История отечественной литературы XI─XVIII вв. открывает цикл лекций преподавателей-литературоведов, посвященных историко-культурным процессам, происходившим происходившим в отечественной литературе. Поскольку ряд современных событий не только в культуре, но даже политике корнями своими уходит в анализируемый период и оставил след в литературе, лектор проводит параллели между событиями прошлыми и нынешними.
1.4. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах:
[Часов, % от объема аудиторной нагрузки по дисциплине].
Трудоемкость освоения дисциплины
[таблицы формируются отдельно по каждой форме обучения]
Виды учебной работы, формы контроля
Всего, час.
Учебные семестры,
номер
I
Аудиторные занятия, час.
Лекции, час.
34/16
34/8
Практические занятия,час.
нет
нет
Самостоятельная работа студентов, включая время, отводимое на все виды текущей и промежуточной аттестации, час.
Вид промежуточной аттестации (Э, З)
[ З]
[Э, З]
[Э, З]
Общая трудоемкость по учебному плану, час.
Общая трудоемкость по учебному плану, з.е.
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Код
раздела, темы
Раздел, тема
дисциплины*
Содержание
01.00
Литература Киевской Руси
01.01
Фольклор и древнерусская литература
Фольклор ─ национальный фундамент отечественной словесности. Его структура: обрядовый─необ-рядовый, эпос─лирика, проза─поэзия, сказочный-─правдоподобный. Его основные особенности: устность, вариативность, синтетизм, неподцензурность. Язык фольклора ─ язык национальной культуры.
Судьбоносный выбор православия кн.Влади-миром ─ «царская дорога» к формированию национальной литературы. Первое южнославянское влияние и его значение для развития отечественной литературы. Духовный подвиг Кирилла (Константина) и Мефодия. Климент Охридский. Славянская азбука.
Русский фольклор и литература как единство противоположностей. Функциональный состав и предполагаемая численность книжного репертуара Киевской Руси. Фольклорный субстрат в ранней рус-ской литературе. Общее и особенное в фольклорной и древнерусской литературной традициях. Эпический стиль в фольклоре и литературе.
01.02
Русское летописание
История возникновения начального русского летописания (гипотезы А.А.Шахматова, Д.С.Лихаче-ва, Б.А.Рыбакова). От эпического времени к времени историческому. Ансамблевый характер летописи (летописный свод). Новый принцип изображения человека в традициях стиля монументального историзма.
«Повесть временных лет» Нестора ─ образцовое произведение летописного жанра. Основной композиционный элемент летописи. Причины обращения Нестора к фольклору. Провиденциализм русской исторической мысли раннего средневековья.
01.03.
Международные литературные связи домонгольской Руси
«Шестоднев» Иоанна Экзарха Болгарского (2-я пол.IX ─ перв.треть X в. ─ самое значительное из известных на Руси произведений, комментирующее библейский рассказ о сотворении мира.«Девгениево деяние» ─ древнерусская переводная повесть, восходя-щая к византийским эпическим преданиям X в. «Александрия» ─ эллинистический роман II─III вв. , повествующий о жизни Александра Македонского (356─323 гг. до н.э.), появимвшийся на Руси не позднее XIII в.
01.04
Ранняя русская агиография, патерики и апокрифы
Биография и агиобиография. Жития как словесная икона: типологическое сходство в их структуре. Пролог и Четьи-Минеи.
Борис и Глеб ─ первые святые отечественного пантеона, рассказ об их подвиге в духовном стихе и мученическом житии (мартирии). Культ св.Бориса и Глеба в борьбе с княжескими усобицами.
«Житие Феодосия Печерского» - пример преподобнического жития. Феодосий как типичный герой произведения в духе монументального историзма.Роль жанра жития в нравственной жизни россиян и дальнейшем развитии отечественной литературы.
Быт и нравы Киево-Печерского монастыря в «Житии Феодосия Печерского» и «Киево-Печерском патерике» епископа Владимирского Симона и инока Поликарпа.Апология Киево-Печерской обители, пример пренебрежения преходящими благами земной жизни, предпочтение вере перед позитивным знанием и иные проблемы, интересовавшие наших современников в XIII в. и отраженные в «Патерике».
Отреченные книги Древней Руси: причины настороженного отношения к ним. Апокрифы и ереси. Апокрифы и фольклор. Жанры апокрифов. Апокрифические евангелия и другие произведения древнерусской литературы, не рекомендованные для чтения верующим.
01.05
«Слово о полку Игореве» и «Слово о погибели Русской земли»
История находки, исследования, издания и утраты рукописного сборника, включавшего «Слово». Аргументы сторонников и противников подлинности поэмы.
. Версии, объясняющие поход Игоря Новгород-Северского в союзе с Всеволодом Трубчевским, Владимиром Путивльским и Святославом Ольговичем Рыльским против половцев (Д.С.Лихачев, Б.Н.Рыбаков и др.).
Образы Русской земли и половецкой степи. Русские и половцы как «единство противоположностей», как неизбежная борьба «света» и «тьмы», символических образов, широко представленных в поэтической система «Слова».
Архетипический сюжет «молодец на чужой земле» и его мастерское использование Автором «Слова» в системе аргументов, призванных наряду с прямыми призывами побудить князей «вступить в золотое стремя за землю Русскую, за раны Игоревы, буего Святславича».
Боян и Автор: что объединяет, а что различает двух поэтов. Гипотезы об имени Автора «Слова»
Фольклорное и книжное начала, христианские и языческие образы в «Слове». Особая роль природы в произведении. Ритмичность «Слова». Композиция произведения и проблема жанра.
Два «Слова», два различных описания Русской земли. Что общего в жанровой природе и композиции этих произведений.
02.00
Литература периода национального унижения
02.01
«Повесть о битве на реке Калке» и
«Повесть о разорении Рязани Батыем»
Жанр воинских повестей. Приход татар на Русь в изображении «Повести о битве на реке Калке». Объяснение причин русского поражения.
«Повесть о разорении Рязани Батыем» ─ трагическое повествование о взаимном непонимании культур. Оригинальная композиция компилятивного произведения. Национальное и общехристианское начала сквозного образа, объединяющего это компилятивное произведение. Чем вызван идейно-эмоциона-льный настрой финальной части «Повести».
02.02
«Житие
Александра Невского»
Жизнь и житие Александра Невского: причины замалчивания некоторых фактов его биографии. Своеобразие литературного портрета Александра. Трансформация обязательных элементов агиографического произведения в житии полководца. Традиции воинской повести в этом произведении.
03.00
Литература периода возрождения национальной государственности
03.01
Памятники русского Предвозрождения. Выдающиеся представители этого периода
Победа на Куликовом поле и подъем национального духа. Психологизм русской живописи этого периода. Новое «открытие человека» как самоценной личности, способной самостоятельно распоряжаться своей судьбой.
«Задонщина» как памятник русского Предвоз-рождения. Основная идея этого произведения. «Задонщина» и «Слово о полку Игореве». Плагиат или талантливая интерпретация? «Задонщина» и скептики. Новое в стиле «Задонщины». «Задонщина» и «Слово…» ─ диптих через века.
Второе южнославянское влияние. Епифаний Премудрый – яркий представитель южного стиля «плетения словес» в отечественной литературе. «Житие Стефана Пермского» – панегирик вжанре жития. Стефан Пермский ─ герой риторико-пане-гирического стиля русской агиографии, self-made-man русской средневековой культуры. Вычурность стиля как средство решения творческой задачи максимально полно реализовать средневековый принцип целостности изображения. Плач «инока списающа» – первое в отечественной литературе «путешествие» в творческую лабораторию писателя.
Преподобный Сергий Радонежский (Варфоломей) в общественно-политической и церковной жизни России рубежа XIV - XV вв. Его«Житие» – опыт жизнеописания человека во всем многообразии его социальных и духовных связей. Выдающаяся фактографичность этого произведения.
03.02
«Москва – третий Рим» как объединительная идея
Общественно-политическая ситуация в России и мире, благоприятствовавшая формированию этой идеи.
«Послание на звездочетцев» старца псковского Елиазарова монастыря Филофея к дьяку Мисюрю Мунехину с формулировкой концепции «Москва – третий Рим».
«Сказание о князьях Владимирских» – легендарная генеалогия русских князей. Использование «Сказания» в политической борьбе за укрепление сначала великокняжеской, а затем и царской власти, претензиях России на полноправное участие в мировом политическом процессе. Сюжет «Сказания» в рельефах, украшающих «царское место» в Успенском соборе Московского Кремля.
«Повесть о взятии Царьграда турками в 1453 г.» Нестора-Искандера(?) – рассказ о неизбежности гибели Константинополя, погрязшего в грехах. Композиция «Повести», включающаяВступление, «предсказывающее» судьбу столицы Византийской империи, и Заключение, пророчествующее о будущей мессианской роли России.
«Повесть о новгородском белом клобуке» - отголосок теории «Москва – третий Рим» в новгородской литературе.
«Москва – третий Рим» и русское мессианство нового времени.
03.03
Строительство вертикали власти. Новая концепция литературного героя.
Развитие концепции государственной власти в «Сказании о Магмет-салтане» Ивана Пересветова: Противопоставление мудрого и грозного турецкого царя Магмет-салтана безвольному христианскому Константину-царю. Основные направления внутриполитической деятельности Магмет-салтана. Новая концепция человека в этом произведении.
Иван Грозный как писатель и литературный герой (основные факты его биографии и противоречивая оценка его личности современниками и потомками). Отражение противоречивой личности писателя в его творчестве.
Отражение борьбы за самодержавную власть в переписке с Андреем Курбским. «История о великом князе Московском» А. Курбского ─ попытка современника объяснить причину противоречивого характера первого русского царя. Второе послание А. Курбского Ивану Грозному ─ блестящий анализ его индивидуального стиля.
Самодержавие и грандиозные литературные проекты. Апология московского самодержавия в «Степенной книге». Создание «Стоглава» и «Великих Миней Четьих» под руководством митрополита Макария как попытка властей взять под свой контроль культуру и литературу в Московской Руси. Лицевой летописный свод (1568—1576) и его таинственный (?) редактор.
«Домострой» Сильвестра ─ вертикаль власти в границах семьи.
04.00
Русская литература на
границе эпох
04.01
«Бунташный» XVII век.
Русская смута и ее последствия в истории государства и литературе.
Раскол в русской церкви как следствие политических перемен и отголосок объединительной идеи «Москва ─ третий Рим». Аввакум, патриарх Никон и царь Алексей Михайлович: история их взаимоотношений. Трансформация жанра в «Житии протопопа Аввакума, имсамим написанного». Аввакум – человек и писатель эпохи барокко. Глубокая эмоциональность стиля, гордое самоуничижение, свойственный писателю смех сквозь слезы. Роль бытовых чудес в его «Житии».
Новые темы русской литературы. Обличение средневекового судопроизводства в «Повести о Шемякином суде» и «Повести о Ерше Ершовиче». Сатирическое изображение жизни монахов Троицкого Калязинского монастыря (на левом берегу Волги, против города Калязина) в пародийной «Калязинской челобитной». Обличение формального благочестия в «Повести о бражнике».
04.02
Развитие любовной темы в отечественной средневековой литературе
Ярославна (“Слово о полку Игореве”) – образцовая жена князя-воина.Преданная до гроба Евпраксия (“Повесть о разорении Рязани Батыем”). Мудрая и верная жена Феврония (“Повесть о Петре и Февронии Муромских”). Заботливаяжена, мать, хозяйка Юлиания Лазаревская (“Житие Юлиании Лазаревской”, написанное Каллистом Осоргиным). Любовь земная и любовь небесная в изображении «Повести о Тверском Отрочем монастыре». Аннушка из «Повести о Фроле Скобееве» – активная защитница своего женского счастья. Предприимчивая Татьяна, невольная нарушительница домостроевских норм, из «Повести о Карпе Сутулове».
Пример любовного пикирования средневековых влюбленных в «Сказании о молодце и девице». Укоризна старикам, ищущим любви юных девушек в «Притче о старом муже и молодой девице». Брак как дипломатический и политический акт в «Повести о женитьбе Ивана Грозного на Марии Темрюковне». Развитие любовной темы в поздней средневековой литературе как проявление возрожденческих тенденций.
Желание изобразить разные типы женщин в авантюрной «Гистории об Александре, российском дворянине».
04.03
Проблема «отцов» и «детей» в бытовых повестях XVII ─ начала XVIII вв.
Сочувственное отношение к нарушителю общественной “домостроевской” морали в «Повести о Горе и Злочастии, как Горе-Злочастие довело молотца в иноческий чин». Связь “Повести” с фольклорными традициями. Ее герой – предтеча “маленького человека” русской классической литературы XIX в.
Фаустовская тема в русской средневековой «Повести о Савве Грудцине». Новый тип героя в этом произведении. Влияние на повесть религиозной легенды и волшебной сказки. Бытовые реалии XVII века в «Повести». Плутовская «Повесть о Савве Грудцине» ─ предтеча нового решения конфликта «отцов» и «детей».
04.04
Петр Великий и «птенцы гнезда Петрова».
Печатный станок на службе просвещения, значение этого акта для дальнейшего развития нашей культуры. Пропагандистские мероприятия Петра (периодическая печать, зрелища, театр и проч.). Стремление Петра к внешней «европеизации» России (обрезание кафтанов, бород, организация ассамблей, «Табель о рангах» и проч.). Реакция на реформы Петра в различных слоях русского общества.
А.Д.Кантемир ─ создатель «реально-обличительного направления» в отечественной литературе. «Сатира 1. На хулящих учение. К уму своему»; «Сатира IV. О опасности сатирических сочинений. К музе своей».
Реформы Петра и новое положение женщины-дворянки в обществе. Женщины во главе русского государства. Женщины-ученые (Е.Дашкова и др.). Женщины-литераторы (Екатерина II и др.). Женщины-авантюристки.
М.В.Ломоносов ─ создатель «идеально-панегирического направления» в русской литературе XVIII в. Женщина-символ в его одах и стихах: «Ода на день восшествия… Елизаветы Петровны 1747 года»; «Разговор с Анакреоном. Ответ на оду XXVIII» и т.д.Реакция современников на толкование поэтом-одописцем образа «великой Петровой дщери» (И.Барков. Пародийные «оды» из сборника «Девичья игрушка» (факультативно); А.Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву» («Слово о Ломоносове») и проч.).
Г.Р.Державин ─ тот, кто «объединил поэзию с жизнью». Екатерина Великая в изображении Г.Державина (цикл стихов, посвященных Фелице) и А.Радищева («Осьмнадцатое столетие»). Попытки Екатерины II ввести элементы либерализации в отечественный литературный процесс.
Авторы XVIII века о роли художника в создании новой России, ее истории и искусства (А.Д.Кантемир, «Сатира IV. К музе своей»; М.В.Ломоносов, «Разговор с Анакреоном»; Г.Р.Державин, «К лире», «Памятник», «Тончию». А.Н.Радищев, «Путешествие из Петербурга в Москву (гл.:Посвящение А.М.К., Слово о Ломоносове)»
04.05
Поэтический
опыт целостного
постижения мира
Народная тоническая поэзия, ее носители и наиболее популярные виды. Силлабическое стихотворство и его ритмообразующие элементы. Симеон Полоцкий и его сборники «Рифмологион» и «Вертоград многоцветный». Умопостигаемая сущность представленных в «Вертограде» «куриезов» и «раритетов».
Поэт как “второй бог”, а слово как инструмент преобразования мира. «Мир – есть книга» – образ, присутствующий еще в поэзии Симеона Полоцкого и развитый в творческом наследии М.В.Ломоносова. Бог и поэт как творцы мира материального и мира воображаемого (М.Ломоносов, «Ода, выбранная из Иова» и его панегирические произведения). Грандиозность поэтического мира ломоносовских од.
«Натурфилософская» поэзия М.Ломоносова и его научные исследования – стремление приблизиться к абсолютному знанию и Божественной сущности («Я долго размышлял и долго был в сомненьи…»; «Утреннее размышление о Божьем величии»; «Вечернее размышление о Божьем величии» и т.д.).
Бог как мир в оде Г.Р.Державина «Бог». Место человека в этом мире. Барочные традиции в религиозно-философской поэзии Г.Р.Державина. Бог как высший судия в стихотворении Г.Р.Державина «Властителям и Судиям».
04.06
Литература XVIII века об обязанностях дворянства
Петровский «Табель о рангах» – формальный стимул активизировать деятельность всех сословий русского общества ради блага государства. Василий Кариотский – пример деятельного дворянина петровской эпохи («Гистория о российском матросе Василии Кариотском»).
Защита петровской идеи личного участия всех российских граждан в укреплении военной мощи и благосостояния России в творчестве Антиоха Кантемира: «Сатира 2.На зависть и гордость дворян злонравных. Филарет и Евгений» и проч.
Развитие идей А.Кантемира в сатире Александра Сумарокова «О благородстве». Притчи А.Сумарокова о роли дворянства в государственном устройстве («Голова и члены»), о бесполезности их праздного существования («Соболья шуба», «Ось и Бык») и проч.
Г.Державин о дворянах и их обязанностях («Вельможа», «Властителям и судиям», «Водопад» и проч.). Соединение в его творчестве истинной поэзии с дидактикой (В.Г.Белинский «Поэзия Державина»).
04.07
Литература XVIII
о воспитании
Руководства по обучению европейским правилам хорошего тона: «Приклады, како пишутся комплименты», «Юности честное зерцало».
А.Д.Кантемир («Сатира 2.На зависть и гордость дворян злонравных. Филарет и Евгений»; «Сатира 7. О воспитании к князю Никите Юрьевичу Трубецкому») о главной цели воспитания и роли личного примера родителей. Развитие идей А.Кантемира в сатире Александра Сумарокова «О благородстве». М.В.Ломоносов о роли науки в воспитании молодежи («Ода на день восшествия… Елизаветы Петровны 1747 года»).
Тема воспитания в комедиях Д.И.Фонвизина «Бригадир» и «Недоросль».
Качественно иной взгляд на проблему воспитания у А.Н.Радищева («Путешествие из Петербурга в Москву»: гл. «Крестьцы», «Яжбелицы», «Валдаи», «Едрово»). Писатель о развращающем действии крепостного права («Путешествие…»: гл.»Зайцево», «Медное» и др.).
05.00
Русский классицизм
05.01
Русского классицизм: от теории к творчеству
Рационализм ─ философская основа классицизма. Русский классицизм и европейские литературные традиции. В.К.Тредиаковский и М.В.Ломоносов ─ реформаторы русского стиха. Реформа литературного языка, ее связь с жанровой системой. А.П.Сумароков ─ теоретик русского классицизма («Наставление хотящим быть писателями»)
Театральные элементы в русском. фольклор.Русский театр барокко: его идейно-воспитательное значение. Примеры психологического изображения в барочной пьесе («Действие на рождество Христово»). Особенности барочного театра.
Классицистическая драматургия. Роль трех единств в развитии драматургического мастерства авторов. Русские трагедии: основные источники сюжетов и их своеобразие. «Дмитрий Самозванец» А.П.Сумарокова: три уровня драматургического конфликта. Связь сюжета историческими фактами. Основные персонажи.
Эволюция классицистической комедии. А.П.Сумароков о комедии («Наставление хотящим быть писателями») и его первые произведения в этом жанре. Критика комедий драматурга членами «елагинского кружка». В.И.Лукин, его теория «переложения на наши нравы пьес иностранных авторов» и ее реализация в собственном творчестве («Мот, любовью исправленный»)
А.П.Сумароков в 1760-е гг. (второй период творческой деятельности). «Опекун» ─ комедия характеров.
05.02
Русская журналистика и драматургия последней трети XVIII в.
Екатерина II ─ «Тартюф в юбке» или талантливая продолжательница петровских преобразований? 1969 ─ первая попытка либерализовать прессу сверху. Оживление журнальной деятельности. Полемика «Трутня» и «Всякой Всячины»: итоги полемики. Журналы А.Н.Новикова ─ лаборатория для русских литераторов нового поколения. Лучшие сатирические публикации в журналах Н.Новикова (“Путешествие в *** И*** Т***”; “Письма к Фалалею”; “Крестьянские отписки”; “Словарь щегольского наречия”, сатирические объявления и рецепты): связь их с традициями демократическойсатиры XVII века и новыми жанрами русской периодики века XVIII.
Д.И.Фонвизин ─ журналист и публицист. «Несколько вопросов, могущих возбудить в умных и честных людях особливое внимание» - дерзкий вызов сатирика Екатерине II (охарактеризовать основной круг вопросов и ответов на них). “Всеобщая придворная грамматика” – остроумная сатира на нравы императорского двора.
«Бригадир» ─ «первая в наших нравах [социальная] комедия» Д.И.Фонвизина. Связь проблематики пьесы с выступлениями русских журналов того времени. Структура пьесы, языковая характеристика персонажей.
А.П.Сумароков в 1970-е гг. (третий период творческой деятельности) создатель бытовых комедий («Рогоносец по воображению»).«Недоросль» Д.И.Фонвизина ─ вершина русской классицистической комедиографии. Связь с событиями 1770-х гг. Связь с публицистикой писателя, в частности с его «Опытом российского сословника». Образный ответ Д.И.Фонвизина на вопрос, поставленный еще А.П.Сумароковым: «Ах, можно ли людьми скотине обладать?» Приемы постановки и пути решения этой проблемы.
Положительные герои комедии ─ намеченный драматургом путь нравственного совершенствования человека в духе масонской философии. Придуманный драматургом прием наглядной демонстрации этого пути. Неосознанное желание драматурга преодолеть стесняющие его творческую фантазию рационалистические рамки классицизма («Друг честных людей, или Стародум»).
Критики классицизма в XVIII в.: И.С.Барков (пародийные стихи), А.Н.Радищев («Путешествие… (гл. «Тверь», «Слово о Ломоносове»), И.И.Дмитриев («Чужой толк»), И.А.Крылова («Трумф, или Подщипа»).
06.00
Русский сентиментализм. «Бедная Лиза» Н.М.Карамзина – вершина русской сентиментальной прозы.
Сентиментализм – альтернативный путь развития в искусстве. Сентиментализм и классицизм: особенное и общее (формирование совершенного человека, взгляд на взаимоотношение природы и цивилизации, крестьян и дворян (горожан), отношение к фольклору, проблеме национальной самобытности (ментальности) и т.д.). Жанровый состав сентиментализма, взаимоотношение поэзии и прозы. Литературный язык этого направления.
«Бедная Лиза» Н.М.Карамзина. Предшественницы «Бедной Лизы»: комическая опера М.Попова «Анюта» (1772), роман П.Львова «Российская Памела, или История Марии, добродетельной поселянки» (1789). «Бедная Лиза» – социальная трагедия или любовная драма? Крестьянки действительно «любить умеют»? А предвидеть последствия своей любви тоже?
Эраст – подлец или жертва обстоятельств? «Жизнь человеческого сердца» в мастерском изображении автора «Бедной Лизы». Психологическая обоснованность поступков персонажей и авторского повествования об их трагической судьбе. Музыкальность прозы Н.Карамзина,
Причины необыкновенной популярности повести и неоднозначного отношения к роковому поступку её героини. Был ли у Лизы иной выход? Есть ли на него указания в повести, в частности, выборе основного места действия?
Литературные «дочери» «Бедной Лизы» («Бедная Маша» А.Измайлова, «История бедной Марьи» Н.Брусилова, «Даша, деревенская девушка» П.Львова, «Ростовское озеро» В.Измайлова, «Спасская лужайка» И.Лажечникова и проч.)
Кризис русского сентиментализма и его судьба в современности. Значение русского сентиментализма в историко-литературном процессе.
07.00
А.Н.Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву» и ода «Вольность» ─ итоговое произведение русской литературы XVIII века
Указ Екатерины II «о вольных типографиях» (1783) и история издания книги А.Н.Радищева. А.Н.Радищев: основные вехи биографии. Ода «Вольность» и «Путешествие…»: учение об естественном и гражданском праве – мировоззренческая основа этих произведений. Функциональное назначение эпиграфа к «Путешествию…». Цель работы над книгой, заявленная в «Посвящении А.М.К.». Логика в расположении глав книги. Своеобразие стиля «Путешествия…»
Изображение властной вертикали в книге А.Н.Радищева (гл. «София», «Чудово», «Спасская Полесть», «Завидово», «Выдропуск» и др.) и анализ ее неэффективности. Имеет ли народ право призвать к ответу власть, забывшую свой долг перед подданными? Взаимоотношение власти и оппозиции. Взаимоотношение власти и религиозных институтов. В чем драма руководителя, формально сконцентрировавшего в своих руках огромную власть? Какие пути решения возникшего противоречия между самодержцем и его окружением видит писатель?
Как, по мнению автора «Вольности», живется людям при демократии («Вольность», 25-37)? Отчего же людям не живется так вечно («Вольность», 38-44)?
Кто представляет интеллигенцию в книге А.Н.Радищева? Что, по мнению писателя, мешает этим людям найти понимание в среде народа? Как можно разрушить это отчуждение? («Путешествие…», гл.: «Любани», «Зайцово», «Едрово», «Пешки», «Городня» и проч.).
Как русский интеллигент относится к духовной культуре народа? Что может стать для него критерием в оценке эстетических достоинств фольклорных произведений? («София», «Едрово», «Клин» и проч.)
Интеллигенция и литературные авторитеты («Тверь»). Интеллигенция и литературные власти (цензура) («Торжок»).
Согласны ли Вы с его самооценкой: «Я зрю сквозь столетия» (подтвердите или опровергните это утверждение своими собственными наблюдениями над судьбой России и ее народа).