второй период творческой деятельности). «Опекун» ─ комедия характеров.  
05.02 Русская журналистика и драматургия последней трети XVIII в. Екатерина II ─ «Тартюф в юбке» или талантливая продолжательница петровских преобразований? 1969 ─ первая попытка либерализовать прессу сверху. Оживление журнальной деятельности. Полемика «Трутня» и «Всякой Всячины»: итоги полемики. Журналы А.Н.Новикова ─ лаборатория для русских литераторов нового поколения. Лучшие сатирические публикации в журналах Н.Новикова (“Путешествие в *** И*** Т***”; “Письма к Фалалею”; “Крестьянские отписки”; “Словарь щегольского наречия”, сатирические объявления и рецепты): связь их с традициями демократическойсатиры XVII века и новыми жанрами русской периодики века XVIII. Д.И.Фонвизин ─ журналист и публицист. «Несколько вопросов, могущих возбудить в умных и честных людях особливое внимание» - дерзкий вызов сатирика Екатерине II (охарактеризовать основной круг вопросов и ответов на них). “Всеобщая придворная грамматика” – остроумная сатира на нравы императорского двора. «Бригадир» ─ «первая в наших нравах [социальная] комедия» Д.И.Фонвизина. Связь проблематики пьесы с выступлениями русских журналов того времени. Структура пьесы, языковая характеристика персонажей. А.П.Сумароков в 1970-е гг. (третий период творческой деятельности) создатель бытовых комедий («Рогоносец по воображению»). «Недоросль» Д.И.Фонвизина ─ вершина русской классицистической комедиографии. Связь с событиями 1770-х гг. Связь с публицистикой писателя, в частности с его «Опытом российского сословника». Образный ответ Д.И.Фонвизина на вопрос, поставленный еще А.П.Сумароковым: «Ах, можно ли людьми скотине обладать?» Приемы постановки и пути решения этой проблемы. Положительные герои комедии ─ намеченный драматургом путь нравственного совершенствования человека в духе масонской философии. Придуманный драматургом прием наглядной демонстрации этого пути. Неосознанное желание драматурга преодолеть стесняющие его творческую фантазию рационалистические рамки классицизма («Друг честных людей, или Стародум»). Критики классицизма в XVIII в.: И.С.Барков (пародийные стихи), А.Н.Радищев («Путешествие… (гл. «Тверь», «Слово о Ломоносове»), И.И.Дмитриев («Чужой толк»), И.А.Крылова («Трумф, или Подщипа»).  
06.00 Русский сентиментализм. «Бедная Лиза» Н.М.Карамзина – вершина русской сентиментальной прозы.     Сентиментализм – альтернативный путь развития в искусстве. Сентиментализм и классицизм: особенное и общее (формирование совершенного человека, взгляд на взаимоотношение природы и цивилизации, крестьян и дворян (горожан), отношение к фольклору, проблеме национальной самобытности (ментальности) и т.д.). Жанровый состав сентиментализма, взаимоотношение поэзии и прозы. Литературный язык этого направления. «Бедная Лиза» Н.М.Карамзина. Предшественницы «Бедной Лизы»: комическая опера М.Попова «Анюта» (1772), роман П.Львова «Российская Памела, или История Марии, добродетельной поселянки» (1789). «Бедная Лиза» – социальная трагедия или любовная драма? Крестьянки действительно «любить умеют»? А предвидеть последствия своей любви тоже? Эраст – подлец или жертва обстоятельств? «Жизнь человеческого сердца» в мастерском изображении автора «Бедной Лизы». Психологическая обоснованность поступков персонажей и авторского повествования об их трагической судьбе. Музыкальность прозы Н.Карамзина, Причины необыкновенной популярности повести и неоднозначного отношения к роковому поступку её героини. Был ли у Лизы иной выход? Есть ли на него указания в повести, в частности, выборе основного места действия? Литературные «дочери» «Бедной Лизы» («Бедная Маша» А.Измайлова, «История бедной Марьи» Н.Брусилова, «Даша, деревенская девушка» П.Львова, «Ростовское озеро» В.Измайлова, «Спасская лужайка» И.Лажечникова и проч.) Кризис русского сентиментализма и его судьба в современности. Значение русского сентиментализма в историко-литературном процессе.  
07.00 А.Н.Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву» и ода «Вольность» ─ итоговое произведение русской литературы XVIII века Указ Екатерины II «о вольных типографиях» (1783) и история издания книги А.Н.Радищева. А.Н.Радищев: основные вехи биографии. Ода «Вольность» и «Путешествие…»: учение об естественном и гражданском праве – мировоззренческая основа этих произведений. Функциональное назначение эпиграфа к «Путешествию…». Цель работы над книгой, заявленная в «Посвящении А.М.К.». Логика в расположении глав книги. Своеобразие стиля «Путешествия…» Изображение властной вертикали в книге А.Н.Радищева (гл. «София», «Чудово», «Спасская Полесть», «Завидово», «Выдропуск» и др.) и анализ ее неэффективности. Имеет ли народ право призвать к ответу власть, забывшую свой долг перед подданными? Взаимоотношение власти и оппозиции. Взаимоотношение власти и религиозных институтов. В чем драма руководителя, формально сконцентрировавшего в своих руках огромную власть? Какие пути решения возникшего противоречия между самодержцем и его окружением видит писатель? Как, по мнению автора «Вольности», живется людям при демократии («Вольность», 25-37)? Отчего же людям не живется так вечно («Вольность», 38-44)? Кто представляет интеллигенцию в книге А.Н.Радищева? Что, по мнению писателя, мешает этим людям найти понимание в среде народа? Как можно разрушить это отчуждение? («Путешествие…», гл.: «Любани», «Зайцово», «Едрово», «Пешки», «Городня» и проч.). Как русский интеллигент относится к духовной культуре народа? Что может стать для него критерием в оценке эстетических достоинств фольклорных произведений? («София», «Едрово», «Клин» и проч.) Интеллигенция и литературные авторитеты («Тверь»). Интеллигенция и литературные власти (цензура) («Торжок»). Согласны ли Вы с его самооценкой: «Я зрю сквозь столетия» (подтвердите или опровергните это утверждение своими собственными наблюдениями над судьбой России и ее народа).  

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.